Научная статья на тему 'Создание механизма налогообложения интернет-трафика в Российской Федерации'

Создание механизма налогообложения интернет-трафика в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налогообложение интернет-трафика / налоги и интернет / налоговый механизм / цифровизация / taxation of Internet traffic / taxes and the Internet / taxation mechanism / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Георгий Андреевич Суздальский

Цифровизация социально-экономических процессов находит отражение в стремительном росте объемов мирового интернет-трафика. В статье рассматриваются перспективы создания специального механизма налогообложения интернет-трафика в целях усиления контроля за своевременностью и полнотой уплаты соответствующих налогов, а также регулирования негативных эффектов, образующихся в цифровом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of a taxation mechanism for Internet traffic in Russian Federation

The digitalization of socio-economic processes is reflected in the rapid growth of global Internet traffic. The article discusses the prospects for creating a special mechanism for taxing Internet traffic to strengthen control over the timeliness and completeness of payment of relevant taxes, as well as to regulate the negative effects generated in the digital space.

Текст научной работы на тему «Создание механизма налогообложения интернет-трафика в Российской Федерации»

Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 198-201. Audit journal. 2024;(2): 198-201.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336.221

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-2-198-201 NIION: 2017-0074-2/24-061

EDN: https://elibrary.ru/XBAGPO MOSURED: 77/27-021-2024-02-261

Создание механизма налогообложения интернет-трафика

в Российской Федерации

Георгий Андреевич Суздальский

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия, suzdalsky@me.com

Аннотация. Цифровизация социально-экономических процессов находит отражение в стремительном росте объемов мирового интернет-трафика. В статье рассматриваются перспективы создания специального механизма налогообложения интернет-трафика в целях усиления контроля за своевременностью и полнотой уплаты соответствующих налогов, а также регулирования негативных эффектов, образующихся в цифровом пространстве.

Ключевые слова: налогообложение интернет-трафика, налоги и интернет, налоговый механизм, цифровизация

Для цитирования: Суздальский Г.А. Создание механизма налогообложения интернет-трафика в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 198-201. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-198-201. Ей\1: И^У/ elibrary.ru/XBAGPO.

TAXES AND TAXATION

Original article

Creation of a taxation mechanism for Internet traffic in Russian Federation

Georgy A. Suzdalsky

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, suzdalsky@me.com

Abstract. The digitization of socio-economic processes is reflected in the rapid growth of global Internet traffic. The article discusses the prospects for creating a special mechanism for taxing Internet traffic to strengthen control over the timeliness and completeness of payment of relevant taxes, as well as to regulate the negative effects generated in the digital space.

Keywords: taxation of Internet traffic, taxes and the Internet, taxation mechanism, digitization

For citation: Suzdalsky G.A. Creation of a taxation mechanism for Internet traffic in the Russian Federation // Auditorskiye ve-domosti = Audit journal. 2024;(2):198-201. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-198-201. EDN: https:// elibrary.ru/XBAGPO.

Повсеместная цифровизация и стремительное распространение информационных технологий значительно преобразовывают социальные и экономические процессы в современном мире.

Каждая совершаемая в цифровом пространстве банковская транзакция, операция купли-продажи ценных бумаг и другие процессы экономической активности так же, как и цифровое отражение различных социальных

© Суздальский Г. А., 2024

контактов, включающее видеозвонки, обмен сообщениями в интернет-сервисах, просмотр аудиовизуальных произведений и иные действия в сети Интернет, генерируют цифровые данные — интернет-трафик.

На современном этапе общественного развития объем интернет-трафика является количественным показателем, характеризующим влияние цифровизации на социально-экономические процессы.

