Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ / КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ АКЦИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ / ЦИФРОВОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егошина Н.Г.

Исследуется вопрос создания культурно-воспитательного пространства в процессе изучения иностранного языка студентами технических специальностей. Проблема является актуальной на сегодняшний день, так как высшая школа, выполняя свою первоочередную задачу - подготовку будущего специалиста, ставит во главу угла формирование у студентов профессиональных компетенций, не уделяя должного внимания воспитанию молодых людей, развитию их личностных качеств, ценностных ориентиров, нравственных сущностных сил. Автор полагает, что деятельность вуза в рамках культурно-воспитательного пространства, нацеленная на увеличение доли культурного капитала студентов, несомненно, должна оставаться в приоритете. В статье приводятся результаты исследований разными авторами воспитательного пространства, его сущности, основных характеристик, функций. На основании данных работ сформулировано рабочее определение воспитательного пространства как многоуровневого образования, включающего в себя исходную концепцию, цели, деятельность, обеспечивающую реализацию этих целей, и характеризующегося субъект-субъектными взаимоотношениями всех участников с целью их развития и самосовершенствования. В статье представлены взгляды некоторых авторов, которые связывают понятие «воспитание» с понятием «культура»; они свидетельствуют о необходимости формирования культурно-воспитательного пространства школы или вуза. Анализ научно-теоретической и научно-методической литературы позволил автору сделать вывод о том, что формирование культурно-образовательного пространства должно строиться на базе культурологического, аксиологического, деятельностного подходов. Разновидностью последнего является событийный подход, когда ключевым технологическим моментом функционирования воспитательного пространства является совместная деятельность студентов, преподавателей, других субъектов воспитательного процесса, их событийная общность. В качестве практического примера создания культурно-воспитательного пространства в вузе автор знакомит читателя с деятельностью кафедры иностранных языков и лингвистики Поволжского государственного технологического университета. Основными «инструментами» по созданию воспитательного пространства в контексте иноязычного образования, по версии автора, являются ежегодные образовательные и культурно-воспитательные акции - мероприятия в рамках языковой программы Challenger. Наиболее популярными среди студентов являются диктант на английском языке, лингвистический диктант, экспресс-викторины на выбор правильного ответа, литературные викторины, а также конкурсы видеороликов в формате цифрового повествования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CULTURAL-EDUCATIONAL SPACE IN THE CONTEXT OF ENGLISH LANGUAGE LEARNING

The article deals with the issue of formation of cultural-educational space while learning foreign languages by technical students. The problem seems to be relevant as institutes of higher education are primarily aimed at forming professional competencies in future engineers and do not pay proper attention to the process of young people up-bringing or the development of their personal characteristics, value orientations, moral and ethic essential forces. The author posits that pedagogical activity of any higher school in the frames of a cultural-educational space, that provides the growth of students’ cultural capital, should obviously be of prime importance. The article overviews the results of the academia research into educational space, its essence, main features and functions. On the basis of the literature studied, the author presents a definition of the educational space. It is treated as a multi-level structure that includes the initial conception, goals; activity aimed at achieving these goals, and that is characterized by subjective relationships of all participants of the process, who are intended to experience moral development and spiritual self-perfection. The article also introduces the idea of certain scholars who link the notion of “education” with the notion of “culture”. These experts consider that it is necessary to create the cultural-educational space in schools and colleges. The analysis of theoretical scientific and methodic literature let the author of the article conclude that formation of cultural-educational space should be based on culturological, axiological and activity approaches. One of the variants of the latter one is the so-called eventual approach, when the key technological condition of functioning of educational space is the co-working of students, teachers and other participants of the educational process, their eventual unanimity. The article presents the readers with the concrete practical example of formation of cultural-educational space - the initiative of the Department of Foreign Languages and Linguistics of the Volga State University of Technology. In author’s view, the important tools of creating the cultural-educational space in the context of foreign language education are the annual cultural-educational actions - linguistic events as a part of the Challenger language programme. Among the most popular are dictation in English (Total English), linguistic dictation called Linguistic Challenge, fiction and popular-science quizzes, video contests in the format of digital storytelling.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.02

