Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ НАУЧНОЙ ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА'

СОЗДАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ НАУЧНОЙ ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУЧНАЯ ГРУППА / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафроненко Андрей Владимирович, Овсянникова Елена Георгиевна, Котиева Инга Мовлиевна, Додохова Маргарита Авдеевна, Ганцгорн Елена Владимировна

В данной работе рассматривается опыт создания междисциплинарной научной группы обучающихся ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России в рамках реализации проекта «Изучение соединений с предполагаемой противоопухолевой фармакологической активностью на основе оловоорганических соединений» на базе молодежного научного кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии. Цель - проанализировать опыт создания и результаты работы междисциплинарной научной группы обучающихся (I-VI курсов образовательных программ 31.05.01 «Лечебное дело», ординатуры и аспирантуры) с целью оптимизации критериев отбора обучающихся в междисциплинарную научную группу. Материал и методы. Отображены основные методы формирования междисциплинарной научной группы обучающихся и результаты заочного анкетирования членов молодежного научного кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии. Результатом обработки анкет является вычисление процентных соотношений между различными вариантами ответов. Оценку силы связи между фактором риска и исходом определяли с помощью таблиц сопряженности. Результаты. Опыт создания и результаты работы междисциплинарной научной группы на базе молодежного научного кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии показал, что социально-профессиональные планы обучающихся тесно связаны с интенсивностью работы в составе продуктивного научного коллектива. Обучение в аспирантуре, докторантуре и последующая работа в профессорско-преподавательском составе в вузе рассматриваются как желаемая перспектива для большинства членов малой исследовательской группы. Формирование междисциплинарных научных групп позволит в долгосрочной перспективе покрыть возрастающие потребности в омоложении профессионального кадрового состава вуза. Заключение. Сформулированы алгоритм отбора обучающихся в междисциплинарную научную группу и преимущества комплексной долгосрочной подготовки обучающихся в качестве кадрового резерва профессорско-преподавательского коллектива вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафроненко Андрей Владимирович, Овсянникова Елена Георгиевна, Котиева Инга Мовлиевна, Додохова Маргарита Авдеевна, Ганцгорн Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF AN INTERDISCIPLINARY SCIENTIFIC GROUP OF STUDENTS AS A WAY TO DEVELOP THE HUMAN POTENTIAL OF THE UNIVERSITY

This work examines the experience of creating an interdisciplinary scientific group of students of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Rostov State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation within the framework of the project «Study of compounds with suspected antitumor pharmacological activity based on organotin compounds» on the basis of the youth scientific group of the Department of «Pharmacology and Clinical Pharmacology». The purpose is to analyze the experience of creating and the results of working an interdisciplinary scientific group of students (I-VI courses of educational programs 31.05.01 «Medical business», residency and postgraduate studies) in order to optimize selecting of students in an interdisciplinary scientific group. Material and methods. The main methods of forming an interdisciplinary scientific group of students and the results of a correspondence survey of members of the youth scientific group of the Department of «Pharmacology and Clinical Pharmacology» are displayed. The result of processing questionnaires is the estimating of percentages between different answer options. The assessment of the strength of the relationship between the risk factor and the outcome was determined using conjugacy tables. Results. The experience of creating an interdisciplinary research group and working there on the basis of the youth scientific group of the Department of Pharmacology and Clinical Pharmacology had showed that the socio-professional plans of students are closely related to the intensity of work as part of a productive research team. Postgraduate studies, doctoral studies and subsequent work as a teaching activity at a university are considered as a desirable prospect for most members of a small research group. The formation of interdisciplinary research groups will make it possible in the long term to cover the growing needs for rejuvenation of the university professional staff. Conclusion. There were formulated the algorithm of selecting students for an interdisciplinary research group and the advantages of comprehensive long-term training of students as a personnel reserve of the university teaching staff.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ НАУЧНОЙ ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА»

СОЗДАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ НАУЧНОЙ ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА

Сафроненко А.В., Овсянникова Е.Г., Котиева И.М., Додохова М.А., Ганцгорн Е.В., Куделина О.М., Алхусейн-Кулягинова М.С., Котиева Е.М., Котиева В.М.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 344022, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

В данной работе рассматривается опыт создания междисциплинарной научной группы обучающихся ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России в рамках реализации проекта «Изучение соединений с предполагаемой противоопухолевой фармакологической активностью на основе оловоорганических соединений» на базе молодежного научного кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии.

