Научная статья на тему 'Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности'

Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1451
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ОСНОВА / МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ / ОБУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ануфриева Светлана Романовна

В данной статье автор рассматривает создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведения, как одно из средств развития познавательной активности младших школьников, и предлагает вариант методики работы учителя над данным видом деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности»

В данной статье автор рассматривает создание мультипликационного фильма при изучении художественного произведения, как одно из средств развития познавательной активности младших школьников, и предлагает вариант методики работы учителя над данным видом деятельности.

Ануфриева Светлана Романовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лопхаринская средняя общеобразовательная школа, учитель начальных классов Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарекий район, п. Лопхари svetlana_anufrie@bk.ru

СОЗДАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО ФИЛЬМА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Как можно развивать познавательную активность младших школьников при изучении художественного произведения?

--4_—

Ключевые слова: интерес; познавательная направленность; мультипликационный фильм; литературная основа; методика работы над художественным произведением; обучение деятельности

Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. А стимулятором деятельности выступает личная заинтересованность ученика. Она состоит из реальных предметных, учебных, творческих действий в принятии решений по преодолению препятствий.

Интерес характеризуется познавательной активностью. Ученик ищет интересующую его информацию, посвящает свободное время предмету познавательного интереса. Направляя интерес детей, их личную заинтересованность к этому предмету, учитель тем самым повышает познавательную активность. В данном случае предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма.

В чем привлекательность мультфильмов для детей: в ярких, необычных героях? или в сказочном, фантастическом сюжете? а, может, это уход от реального мира в мир придуманный? Замечательно, если мультфильм несет в себе воспитательную, нравственную, познавательную ценность, особенно, если мы вспомним - сколько создано мультфильмов!

Давайте рассмотрим, что такое мультфильм вообще. Слово «мультипликация» в переводе с латинского означает «умножение». Человеческий глаз удерживает любое изображение в течение одной двадцатой доли секунды. В кинопроекторе за одну секунду пробегает 24 кадра, и все они сливаются в одно непрерывное изображение. Это экранное произведение, информация которого представлена на пленочном носителе со сменой кадров посредством проекции на экран.

Повышение познавательной активности зависит от множества факторов, в том числе, и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия является учебный материал.

Создание мультфильма на уроках - это, по сути, проектное обучение. Личностный смысл деятельности ученика повышает его мотивацию в учении и развивает его творческий потенциал. Эту возможность можно и нужно использовать на уроках; например, автор статьи реализовала этот метод на уроках литературного краеведения (предмет регионального компонента Базисного учебного плана) при изучении устного народного творчества.

Давайте рассмотрим, каким же образом этот метод осуществляется на практике. Для начала необходимо узнать литературную основу создаваемого мультфильма. В нашем случае пусть это будет сказка писателя Ивана Истомина «Черный и Белый». В чем же состоит методика работы учителя?

1. Познакомить с литературным произведением.

2. Дать понять, что создание мультфильма - это чрезвычайно интересный и полезный вид работы: он помогает вспомнить художественное произведение, пересказать его, поработать над текстом, над отработкой выразительности речи, интонацией. И, кроме того, - узнать о своем крае через данное произведение.

3. Определить деятельность участников по созданию мультфильма:

- Режиссер. Человек, от действий которого зависит весь процесс создания мультфильма.

- Сценаристы. Отвечает за подробное описание действия (сценарий), на основе которого создается мультфильм.

- Оператор. Производит съемку.

- Художники. Готовят изобразительный ряд, что войдет в кадр, оформляют место, где будет происходить съемка.

- Кукловоды. Управляют действиями кукол.

- Звукорежиссер. Производит озвучивание кадров актерами.

- Музыкальный редактор. Подбирает соответствующую музыку к соответствующему кадру.

- Актеры. Читают роли при озвучивании мультфильма.

- Критики/редакторы. Редактируют и оценивают работу всех участников.

После знакомства со сказкой, повторения содержания, учащиеся начинают создавать из пластилина героев мультфильма и предметы декораций. На этом этапе проводится беседа, в ходе которой дети познают родной край через содержание произведения: какие животные живут в нашем крае? где происходит действие сказки? растут ли деревья, какие именно? где живут медведи? кто написал сказку? какова главная мысль сказки? чему учит?

