Научная статья на тему 'Создание карты стандартных операций как элемент совершенствования производственных процессов'

Создание карты стандартных операций как элемент совершенствования производственных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2522
736
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / СТАНДАРТ / КАЧЕСТВО / ОПЕРАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИИ ДВИЖЕНИЙ / КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ / ОСНОВНОЙ ЭТАП / СТАНДАРТНЫЙ ЗАДЕЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пустохин Денис Александрович

Статья посвящена одному из способов совершенствования производственных процессов стандартизации операций. Рассматриваются такие понятия, как «стандарт», «стандартизация», «стандартная операция». Также рассматриваются типы стандартизации и ее преимущества. Выделяются области, в которых разрабатываются стандартные операции, рассматриваются цели составления карты стандартной операции и наиболее важные сведения, которые указываются в карте стандартной операции. Автор предлагает алгоритм процесса составления карты стандартной операции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A STANDARD OPERATION MAP AS A PART OF PRODUCTION PROCESS IMPROVEMENT

The article is devoted to one of the ways to improve the production process the standardization of operations. The article considered such concepts as "standard", "standardization", "standard operation". It is also discussed the types of standardization and its benefits. It is highlight areas where the standard operations are developed, the purpose of standard operation mapping and the most important information that is specified in the standard operation map is considered. The author suggests an algorithm of standard operation mapping process.

Текст научной работы на тему «Создание карты стандартных операций как элемент совершенствования производственных процессов»

СОЗДАНИЕ КАРТЫ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация. Статья посвящена одному из способов совершенствования производственных процессов - стандартизации операций. Рассматриваются такие понятия, как «стандарт», «стандартизация», «стандартная операция». Также рассматриваются типы стандартизации и ее преимущества. Выделяются области, в которых разрабатываются стандартные операции, рассматриваются цели составления карты стандартной операции и наиболее важные сведения, которые указываются в карте стандартной операции. Автор предлагает алгоритм процесса составления карты стандартной операции.

Ключевые слова: производственный процесс, стандарт, качество, операция, принципы экономии движений, ключевой момент, основной этап, стандартный задел.

CREATING A STANDARD OPERATION MAP AS A PART OF PRODUCTION PROCESS IMPROVEMENT

Annotation. The article is devoted to one of the ways to improve the production process - the standardization of operations. The article considered such concepts as "standard", "standardization", "standard operation". It is also discussed the types of standardization and its benefits. It is highlight areas where the standard operations are developed, the purpose of standard operation mapping and the most important information that is specified in the standard operation map is considered. The author suggests an algorithm of standard operation mapping process.

Keywords: production process, standard, quality, operation, principles of motion economy, key moment, main stage, standard stock.

В странах с развитой рыночной экономикой проблемам организации и управления производством посвящены сотни книг, тысячи научных статей. Однако в России на сегодняшний день данная тематика представлена скудно. Недостаточная степень изученности и научно-практической значимости и обусловили актуальность данного исследования.

На предприятиях внедряются различные типы производственных систем. Одним из элементов производственных систем является четкое определение стандарта выполняемых операций, его документальное оформление и доведение до рабочего персонала.

Анализ зарубежной и отечественной литературы по производственной логистике, а также изучение зарубежной и отечественной практики позволяют сделать вывод, что создание стандартов на предприятии приводит к совершенствованию производственных процессов, что ведет к сокращению дефектности продукта, сокращению срока выполнения заказа, сокращению производственного цикла. Таким образом, целью стандартизации является повышение эффективности производственных процессов.

Прежде всего, разберем понятие производственного процесса и рассмотрим, какие бывают производственные процессы. Производственный процесс - определенным образом упорядоченный в пространстве и времени комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление продукции необходимого назначения, в определенном количестве и качестве и в заданные сроки [8, с. 64].

Все производственные процессы подразделяются по функциональному признаку на:

- основные: процессы обработки, штамповки, резки, сборки, окраски, сушки, монтажа, т.е. все операции, в результате которых изменяются форма и размеры предметов труда, его внутренние свойства, состояние поверхности и т.п.;

- вспомогательные: изготовление инструмента и технологической оснастки, ремонт, т.е.

УДК 658.7 Д.А. Пустохин

Denis Pustokhin

© Пустохин Д.А., 2015

процессы, не связанные с предметом труда и предназначенные для обеспечения нормального протекания основных процессов;

- обслуживающие: контроль качества продукции, хода производственного процесса, транспортные и складские операции [8, с. 64].

Далее стоит отметить, что можно выделить две группы стандартов.

1. Организационные стандарты, общие для различных подразделений предприятия, общие методики и рабочие документы.

