Научная статья на тему 'Этапы становления концепции «Бережливое производство»'

Этапы становления концепции «Бережливое производство» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3588
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА / КОНЦЕПЦИЯ / ДОБАВЛЕННАЯ ЦЕННОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ УСПЕХА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батталов А.М.

В современном мире основой успеха предприятия, учитывая условия хозяйствования, является высокий уровень организации производства. Достичь оптимального и эффективного уровня производства позволяет только четкое осознание и реализация каждым работником своей зоны ответственности в общей цепочке создания стоимости конечного продукта высокого качества в соответствии с требованиями всех заинтересованных сторон. Системы менеджмента качества и концепция «Бережливое производство» являются инструментами, позволяющими достигнуть данного уровня производственной системы, а также соответственно повысить эффективность производства. Практически во всех отраслях ведущих стран концепции «Бережливого производства» является признанной стратегией индустриального развития и завоевывает лидерские позиции на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы становления концепции «Бережливое производство»»

Таблица 2

Относительный прирост объема производства и его составляющие

Показатель Отчетный период

1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.

Прирост объем производства (ДV) 0,0064 0,0091 -0,0211 0,2971

Ресурсный эффект (ДРП) -0,0001 0,0143 0,0101 0,0158

Сверхаддитивный эффект (ДРО) 0,0071 -0,0061 -0,0243 0,2771

Мультипликативный эффект (ДРПхДРО) -0,0001 0,0001 -0,0002 0,0041

Из таблицы 3 видно, что под влиянием отрицательного значения мультипликативного эффекта объем производства в первом квартале снизился на 0,001% , во втором так же заметно понижение - на 0,01%, в третьем квартале - 0,02%. В четвертом квартале положительное значение мультипликативного эффекта обусловило прирост объема производства на 0,4%. В четвертом квартале, под влиянием всех факторов, прирост объема производства составил: 29,7% (1,58+27,71+0,41). Таким образом, ресурсный потенциал более эффективно использовался в четвертом квартале.

На основе примера, можно сделать вывод, что метод оценки эффективности использования ресурсного потенциала организаций, основанный на расчете мультипликативного эффекта имеет как теоретическое, так и практическое значение. В практическом значении мы можем прогнозировать, контролировать и влиять на ресурсный потенциал предприятии. Но нельзя забывать, что для каждого предприятия необходимо определить определенный набор методов расчета, в зависимости от определенных целей наметить алгоритм расчета эффективности ресурсного потенциала. Список использованной литературы:

1. Вяткина Т.Г. Анализ направлений повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятия / Т.Г. Вяткина // Организатор производства. - 2013. - № 3 (58). - С. 64-67.

2. Ломоносова Е.В. Оценка и пути повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятий / Е.В. Ломоносова // В сборнике: Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита материалы. - Иркутск: 2015. - С. 123-130.

3. Окольнишникова И.Ю. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала предпринимательских структур / И.Ю. Окольнишникова, В.Ю. Шевров // Современное бизнес-пространство: актуальные проблемы и перспективы. - 2014. - № 1 (2). - С. 104-111.

4. Панкова С.В. Статистическое изучение долговременных тенденций в сельском хозяйстве оренбургской области / С.В. Панкова, А.П. Цыпин // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 29 (380). - С. 25-33.

5. Прокофьев В.А. Предпосылки и условия развития детерминированного факторного анализа (проблемы науки «экономический анализ») / В.А. Прокофьев, В.В. Носов, Т.В. Саломатина // ЭТАП: Экономическая теория, Анализ, Практика. - 2014. - № 4. - С. 134-145.

6. Сазонов В.Г. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала предприятий: проблемы и пути решения / В.Г. Сазонов // Экономика и управление. - 2014. - №1 (69). - С. 56-61.

7. Цыпин А.П. Статистический анализ трансформации экономики России: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Оренбургский государственный аграрный университет. - Оренбург: 2005. - 18 с.

©Баранова Ю.В., 2016

УДК: 1.005.93:658.51

А.М. Батталов Аспирант ФГБОУ ВПО УГНТУ, г.Уфа, РФ

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯКОНЦЕПЦИИ «БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО»

Аннотация

В современном мире основой успеха предприятия, учитывая условия хозяйствования, является

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

высокий уровень организации производства. Достичь оптимального и эффективного уровня производства позволяет только четкое осознание и реализация каждым работником своей зоны ответственности в общей цепочке создания стоимости конечного продукта высокого качества в соответствии с требованиями всех заинтересованных сторон. Системы менеджмента качества и концепция «Бережливое производство» являются инструментами, позволяющими достигнуть данного уровня производственной системы, а также соответственно повысить эффективность производства. Практически во всех отраслях ведущих стран концепции «Бережливого производства» является признанной стратегией индустриального развития и завоевывает лидерские позиции на рынке.

Ключевые слова

Бережливое производство, производственная система, концепция, добавленная ценность, философия успеха.