DOI: 10.15593/2224-9389/2022.3.15

Научная статья

Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Н.Г. Егошина

Поступила: 20.07.2022 Одобрена: 24.08.2022 Принята к печати: 01.09.2022

СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследуется вопрос создания культурно-воспитательного пространства в процессе изучения иностранного языка студентами технических специальностей. Проблема является актуальной на сегодняшний день, так как высшая школа, выполняя свою первоочередную задачу -подготовку будущего специалиста, ставит во главу угла формирование у студентов профессиональных компетенций, не уделяя должного внимания воспитанию молодых людей, развитию их личностных качеств, ценностных ориентиров, нравственных сущностных сил. Автор полагает, что деятельность вуза в рамках культурно-воспитательного пространства, нацеленная на увеличение доли культурного капитала студентов, несомненно, должна оставаться в приоритете.

В статье приводятся результаты исследований разными авторами воспитательного пространства, его сущности, основных характеристик, функций. На основании данных работ сформулировано рабочее определение воспитательного пространства как многоуровневого образования, включающего в себя исходную концепцию, цели, деятельность, обеспечивающую реализацию этих целей, и характеризующегося субъект-субъектными взаимоотношениями всех участников с целью их развития и самосовершенствования. В статье представлены взгляды некоторых авторов, которые связывают понятие «воспитание» с понятием «культура»; они свидетельствуют о необходимости формирования культурно-воспитательного пространства школы или вуза.

Анализ научно-теоретической и научно-методической литературы позволил автору сделать вывод о том, что формирование культурно-образовательного пространства должно строиться на базе культурологического, аксиологического, деятельностного подходов. Разновидностью последнего является событийный подход, когда ключевым технологическим моментом функционирования воспитательного пространства является совместная деятельность студентов, преподавателей, других субъектов воспитательного процесса, их событийная общность.

В качестве практического примера создания культурно-воспитательного пространства в вузе автор знакомит читателя с деятельностью кафедры иностранных языков и лингвистики Поволжского государственного технологического университета. Основными «инструментами» по созданию воспитательного пространства в контексте иноязычного образования, по версии автора, являются ежегодные образовательные и культурно-воспитательные акции - мероприятия в рамках языковой программы Challenger. Наиболее популярными среди студентов являются диктант на английском языке, лингвистический диктант, экспресс-викторины на выбор правильного ответа, литературные викторины, а также конкурсы видеороликов в формате цифрового повествования.

Ключевые слова: воспитательный процесс, воспитательная система, культурно-воспитательное пространство, инструменты формирования, культурно-воспитательная акция, лингвистический диктант, цифровое повествование.

Ф® 1

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

N.G. Egoshina Received: 20.07.2022

Accepted: 24.08.2022

.. . ox t t u i ■ i 11 ■ Published: 01.09.2022

Volga State Technological University,

Yoshkar-Ola, Russian Federation

FORMATION OF CULTURAL-EDUCATIONAL SPACE IN THE CONTEXT OF ENGLISH LANGUAGE LEARNING

The article deals with the issue of formation of cultural-educational space while learning foreign languages by technical students. The problem seems to be relevant as institutes of higher education are primarily aimed at forming professional competencies in future engineers and do not pay proper attention to the process of young people up-bringing or the development of their personal characteristics, value orientations, moral and ethic essential forces. The author posits that pedagogical activity of any higher school in the frames of a cultural-educational space, that provides the growth of students' cultural capital, should obviously be of prime importance.

The article overviews the results of the academia research into educational space, its essence, main features and functions. On the basis of the literature studied, the author presents a definition of the educational space. It is treated as a multi-level structure that includes the initial conception, goals; activity aimed at achieving these goals, and that is characterized by subjective relationships of all participants of the process, who are intended to experience moral development and spiritual self-perfection.