Чтобы создать пластилиновую фигурку, нужно точно знать, как выглядит животное, птица. Поэтому возникает необходимость поиска информации: ученики находят иллюстрации, сведения о животном. Участники формируют группы, распределяют роли. Мы готовим место, где будет происходить съемка. Как показывает опыт, обычно это парта, где можно разместить декорации. Исходя из условий сказки, размещаем на одной стороне деревья, а на другой - импровизированные льдины. Съемка производится цифровым фотоаппаратом, с одной точки. После каждого кадра фигурки смещаются, чтобы сымитировать движение. Снова - фиксация кадра. И так - множество раз.

Затем приступаем к творческому процессу. - Сценаристы, что возьмем из текста для мультфильма? Предлагайте ваш сценарий.

- Художники, что нам необходимо для съемки этих кадров? Что поместим в кадр? Лес это или льды?

- Кукловоды, управляете куклами согласно сценарию.

- Оператор, фиксируйте каждый кадр.

- Музыкальный редактор, подберите музыку в компьютере.

- Звукорежиссер, какие звуки, слова, речь, будем озвучивать.

- Критики, редактируйте работу сценаристов и ху-

дожников, а также всех участников. Таблица

№ кадра Изображение Сценарий

1 Берлога. В ней Черный Медведь сосет лапу. (Таких кадров несколько) Текст

2 Берлога тает. (Таких кадров несколько). Текст

3 И так далее

Конечный этап работы - «монтаж» всех кадров в один фильм (видеоклип) на компьютере.

Познавательная активность здесь направлена на исследование окружающего мира через познание того маленького мира из художественного произведения. Она помогает сконцентрировать внимание учащихся на исследуемых объектах через продуктивную дея-

тельность - создание мультипликационного фильма. Обучать такой деятельности означает делать учение мотивированным, учить ребенка ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность). Обучение деятельности предполагает, на начальных этапах, совместную учебно-познавательную деятельность учащихся под руководством учителя. В качестве художественной основы можно выбрать любое художественное произведение по программе литературного чтения, или эпизод произведения; главное -сам процесс должен быть творческим. Конечно же, на одном уроке создать мультипликационный фильм не получится. Но продолжить начатую работу можно и во внеурочной деятельности: на кружке, дома. Результат, или творческий продукт - это мультфильм, который можно будет посмотреть всем вместе, показать другим. Знания, умения, навыки, которые получили учащиеся во время деятельности при создании мультипликационного фильма, надолго останутся в их памяти. Главное - заинтересовать ребенка, дать поле для творческой деятельности. А такая форма обязательно заинтересует детей, ведь интересы младшего школьника характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому материалу, который подается особенно ярко и эффектно, привлекая его

внимание. А то, что интересно, - и в этом мы недалеко ушли от детей, - всегда усваивается лучше, глубже

и радостнее.

Литература

1. Бредихина Т.А. Развитие познавательной активности и речевой коммуникации обучающихся в условиях реализации программы углубленного и профильного обучения английскому языку// Эксперимент и инновации в школе.-

2009. - №6.

2. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -

2010.-№1.

3. Козлова Т.И., Полюхова Е.П. Влияние междисциплинарного обучения на познавательно-личностное развитие младших школьников // Эксперимент и инновации в шко-ле,- 2008. - №3.

4. Манина П.А. Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009.-N23.

5. Сологуб В.А. Методика создания мультимедийных пособий и программ. Занятие 3. // Эксперимент и инновации в школе,- 2009. -№1.

6. Чернышева Т.Ю. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях уровневой дифференциации // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010.- N21.

Автор делится опытом работы по использованию моделей ТРИЗ-технологии в образовательном процессе, приводит примеры заданий, которые позволяют сделать сложный материал более простым для усвоения.

Гвоздикова Елена Ивановна

МОУ «СОШ №97 с полным днём пребывания детей» учитель русского языка и литературы Удмуртская Республика, г. Ижевск eleanochka@bk.ru eleanochka@gmail.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Как развивать творческую личность, способную самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации?

т

Ключевые слова: дифференцированный и индивидуальный подход, исследовательская деятельность, развитие способностей и познавательных интересов, ТРИЗ-технология, лингвистические задачи.

В образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением инновационных технологий. Важной целью образо-

вания в этих условиях становится подготовка учеников к решению широкого круга проблем, к овладению исследовательской деятельностью, направленной на развитие способностей и познавательных интересов каждого ребенка, учитывая психологические особенности его развития.

Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования, а следовательно, и успешность обучения школьников.

Обучать серьезному надо увлекательно. ТРИЗ-технология - преимущественно игровая, а поскольку она еще и предполагает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода, каждый ребенок выполняет задание на своем уровне развития, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями. Если игра интересна, увлекательна, разнообразна - энергия ребенка неиссякаема. Приведу примеры игр, которые использую на уроках.