2. Операционные стандарты определяют методику выполнения работы и организацию любого рабочего места. Эти стандарты являются справочными документами в отношении выполнения работы и организации рабочего места. Они касаются в первую очередь сотрудников, непосредственно занятых на конкретном рабочем месте: операторов, начальников участков и цехов, и не являются документами общего характера.

Рассмотрим различные определения термина «стандарт». Стандарт - это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции. [9] Стандарт -это комплекс политик, правил, директив и процедур, установленных менеджментом для всех основных операций, который позволяет всем сотрудникам успешно выполнять свою работу [5, с. 29]. Стандарт - это свод документов, описывающих, как изготавливать продукт в соответствии с техническими спецификациями [3, с. 99].

Стандарт напрямую влияет на качество: он, прежде всего, позволяет уменьшить разнообразие способов выполнения той или иной операции. Если все сотрудники применяют в работе различные методики, если каждый оператор выносит свое собственное суждение по качеству продукции до ее передачи на другой этап, становится невозможным производить продукцию наилучшего качества в кратчайшие сроки и по самой низкой цене. Если не существует стандартного способа выполнения работы, соблюдаемого всеми, анализ качества становится сложным, так как нет возможности опереться на единую основу или определить расхождение с нормой для выявления первоначальных причин возникновения недостатка. Следовательно, освоение стандартов является одним из ключевых моментов достижения высоких показателей в области качества, стоимости, сроков, человеческих ресурсов и окружающей среды.

Высокое качество процесса возможно лишь в том случае, если каждый его участник четко представляет свою роль в нем, а также действия, которые он должен осуществить в той или иной ситуации. Следовательно, возникает необходимость формализации процессов, четкого описания их алгоритма в специальных документах. При этом важно, чтобы все документы имели единую структуру, описания должны быть последовательными, легко читаемыми, не допускающими разночтений [2, с. 439].

Таким образом, стандарт является основной опорой, которая позволяет гарантировать качество способа выполнения работы, а также определить моменты, связанные с риском. В стандарте указаны ключевые моменты, которые необходимо соблюдать для обеспечения качества операции.

Ключевым моментом является важнейший элемент выполнения основного этапа. Его несоблюдение может привести к снижению качества, повышению степени риска и усложнению операции.

Для выявления ключевого момента необходимо:

1. выполнить операцию;

2. определить моменты, влияющие на законченность основных этапов;

3. любой момент, влияющий на безопасность, является ключевым моментом.

Основной этап - это основная процедура операции, представляющая собой совокупность движений, необходимых для изменения состояния продукта.

Деятельность по разработке и применению стандартов называется стандартизация. Стандартизация - документирование, наилучший способ делать работу [4, с. 32]. Стандартизировать - значит выбрать из многих методов наилучший и применить [11, с. 307].

Рассмотрим различные типы стандартизации, которые выделяют в научно-методической литературе (см. табл. 1).

Таблица 1

Типы стандартизации

Типы стандартизации Примеры

Стандартизация управления Справочные материалы с описанием основных должностных обязанностей управленческого звена и т.д.

Стандартизация контроля работы оборудования Руководство по эксплуатации оборудования, действия по самотехобслуживанию

Стандартизация операций Карта стандартной операции, технические карты процесса, стандартное время и др.

Стандартизация контроля качества План контроля, правила соблюдения качества и др.

Другие виды стандартизации Обучение, требования к выполнению операций, безопасность, графики поливалентности (графики обучения) и др.

К основным преимуществам стандартизированной работы можно отнести:

- более полное соблюдение ключевых моментов;

- сокращение вариабельности;

- соблюдение технологического процесса операторами;

- оптимизацию условий выполнения операций на посту путем оптимизации движений;

- облегчение обучения новых операторов;

- сокращение уровня травматизма и перегрузки;

- улучшение показателей по качеству, срокам и стоимости.

Перейдем к рассмотрению понятия «стандартная операция». Стандартная операция - это наилучшая методика выполнения операции, которая позволяет соблюдать требования по качеству, стоимости и срокам, гарантируя безопасность оператора. Однако стоит помнить, что стандартная операция - это не стальная форма, она является наилучшей методикой лишь в том случае, если она постоянно улучшается путем повышения квалификации операторов, оптимизации размещения оборудования в цеху, совершенствования инструмента и технологического процесса. Цикл стандартной операции можно представить следующим образом (см. рис. 1).

Выделим типы стандартных операций:

1) производственные операции - все операции, выполняемые операторами в различных производственных процессах;

2) вспомогательные операции - все операции по контролю и обслуживанию оборудования, приспособлений и инструмента;

3) операции, выполняемые временно или периодически - в случае риска возникновения уже известной или потенциальной проблемы, связанной с качеством, безопасностью, объемом производства.

