УДК 378:677
Л. А. Сафина, Л. М. Тухбатуллина
СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Ключевые слова: дизайн одежды, метод проектов, композиционные материалы.
В стaтье рассматриваются общие вопросы теории и практики проектного метода обучения. Приводится опыт реализации технологии проектного обучения в процессе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров, а также примеры проектных работ в рамках дисциплины «Проектировaние». В статье приводятся примеры и технологические особенности использования композиционных материалов в дизайне одежды.
Keywords: fashion design, project method, composite materials.
The state considers general questions of the theory and practice of project learning method. The experience of the implementation of project-based learning technologies in training design students, as well as examples of design work within the discipline of «Projection». The text includes examples of technological features and the use of composite materials in the design of clothing.
В современной системе образования на первое место выходит принцип, основанный на практическом освоении новых знаний. В существующих педагогических теориях такой подход определяется термином «проектное обучение». Суть данного понятия заключается в том, что современный процесс обучения студентов не имеет в качестве главной цели передачу готовых знаний по изучаемой дисциплине, а ориентируется на создание специальных психолого-педагогических условий для практического получения и развития новых знаний.
Диссертационные исследования, выполненные за последние десять лет преподавателями кафедры «Дизайн» Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) посвящены внедрению проектного обучения (проектного метода) в процесс дизайн-образования.
Цель дизайн-проектирования заключается в создании новых, оригинальных продуктов и полностью отвечает задачам проектного обучения. «Всепронизывающая проектность» является сегодня главной особенностью не только современного образования, но и характеристикой развития общества в целом. Дизайнеры формируют свои знания и умения в области проектирования, которые составляют базовую составляющую профессиональной компетентности будущего специалиста, непосредственно в процессе изучения специальных дисциплин.
Приведем определение концепции проектного обучения, которое дал в своей работе Д. А. Махотин: «проектное творческое мышление представляет собой научное мышление на стадии возникниовения, зарождения новой идеи; на последующей стадии -отбора идей - включается критическое мышление» [1]. Таким образом, на современном этапе развития теории и практики дизайн-проектирования необходимо внедрять в педагогический процесс технологии и методы, способные постоянно поддерживать интерес студентов к возникающим проблемам. В данном случае происходит объединение теоретических знаний с прагматическими. Однако эффективность данного процесса будет очевидна, если будет соблюден
необходимый вышеупомянутый баланс на всех стадиях процесса обучения.
Проектное обучение - это педагогические технологии, в основе которых лежит совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, имеющих творческий характер. При внедрении данных методов образовательного процесса важно учитывать ряд факторов: социальную значимость проектной задачи, наличие психолого-педагогических условий для обеспечения эффективного процесса, а также личность и профессионализм преподавателя.
Этапы проектной работы над созданием объектов дизайна имеют следующую последовательность, которой необходимо придерживаться для достижения наилучшего результата изучения дисциплины «Проектирование»:
• предпроектный анализ исходной ситуации, поиск актуальной темы проекта и постановка целей проектирования;
• определение плана проектных работ, алгоритма исследования;
• сбор исходной информации и анализ источников по теме проектирования, решение промежуточных задач;
• проведение поисковых работ, получение результатов и формулировка выводов, анализ полученной информации;
• подготовка письменного отчета и презентация проекта;
• анализ полученных результатов и процесса проектирования в целом [2].
Разрабатывая дизайн-проекты, будущие дизайнеры следуют изложенной выше последовательности выполнения проектных работ. Таким образом, внедрение в педагогический процесс технологий проектного обучения позволяет создать благоприятные условия для качественной профессиональной подготовки студентов-дизайнеров на кафедре «Дизайн» КНИТУ.
Выбор темы и определение целей проектирования должны соответствовать уровню заданной сложности и иметь практическую и научную значи-
мость будущей разработки. В круг научных интересов кафедры и Вуза в целом входят разработки в области химических технологий и их внедрение в производстве на предприятиях легкой промышленности. Так, актуальными в последнее время являются поиски и создание оригинальных материалов на композиционной основе с эффектным внешним видом или новыми специальными свойствами [3].
Приступая к выполнению дизайн-проекта, дизайнер должен располагать информацией, отвечающей на три ключевых вопроса, которые разработала модельер Н.П.Ламанова и ставшие базовой теорией моделирования: для чего, для кого и из чего создается костюм? Итак, «из чего создается костюм?» - ответом на этот вопрос будут служить рекомендации по выбору материалов для его изготовления, что является исходной информацией для осуществления этапов дизайн-проектирования. Таким образом, ключевым элементом или смысловым центром композиции становится непосредственно сам материал, из которого создается форма объекта дизайна (костюма, предметов одежды). Смысловой акцент в данном случае дизайнер ставит на тканях и их свойствах, из которых проектируется коллекция, а не только на раскрытии образной темы или художественного образа. Так, разработка новых материалов и их свойств приобретает самостоятельное значение в дизайн-проектировании одежды и становится темой курсовых и дипломных проектов магистрантов.
Опираясь на последовательность этапов проектирования, начальным этапом является сбор информации о новейших мировых разработках в области текстиля для одежды. В этом случае студентам кафедры «Дизайн» предлагается обращаться не только к зарубежными источникам и разработкам, но и использовать в своих проектных решения опыт ученых, исследователей и педагогов КНИТУ. В частности интерес в области проектирования одежды представляют опыты и результаты исследований, полученные В.В.Хамматовой, Е.В.Кумпан и других. В качестве зарубежных аналогов интерес представляют исследования в области текстильной химии профессора Университета прикладных наук (Германия) Dr. W. D. Schindler и лектора курсов для студентов и аспирантов в области химии текстиля в Государственном университете Северной Каролины (США) Dr. P. J. Hauser.