Цель - проанализировать опыт создания и результаты работы междисциплинарной научной группы обучающихся (I-VI курсов образовательных программ 31.05.01 «Лечебное дело», ординатуры и аспирантуры) с целью оптимизации критериев отбора обучающихся в междисциплинарную научную группу. Материал и методы. Отображены основные методы формирования междисциплинарной научной группы обучающихся и результаты заочного анкетирования членов молодежного научного кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии. Результатом обработки анкет является вычисление процентных соотношений между различными вариантами ответов. Оценку силы связи между фактором риска и исходом определяли с помощью таблиц сопряженности. Результаты. Опыт создания и результаты работы междисциплинарной научной группы на базе молодежного научного кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии показал, что социально-профессиональные планы обучающихся тесно связаны с интенсивностью работы в составе продуктивного научного коллектива. Обучение в аспирантуре, докторантуре и последующая работа в профессорско-преподавательском составе в вузе рассматриваются как желаемая перспектива для большинства членов малой исследовательской группы. Формирование междисциплинарных научных групп позволит в долгосрочной перспективе покрыть возрастающие потребности в омоложении профессионального кадрового состава вуза.

Заключение. Сформулированы алгоритм отбора обучающихся в междисциплинарную научную группу и преимущества комплексной долгосрочной подготовки обучающихся в качестве кадрового резерва профессорско-преподавательского коллектива вуза.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Сафроненко А.В., Овсянникова Е.Г., Котиева И.М., Додохова М.А., Ганцгорн Е.В., Куделина О.М., Алхусейн-Кулягинова М.С., Котиева Е.М., Котиева В.М. Создание междисциплинарной научной группы обучающихся как путь развития кадрового потенциала вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 105-113. DOI: https://doi. org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-105-1 13

Статья поступила в редакцию 22.03.2022. Принята в печать 25.05.2022.

Ключевые слова:

образовательный процесс; высшее медицинское образование; междисциплинарная научная группа; кадровый потенциал вуза

CREATION OF AN INTERDISCIPLINARY SCIENTIFIC GROUP OF STUDENTS AS A WAY TO DEVELOP THE HUMAN POTENTIAL OF THE UNIVERSITY

Safronenko A.V., Ovsyannikova E.G., Kotieva I.M., Dodokhova M.A., Gantsgorn E.V., Kudelina O.M., Alkhuseyn-Kulyaginova M.S., Kotieva V.M., Kotieva E.M.

Rostov State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 344022, Rostov-on-Don, Russian Federation

This work examines the experience of creating an interdisciplinary scientific group of students of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Rostov State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation within the framework of the project «Study of compounds with suspected antitumor pharmacological activity based on organotin compounds» on the basis of the youth scientific group of the Department of «Pharmacology and Clinical Pharmacology».

The purpose is to analyze the experience of creating and the results of working an interdisciplinary scientific group of students (I —VI courses of educational programs 31.05.01 «Medical business», residency and postgraduate studies) in order to optimize selecting of students in an interdisciplinary scientific group. Material and methods. The main methods of forming an interdisciplinary scientific group of students and the results of a correspondence survey of members of the youth scientific group of the Department of «Pharmacology and Clinical Pharmacology» are displayed. The result of processing questionnaires is the estimating of percentages between different answer options. The assessment of the strength of the relationship between the risk factor and the outcome was determined using conjugacy tables.

Results. The experience of creating an interdisciplinary research group and working there on the basis of the youth scientific group of the Department of Pharmacology and Clinical Pharmacology had showed that the socio-professional plans of students are closely related to the intensity of work as part of a productive research team. Postgraduate studies, doctoral studies and subsequent work as a teaching activity at a university are considered as a desirable prospect for most members of a small research group. The formation of interdisciplinary research groups will make it possible in the long term to cover the growing needs for rejuvenation of the university professional staff.

Conclusion. There were formulated the algorithm of selecting students for an interdisciplinary research group and the advantages of comprehensive long-term training of students as a personnel reserve of the university teaching staff.