The article also introduces the idea of certain scholars who link the notion of "education" with the notion of "culture". These experts consider that it is necessary to create the cultural-educational space in schools and colleges.

The analysis of theoretical scientific and methodic literature let the author of the article conclude that formation of cultural-educational space should be based on culturological, axiological and activity approaches. One of the variants of the latter one is the so-called eventual approach, when the key technological condition of functioning of educational space is the co-working of students, teachers and other participants of the educational process, their eventual unanimity.

The article presents the readers with the concrete practical example of formation of cultural-educational space - the initiative of the Department of Foreign Languages and Linguistics of the Volga State University of Technology. In author's view, the important tools of creating the cultural-educational space in the context of foreign language education are the annual cultural-educational actions - linguistic events as a part of the Challenger language programme. Among the most popular are dictation in English (Total English), linguistic dictation called Linguistic Challenge, fiction and popular-science quizzes, video contests in the format of digital storytelling.

Keywords: educational process, educational system, cultural-educational space, tools of formation, cultural-educational action, linguistic dictation, digital narration.

Введение

Сегодня мы можем отметить, что процесс обучения в вузе в основном ориентирован на вооружение студентов знаниями, которые делают их более конкурентоспособными на рынке труда, а культурно-нравственный компонент содержания образования часто остается без должного внимания. По мнению многих исследователей, современная образовательная ситуация характеризуется недооценкой воспитывающих функций вуза. Очевидно, что «попытки поставить вуз вне воспитательного процесса все более приходят в противоречие с педагогической теорией и образовательной практикой» [1, с. 3]. Гуманизация образования и переход к образованию личностно-ориенти-

рованного типа актуализируют еще в большей степени вопрос о необходимости формирования воспитательного пространства высшей школы. Согласимся с мнением, что необходима ценностная трансформация системы воспитания, которая заключается в «отходе от абстрактных идеалов, схем и целей воспитания в сторону реально или потенциально осуществимых целей, имеющих операциональное значение» [2,с. 120].

Цель статьи - рассмотреть понятие образовательного пространства, выявить основные подходы в трактовке данного термина, определить типичные инструменты создания культурно-воспитательного пространства в вузе, обратив особое внимание на возможности иноязычного образования в решении рассматриваемой проблемы.

Понятие «воспитательное пространство» как категория педагогики

В теории педагогики воспитательный процесс определяют как «организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника, личности и группы, личности и социума, направленное на совершенствование и самосовершенствование личности» [3, с. 30]. В ходе воспитательного процесса «реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в общении, познании, самореализации» [4, с. 11]. Воспитательный процесс должен осуществляться в рамках определенной воспитательной системы. Многие ученые ассоциируют воспитательную систему с конкретным образовательным учреждением [5, с. 205; 6, с. 447; 7, с. 8].

Исследователи сходятся во мнении, что когда решаются перспективные задачи по развитию личностных качеств студентов, педагоги должны иметь дело «не с понятием системы воспитания, а с понятием "воспитательное пространство"» [8, с. 141].

Любая воспитательная система - это открытая система. Она связана с окружающей средой. Личность развивается не только под влиянием воспитательной системы учебного заведения, но и под влиянием среды. Развивая теорию воспитательных систем, Л.И. Новикова и ее ученики пришли к выводу о необходимости интегрировать воспитательные возможности школы и среды с целью создания единого воспитательного пространства. «Если среда - это данность, то воспитательное пространство - это результат созидательной, интегрирующей деятельности»; «воспитательное пространство нужно уметь создавать» [5, с. 228]. Проведенные исследования показали, что наличие воспитательных систем в образовательных учреждениях «создает дополнительные благоприятные условия для становления и функционирования воспитательного пространства» [9, с. 60].

