УДК 352/354-1
СОЗДАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
ТАРАКАНОВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
аспирант кафедры «Государственное, муниципальное и корпоративное управление»
Финансового университета, Москва, Россия E-mail: simpu@rambler. ru
АННОТАЦИЯ
Актуальность. Совершенствование системы предоставления государственных услуг и повышение их качества и доступности для граждан является в настоящее время одним из ключевых направлений деятельности Правительства Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» предусмотрена необходимость достижения к 2018 году уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных услуг не менее 90%. Для решения такой амбициозной задачи требуется внедрение принципиально новых подходов к организации предоставления государственных услуг. Вопросам анализа возможности внедрения подобных новых подходов и посвящена данная работа.
Методы. Работа является результатом исследований, которые проводились автором в 2012 году на основе статистических данных, а также практических материалов федеральных органов исполнительной власти по реализации мероприятий по совершенствованию системы предоставления государственных услуг. Основные методы исследования - «case study», метод обобщений и метод экспертных оценок.
Результаты. В статье предложено перспективное направление совершенствования системы предоставления государственных услуг, основанное на дальнейшем развитии практики предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» с привлечением к данной работе сторонних организаций. Привлечение к предоставлению государственных услуг негосударственных организаций с разветвленной филиальной сетью позволит создать конкурентную среду в сфере предоставления государственных услуг между указанными организациями. Подобные меры станут стимулом для повышения уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных услуг.
Перспективы. Предлагаемый в работе подход может быть использован федеральными органами исполнительной власти при реализации мероприятий по совершенствованию системы предоставления государственных услуг.
Ключевые слова: государственное управление; государственные услуги; многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
CREATION OF COMPETITION IN THE PUBLIC SERVICES DELIVERY SPHERE
ANDREI A. TARAKANOV
Post-graduate student of the Chair «Public, Municipal and Corporate Management»,
Financial University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
ABSTRACT
Introduction. Modernization of the public services delivery system and improvement of their quality is now one of the most important lines of activities of the Russian Federation Government.
According to the Russian Federation Presidential Decree № 601 dated 07.05.2012 «On Principal Directions of Public Administration Improvement», by 2018 the level of the Russian citizens satisfaction with the quality of the public services delivery should reach 90 percent.
In order to solve such an ambitious task it is necessary to introduce essentially new approaches to organization of public services delivery.
This paper is devoted to analysis of possibilities of promoting the new approaches.
Methods. The paper contains findings of a research made by the author in 2012 based on statistical and practical data on activities aimed at improvement of the public services delivery system carried out by federal executive bodies. The principal methods of the research included «case study», method of generalizations, and method of expert evaluations.
Results. A perspective direction of improvement of the public service delivery system based on further development of the one stop shop system with involvement of independent organizations is suggested in the paper. Involvement of non-state organizations with a wide-scale branch network in the public services delivery system may allow for creation of competition in the public services delivery sphere.
Such measures will provide an insentive for public services delivery organizations to enhance satisfaction of citizens with the quality of public services.
Discussion. The approach to improvement of public services delivery system offered in the paper can be used by federal executive bodies.
Key words: public administration; public services; multifunctional centre of public federal and local services delivery.
В настоящее время качество государственных услуг оказывает значительное влияние на инвестиционный климат страны, качество жизни граждан, а также на институциональные условия ведения предпринимательской деятельности. Государственные услуги фактически формируют условия жизни населения и правила функционирования бизнеса. В связи с этим вопросам улучшения качества
государственных услуг в Российской Федерации уделяется значительное внимание.
Первым системным документом, направленным на повышение качества государственных услуг, была Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р. В ней были зафикси-
рованы данные исследований, проведенных в 2004 году, согласно которым только 14 % граждан, обращавшихся в течение последних двух лет в государственные органы, смогли получить интересующую их государственную услугу приемлемого качества. При этом одной из целей реализации административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах было определено повышение качества и доступности государственных услуг.
Основными мерами по повышению качества и доступности государственных услуг, реализуемыми в рамках административной реформы в Российской Федерации, являются:
1) развитие системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ);
2) регламентация предоставления государственных услуг;
3) организация предоставления государственных услуг в электронном виде.