Funding. The study had no sponsor support. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

For citation: Safronenko A.V., Ovsyannikova E.G., Kotieva I.M., Dodokhova M.A., Gantsgorn E.V., Kudelina O.M., Alkhuseyn-Kulyaginova M.S., Kotieva V.M., Kotieva E.M. Creation of an interdisciplinary scientific group of students as a way to develop the human potential of the university. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe raz-vitie [Medical Education and Professional Development]. 2022; 13 (2): 105-13. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-105-113 (in Russian) Received 22.03.2022. Accepted for publication 25.05.2022.

Keywords:

educational process; higher medical education; interdisciplinary research group; personnel potential of the University

Сафроненко А.В., Овсянникова Е.Г., Котиева И.М., Додохова М.А., Ганцгорн Е.В., Куделина О.М., Алхусейн-Кулягинова М.С., Котиева Е.М., Котиева В.М. Создание междисциплинарной научной группы обучающихся как путь развития

кадрового потенциала вуза

Модернизация и совершенствование образовательной деятельности для наращивания конкурентоспособного кадрового потенциала сотрудников вуза является приоритетной задачей для планирования стратегического развития университета. Именно кадры в настоящее время становятся основным преимуществом любой образовательной организации. Подготовка в аспирантуре остается основным институтом для получения ученой степени и формирования коллектива для последующей работы в вузе [1]. При обсуждении состояния и перспектив развития российской аспирантуры многие авторы отмечают низкую публикационную активность аспирантов 1-го и 2-го года обучения, а также снижение доли выпускников, защитивших диссертацию в срок [2, 3]. На уровне университета это может привести к потере специалистов высокого уровня на завершающей стадии обучения. Большое количество федеральных, региональных и внутривузовских проектов направлены на поддержку инициатив талантливой молодежи, в том числе в области науки. На наш взгляд, реализация крупномасштабных научных проектов в России должна быть основана на применении инновационных подходов модернизации системы работы обучающихся в научном молодежном кружке. Только при комплексном подходе можно успешно подготовить будущих «высокоресурсных» аспирантов в качестве кадрового резерва профессорско-преподавательского коллектива вуза, мотивированных на научную деятельность.

В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, вызванной распространением вируса SARS-CoV-2 [4], для успешной реализации образовательных программ и стратегий развития сотрудни-

ки ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России успешно апробировали инновационные подходы во время обучения по профилю многих дисциплин [5-9]. Последовательное развитие элементов дистанционного обучения в вузе позволило внедрить наиболее эффективные приемы и во внеаудиторную работу обучающихся, а также обеспечить междисциплинар-ность научного направления. Над большим экспериментальным проектом «Изучение соединений с предполагаемой противоопухолевой фармакологической активностью на основе оловоорганических соединений» работают специалисты в области следующих специальностей: «фармакология и клиническая фармакология», «организация здравоохранения», «патологическая физиология» и «биологическая химия». Преимущества такого комплексного подхода неоспоримы: работа над проектом расширяет возможности изучения с применением специфических методов каждой области знаний, увеличивает профессиональную подготовку сотрудников и обучающихся в области экспериментальных исследований, значительно повышает практическую значимость работы и т.д.

Опыт создания и результаты работы междисциплинарного коллектива преподавателей и обучающихся на базе кафедры фармакологии и клинической фармакологии описан в данной работе.

Цель - проанализировать опыт создания и результаты работы междисциплинарной научной группы обучающихся (I-VI курсов образовательных программ 31.05.01 «Лечебное дело», ординатуры и аспирантуры) с целью оптимизации критериев отбора обучающихся в междисциплинарную научную группу.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Мы разработали алгоритм отбора обучающихся в междисциплинарную рабочую

Таблица 1. Этапы формирования исследовательской группы обучающихся*

Этап отбора Суть этапа

I. Реферативный Обучающийся, изъявивший желание заниматься научной деятельностью, получает от своего куратора-преподавателя тему для краткого сообщения (выступление 5 мин, презентация). Тема выбирается согласно плану работы научно-исследовательского кружка. Подготовка сообщения контролируется преподавателем. Выступление происходит в присутствии участников научно-исследовательского кружка: педагогов и обучающихся и оценивается по 5-балльной шкале каждым экспертом независимо друг от друга. Критерии оценки докладчика: владение материалом, представление презентации сообщения, степень готовности для интерактивного общения (ответы на вопросы), владение приемами ораторского мастерства. При получении максимального балла по всем критериям от всех экспертов обучающийся переходит на II этап отбора