Вместе с тем переход значительного количества данных процессов в цифровое про-

странство обуславливает необходимость усиления контроля органов государственной власти Российской Федерации за своевременностью и полнотой уплаты соответствующих налогов, а также регулирования возникающих негативных эффектов, в том числе в отношении:

• понуждения к исполнению требований законодательства Российской Федерации со стороны иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети Интернет (цифровых транснациональных компаний) [1];

• совершенствования общего порядка налогообложения доходов интернет-предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность в цифровом информационном пространстве;

• содействия устойчивому развитию телекоммуникационной отрасли экономики Российской Федерации и отечественных ^-технологий;

• обеспечения защиты интеллектуальных прав на аудиовизуальные произведения и другие сложные объекты авторских прав, распространяемые с помощью сети Интернет;

• укрепления национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере;

• противодействия террористической, экстремистской и иной запрещенной деятельности в сети Интернет и др.

С учетом неизбежности дальнейшего технологического прогресса, увеличения влияния цифровых технологий на социально-экономическую сферу жизни современного общества целесообразно определить возможность модернизации и актуализации действующей системы налогообложения Российской Федерации в части создания специального механизма налогообложения интернет-трафика [2].

Предлагаемый механизм подразумевает совокупность определенных способов и правил налоговых отношений, возникающих в процессе взимания налога на передачу (получение) данных через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, который необходимо установить в рамках Налогового кодекса РФ.

По своей экономической сущности данный налог схож с акцизами, которые включаются в стоимость подакцизных товаров и оплачиваются конечными покупателями.

Так, предполагается, что налог на передачу (получение) данных через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет будет представлять собой федеральный косвенный налог, который:

• включается в стоимость оказания услуг по предоставлению доступа к сети Интернет;

• оплачивается пользователями сети Интернет через операторов связи, являющихся налоговыми агентами;

• зависит от использования (посещения) определенных интернет-сайтов и генерируемого объема интернет-трафика [3].

В то же время разработанный механизм налогообложения интернет-трафика предусматривает отнесение ряда интернет-сайтов к специальному Перечню информационных ресурсов, посещение которых освобождается от налогообложения при соблюдении определенных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Иными словами, интернет-трафик, образующийся при посещении подобных интернет-сайтов, не подлежит налогообложению.

Тем самым создается универсальный налоговый механизм налогообложения интернет-трафика со следующими признаками:

• интернет-сайт не соблюдает законодательство РФ и не уплачивает причитающиеся налоги — пользователь уплачивает налог за генерируемый интернет-трафик (в том числе за дополнительный трафик VPN-сервисов);

• интернет-сайт соблюдает законодательство РФ и уплачивает соответствующие налоги — пользователь освобожден от уплаты налога за генерируемый интернет-трафик.

Поступления от взимания данного налога должны носить целевой характер и направляться на финансирование телекоммуникационной отрасли экономики РФ и российских ^-технологий.

В соответствии с «Основными направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» задачи достижения национальных целей развития включают, в частности, укрепление обороноспособности страны и технологическое развитие инфраструктуры [4].

Так, раздел II «Цифровая трансформация» предусматривает реализацию комплекса мер,

направленных на сохранение технологического потенциала, обеспечение цифровой транс -формации, цифровое развитие ключевых отраслей экономики и социальной сферы, включающих:

• формирование глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;

• построение комплексной системы финансирования проектов по разработке (внедрению) российских цифровых технологии и 1Т-решении.

При этом, согласно документу, в налоговой политике в целом акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.

С учетом изложенного предлагаемый механизм налогообложения интернет-трафика:

• не противоречит положениям налоговой политики РФ в части повышения эффективности стимулирующей функции, так как направлен на создание условии" для развития телекоммуникационной отрасли экономики РФ и отечественных 1Т-технологий;

• соответствует задачам достижения национальных целей развития, так как направлен на укрепление обороноспособности страны в информационной сфере и развитие технологической инфраструктуры России.

