УДК 378:677
Л. А. Сафина, Л. М. Тухбатуллина
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОДЕЖДЫ
Ключевые слова: проектное обучение, метод проектов, композиционные и полиэфирные материалы.
В статье изложены краткие теоретические и практические аспекты проектного метода обучения. Дано обоснование эффективности использования технологии проектного обучения в дизайн-образовании. Рассмотрены примеры проектов, посвященных созданию композиционных материалов для коллекций одежды в рамках дисциплины «Проектирование». В статье приведен обзор технологий отделки современных полиэфирных материалов для изготовления одежды.
Keywords: project learning, project method, composite materials and polyester.
The article presents short theoretical and practical aspects of project teaching method. Provide a rationale the effectiveness of the use of technology in project-based learning design- education. Examples are considered ofprojects dedicated to the creation of composite materials for clothing collections. The article provides an overview of modern technologies offurnish ofpolyester materials for making clothes.
Новое тысячелетие ознаменовалось глобальными изменениями в отечественной системе образования, как в целом, так и на разных направлениях профессиональной подготовки. Изменения произошли не только в структуре и содержании государственных образовательных стандартов, но и в используемых педагогических технологиях. Современный процесс обучения студентов ориентирован уже не на трансляцию знаний, а на создание специальных условий для их получения (психолого-педагогических, производственных, финансовых, кадровых и пр.). Все эти изменения направлены на повышение эффективности образовательного процесса в вузе.
В процессе становления дизайн-образования и поиска наиболее эффективных педагогических технологий на кафедре «Дизайн» Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) были изучены теоретические и практические аспекты проектного обучения. Изучению и практическому использованию проектного обучения (проектного метода) в учебном процессе посвящены диссертационные исследования преподавателей кафедры Сафиной Л. А. и Тухбатуллиной Л.М.. Внедряя передовой опыт отечественной и зарубежной педагогики, преподаватели кафедры «Дизайн» исходили из того, что именно дизайн является той специфической деятельностью, которая максимально отвечает задачам проектного обучения.
Дизайн-проектирование и метод проектов имеют одинаковую цель - создать новый продукт, ранее не существовавший. Дизайн - самый яркий пример, подтверждающий «всепронизывающую про-ектность» современного образования и общества в целом. Проектные умения имеют для дизайнеров профессиональное значение и формируются в процессе изучения специальных дисциплин.
Выбирая концепцию проектного обучения, авторы опирались на определение, принятое в работе Д. А. Махотина: «проектное творческое мышление представляет собой научное мышление на стадии возникновения, зарождения новой идеи; на последующей стадии - отбора идей - включается критическое мышление» [1]. Это отвечает основной про-
фессиональной и образовательной идее: формировать и развивать творческое мышление будущих специалистов в процессе обучения.
Исходя из того, что современное проектное обучение призвано стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам, следует заключить, что оно подразумевает соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
В своей основе проектное обучение представляет педагогическую технологию, основанную на совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, имеющих творческий характер. Однако четко разработанных методик формирования профессиональных компетенций у студентов-дизайнеров не существует и эффективность внедрения проектного метода в образовательный процесс часто зависит от личности и профессионализма преподавателя, а также условий процесса обучения и социальной значимости проектных задач.
Исследователи проектного обучения единодушно выделяют этапы проектной работы обучаемого в ходе учебного процесса:
1) подготовка, определение темы и целей проекта;
2) планирование;
3) исследование, сбор информации, решение промежуточных задач;
4) результаты и выводы, анализ информации, формулирование выводов;
5) представление или отчёт;
6) оценка результатов и процесса.
Следование этим этапам отвечает специфике
проектного обучения [2].
В образовательном процессе кафедры дизайна КНИТУ по дисциплине «Проектирование» осуществляется обучение на основе метода проектов. Применение проектного обучения позволило повысить эффективность и качество профессиональной подготовки студентов-дизайнеров. Рассмотрим особенности применения проектного обучения студентов-дизайнеров на конкретных примерах образовательного процесса, в котором особое внимание уделяется
выбору проектных задач. Авторы статьи исходят из того, что проектные задачи должны иметь комплексный характер, связанный со сферой будущей профессиональной деятельности дизайнеров и учитывать специфику не только потребительского рынка, но и специфическую направленность высшего учебного заведения, его накопленный практический опыт и научные традиции [3].