На этом этапе отбора обучающийся получает задание по реализации не II. Обобщения просто сообщения по теме, а обобщения материала с составлением краткого и систематизация обзора литературы. Работа выполняется под руководством преподавателя-информации куратора. Доклад оценивается по той же схеме и системе оценки, что и на из литературных предыдущем этапе отбора. При получении максимальных баллов экспертной источников комиссии по итогам выступления обучающийся переходит на следующий этап отбора

III. Теория и практика экспериментальных исследований Обучающийся, успешно прошедший первые два этапа отбора, получает допуск в экспериментальную лабораторию, где под руководством более опытных обучающихся (аспиранты, ординаторы) овладевает навыками работы с лабораторными животным и оборудованием: ухода за животными моделями, введения исследуемых субстанций различными способами и перевивки опухолевого материала, а также другими фармакологическими, патофизиологическими, биохимическими и статистическими методами исследования. При успешном овладении необходимыми навыками и умениями обучающийся допускается на следующий этап - непосредственно к экспериментальной работе совместно с руководителями научного направления

Реализация плана разработки направления «Изучение соединений IV Экспе имен с предполагаемой противоопухолевой фармакологической активностью на . _ р основе оловоорганических соединений» совместно с руководителями проекта. тальный Также в этот этап работы входит обучение педагогами основам написания научной статьи по теме проведенного исследования

* По такому алгоритму отбор обучающихся производится в течение 2 лет (2020-2021).

группу. Данная методика осуществляется поэтапно с применением элементов дистанционных технологий (табл. 1).

При подведении итогов работы научно-исследовательского кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии за 2020-2021 гг. обучающимся был предложен авторский опросник. Анкетирование было добровольным и анонимным с соблюдением

принципов Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации в действующей редакции. От каждого участника опроса было получено информированное согласие. 42 обучающихся различной степени вовлеченности в научно-исследовательскую работу и курса обучения прошли данное анкетирование. Респонденты были разделены на 2 группы по принципу полноценного вхо-

Сафроненко А.В., Овсянникова Е.Г., Котиева И.М., Додохова М.А., Ганцгорн Е.В., Куделина О.М., Алхусейн-Кулягинова М.С., Котиева Е.М., Котиева В.М. Создание междисциплинарной научной группы обучающихся как путь развития

кадрового потенциала вуза

ждения в малую междисциплинарную исследовательскую группу (10 человек). К концу 2021 г. остальные обучающиеся находились на разных этапах отбора (32 человека).

Сравнение результатов анкетирования проводили с использованием методов первичной описательной обработки с вычислением процентных соотношений между различными вариантами ответов. Оценку силы связи между фактором риска и исходом определяли с помощью 4-польных таблиц сопряженности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование исследовательской группы - это динамический, не останавливающийся процесс. В данном разделе коллектив авторов приведет результаты, полученные за 2 года работы малой междисциплинарной группы обучающихся (табл. 2).

Кроме продуктивной исследовательской и публикационной деятельности в малой междисциплинарной группе отмечается повышение успеваемости, а также формирование сообщества с совпадающими личностными целями и задачами. Яркими примерами формирования общности в группе можно, на наш взгляд, считать низкую вариабельность ответов при анкетировании (табл. 3, 4).

Ответы респондентов на вопрос анкеты «Причина вашего активного участия в работе молодежного научного кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии» отображены в табл. 3.

Ответы респондентов на вопрос анкеты «Наиболее предпочтительное направление вашей деятельности после окончания университета?» отображены в табл. 4.

По результатам статистической обработки материала анкетирования обучающихся (табл. 3, 4) выявлена достоверная сильная

связь (р«0,001, коэффициент сопряженности Пирсона от 0,767 до 0,811) между успешной работой в малой исследовательской группе и мотивационными побуждениями,перспективными личностными планами.

ОБСУЖДЕНИЕ

Вместо традиционной и обособленной работы кафедральных научно-исследовательских кружков, направленных на решение научных задач в рамках одной дисциплины, мы предлагаем создание временных (в рамках одного проекта) или постоянно действующих междисциплинарных научных коллективов обучающихся. Как показал отчет нашей научной группы, эффективность работы такого коллектива очень высока (см. табл. 2). Для сравнения приведем результаты работы научно-исследовательского кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии за 2019 г. При непосредственном участии обучающихся было опубликовано 12 тезисов докладов на студенческих конференциях регионального и федерального масштаба, 2 статьи в журналах из перечня рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.

