Научная статья на тему 'Использование японской модели менеджмента для повышения эффективности деятельности российских предприятий'

Использование японской модели менеджмента для повышения эффективности деятельности российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4759
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ЯПОНСКАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / КАЙДЗЕН / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ENTERPRISE MANAGEMENT / JAPANESE MANAGEMENT SYSTEM / KAIZEN / LEAN MANUFACTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонов Михаил Владимирович, Авруцкая Светлана Гарровна

Рассмотрены предпосылки для применения японской системы менеджмента в России, составляющие японской системы менеджмента моральная и инструментальная. Описаны основные концепции японской системы менеджмента кайдзен, бережливое производство и другие, которые могут быть использованы российскими предприятиями в качестве альтернативы западным подходам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING JAPANESE MANAGEMENT SYSTEM TO INCREASE PERFORMANCE OF RUSSIAN ENTERPRISES

The preconditions for the implementation of the Japanese management system in Russia are discussed, as well as the major components of the Japanese management system, moral and instrumental. The basic concept of the Japanese management system kaizen, lean manufacturing and others are considered as they can be used by Russian companies as an alternative to Western approaches.

Текст научной работы на тему «Использование японской модели менеджмента для повышения эффективности деятельности российских предприятий»

УДК 65.011

М. В. Харитонов, С. Г. Авруцкая*

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9 * e-mail: savrutskaya@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрены предпосылки для применения японской системы менеджмента в России, составляющие японской системы менеджмента - моральная и инструментальная. Описаны основные концепции японской системы менеджмента - кайдзен, бережливое производство и другие, которые могут быть использованы российскими предприятиями в качестве альтернативы западным подходам.

Ключевые слова: управление предприятием, японская система менеджмента, кайдзен, бережливое производство.

Начиная с 2014 года, российская экономика столкнулась с рядом серьёзных проблем. Введение санкций Европейским союзом и США, стремительное падение цен на нефть, девальвация российского рубля повлекли за собой падение товарооборота, ВВП и уровня жизни населения. Резче проявились существовавшие ранее недостатки экономики: ее сырьевая направленность, существенная зависимость от иностранного импорта и западных технологий, отсутствие сильных отраслей и высокотехнологичных производств, способных обеспечить рост в долгосрочной перспективе. Низкая

производительность труда, плохое качество и высокая себестоимость выпускаемой продукции делают невозможной конкуренцию отечественных товаров на мировом рынке. Если макроэкономические проблемы можно объяснить внешними факторами, то на корпоративном уровне многие проблемы вызваны низким качеством российского менеджмента.

Становление российского менеджмента с конца 80-х годов опиралось на опыт, заимствованный в США и странах Западной Европы. Российские менеджеры получали западное образование и читали западных авторов, пытались внедрить их идеи и модели в компаниях, но Россия так и не смогла достичь того же уровня развития, даже обладая всеми необходимыми ресурсами для осуществления преобразований.

В последнее время всё больше компаний в мире начинают применять японский подход к управлению производством. Даже западный менеджмент, считавшийся эталонным на протяжении десятилетий, признал инструменты японского менеджмента, которыми можно воспользоваться для достижения конкурентных преимуществ.

Впервые о японском менеджменте заговорили в 80-х годах XX века, когда японские компании начали массовую экспансию в США. Они не могли воспользоваться мощными маркетинговыми инструментами для увеличения продаж и не имели знаменитых марок, как их американские конкуренты. Поэтому они изменили поле сражения и стали конкурировать в качестве и себестоимости продукции, победив в конечном итоге крупных игроков и захватив

большую долю американского рынка. Тогда уже американские компании начали заимствовать японский опыт управления и внедрять его в собственное производство.

В России японской системе управления долгое время не уделяли должного внимания. В то же время России следует использовать инструменты как западного, так и восточного менеджмента по ряду причин:

• Россия географически располагается и в Европе, и в Азии, поэтому она способна воспринимать опыт западной и восточной культур управления;

• Россия находится на стыке цивилизаций. Её культура формировалась на протяжении веков под сильным влиянием Востока и Запада;

• для России, как и для восточных стран, характерен коллективизм и коллективное мышление. Тем не менее, в настоящее время происходят определённые сдвиги в пользу индивидуальных ценностей;

• японский менеджмент уже активно изучается, заимствуется и адаптируется на Западе.

Рассмотрим преимущества японского

менеджмента и инструменты, которые могли бы использовать российские предприятия.