Термин «воспитательное пространство», введенный в категориальный аппарат отечественной педагогики Л.И. Новиковой, активно разрабатывается в рамках работы ее научных последователей.

Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина исследовали сущность, структуру воспитательного пространства и его функции. Авторы отмечают, что наряду с характеристиками пространства в обычном понимании этого слова (протяженность, структурность, разнородность и др.) для воспитательного пространства как педагогического феномена присуща «специальная, искусственно созданная заданность» [10, с. 213]. Этот же вопрос освещает в своей работе И.А. Остапенко. Анализируя составляющие культурно-образовательного пространства вуза, автор делает акцент на взаимосвязи всех компонентов структуры воспитательного процесса, видя в этом условие эффективного воздействия на развитие личности студента [11].

А.В. Гаврилин, выделяя характеристики воспитательного пространства, придает особое значение его диалогической природе, справедливо замечая, что «если нет диалога между субъектами воспитательного пространства, то нет и воспитательного пространства» [12, с. 26].

Н.Б. Пугачева, К.Г. Яковлев, И.Е. Абизов в качестве определяющих параметров воспитательного пространства выделяют его целостность, наличие единой педагогической концепции. Важно, что авторы дополняют перечень характеристик воспитательного пространства набором личностно-деятель-ностных технологий и арсеналом педагогических средств, способствующих развитию культурных признаков во всех сферах жизнедеятельности студентов [13]. Н.А. Баранова определяет воспитательное пространство вуза с позиции взаимодействия «различных сообществ (профессиональных, общественных, субкультурных, студенческих), объединенных общими целями, представлениями о личностно-профессиональном развитии студентов» [14, с. 152]. М.Г. Резниченко разработала концепцию формирования воспитательного пространства в вузе, определив предпосылки, принципы и психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эффективность. Автор раскрывает содержание понятия «воспитательное пространство вуза», рассматривая его как многоуровневую структуру, включающую в себя «подсистему личност-но-профессионального развития, а также событийно-временную и институциональную подсистемы» [1, с. 9]. Н.А. Гамова рассматривает воспитательное пространство структурной части вуза - отдельно взятого факультета и выделяет принципы его построения. Среди важнейших из них - демократизм, гуманизм, патриотизм, духовность [15, с. 121].

В педагогической теории и практике можно встретиться с различными дефинициями воспитательного пространства. Они разнятся по степени определения протяженности, то есть границ данного пространства, его структурного наполнения и по уровню взаимодействия субъектов воспитательной де-

ятельности. Общим для всех подходов является то положение, что они рассматривают воспитательное пространство как результат конструктивной деятельности студентов и преподавателей, достигаемый в целях повышения эффективности процесса воспитания, что находит свое выражение в динамике личностного развития школьников и студентов. Поэтому в качестве рабочего определения воспитательного пространства можно принять следующую формулировку: «Воспитательное пространство - это многомерное и полифункциональное образование, созданное усилиями всех субъектов педагогического процесса и способное выступить интегрированным условием профессионально-личностного развития человека [16, с. 89].

Анализ научной литературы показал, что термин «воспитательное пространство» часто используется в сочетании с понятием «культура», а исследователи ведут речь о культурно-воспитательном пространстве, которое мыслится средой развития личности студента. По мнению авторов, оно представляет собой «совокупность условий и возможностей развития личности, целенаправленно создаваемых различными субъектами педагогического процесса и формируемых социокультурной средой, в которой находится личность» [17, с. 125]. Методологическим основанием процесса формирования пространства подобного рода является культурологический подход, а его первоочередными задачами являются «воспитание человека культуры и его развитие как гражданина, нравственной личности и творческой индивидуальности» [18, с. 12]. Сущность культурно-воспитательного пространства основывается также на базе деятельностного и аксиологического подходов. Согласимся, что в основание воспитательного процесса должны быть положены «ценностно-смысловые и деятельностно-событийные скрепы» [18, с. 24]. Ряд исследователей рассматривают деятельностный подход через призму «событийности» процесса воспитания, полагая, что «механизмом» создания воспитательного пространства становится событие (совместное бытие) субъектов воспитательного процесса, в котором ключевым технологическим моментом является их совместная деятельность, событийная общность [19; 20, с. 491; 10, с. 213].