К моменту окончания вуза кружковец междисциплинарной группы будет иметь навыки самостоятельного применения различных методов исследования, их интерпретации и статистической обработки в зависимости от цели и задач экспериментальной работы, а также опыт написания научной статьи.

При анализе результатов опроса необходимо обратить внимание на желание обучающихся малой исследовательской междисциплинарной группы овладеть практическими навыками, что, безусловно, даст

Таблица 2. Результаты работы междисциплинарной научно-исследовательской группы за 20202021 гг.*

Уровень рецензирования Опубликовано Принято в печать

<в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук 9 2

с \о > IZ Научные издания, которые входят в международные реферативные базы данных и системы цитирования Scopus/ Web of Science 5 2

Патент на изобретение 2 1

Итого 16 5

Мероприятие Подано заявок Результат конкурса

«Эстафета вузовской науки - 2022» 3 2 III место в секции «Клинические исследования в онкологии». III место в секции «Прикладные научно-технологические разработки в области медицины и биомедицины: новые лекарства»

> X о «УМНИК» (Ростовская область) 2 2/1 Оба проекта прошли трехэтапную экспертизу и были допущены в финал конкурса. Один проект «Разработка способа потенцирования эффективности цисплатина введением гибридных оловоорганических соединений в эксперименте» получил финансирование на 2021-2023 гг. в рамках конкурса

Конкурс 2022 г. «Проведение „

, г-« Проект прошел документальную

фундаментальных научных г г ' '

. ' . экспертизу, находится на

исследовании и поисковых 1 V. *

_ рассмотрении. Результаты будут научных исследовании

' опубликованы 1 апреля 2022 г.

отдельными научными группами» ' г

* Приведены только те работы, в которых соавторами являются обучающиеся.

им конкурентное преимущество при дальнейшем трудоустройстве. Немаловажным является выявленное в процессе создания группы совпадение стимулов обучения и перспективных личностных планов для реализации постдипломной деятельнос-

ти. Знания, навыки и умения обучающихся в большой мере определяют выбор желаемой деятельности после окончания университета.

Организация междисциплинарных научных групп - это постепенная, поэтапная,

Сафроненко А.В., Овсянникова Е.Г., Котиева И.М., Додохова М.А., Ганцгорн Е.В., Куделина О.М., Алхусейн-Кулягинова М.С., Котиева Е.М., Котиева В.М. Создание междисциплинарной научной группы обучающихся как путь развития

кадрового потенциала вуза

Таблица 3. Результаты анкетирования обучающихся по вопросу мотивации работы в научно-исследовательском кружке*

~^^^Контингент обучающихся Ответы респондентов Обучающиеся, которые проходят процесс отбора (п=32 человека) Обучающиеся, которые входят в состав малой исследовательской междисциплинарной группы (п=10 человек)

Приобретение практических навыков 21,9% (п=7) 70% (п=7)

Углубление теоретических знаний 31,25% (п=10) 20% (п=2)

Потенциальное влияние на итоги экзаменов 25% (п=8) 0% (п=0)

Получение дополнительных баллов при поступлении в ординатуру 21,9% (п=7) 10% (п=1)

* Показатели в процентах даны с применением математического округления.

Таблица 4. Результаты анкетирования обучающихся по вопросу выбора будущей деятельности*

^^Контингент обучающихся Ответы респондентов Обучающиеся, которые проходят процесс отбора (п=32 человека) Обучающиеся, которые входят в состав малой исследовательской междисциплинарной группы (п=10 человек)

Практическое здравоохранение 21,9% (п=24) 0% (п=0)

Фармацевтическая компания 31,25% (п=2) 0% (п=0)

Преподаватель вуза 25% (п=2) 90% (п=9)

Деятельность, не связанная с медицинским образованием 21,9% (п=4) 10% (п=1)

* Показатели в процентах даны с применением математического округления.