у' к® / / / о<* / ч' \ \ \ \ \ ]

\ V \ ч \ \ \ * «г / ✓ / У

Рис. 1 Цикл стандартной операции

Описание стандартов должно быть зафиксировано в специальном документе. Устоявшегося термина для этого документа нет. Т. Оно употребляет термин «листок стандартных операций» [7]. Д. П. Хоббс употребляет термин «карта последовательности событий» [12]. Дж. Лайкер использует термин «стандартный рабочий лист» [6]. В нашем исследовании мы будем использовать термин «карта стандартной операции», так как, на наш взгляд, этот термин наиболее полно отражает сущность данного документа. Карта - бланк для заполнения какими-либо сведениями [10].

Все карты стандартных операций основываются на информации, представленной в карте технологического процесса, которую представляют технический, инженерный персонал предприятия. В то время как карта технологического процесса отвечает на вопрос «что сделать», карта стандартной операции отвечает на вопрос «как сделать».

Рассмотрим цели составления карты стандартной операции:

- определение оптимальной методики;

- обучение сотрудников;

- контроль их правильного применения путем наблюдения за выполнением операций;

- совершенствование стандартов.

Через карту стандартной операции до оператора доводится полная информация, каким процессом он будет управлять и при помощи каких средств. Карта стандартной операции должна составляться для ежедневного ее использования. Если картой не пользуются, в ней нет никакого смысла.

Рассмотрим наиболее важные сведения, которые следует включить в карту стандартной операции.

1. Название операции.

2. Используемый инструмент.

3. Используемые материалы/детали/комплектующие.

4. Время выполнения операции. Время, за которое квалифицированный оператор может выполнить операцию. Его величина должна быть четко определена. Определение объективной продолжительности позволяет руководителю подразделения оценить степень загрузки оператора.

5. Последовательность выполнения операции - порядок действий оператора в процессе производства. Руководитель подразделения должен сделать способ выполнения операции максимально понятным оператору, как можно точнее объяснить, как выполнять операцию. Именно в момент раз-

работки способа выполнения руководитель подразделения должен ставить цель получить эффективно работающий пост, учитывая для этого принципы экономии движений.

К принципам экономии движений можно отнести:

- сокращение количества движений;

одновременное выполнение движений: одновременное выполнение симметричных движений обеими руками не представляет никакой сложности; сокращение времени бездействия каждой руки;

- сокращение дистанций;

- облегчение движений;

- устранение факторов, затрудняющих движения;

- снижение веса предметов, использование рычагов или направляющих.

6. Ключевые моменты Любой фактор, определенный в ходе работы, позволяющий обеспечить производство качественной продукции и безопасность персонала, а также облегчающий процесс изготовления, должен быть включен в операцию как ключевой момент. Благодаря внесению ключевых моментов в карту стандартной операции, появляется возможность передачи опыта. Несоблюдение ключевых моментов вызывает не только снижение качества и повышение степени риска для персонала, но и увеличение времени ее выполнения.

7. Стандартные запасы - минимальное количество материалов, необходимых для хода производственного процесса.

8. Стандартный задел. Если у оператора появляется возможность складировать незавершенную продукцию между постами, возникает понятие стандартный задел. Это задел между двумя постами, сделанный с опережением для загрузки в станок или заготовки на подготовительных постах. Задача стандартного задела определить, а, следовательно, ограничить количество деталей, которые оператор складирует. Это допустимый максимум, который нельзя превышать. Он должен представлять собой минимум, необходимый для непрерывности процесса, и в идеале равен 0. Иногда стандартный задел определяет минимальный уровень. Стандартный задел определяется сразу после того, как способ выполнения операции, а также время выполнения определены и стабильны. Стандартный задел должен быть обязательно указан, даже в случае, когда он равен 0. Стандартный задел должен быть физически указан на посту, таким образом, чтобы его не соблюдение было невозможным. О несоблюдении стандартного задела можно понять по скопленным деталям, что провоцирует риск с точки зрения безопасности, качества и затрат. В цехах, где стандартные заделы определены и соблюдаются, легко выявить любую аномалию и понять ее причину.

Только четкое соблюдение технологического процесса, описанное в карте стандартной операции, становится ключом к производству качественных изделий и гарантирует безопасность каждому сотруднику.

Карта стандартной операции должна быть: легко читаемой; визуально понятной;

включающей только имеющиеся инструменты и материалы;

- проверенной и одобренной рабочими и менеджментом;

- удовлетворяющей стандартам безопасности и качества [1, с. 66].