Именно специфика профессиональной деятельности влияет на выбор содержания и определение условий проектного обучения. Базовая теория проектирования костюма принадлежит
Н.П.Ламановой. В основу ее теории профессионального моделирования костюма легли результаты размышлений над собственным творческим опытом. Теория представляет собой алгоритм действий по проектированию костюма, имеющий четкую смысловую структуру и подразумевающий определенный уровень профессиональной подготовки. Н.П.Ламанова сформулировала позиции теории костюма путем постановки трех вопросов: для чего, для кого, из чего создается костюм? Итак, одним из ключевых вопросов, на который должен ответить дизайнер является «из чего создается костюм?», т. е. выбор материалов для его изготовления. В силу научной направленности, существующей в КНИТУ, как ведущего Вуза в области химической подготовки ответ на этот вопрос принимает особое значение. Главный акцент здесь ставится на формировании способности проектировать коллекции одежды, не только руководствуясь интуицией при выборе темы, формы, цвета или композиционного решения, но и на создание новых моделей, где ключевым элементом композиции становится сам материал или его отделка.
Такие проекты часто имеют научно-прикладное значение и основываются на научных исследованиях, имеющих теоретическое значение. Разрабатывая дизайн-проекты, посвященные созданию новых материалов на композиционной основе, будущие дизайнеры четко следуют предложенным этапам проектирования. Однако прежде чем приступить к выполнению проекта, студент должен осознать уровень сложности и значимости будущей разработки, определить тему, цель и спланировать работу.
Проекты, посвященные текстилю отвечают также требованиям современной моды, где изобретение новых материалов или их свойств приобретает самостоятельное значение. На этапе сбора информации студентам предлагается ознакомиться с поиском новых текстильных форм, которым занимаются дизайнеры в разных странах. В этой связи хотелось бы отметить, прежде всего, работы педагогов-ученых КНИТУ В.В.Хамматовой, Е.В.Кумпан и других, а также зарубежных таких, как специалиста в области текстильной химии профессора Университета прикладных наук (Хоф, Германия) Dr. W. D. Schindler и лектора курсов для студентов и аспирантов в области химии текстиля в Государственном университете Северной Каролины (США) Dr. P. J. Hauser. В их работах изложен практический опыт, преимущества и недостатки наиболее важных процессов химической отделки текстиля, основанные на использовании собственных разработок и практики промыш-
ленных предприятий. На основании данных работ студентам предлагается изучить оптимальные виды исходных химикалий, методов и процессов отделки, их совместимости для достижения наилучших потребительских характеристик текстиля. Полученные сведения и рекомендации могут использоваться студентами для планирования процессов отделки различных видов текстильных материалов. Особый интерес для обучаемых представляют следующие процессы отделки: мокрая и сухая химическая и механическая отделка; процессы химической обработки; придание текстилю мягкости; ручная обработка; облагораживание путем прессовой обработки целлюлозных материалов; обработка репеллентами; грязе-отталкивающая обработка; придание огнезащищен-ности; антифрикционная обработка; антистатическая обработка; антипиллинговая обработка; придание эластичности; обработка для повышения устойчивости окраски; придание защищенности от действия ультрафиолетового излучения; антимикробная обработка; обработка, отпугивающая насекомых и клещей; ферментная обработка; биоотделка целлюлозных материалов; новые методы отделки; современные тенденции и перспективные методы химической отделки [4]. Результаты некоторых проектных решений используются в ходе написания магистерских работ. Примером такой преемственности может служить разработка магистром кафедры «Дизайн» Г.Нуртдиновой противоэнцефалитного костюма для туристов [5].
Хороший стимул для развития креативности дизайнера при разработке композиционных материалов для одежды представляет ежегодный международный конкурс Japan Textile Contest, на котором дизайнеры из разных стран представляют свои разработки. Основная цель конкурса - создание креативных тканей для современной одежды. Студенты-дизайнеры анализируют полученную информацию о представленных на конкурс разработках и делают выводы, которые позволяют им выработать собственные оригинальные проектные решения. Одним из таких решений является опыт с самым распространенным текстильным материалом полиэфиром (полиэстер). Благодаря своим свойствам этот материал может разнообразно использоваться дизайнерами. Так, в результате обработки полиэфира горячим паром или кислотой фактура этого материала становится похожей на фактуру камня, стекла или керамики. Различные складки, плиссировка, замины не исчезают после тепловой обработки, обогащая поверхность этой термопластичной синтетической ткани. Дизайнеры работают с полиэфиром, оригинально «вылепляя» его фактуру, создавая композиционный материал [6].