Инструменты создания культурно-воспитательного пространства в вузе средствами иноязычного образования

Рассмотрим возможности создания культурно-воспитательного пространства в рамках изучения учебной дисциплины «Иностранный язык» студентами технических специальностей ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет». В состав основных «инструментов» формирования культурно-образовательного пространства мы включили ежегодные культурно-лингвистические мероприятия - «события», проводимые кафедрой иностранных языков и лингвистики ПГТУ. Более подробно мы

остановимся на двух из них, которые приобрели статус всероссийских и международных.

Следует отметить, что проводимые мероприятия носят комплексный характер с точки зрения их воспитывающего потенциала. Они способствуют профессиональному становлению студентов, их интеллектуально-познавательному, гражданско-правовому, патриотическому, культурно-нравственному, эстетическому развитию. Важно, что в процесс подготовки и проведения анализируемых мероприятий вовлечены не только многочисленные структуры вуза, но и некоторые организации города и республики. Среди них Центр гуманитарного образования ПГТУ, Лаборатория электронного обучения ПГТУ, научная библиотека ПГТУ, Республиканская библиотека им. С. Чавайна, Республиканский краеведческий музей им. Т. Евсеева и др. Кроме того, на протяжении ряда лет культурно-образовательные акции проводились при участии партнерских факультетов вузов России и зарубежья (Хэй-лунцзянский институт иностранных языков, Китай; Университет прикладных наук Тампере, Финляндия).

Среди мероприятий в рамках образовательной программы «Челлен-джер» наиболее популярна у студентов культурно-образовательная акция «Total English». В рамках этой акции студенты могут участвовать в написании диктанта на английском языке. Тематика диктанта всегда приурочена к важному событию года. В 2020-2021 учебном году в связи с 60-летним юбилеем полета Ю. Гагарина в космос мероприятие носило «межгалактический» характер: диктант под названием «The Story of the Birth of our Solar System» сопровождался двумя тематическими викторинами. Автором диктанта выступил К. Батыгин, 34-летний астрофизик русского происхождения, преподаватель палеонтологии в Калифорнийском технологическом институте. Задания викторин были представлены в двух вариантах. Первая носила экспресс-характер и предполагала выбор правильного ответа из предложенных. Для этого студенты должны были актуализировать знания по истории, географии, астрономии, физике. Вторая была представлена студентам заранее, так как это была литературная викторина, и она предполагала знакомство с источниками - художественными произведениями на космическую тему. Акция включала в себя еще одно задание "Message to the Future", которое выполнялось в произвольном формате. Студенты должны были выбрать три предмета, которые бы они отправили в космос в капсуле времени, и обосновать свой выбор.

В 2021-2022 учебном году обозначенное выше мероприятие трансформировалось в лингвистический диктант. Участникам были предложены задания в форме квиза. Особый интерес вызвали задания с аудио- и видеосопровождением, вопросы по этнокультурной тематике, кейсы по межкультурной коммуникации и лингвистические задачи (рисунок).

Рис. Фрагмент задания лингвистического диктанта

Мероприятие приобрело всероссийский характер, в нем приняли участие более 500 студентов из разных вузов нашей страны.