Японский менеджмент условно подразделяется на две взаимосвязанных сферы: моральный менеджмент (ориентирован на человека, его мотивацию и развитие) и инструментальный менеджмент (ориентирован на создание правильных производственных процессов). Данной разделение менеджмента основывается на подходе компании Toyota [3], которая выделила два основных направления: Дао Toyota и Toyota Production System (TPS), известная на Западе под другим названием - «Lean Production», или «Бережливое производство».

В соответствии с первой составляющей японского менеджмента - ориентаций на человека, - человек является главным звеном в системе производства, любые начинания и действия исходят только от него. Он не машина и не может функционировать по тем же законам, что и производственное оборудование. Для

всех сотрудников в целом и для каждого в отдельности должен быть разработан свой подход в профессиональных отношениях. Построение крепких связей между сотрудниками, менеджментом и руководством является приоритетным направлением в любой компании и должно базироваться на трёх принципах:

• создание сильной философии, которая разделяется всеми сотрудниками без исключения и ориентирована на долгосрочное развитие;

• двусторонняя («снизу - вверх» и «сверху -вниз») коммуникация, в которой менеджмент играет связующую роль между руководством и сотрудниками;

• постоянные инвестиции в человеческий капитал, которые будут способствовать развитию сотрудников и побуждать их к карьерному и профессиональному росту.

Работа с сотрудниками складывается из последовательных этапов, от изучения сотрудника, выявления у него тех положительных и полезных для компании качеств, которые он может реализовать и развить в процессе трудовой деятельности и принести компании наибольшую выгоду, к установлению прочных контактов и доверительных отношений между руководством и сотрудниками [1]. Происходит концентрация на развитии творческих способностей сотрудников, особое внимание уделяется при этом молодым, поскольку именно они проявляют наибольшую способность к творческому мышлению и должны рассматриваться как новый импульс к развитию [2]. Контроль выполнения сотрудником своей деятельности базируется на выстраивании эмоциональных отношений между сотрудником, менеджментом и руководством, а также участии компании в формировании нового типа мышления, ориентированного на постоянное сотрудничество и непрерывное улучшение [1].

Описанная стратегия развития сотрудников универсальна и может применяться повсеместно, однако должна быть адаптирована под конкретные условия внедрения, например, на пилотных площадках, прежде чем распространять практику на всю компанию в целом.

Инструментальная часть японской системы управления - ориентация на создание правильных процессов - должна внедряться только после реализации моральной части, так как необходимо подготовить людей к предстоящим изменениям в производственных процессах, сформировать подходящую культуру производства и внедрить в корпоративное мышление философию,

соответствующую поставленным целям и задачам развития предприятия.

При создании правильных процессов используются следующие инструменты.

1. Реализация концепции «бережливого производства». Инструменты бережливого производства многократно описаны. Их ценность в том, что они обеспечивают слаженность работы и превращают производственную систему в единый

функционирующий организм, обеспечивая при этом бесперебойное и высококачественное производство продукции. Помимо этого, бережливое производство направлено на ликвидацию основных видов потерь на производстве [4].

Особого внимания заслуживает кайдзен, или непрерывное совершенствование [5]. Концепция кайдзен сформировалась в 80-х годах XX века. В её основу легло совершенствование, в котором участвуют все: от генерального директора до рабочего. Для реализации кайдзен в компании необходимо вовлечение высшего руководства, создание политики в области внедрения кайдзен и графиков внедрения стратегии. При этом внедрение должно идти постепенно, поступательными движениями, плавно переходя от одного этапа к другому, сопровождаясь доведением политики в области кайдзен до рабочих и менеджмента организации, поскольку именно они становятся в обозримом будущем главными участниками и инициаторами внедрения.

В компании кайдзен становится хорошим двигателем развития наряду с инновациями. Но, в отличие от инновационной стратегии, кайдзен не требует для осуществления крупных

капиталовложений, современного оснащения и продвинутых технологий и связан с малыми рисками. Для его применения достаточно семи инструментов контроля качества: диаграммы Парето, диаграммы причин и результатов, гистограммы, контрольные карты, диаграммы рассеивания, графики и контрольные листки. Более того, иногда можно добиться желаемого результата просто за счет здравого смысла.

2. Долгосрочный наём сотрудников вместо пожизненного.

В России ввиду низкой внутренней мобильности населения, ограниченного числа предприятий в регионах и высокого количества родственных связей внутри организации для многих сотрудников характерна продолжительная работа на одном предприятии. Поэтому в российских организациях необходимо создавать условия для долгосрочной занятости сотрудников.

3. Система кадровой ротации.