Другое направление поисков - эксперименты с разнообразными волокнами и способами заключительной обработки тканей, позволяющими интерпретировать техники войлоковаляния, вышивки, квилта и др. Речь идет о мерсеризации - обработке хлопчатобумажной ткани слабым раствором щелочи или карбонизации - обработке шерстяных тканей слабым раствором кислоты. Некоторые художники по текстилю декорируют поверхность ткани, используя
такие предметы, как ржавые гвозди (Рейко Су-до, Nuno Corporation) или оберточную бумагу (Иссей Мияке, Miyake Design Studio) [6].
Студентам предлагается освоить технику декорирования ткани «деворе», когда на ткань наносится кислотоупорный раствор по узору, и в последствии вытравливаются необработанные участки. Таким образом, возможно трансформировать двухмерную поверхность ткани в трехмерную с помощью техники выжигания отдельных участков.
Интересной идеей для студентов-дизайнеров становится внимание не только к тому, как одежда из той или иной ткани сидит на фигуре, но и к «поведению» текстиля во время движения человека. Источником вдохновения для студентов служит новая концепция одежды, представленная в модной коллекции японского дизайнера Иссея Мияке «Призма». В его тканях ручная работа сочеталась с промышленным иглопробивным способом создания нетканых материалов. Метод проектов всегда подразумевает практическое применение результатов исследования и студенты пробуют свои силы в создании иглопробивных нетканых материалов для коллекции. Оригинальные материалы вырабатывают из сформированных волокнистых холстов путем прокалывания их иглами, которые проводят в структуру холста волокна, выполняющие функцию скрепляющего материала [6].
Особенно интересно отметить, что во многих тканях дизайнерами по-новому переосмысляются различные традиционные технологии, такие, например, как узелковое крашение, текстильная печать, ремизное ткачество.
Таким образом, в статье рассмотрены возможности проектного обучения как образовательной технологии и особенности применения данной технологии в обучении студентов на кафедре «Дизайн» КНИТУ. Создание композиционных материалов для авторских коллекций открывает студентам-
дизайнерам новые перспективы деятельности, стимулирует их способность творчески мыслить и расширяет их профессиональный кругозор. Внедрение таких проектных задач как создание композиционных материалов для одежды в учебный процесс позволяет студентам не только приобрести проектные навыки, но и поддержать статус КНИТУ, как ведущего технологического университета России.
Проектная деятельность должна стать частью учебного процесса, так как она тесно связана с профессиональной деятельностью дизайнера.
Литература
1. Махотин, Д. А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования / Д. А. Махотин // Качество, инновации, образование. -2005. - №1. - С. 11-21.
2. Тухбатуллина, Л. М. Использование метода проектов для развития ключевых компетенций специалистов полимерного профиля / Л.М. Тухбатуллина, Л.А.Сафина // Вестн. Казан. технол. ун-та. 2011. - № 20. - С. 356-361.
3. Сафина, Л.А. Формирование творческого стиля деятельности дизайнера в системе дополнительного профессионального образования: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук [Текст]: 13.00.08: защищена 18.11.04: утв. 24.06.04 / Сафина Людмила Александровна. - Казань, 2004. - 204 с.
4. Перепелкин, К.Е. Химическая отделка текстиля / К.Е. Перепелкин // Технический текстиль. - 2005. - №12.
5. Сафина, Л.А. Предпроектный анализ химических средств и конструктивно-морфологических преобразований, определяющих защитные свойства одежды специального назначения / Л.А.Сафина, Л.М.Тухбатуллина, Г.А.Нуртдинова // Вестн. Казан. технол. ун-та. 2014. Т.17, №5 - С. .51-55.
6. Цветкова, Н.Н. Синтез традиций и инноваций в современном текстиле / Н.Н. Цветкова // Рынок легкой промышленности. - 2007. - №53.
© Л. А. Сафина - к.п.н., доцент кафедры Дизайна КНИТУ, [email protected]; Л. М. Тухбатуллина - к.п.н., доцент кафедры Дизайна КНИТУ, [email protected].
© L. A. Satina - Ph.D., Associate Professor, Department of Design, KNRTU, [email protected]; L. M. Toukhbatoullina - Ph.D., Associate Professor, Department of Design, KNRTU, [email protected].