При рассмотрении указанных мер особый интерес представляют факторы, оказывающие влияние на степень удовлетворенности граждан качеством государственных услуг. В качестве наиболее значимых для граждан среди подобных факторов можно выделить: время ожидания в очереди для сдачи документов, количество обращений за услугой, факт сдачи документов с первого раза, удобный стол для работы с документами, наличие стульев для посетителей. Наибольшее влияние на все перечисленные факторы оказывают меры по развитию системы МФЦ.
Создание МФЦ, предусматривающих предоставление государственных услуг по принципу «одного окна», позволяет гражданам при предоставлении государственных услуг избежать необходимости длительного и утомительного сбора необходимого комплекта документов, возложив эту работу на МФЦ [1].
При этом следует отметить, что развитие системы МФЦ, предполагающей взаимодействие заявителей не с государственными гражданскими служащими, а с сотрудниками МФЦ, ориентированными на предоставление услуг населению, полностью соответствует концепции «сервисного государства».
Под «сервисным государством» в данном случае понимается особая форма организации
ЧИТАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
К концу 2011 года было открыто и действовало более 600 МФЦ в 62 субъектах Российской Федерации. При этом в 2007-2011 годах на создание МФЦ потрачено более 1,4 млрд рублей федеральных средств и порядка 4,6 млрд рублей из региональных бюджетов*
* О создании многофункциональных центров для предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг.
URL: http://ar.gov.ru/citizen/mfc (дата обращения: 10.12.2012).
государственной власти, располагающая специальным аппаратом управления, направленным на оказание публичных услуг индивидам, а также система социально-правовых гарантий достойного жизнеобеспечения человека, его прав и свобод [2].
Предоставление государственных услуг на базе специализированных сервисноориентированных организаций позволит отказаться от устоявшейся практики взаимодействия заявителя с должностным лицом, обладающим в отношении него властными полномочиями, в процессе получения государственных услуг, перейти к более современной модели взаимодействия «поставщик услуги — потребитель услуги».
Однако анализ динамики развития системы МФЦ в Российской Федерации показывает, что в ближайшее время доступ к государственным услугам по принципу «одного окна» для всех граждан Российской Федерации не может быть обеспечен.
В соответствии с Концепцией снижения административных барьеров, повышения доступности государственных и муниципальных услуг, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1021-р, по итогам 2013 года на территории Российской Федерации должны действовать не менее чем 1500 МФЦ. Однако даже эта мера
фактически обеспечит доступ к государственным услугам по принципу «одного окна» только жителям административных центров субъектов Российской Федерации и крупных городов. По состоянию на 1 января 2009 года в Российской Федерации насчитывалось 4611 административно-территориальных образований1. Таким образом, после появления 1500 МФЦ государственные услуги, предоставляемые по принципу «одного окна», будут доступны жителям менее чем 32 % административно-территориальных образований Российской Федерации.
Необходимо учитывать, что одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», является обеспечение доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ, к 2015 году — не менее 90 процентов.
Включение отделений почтовой связи ФГУП «Почта России» в качестве элемента системы МФЦ позволит в разы увеличить число «окон» и обеспечить доступ населения к государственным и муниципальным услугам
Выходом из сложившейся ситуации и мерой по формированию разветвленной и общедоступной системы предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» в Российской Федерации является привлечение к предоставлению государственных услуг в качестве МФЦ организаций с разветвленной филиальной сетью.
Следует отметить, что функционал МФЦ, предусмотренный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ), фактически сводится к приему и
1 Административно-территориальное устройство Российской Федерации. URL: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ state/# (дата обращения: 10.01.2013).
выдаче заявителям документов, а также консультированию заявителей. В связи с этим функции МФЦ может реализовывать практически любая организация (вне зависимости от ее организационно-правовой формы), ориентированная на предоставление услуг населению. В частности, в конце 2011 года в средствах массовой информации стали появляться сообщения о возможности участия ФГУП «Почта России» в предоставлении государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» [3].
В соответствии с данными годового отчета «ФГУП Почта России» за 2010 год «Выход на новый уровень» структура ФГУП «Почта России» включает 86 филиалов, 42 000 объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая все города и населенные пункты [4]. Такая разветвленная сеть почтовых отделений в целом соответствует числу территориальных отделений наиболее крупных федеральных органов исполнительной власти (ФМС России, ФНС России, Росреестр и т. д.).