Изучение свойств химических волокон, методов и процессов отделки, их совместимости позволяет студентам достичь в своих проектах наилучших потребительских показателей текстильных материалов. На основании результатов исследований студенты имеют возможность разработать рекомендации и воспользоваться ими при определении технологии процесса отделки различных видов текстильных материалов: сухая и мокрая механическая и химическая обработка; химическая обработка специальными составами, обработка репелентами, отпугивающая насекомых и клещей; улучшение мягкости текстиля; ручная декоративная доработка; улучшение эстетических свойств за счет прессовой обработки целлюлозных материалов; обработка специальными составами для придания
грязеотталкивающих и огнезащитных свойств; антифрикционная обработка; обработка антистатическими растворами; обработка для снижения пиллинга; повышение эластичных свойств и устойчивости окраски; обработка для защиты от ультрафиолетового излучения; антимикробная обработка; биоотделка целлюлозных материалов; ферментная обработка; перспективные технологии и тенденции в химической отделке [4].
Результаты исследований отражаются в научно-практических работах магистров по проектированию одежды специального назначения. Примером может служить разработка противоэнцефалитного костюма магистра кафедры «Дизайн» Г.Нуртдиновой, где использованы материалы со специальной химической пропиткой [5].
Интерес для проектирования представляет такое направление, как разработка композиционных материалов для одежды, создание креативных тканей для современной одежды. Источником новой информации является ежегодный международный конкурс Japan Textile Contest. Конкурсные работы становятся источником вдохновения для студентов-дизайнеров и позволяют им разработать собственные оригинальные проектные решения. Учебно-проектные задачи по созданию креативных композиционных материалов объединяются в курс «Манипуляции по ткани», где студенты создают материалы для своих коллекций, используя несколько материалов с различными свойствами и отделкой.
Разработка композиционных материалов для одежды происходит в ходе экспериментальной работы по соединению разнообразных волокон, использованию оригинальных способов заключительной отделки тканей, которые позволяют по-новому представить техники войлоковаляния, вышивки, квилта и др. В данной работе часто используется мерсеризация - обработка хлопчатобумажных материалов слабым раствором щелочи или карбонизация -обработка шерстяных тканей слабым раствором кислоты.
Помимо экспериментов с волокнистым составом и окончательной обработкой тканей дизайнерами в качестве проектной концепции часто выбираются пластические свойства материалов. Дизайнеру важно понимать «поведение» текстиля во время движения человека, т.е. его внимание должно быть обращено не только на то, как одежда из той или иной ткани сидит на фигуре. Интересные опыты с пластическими свойствами текстиля принадлежат японскому дизайнеру Иссей Мияке. Например, в коллекции «Призма» ручная работа в тканях сочетается с промышленным иглопробивным способом создания нетканых материалов [6].
Получение образцов композиционных материалов при помощи проектного метода позволяет будущим специалистам легкой промышленности применять на практике результаты своих исследований, что готовит их к дальнейшей профессиональной деятельности, повышает их конкурентоспособность на рынке труда. В ходе проектной работы по получению новых материалов дизайнеры по-новому переосмысливают существующие ранее традицион-
ные технологии. Разработка композиционных материалов студентам-дизайнерам позволяет создавать авторские коллекции, открывает новые перспективы деятельности, стимулирует их способность творчески мыслить и расширяет их профессиональный кругозор. Проектная деятельность должна стать частью учебного процесса, так как она тесно связана с будущей профессиональной деятельностью дизайнера.
Литература
1. Махотин, Д. А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования / Д. А. Махотин // Качество, инновации, образование. -2005. - №1. - С. 11-21.
2. Тухбатуллина, Л. М. Использование метода проектов для развития ключевых компетенций специалистов по-
лимерного профиля / Л.М. Тухбатуллина, Л.А.Сафина // Вестн. Казан. технол. ун-та. 2011. - № 20. - С. 356-361.
3. Сафина, Л.А. Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук [Текст]: 13.00.08: защищена 18.11.04: утв. 24.06.04 / Сафина Людмила Александровна. - Казань, 2004. - 204 с.
4. Перепелкин, К.Е. Химическая отделка текстиля / К.Е. Перепелкин // Технический текстиль. - 2005. - №12.
5. Сафина, Л.А. Предпроектный анализ химических средств и конструктивно-морфологических преобразований, определяющих защитные свойства одежды специального назначения / Л.А.Сафина, Л.М.Тухбатуллина, Г.А.Нуртдинова // Вестн. Казан. технол. ун-та. 2014. Т.17, №5 - С. .51-55.
6. Цветкова, Н.Н. Синтез традиций и инноваций в современном текстиле / Н.Н. Цветкова // Рынок легкой промышленности. - 2007. - №53.
© Л. А. Сафина - к.п.н., доцент кафедры дизайна КНИТУ, [email protected]; Л. М. Тухбатуллина - к.п.н., доцент той же кафедры, [email protected].
© L. A. Safina - Ph.D., Associate Professor, Department of Design, KNRTU, [email protected]; L. M. Toukhbatoullina - Ph.D., Associate Professor, Department of Design, KNRTU, [email protected].