Так, налогообложение интернет-трафика является прежде всего регулирующим механизмом, который способен:

1) понудить находящиеся в правовой юрисдикции недружественных стран цифровые транснациональные компании к исполнению требований законодательства РФ, так как интернет-пользователи, движимые экономическими мотивами, будут использовать цифровые сервисы и посещать интернет-сайты и, соответственно, генерировать тот интернет-трафик, который не подлежит налогообложению;

2) усилить контроль за общим порядком налогообложения доходов интернет-предпринимателей, осуществляющих цифровую экономическую деятельность, так как налоговые

органы получат инструмент для мониторинга интернет-активности пользователей и смогут осуществлять проверки их деятельности также и на основании анализа исходящего интернет-трафика;

3) содействовать устойчивому развитию телекоммуникационной отрасли экономики России и отечественных IT-технологий, так как российские интернет-ресурсы (соблюдающие требования законодательства РФ) получат значимое конкурентное преимущество (свободный от налогообложения интернет-трафик), а целевой характер поступлений от взимания нового налога будет направлен на финансирование развития технологической инфраструктуры России;

4) повысить эффективность обеспечения защиты интеллектуальных прав на аудиовизуальные произведения и другие сложные объекты авторских прав, распространяемые с помощью сети Интернет, так как использование нелицензионных способов цифрового потребления («пиратских» интернет-сайтов) будет не только ограничиваться с помощью действующего инструментария Роскомнадзора [5], но и облагаться налогом, что снизит эффективность использования различных способов обхода блокировок;

5) укрепить национальную безопасность Российской Федерации в информационной сфере, а также усилить меры противодействия террористической, экстремистской и иной запрещенной деятельности в сети Интернет, так как доступ к интернет-сайтам, распространяющим или обеспечивающим ненадлежащий контроль за размещением запрещенной законодательством РФ информации, подлежит налогообложению.

Таким образом, предлагаемый механизм налогообложения интернет-трафика способен решить целый комплекс социально-экономических задач, стоящих перед органами государственной власти Российской Федерации.

Список источников

1. Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно -телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации» // URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_388781/0be4aad77b8 7303be5d68e7784e2a8459376925a/ (дата обращения: 17.02.2024).

2. Суздальский Г.А. Налог на интернет // Антикризисные задачи развития общественных наук на современном этапе: сб. науч. ст. по итогам Всероссийской научно-практической конференции / под ред. И.Е. Бель-ских. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. С. 83-87.

3. Колчин С.П., Суздальский Г.А. Перспективы налогообложения интернет-трафика в Российской Федерации // Финансовая жизнь. 2022. № 3. С. 4-6.

4. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов // URL: https://miniin.gov.ru/common/

upload/library/2023/09/main/ÜNBNiTTP_202

4-2026.pdf (дата обращения: 27.01.2024).

5. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» // URL: https://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_148497/ (дата обращения: 17.02.2024).

References

1. Federal Law of July 1, 2021 No. 236-FZ "On the activities of foreign persons in the infor-

mation and telecommunications network Internet on the territory of the Russian Federation" // URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_ doc_LAW_388781/0be4aad77b87303be5d 68e778 4e2a8459376925a/ (date of access: 02/17/2024).

2. Suzdalsky G.A. Internet tax // Anti-crisis tasks in the development of social sciences at the present stage: collection of articles. scientific Art. based on the results of the All-Russian Scientific and Practical Conference / ed. I.E. Belskikh. Volgograd: Volgograd Scientific Publishing House, 2015. P. 83-87.

3. Kolchin S.P, Suzdalsky G.A. Prospects for taxation of Internet traffic in the Russian Federation // Financial life. 2022. No. 3. P. 4—6.

4. Main directions of budget, tax and customs tariff policies for 2024 and the planning period 2025 and 2026 // URL: https://minfin.gov. ru/common/upload/library/2023/09/main/0NB NiTTP__2024-2026.pdf (access date: 01/27/2024).

5. Federal Law of July 2, 2013 No. 187-FZ "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on the protection of intellectual rights in information and telecommunication networks" // URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_148497/ (access date: 02/17/2024).

Информация об авторе

Г.А. Суздальский — аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Information about the author

G.A. Suzdalsky — Postgraduate Student of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics.

Статья поступила в редакцию 15.03.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 15.03.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 15.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.