Таким образом, включение отделений почтовой связи ФГУП «Почта России» в качестве элемента системы МФЦ позволит в разы увеличить число «окон» и обеспечить доступ населения Российской Федерации к государственным и муниципальным услугам по принципу «одного окна» во всех городах и населенных пунктах.
При этом отсутствуют какие-либо ограничения на привлечение к предоставлению государственных услуг других организаций. Включение в систему предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» иных организаций с разветвленной филиальной сетью («Евросеть», «Связной», «Сбербанк» и т. д.) позволит обеспечить доступ к ней всего населения Российской Федерации, что будет способствовать повышению качества и доступности государственных услуг.
При предоставлении государственных услуг на базе организаций с разветвленной филиальной сетью необходимо решить ряд вопросов, связанных как с механизмом взаимодействия указанных организаций с уже существующими МФЦ, органами государственной власти и местного самоуправления, так и с финансированием работ по предоставлению государственных
и муниципальных услуг на базе указанных организаций.
Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем законодательного наделения региональных МФЦ полномочиями по заключению соглашений о взаимодействии с указанными организациями. При таком подходе на региональные МФЦ фактически будут возлагаться полномочия по координации работы всех организаций с разветвленной филиальной сетью на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, которые смогут играть роль территориальных подразделений МФЦ.
В таком случае взаимодействие организаций с разветвленной филиальной сетью с фе-
При этом в целях создания стимулов для привлечения большего числа заявителей целесообразно организовать финансирование деятельности организаций с разветвленной филиальной сетью в зависимости от количества предоставленных государственных услуг.
деральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть реализовано в рамках существующих соглашений о взаимодействии между региональными МФЦ и органами государственной власти.
При этом решение вопроса финансирования деятельности организаций с разветвленной филиальной сетью позволяет модернизировать всю систему предоставления государственных услуг.
В настоящее время система предоставления государственных (муниципальных) услуг не предусматривает наличие выбора у заявителя при обращении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, МФЦ. Субъекты, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги, осуществляют свою деятельность на определенной территории, то есть обслуживают круг лиц, проживающих на этой территории.
Включение в систему предоставления государственных услуг организаций с разветв-
ленной филиальной сетью предполагает, что территории, на которых они функционируют, будут пересекаться и у заявителя появится возможность выбора той или иной организации для обращения за государственными услугами.
При этом в целях создания стимулов для привлечения большего числа заявителей целесообразно организовать финансирование деятельности организаций с разветвленной филиальной сетью в зависимости от количества предоставленных государственных услуг.
Вариантами организации подобного финансирования могут стать:
— предоставление субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации организациям с разветвленной филиальной сетью в зависимости от количества предоставляемых государственных услуг;
— заключение органами государственной власти договоров с организациями на оказание услуг в рамках законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
— непосредственная оплата заявителями услуг указанных организаций.
Следует отметить, что в настоящее время большинство государственных услуг в той или иной форме оплачиваются заявителями.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 210-ФЗ государственные услуги оказываются бесплатно для заявителя за исключением случаев, когда за их предоставление взимается государственная пошлина или когда за их предоставление предусмотрена плата федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (до признания положений указанных нормативных правовых актов, устанавливающих платность услуг, утратившими силу).
По результатам анализа нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление 601 государственной услуги (в соответствии с Перечнем государственных услуг и государственных функций федеральных органов исполнительной власти, для которых должны быть разработаны административные регламенты, и информация о которых должна быть размещена в Федеральном реестре государственных
услуг (функций), сформированным Минэкономразвития России), было установлено, что 39 % всех государственных услуг федеральных органов исполнительной власти предоставляются заявителям за плату. При этом за предоставление 69% всех платных государственных услуг взимается государственная пошлина.
Отдельно следует отметить, что 7 из 9 государственных услуг федеральных органов исполнительной власти на базе МФЦ (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797) предоставляются за счет средств заявителя (в том числе прием документов, необходимых для выдачи и замены паспорта гражданина Российской Федерации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Предлагается обеспечить финансирование деятельности организаций с разветвленной филиальной сетью за счет установления платы за предоставляемые ими в рамках системы «одного окна» услуги с отменой платы, взимаемой федеральными органами исполнительной власти. Подобный подход не приведет к увеличению расходов граждан, связанных с получе-
нием государственных услуг. Выпадающие в связи с этим доходы федерального бюджета могут быть покрыты за счет сокращения штатной численности государственных служащих, занятых в предоставлении государственных услуг.