кропотливая работа профессорско-преподавательского состава по отбору наиболее мотивированного и талантливого контингента обучающихся для развития молодежной научной деятельности в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение описанной схемы отбора обучающихся в практической деятельности кафедр медицинского вуза может способствовать увеличению результативности научно-исследовательских кружков, а также повысить результативность и компетентность будущих аспирантов. Применение сформулированного алгоритма отбора обучающихся

в междисциплинарную научную группу и преимущества комплексной долгосрочной подготовки обучающихся в качестве кадрового резерва профессорско-преподавательского коллектива вуза позволят в долгосрочной перспективе покрыть возрастающие потребности в омоложении профессионального кадрового состава вуза квалифицированными, активными и конкурентоспособными сотрудниками. На наш взгляд, описанные этапы формирования исследовательской группы обучающихся являются универсальными и могут быть использованы в работе кафедр медицинского вуза как теоретической, так и практической направленности.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, Ростов-на-Дону, Российская Федерация: Сафроненко Андрей Владимирович (Andrey V. Safronenko) - доктор медицинских наук, профессор, декан лечебно-профилактического факультета, заведующий кафедрой фармакологии и клинической фармакологии E-mail: andrejsaf0mail.ru https://orcid.org/0000-0003-4625-6186

Овсянникова Елена Георгиевна (Elena G. Ovsyannikova) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья (с курсом информационных компьютерных технологий в здравоохранении и медицине) № 2 E-mail: safroeg0yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-2076-3294

Котиева Инга Мовлиевна (Inga M. Kotieva) - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры патологической физиологии E-mail: kukulik700mail.ru https://orcid.org/0000-0002-2796-9466

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Додохова Маргарита Авдеевна (Margarita A. Dodokhova)* - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры биомедицины и психофизиологии E-mail: dodohova0mail.ru https://orcid.org/0000-0003-3104-827X

Ганцгорн Елена Владимировна (Elena V. Gantsgorn) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакологии и клинической фармакологии E-mail: gantsgorn0inbox.ru https://orcid.org/0000-0003-0627-8372

Куделина Оксана Михайловна (Oksana M. Kudelina) - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры фармакологии и клинической фармакологии E-mail: kuomi810mail.ru https://orcid.org/0000-0003-3889-345X

Алхусейн-Кулягинова Маргарита Стефановна (Margarita S. Alkhuseyn-Kulyaginova) -

старший лаборант кафедры химии E-mail: rita.kuljaginva0rambler.ru https://orcid.org/0000-0001-5123-5289

Котиева Виолетта Михайловна (Violetta M. Kotieva) - студент лечебно-профилактического факультета

E-mail: kotieva.violetta0mail.ru https://orcid.org/0000-0003-1783-1073

Котиева Елизавета Михайловна (Elizaveta M. Kotieva) - студент лечебно-профилактического факультета

E-mail: elizaveta.kotieva0mail.ru https://orcid.org/0000-0002-5595-8799

'Автор для корреспонденции.

Сафроненко А.В., Овсянникова Е.Г., Котиева И.М., Додохова М.А., Ганцгорн Е.В., Куделина О.М., Алхусейн-Кулягинова М.С., Котиева Е.М., Котиева В.М. Создание междисциплинарной научной группы обучающихся как путь развития

кадрового потенциала вуза

ЛИТЕРАТУРА

1. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы (статья 1] // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 44-54. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-44-54

2. Бекова С.К. Благополучие аспирантов: обзор исследований и практик // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 422-442. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1635.

3. Гусев А.Б., Юревич М.А. Научная политика России - 2021. Москва, 2021.

4. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 8-24. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12001

5. Минаенко Ю.В., Сазонов Н.С., Горбунова М.О., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Изучение дисциплины «Общая и неорганическая химия» на фармацевтическом факультете РостГМУ в рамках очной формы обучения по индивидуальному плану // Материалы научно-практической конференции: Химия: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, 2016. С. 242-243.

6. Горбунова М.О., Распопова Е.А., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Инновационная форма изучения дисциплины «Физическая и коллоидная химия» на фармацевтическом факультете РостГМУ // Материалы научно-практической конференции: Физическая и коллоидная химия - основа новых технологий и современных методов анализа в химической и пищевой отраслях промышленности. Воронеж, 2016. С. 392-396.

7. Ишихов Ю.А., Горбунова М.О., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Инновационная форма изучения дисциплины «Биологическая химия» на фармацевтическом факультете РостГМУ // Материалы научно-практической конференции: Химия: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, 2017. С. 320-322.