Игра «Аукцион» или «Укрась слово»

Учитель показывает какой-либо предмет (книгу, ручку, тетрадь, др.) и предлагает детям по цепочке называть признаки предмета и действия, отвечая на вопросы какой? что делает? Если ученик повторяет уже сказанное или затрудняется ответить, он садится. В конце игры остается один ученик-победитель.

Игра «Цепочка»

Учитель называет любое слово (существительное) и имя ученика. Этот ученик называет признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием. И т.д.

Например: Крокодил - зелёный - кустарник - колючий - еж - маленький - мячик - легкий - пример -длинный - день - счастливый - друг - испытанный -прибор - дорогой - костюм.

Игра «Путаница»

Класс делится на две группы. Одна группа записывает на отдельных листочках имена существительные, другая - глаголы. Затем учитель наугад берет листочки из каждой группы и записывает полученное сочетание. Например: «дом прыгает», «чайник фыркает», «ветер поёт» и т.д. Дети пытаются:

а) объяснить последствия получившихся нелепиц;

б) объяснить, как такое может быть на самом деле, используя переносное значение слов и аналогии.

Например: объяснить, как ветер может петь - сильные порывы ветра мы слышим, эти звуки напоминают нам песню.

Благодаря данной игре дети хорошо усваивают, что такое метафора.

В традиционной педагогике работа с метафорами сводится к общим рекомендациям типа «пробуждать детей делать сложные сравнения», «учить детей раскрывать смысл метафор» и т.д. Основная цель педагога, использующего ТРИЗ-технологию: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафоры.

Последовательность сочинения метафор может выглядеть так:

1. Что? (выбрать объект).

2. Что делает? (назвать действие объекта).

3. На что похож? (выбрать другой объект, совершающий такое же действие).

4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит его действие).

5. Пункт 4 (прилагательное) + Пункт 3 (существительное) = метафора.

Пример:

1. Котёнок.

2. Играет.

3. Ребёнок.

4. Дом.

5. Котёнок - домашний ребёнок.

С огромным интересом дети решают лингвистические задачи. Вот некоторые из них.

1. Лингвист приехал в город Языкознание и решил навестить своих друзей-близнецов, которых звали звук, окончание, слово и предложение. Лингвист хорошо помнил, что все они жили в домах с одинаковым номером 5. Одна лишь проблема: он забыл название улиц. Помогите ему, пожалуйста, вспомнить названия улиц, на которых жили его друзья. Подумайте, что это были за близнецы.

2. На улице Фонетика построили дом. Желающих получить новую квартиру много. Это звуки: [р], [б], [ж], [а], [п], [ш], [о], [ц], [у], [ы]. К сожалению, свободных квартир, осталось только 4: однокомнатная, двухкомнатная, трёхкомнатная, четырёхкомнатная.

Как расселить эти звуки, чтобы они остались довольны и жили дружно между собой?

3. Бабушка Морфология решила разобрать морфологические признаки, которые долгое время находились в её сундуке. Здесь были наклонение и лицо, вид и склонение, спряжение и падеж, число и время.

Теперь они будут находиться в шкафу, в котором 3 полки.

- Как бабушка Морфология разложит эти морфологические признаки?

- Кому из них придётся «разрываться»?

- Как можно решить эту проблему, убрав одну полку из шкафа?

4. Синтаксис получил новую квартиру. Придя в магазин, он растерялся: вся мебель очень удобная и красивая. Здесь были приставки, звуки, омонимы, запятые, словосочетания, фразеологизмы, тире, предложения, предлоги, обращения, орфограммы.

Что из данной мебели Синтаксис купит себе в квартиру? Что поставит в гараж?

5. В туристическую фирму пришли слова: филин, олимпиада, бюро, синтаксис, рифма, гараж, матч, штаб, вахта, почта, джем. Они хотели бы поехать отдохнуть в разные страны: в Грецию, Францию, Германию и Англию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вернувшись из поездки, они снова пришли в эту туристическую фирму и сказали, что отдых им не понравился. Почему?

6. В бор за грибами на двух автобусах приехали слова: шляпка, гребень, норка, ключ, полотно, кнопка, спутник, лук, коса.

Собирали грибы долго и очень устали, поэтому хотели побыстрей сесть в автобус. Но вот проблема: номер они не запомнили, а автобусы совершенно одинаковые. Как быть?

7. Коля Грамотейкин объявил всему классу, что он сделал великое открытие: слова, оканчивающиеся на - ая, являются именами прилагательными, так как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.