Вторым значимым «событием» в культурно-воспитательном пространстве, организуемом кафедрой иностранных языков и лингвистики ПГТУ в течение учебного года, является всероссийский конкурс работ в формате «Цифровое повествование» ("Digital storytelling") на иностранных языках. Следует пояснить, что цифровой рассказ, или цифровое повествование представляет собой новый жанр повествования, он активно использует цифровые инструменты, сочетая в себе текст, фото, видео, аудио. Результатом цифрового повествования, как правило, выступают достаточно короткие видеоролики-рассказы продолжительностью не более 7 минут. Дополнительные баллы присуждались за личностный характер восприятия проблемы и ее осмысление, оригинальность истории, грамотность, хорошее качество визуализации материала. Все задания в рамках этого конкурса обладают «воспитательным» потенциалом. Среди заявленных тем были темы о любви к Родине: "He who loves not his country, can love nothing" (George G. Byron); о роли искусства, музыки, книг в жизни человека: "Art is a dialogue in which the partner keeps silence" (G. Landaw), "Life seems to be a mistake without music" (F. Nitsshe); о человеческих чувствах и чертах характера: "Among the pleasures of life only love is stronger than music" (A.S. Pushkin), Студенты высказывали свое мнение по «вечным», философским темам, например, кто такой гений или как добиться успеха: "The stars will never be won by little minds; we must be big as space itself" (R. A. Heinlein), "When you want something, all the universe conspires in helping you to achieve it" (Paulo Coelho). Преподаватели кафедры иностранных языков и лингвистики ПГТУ широко применяют технологию цифрового повествования и в учебном процессе, справедливо считая, что он обладает многими неоспоримыми преимуществами [21, с.150].

Заключение

Подводя итоги, можно констатировать, что формирование культурно-воспитательного пространства средствами иноязычного образования приобщает студентов к важным жизненным ценностям, формирует этические нормы и правила поведения в обществе, расширяет культурный кругозор, создает условия для самореализации личности. Использование потенциальных возможностей созданного культурно-образовательного пространства способствует переходу к культуросообразной и культуроформируемой модели подготовки специалиста. Практика показывает, что важнейшими условиями воздействия культурно-воспитательного пространства на студенческую молодежь являются непрерывность, регулярность воспитательного процесса; разнообразие форм культурно-воспитательного процесса, основанных на субъект-субъектных отношениях всех участников процесса и сохранении уникальности каждого студента; сочетание воспитательных возможностей аудиторной и внеаудиторной/ самостоятельной работы студентов; информативность культурно-воспитательного пространства; стимулирование к самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности и творчеству; общий позитивный психологический климат культурно-воспитательного пространства, основанный на уважении и трансляции ценностей культуры и стимулирующий к их усвоению.

Список литературы

1. Резниченко М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - М., 2009. - 37 с.

2. Степашов Н.С. Воспитательное пространство вуза // Высшее образование в России. - 2010. - № 1. - С. 120-124.

3. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

4. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. - М., 2001. - 211 с.

5. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика; сост. Е.И. Соколова. - М., 2010. - 335 с.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

7. Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / под ред. Н.Л. Селивановой. - М.: Изд. дом «Педагогический поиск», 2016. - 48 с.

8. Какалина Е.В. Воспитательное пространство вуза: актуальность создания и сущность // Гаудеамус (психолого-педагогический журнал). - 2008. - № 1(13). -С. 137-142.

9. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. -М.: Изд-во УРАО ИТИП, 2010. - 211 с.

10. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Сущность и структура воспитательного пространства // Вестник Северо-Кавказ. федер. ун-та. - 2020. - № 5 (80). - С. 212-219.

11. Остапенко И.А. К вопросу о формировании культурно-образовательного пространства вуза (из опыта работы Азово-Черноморского инженерного института) // Педагогика и просвещение. - 2020. - № 4. - С. 18-29.

12. Гаврилин А.В. Необходимость и возможности системного подхода в воспитании // Вопросы воспитания. - 2014. - № 4. - С. 26-27.

13. Пугачева Н.Б., Яковлев К.Г., Абизов И.Е. Воспитательное пространство как категория педагогики [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/-article/n/vospitatelnoe-prostranstvo-kak-kategoriya-pedagogiki (дата обращения: 11.06.2022).