8. Щербакова Е.Ю., Сазонов Н.С., Горбунова М.О., Додохова М.А., Метелица И.А. Использование современных информационных технологий в изучении дисциплины «Аналитическая химия» на фармацевтическом факультете РостГМУ // Материалы научно-практической конференции: Химия: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, 2018. С. 363-366.

9. Комарова Е.Ф., Сафроненко А.В., Додохова М.А. Опыт проведения дисциплины «Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии» в условиях дистанционного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 4. С. 93-99. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-93-99

10. Федулаев Ю.Н., Орлова Н.В., Каминер Д.Д., Чупракова А.Ю., Савина Д.В., Ломайчиков В.В., Пинчук Т.В. Роль студенческого научного кружка в структуре высшего медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 26-39. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12002

REFERENCES

1. Bedny B.I., Mironos A.A., Rybakov N.V. Postgraduate studies as an institutional resource of personnel training for science and higher education (Article 1]. Vysshee obrazovanie v Rosii [Higher education in Russia]. 2019; 28 (8-9]: 44-54. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-44-54 (in Russian]

2. Bekova S.K. Welfare of graduate students: a review of research and practices. Monitoring oschestvennogo mneniya: eko-nomicheskie i sotsialnye peremeny [Monitoring public opinion: economic and social changes]. 2020; (3]: 422-42. DOI: https://doi. org/10.14515/monitoring.2020.3.1635 (in Russian]

3. Gusev A.B., Yurevich M.A. Scientific policy of Russia - 2021. Moscow, 2021. (in Russian]

4. Alekseeva A. Yu., Balkizov Z.Z. Medical education during the COVID-19 pandemic: problems and solutions. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (2]: 8-24. DOI: 10.2441 1/22208453-2020-12001 (in Russian]

5. Minaenko Yu. V., Sazonov N.S., Gorbunova M.O., Dodokhova M.A., Ivanova L.N. Study of the discipline «General and inorganic Chemistry» at the Faculty of Pharmacy of RostSMU in the framework of full-time training according to an individual plan. In: Mate-rialy nauchno-practicheskoy konferentsii: Khimiya: dostizheniya i perspectivy [Materials of the scientific and practical conference: Chemistry: achievements and prospects]. Rostov-on-Don, 2016: 242-3. (in Russian]

6. Gorbunova M.O., Raspopova E.A., Dodokhova M.A., Ivanova L.N. Innovative form of studying the discipline «Physical and colloidal Chemistry» at the Faculty of Pharmacy of RostSMU. In: Materialy nauchno-practicheskoy konferentsii: Fizicheskaya I kolloidnaya khimiya - osnova novykh tekhnologiy i sovremennykh metodov analiza v khimicheskoy i pischevoy otraslyakh promyshlennosti [Materials of scientific and practical conference: Physical and colloidal chemistry is the basis of new technologies and modern methods of analysis in the chemical and food industries]. Voronezh, 2016: 392-6. (in Russian]

7. Ishikhov Yu. A., Gorbunova M.O., Dodokhova M.A., Ivanova L.N. Innovative form of studying the discipline «Biological Chemistry» at the Faculty of Pharmacy of RostSMU. In: Materialy nauchno-practicheskoy konferentsii: Khimiya: dostizheniya i perspectivy [Materials of the scientific and practical conference: Chemistry: achievements and prospects]. Rostov-on-Don, 2017: 320-2. (in Russian]

8. Shcherbakova E. Yu., Sazonov N.S., Gorbunova M.O., Dodokhova M.A., Metelitsa I.A. The use of modern information technologies in the study of the discipline «Analytical Chemistry» at the Faculty of Pharmacy of RostSMU. In: Materialy nauchno-practicheskoy konferentsii: Khimiya: dostizheniya i perspectivy [Materials of the scientific and practical conference: Chemistry: achievements and prospects]. Rostov-on-Don, 2018: 363-6. (in Russian]

9. Komarova E.F., Safronenko A.V., Dodokhova M.A. Experience of conducting the discipline "Clinical biochemistry and the basics of medical biotechnology" in the conditions of distance learning. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (4]: 93-9. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-93-99 (in Russian]

10. Fedulaev Yu.N., Orlova N.V., Kaminer D.D., Chuprakova A. Yu., Savina D.V., Lomaichikov V.V., Pinchuk T.V. The role of students' scientific circle in structure of graduate medical education. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (2]: 26-39. DOI: https://doi.org/10.2441 1/2220-8453-2020-12002 (in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.