В данном исследовании мы предлагаем следующий алгоритм процесса составления карты стандартной операции (см. рис. 2).

Этап 1

Этап 2

Этап 3

Этап 4

Этап 5

Этап 6

Рис. 2 Алгоритм процесса составления карты стандартной операции

1. Провести анализ текущей операции. Выполнение операции должен произвести опытный оператор. Необходимо провести подробное описание данной операции, порядка ее выполнения. Далее выполнить операцию и подробно описать порядок ее выполнения.

2. Определить наилучшую методику выполнения данной операции. Руководитель совместно с оператором должен пересмотреть порядок выполнения операции и оптимизировать движения (устранить неэффективность, нерегулярность и нерациональность, применить принципы экономии движений).

3. Повторить операцию. Для подтверждения полученных результатов необходимо повторить операцию в установленном порядке и, если требуется, снова внести корректировки.

4. Определить основные этапы и ключевые моменты. Изложить основные этапы выполнения операции и ключевые моменты таким образом, чтобы все смогли правильно их выполнить.

5. Получить подтверждение по выполнению основных этапов. Выполнить основные этапы и по необходимости внести коррективы.

6. Подготовить карту стандартной операции. Внести окончательные результаты в карту стандартной операции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стандартная операция должна разрабатываться по каждой новой операции перед началом ведения работ. Каждый раз при изменении условий выполнения стандартной операции или при внесении изменений в саму операцию при проведении кайдзен на посту необходим пересмотр карты стандартной операции. Необходимо установить сроки пересмотра карты стандартной операции. Пересмотр карты проводится после найденных несоответствий при наблюдении за рабочим местом руководителем подразделения.

Успех стандартизации и повышение производительности зависят от следующих условий:

- конкретно ставить задачи: определение стандартной операции;

- обеспечивать правильное усвоение задачи сотрудниками и правильное выполнение ими стандартной операции;

- изучение возможностей по улучшению стандартной операции и внесение в нее изменений;

Провести анализ текущей операции

Определить наилучшую методику выполнения операции

Повторить операцию

Определить основные этапы и ключевые моменты

Получить подтверждение по выполнению основных этапов

Подготовить карту стандартной операции

— Выявление и устранение недостатков.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что в работе было определено понятие «производственный процесс», рассмотрены виды производственных процессов, определен термин «стандарт», рассмотрены преимущества и типы стандартизации, определен термин «стандартная операция», уточнены цели создания карты стандартной операции, рассмотрены области, в которых разрабатываются стандартные операции, детально рассмотрены сведения, определяемые в стандартной операции, а также разработан алгоритм процесса составления карты стандартной операции.

Библиографический список

1. Вэйдер, М. Инструменты бережливого производства: мини-руководство по внедрению методик бережливого производства / М. Вэйдер. - М. : Альпина Паблишер, 2012. - 125 с. - ISBN 978-5-9614-2245-0.

2. Гаджинский, А. М. Логистика / А. М. Гаджинский. - М. : Дашков и К, 2012. - 484 с. - ISBN 978-5-39401605-9.

3. Иллюстрированный глоссарий по бережливому производству / Под ред. Ч. Марчвински и Дж. Шука. -М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 123 с. - ISBN 5-9614-0189-8.

4. Имаи, М. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества / М. Имаи. - М. : Альпина Паб-лишерз, 2009. - 345 с. - ISBN 978-5-9614-1136-2.

5. Имаи, М. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний / М. Имаи. - М. : Альпина Паблишерз, 2009. -276 с. - ISBN 978-5-9614-1163-8.

6. Лайкер, Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Дж. Лайкер. - М. : Альпина Паблишерз, 2010. - 402 с. - ISBN 978-5-9614-1251-2.

7. Оно, Т. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства / Т. Оно. - М. : Институт комплексных стратегических исследований, 2008. - 208 с. - ISBN 978-5-902677-04-1.

8. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Род-киной. - М. : Проспект, 2011. - 608 с. - ISBN 978-5-392-02417-9.

9. Производственный менеджмент / Под ред. С. Д. Ильенковой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 583 с. -ISBN 5-238-00101-0.

10. Современный толковый словарь русского языка в 3-х т. Т. 1 / Под ред. Т. Ф. Ефремовой. - М. : АСТ, 2006. - 1165 с. - ISBN 5-17-029521-9.

11. Форд, Г/ Моя жизнь, мои достижения / Г/ Форд. - Пятигорск : СНЕГ, 2008. - 496 с. - ISBN 978-5-90312915-7.

12. Хоббс, Д. П. Внедрение бережливого производства / Д. П. Хоббс. - Минск : Гревцов Паблишер, 2007. -352 с. - ISBN 978-985-6569-09-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.