14. Баранова Н.А. Особенности воспитательного пространства современного вуза // Вопросы воспитания. - 2012. - № 2. - С. 151-158.

15. Гамова Н.А., Казакова О.Н. Пространство воспитательной деятельности факультета (на примере математического факультета Оренбургского государственного университета) // Вестник Оренбург. гос. ун-та. - 2011. - № 2 (121). - С. 119-126.

16. Фролов И.В. Воспитательное пространство как многомерное и полифункциональное образование // Казан. пед. журнал. - 2008. - № 11. - С. 85-89.

17. Усатая Н.Б. Современная система дополнительного образования детей и молодежи как культурно-образовательное пространство [Электронный ресурс]. -URL: https://az.booksc.org/book/50813532/3d02de.

18. Бондаревская Е.В. Опыт методологической рефлексии деятельности научной школы // Научно-педагогическая школа Юга России акад. РАО Е.В. Бондарев-ской: сб. ст. - Ростов-н/Д: Изд-во Южного федер. ун-та, 2016. - С. 8-27.

19. Григорьев Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие // Право и образование. - 2007. - № 1. - С. 90-99.

20. Рогалева Г.И. О воспитательном пространстве вуза // Молодой ученый. -2012. - № 5 (40). - С. 488-492.

21. Лежнина Т.М., Кириловская Е.Г. Реализация проектной деятельности в преподавании дисциплины «Иностранный язык» (на примере метода «Цифровое повествование») // Нижегородское образование. - 2020. - № 1. - С. 148-153.

References

1. Reznichenko M.G. Formirovanie vospitatel'nogo prostranstva vuza [Formation of the up-bringing space in a university]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 2009, 37 p.

2. Stepashov N.S. Vospitatel'noe prostranstvo vuza [The system of out-of-class and upbringing work at KSMU]. Vysshee obrazovanie vRossii, 2010, no. 1, pp. 120-124.

3. Emel'ianova I.N. Teoriia i metodika vospitaniia [Theory and methodology of upbringing]. Moscow, Akademiia, 2008, 256 p.

4. Selivanova N.L. Sovremennye predstavleniia o vospitatel'nom prostranstve [Modern ideas about educational space]. Razvitie lichnosti shkol'nika v vospitatel'nom prostranstve: problemy upravleniia, Moscow, 2001, 211 p.

5. Novikova L.I. Pedagogika vospitaniia: Izbrannye pedagogicheskie trudy [Pedagogy of upbringing: Selected pedagogical works]. Eds. N.L. Selivanova, A.V.Mudrik, E.I.Sokolova. Moscow, 2010, 335 p.

6. Slastenin V.A. et al. Pedagogika [Pedagogy]. Ed. V.A. Slastenin. Moscow, Akademiia, 2002, 576 p.

7. Stepanov P.V. Sovremennaia teoriia vospitaniia [Modern theory of upbringing]. Ed. N.L. Selivanova. Moscow, Pedagogicheskii poisk, 2016, 48 p.

8. Kakalina E.V. Vospitatel'noe prostranstvo vuza: aktual'nost' sozdaniia i sushchnost' [Educational space of an institution of higher professional education: Urgency of formation and the essence]. Gaudeamus (psikhologo-pedagogicheskii zhurnal), 2008, no. 1 (13), pp. 137-142.

9. Selivanova N.L. Vospitanie v sovremennoi shkole: ot teorii k praktike [Upbringing in modern school: From theory to practice]. Moscow, URAO ITIP, 2010, 211 p.

10. Saenko L.A., Solomatina G.N. Sushchnost' i struktura vospitatel'nogo pros-transtva [Essence and structure of the educational space]. Vestnik Severo-Kavkazskogo fed-eral'nogo universiteta, 2020, no. 5 (80), pp. 212-219.