При этом необходимо учитывать, что предоставление государственных услуг на базе МФЦ фактически представляет собой аутсорсинг отдельных административных процедур (прием, выдача документов, консультирование заявителей) государственных услуг, что приводит к снижению трудозатрат федеральных органов исполнительной власти. С учетом развития системы предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» подобное сокращение не приведет к снижению качества государственных услуг, так как фактически государственные служащие будут заменены работниками МФЦ и организаций с разветвленной филиальной сетью.
В отношении государственных услуг, предоставляемых заявителям бесплатно, целесообразно финансирование деятельности организаций с разветвленной филиальной сетью за счет предоставления субсидий из соответствующих бюджетов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Калинин А. М. Участие федеральных органов исполнительной власти в деятельности многофункциональных центров (МФЦ) // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2009. - № 2. - С. 133-143.
2. Коженко Я., Мамычев А. Сервисное государство: проблемы теории и практики реализации // Власть. - 2010. - № 3. - С. 44-46.
3. Лавренко Б. Б. Предоставление государственных и муниципальных услуг на базе инфраструктуры Почты России // Почтовая связь. Техника и технология. - 2011. - № 5. - С. 13-18.
4. Выход на новый уровень. Годовой отчет ФГУП «Почта России». URL: http: //fc. russianpost. ru/Download/AboutRussianPost/russianpost_ann_report2010.pdf (дата обращения: 10.01.2013).
REFERENCES
1. Kalinin A. M. Involvement of Federal Executive Bodies in Activities of One Stop Shops. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia - Issues of Federal and Local Public Administration, 2009, vol. 2, pp. 133-143 (in Russian).
2. Kozhenko Ia., Mamychev A. A Service State: Problems of Theory and Practice of Realization. Vlast' -Authority, 2010, vol 2, pp. 44-46 (in Russian).
3. Lavrenko B. B. Delivery of Public Services using the Infrastructure of the Russian Post. Pochtovaia sviaz'. Tekhnika i tekhnologiia - Postal service. Equipment and Technology, 2011, no. 5, pp. 13-18 (in Russian).
4. Achieving a New Level. Annual Report of the Russian Post. URL: http: //fc.russianpost.ru/ Download/AboutRussianPost/russianpost_ann_report2010.pdf (accessed date: 10.01.2013).
УДК 336.1
ДОХОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО МАКСИМИЗАЦИИ
ДОМБРОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
аспирант кафедры «Государственные и муниципальные финансы»
Финансового университета, Москва, Россия E-mail: e-dombrovsky@yandex. ru
АННОТАЦИЯ
Актуальность. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, как и доходы всех бюджетов бюджетной системы, определяют возможности воздействия органов государственной власти на социально-экономические процессы, а также характер решаемых ими задач. Это обусловливает важность выявления резервов роста доходов региональных бюджетов, что требуется для повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и обеспечения региональных органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими приоритетных социально-экономических задач.
Методы. Работа является результатом исследований, которые проводились автором в 2010-2012 годах. Информационно-статистическую базу статьи составили данные ОЭСР, Федеральной службы государственной статистики, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, материалы Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации.
Результаты. В статье раскрывается понятие доходного потенциала территории с точки зрения выявления резервов роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Представлена авторская классификация доходов региональных бюджетов, основанная на степени влияния региональных органов власти на уровень доходов. Проведен анализ доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, предложены направления увеличения доходов региональных бюджетов (перераспределение доходных источников между уровнями бюджетной системы, совершенствование системы оценки эффективности налоговых льгот, установленных региональным законодательством, сокращение недоимок по налоговым платежам в бюджет, содействие привлечению инвестиций и иные меры).
Перспективы. Материалы работы могут быть использованы федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении бюджетной политики в части мероприятий по выявлению резервов роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, совершенствованию системы распределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы, внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты.
Ключевые слова: бюджет; региональные бюджеты; доходы региональных бюджетов; резервы роста доходов; доходный потенциал; доходная база.