Учитывая, что долгий труд на одном рабочем месте снижает интерес к работе, препятствует профессиональному росту и подавляет инициативу работника, необходимо введение на российских предприятиях системы кадровой ротации. Это будет способствовать более широкому представлению работников о различных аспектах деятельности предприятия, возможности ставить для себя новые цели и стремиться к их достижению. Данный подход особенно эффективен по отношению к молодым работникам, у которых есть потенциал и желание расти и развиваться.

4. Подготовка на рабочем месте.

Сегодня в российских компаниях при приёме на работу большое внимание уделяют наличию опыта работы в конкретной области и специальных профессиональных знаний. Таким образом компании теряют потенциально способных и талантливых

работников. Переход к критериям найма, основанным на наличии широкого кругозора, способности учиться и работать в коллективе, обучение в компании, поддержка становлениия сотрудника внутри организации будут способствовать более полному использованию потенциала работников для роста и развития вместе с компанией.

5. Специальная система оплаты труда.

В российских организациях желательно применение стимулирующих методов оплаты труда, которые включают «плавающие» оклады, распределение вознаграждения между работниками на основе экспертной оценки, бестарифную оплату труда. Эти формы оплаты оказывают мотивирующее воздействие на поведение людей в организации, что благоприятно влияет как на сотрудников, так и на компанию [5].

Описанное разделение на моральное и инструментальное направления способствует более глубокому пониманию функционирования японского менеджмента, помогает разобраться в деталях и понять работу каждого инструмента как в отдельности, так и в совокупности с другими [6].

Существующая на многих предприятиях России практика управления восходит ко временам СССР и давно перестала быть актуальной в условиях рыночной

экономики. Тем не менее, некоторый опыт советских времён может быть полезен, так как отдельные его элементы - такие как дух коллективизма, уважение к человеку труда - присутствуют и в восточном, в частности в японском, менеджменте.

Сегодня России необходимо создать своё «экономическое чудо», осуществить прорыв в экономике, перейдя к производству

высокотехнологичной продукции и рациональному использованию материальных и человеческих ресурсов, тем самым укрепив свои позиции на мировом рынке, а также осознать ведущую роль менеджмента в развитии предприятий - он должен играть в организации роль связующего звена и создавать благоприятные условия для функционирования и развития как организации, так и работающих в ней сотрудников. Для этого российские компании могут воспользоваться опытом японской системы управления, которая является наиболее перспективным путём развития ввиду концентрации на снижении потерь, издержек, себестоимости единицы продукции, повышении качества и создании благоприятной среды для непрерывного совершенствования людей и производственных процессов.

Харитонов Михаил Владимирович, студент кафедры менеджмента и маркетинга Института экономики и менеджмента РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва.

Авруцкая Светлана Гарровна, к.х.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга Института экономики и менеджмента РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва.

Литература

1. Лайкер Дж. Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний / Джеффри Лайкер, Майкл Хосеус ; Сокр. Пер. с англ. - 2-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2015. - 354 с. ISBN 978-5-9614-4995-2

2. Мацусита К. Миссия бизнеса / Коносуке Мацусита; Пер. с англ. - 4-е изд. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. - 189 с. ISBN 978-5-9614-4680-7

3. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер; Пер. с англ. - 10-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 400 с. ISBN 978-5-9614-5291-4

4. Авруцкая С.Г., Копылова А.Д. Бережливый учет: базовые показатели эффективности для отражения преимуществ бережливого производства // Вестник РХТУ им. Д.И.Менделеева: «Гуманитарные и социально-экономические исследования: в 2 т. Том 2. Социально-экономические исследования. Вып. IV. - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2013. С. 18-27.

5. Имаи М. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний / Масааки Имаи; Пер. с англ. - 8-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 274 с. ISBN 978-5-9614-5387-4

6. Хачатуров А.Е., Гуревич Е.А. О возможности прямого заимствования опыта японского менеджмента в России // Финансовый менеджмент, 2001. №6. Режим доступа: http://dis.ru/library/detail.php?ID=22463

KharitonovMikhail Vladimirovich, Avrutskaya Svetlana Garrovna* D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: savrutskaya@mail.ru

USING JAPANESE MANAGEMENT SYSTEM TO INCREASE PERFORMANCE OF RUSSIAN ENTERPRISES

Abstract

The preconditions for the implementation of the Japanese management system in Russia are discussed, as well as the major components of the Japanese management system, moral and instrumental. The basic concept of the Japanese management system - kaizen, lean manufacturing and others are considered as they can be used by Russian companies as an alternative to Western approaches.

Key words: enterprise management, Japanese management system, kaizen, lean manufacturing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.