11. Ostapenko I.A. K voprosu o formirovanii kul'turno-obrazovatel'nogo pros-transtva vuza (iz opyta raboty Azovo-Chernomorskogo inzhenernogo instituta) [To the question of formation of cultural-educational space of a university (based on experience of the Azov-Black Sea Engineering Institute]. Pedagogika i prosveshchenie, 2020, no. 4, pp. 18-29.

12. Gavrilin A.V. Neobkhodimost' i vozmozhnosti sistemnogo podkhoda v vospi-tanii [Necessity and possibilities of the system approach in the education]. Voprosy vospitaniia, 2014, no. 4, pp. 26-27.

13. Pugacheva N.B., Iakovlev K.G., Abizov I.E.Vospitatel'noe prostranstvo kak kat-egoriia pedagogiki [Educational space as a category of pedagogy]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7vospitatelnoe-prostranstvo-kak-kategoriya-pedagogiki (accessed 11.06.2022).

14. Baranova N.A. Osobennosti vospitatel'nogo prostranstva sovremennogo vuza [Features of educational space in a modern university]. Voprosy vospitaniia, 2012, no. 2, pp. 151-158.

15. Gamova N.A., Kazakova O.N. Prostranstvo vospitatel'noi deiatel'nosti fakul'teta (na primere matematicheskogo fakul'teta Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta) [Sphere of pedagogical activity of the faculty]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011, no. 2 (121), pp. 119-126.

16. Frolov I.V. Vospitatel'noe prostranstvo kak mnogomernoe i polifunktsional'noe obrazovanie [Educational space as a multidimensional and polyfunctional formation]. Ka-zanskii pedagogicheskii zhurnal, 2008, no. 11, pp. 85-89.

17. Usataia N.B. Sovremennaia sistema dopolnitel'nogo obrazovaniia detei i mo-lodezhi kak kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo [The modern system of additional education as cultural and educational space]. Available at: https://az.booksc.org/-book/50813532/3d02de (accessed 01.08.2022).

18. Bondarevskaia E.V. Opyt metodologicheskoi refleksii deiatel'nosti nauchnoi shkoly [Experience of methodological reflection of scientific school work]. Nauchno-pedagogicheskaia shkola luga Rossii akademika RAO E.V. Bondarevskoi. Rostov-on-Don, SFedU, 2016, pp. 8-27.

19. Grigor'ev D.V. Sobytie vospitaniia i vospitanie kak sobytie [The event of education and education as an event]. Pravo i obrazovanie, 2007, no. 1, pp. 90-99.

20. Rogaleva G.I. O vospitatel'nom prostranstve vuza [About the educational space of the university]. Molodoi uchenyi, 2012, no. 5 (40), pp. 488-492.

21. Lezhnina T.M., Kirilovskaia E.G. Realizatsiia proektnoi deiatel'nosti v prepo-davanii distsipliny "Inostrannyi iazyk" (na primere metoda "Tsifrovoe povestvovanie") [Realization of project activities in the "foreign language" subject teaching (for example, the method "digital narration")]. Nizhegorodskoe obrazovanie, 2020, no. 1, pp. 148-153.

Сведения об авторе

ЕГОШИНА Надежда Гермогеновна

e-mail: egoshina. nadezhda@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и лингвистики, Поволжский государственный технологический университет (Йошкар-Ола, Российская Федерация)

About the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nadezhda G. EGOSHINA

e-mail: egoshina. nadezhda@mail.ru

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Chair of Foreign Languages and Linguistics, Volga State Technological University (Yoshkar-Ola, Russian Federation)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора. 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Егошина, Н.Г. Создание культурно-воспитательного пространства в контексте иноязычного образования / Н.Г. Егошина // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2022. - № 3. - С. 181-191.

Please cite this article in English as:

Egoshina N.G. Formation of cultural-educational space in the context of English language learning. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2022, no. 3, pp. 181-191 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.