Концепция «бережливое производство» представляет собой объединение и преобразование в единое целое всего опыта производственной системы компании Toyota (Toyota Production System — TPS). Началом развития данной производственной системы в Японии послужило восстановление промышленности и выход на международный автомобильный рынок после Второй мировой войны. С появлением концептуально нового типа производства с индивидуальным подходом к мотивации всей вертикали рабочего коллектива, с внесением ряда технологических и организационных решений для собственного сборочного производства, которые впоследствии были представлены в виде инструментов концепции «Бережливое производство», с построением особой системы заинтересованных друг в друге поставщиков и сбыта продукции, компания Toyota к концу 1970-х гг. смогла успешно развить внутренний автомобильный рынок, а также потеснить американцев на их собственном рынке. Подобная стратегия не осталась незамеченной, и дала толчок к всеобщему осмыслению и заимствованию опыта TPS, что привело, в конечном итоге, к формирование концепции «Бережливое производство».

Что касается системы менеджмента качества, без которой не может существовать концепция «Бережливое производство», то она появилась в начале ХХ века. В ее основу вошла идея взаимозаменяемости различных комплектующих и изделий. Совершенствуясь и развиваясь система прошла несколько этапов, которые связаны с необходимостью повышения эффективности производства и удовлетворения требований всех заинтересованных сторон: потребителей, рабочих, собственников предприятия, общества в целом. Однако, несмотря на все выше перечисленное, в практической жизни все большее распространение получает создание специфических систем качества внутри самой компании, гарантирующих сохранение и развитие достигнутых производственных показателей в течение длительного времени, а не оценка качества товаров и услуг.

Изучая историю развития концепции «Бережливое производство» можно сделать вывод, что большинство из теорий и направлений основывается на результатах применения производственной системы Тойота на всех этапах бизнеса. Однако становление концепции основывается также на различных направления развития систем качества. Более подробно автор рассматривает наиболее существенные вклады некоторых ученых в развитии концепции «Бережливое производство» в таблице 1.

Автор основываясь на изученных теориях предлагает несколько уточненный вариант определения «Бережливое производство» - это система производства, которая направлена на повышение своей эффективности путем: 1. Управления запасами 2. Использование программы «0 деффектов» 3. Постоянного улучшения качества 3. Снижение затрат 4. Применения категорийного менеджмента.

2. Введение понятия работы, не добавляющей ценности MUDA (Франк Гилберт)

3. В 1934 году, в Японии перепрофилирование фирмы Тойода

5. Создание «КАИЗЕН» групп, основной задачей которых было непрерывное изучение всех стадий производственного процесса с последующей разработкой и внедрением методов его усовершенствования

>

4. Тойота выиграла свой первый тендер на производство грузовиков, в ходе выполнения данного заказа, в технологическом процессе производства машин были выявлены новые проблемы усовершенствования.

После войны, в Японии, уровень спроса в экономике находился на низком уровне, поэтому снизить себестоимость производства продукции на заводах используя эффект масштаба было невозможно.

О

6. Производство продукции стало основываться не на планируемых объёмах продаж (стратегия выталкивания), а на реальном спросе (стратегия вытягивания).

>

7. В середине 1950-х годов (Тайити Оно) внедрил систему TPS (Toyota Production System), которая в западной интерпретации стала известна как Lean production (Бережливое производство)

Рисунок 1 - Основные этапы становления теории «Бережливое производство»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Таблица 1

Вклады наиболее известных последователей в развитие концепции «Бережливое производство»

Авторы Обоснование

Тайити ОНО Основатель производственной системы, послужившей началом возникновения концепции «Бережливое производство»

Джон Крафчик Ввел термин Lean Production («бережливое производство») в 1988 году для обозначения методов организации производства, принятых в Toyota.

С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин Рассматривают вопросы управления качеством продукции, в том числе инструменты и методы менеджмента качества.

Версан В.Г. Внес значительный вклад в развитие теории управления качеством продукции, стандартизации, сертификации и технического регулирования

Гличев А.В. Один из инициаторов введения термина квалиметрия для именования науки об измерении качества. Имеет прямое отношение появлению стандартов ИСО серии 9000 по менеджменту качества.

Окрепилов В.В. Впервые осветил место и роль стандартизации и метрологии при действиях с объектами, относящимися к нанодиапазону.

Растимешин В.Е. и Куприянова Т.М. Подробно изучили систему «Всеобщее производительное обслуживание оборудования». Основными составляющими этой системы является: отдельные улучшения, самостоятельное обслуживание оборудования операторами, плановое обслуживание, обучение персонала, контроль на начальном этапе, обслуживание, ориентированное на качество продукции, контроль безопасности и окружающей среды, активность сектора, непосредственно не связанного с контролем.

В. Болтрукевич Рассматривает способ каскадной организации производства, при котором объёмы выпуска продукции на каждом производственном этапе определяются исключительно потребностями последующих этапов (в конечном итоге - потребностями заказчика).

Анастасиади Г.П. Анализирует проблемы качества в целом.

Вумек Д.П. Подробно рассматривает вопросы бережливого производства, такие как, грамотное построение эффективных и взаимовыгодных отношений между поставщиками и потребителями, методы избавления от потерь и процветания компании.

Джексон Т. Рассматривает вопросы внедрения хосин канри - одной из наиболее эффективных систем разработки стратегии и развертывания планов внутри организации. Данная технология по сей день используется Toyota, Komatsu и других компаниях.

Имаи М. Изучил непрерывное совершенствование наиболее важных аспектов деятельности организации, непосредственно связанных с созданием добавленной стоимости и отношениями с потребителями, прежде всего, это производственные процессы и торговые контакты (гемба кайдзен). Также ввел термин «кайдзен» и пропагандировал в различных странах менеджмент «по-японски».

Лайкер Д. Разработал модель 4P (философия, процессы, сотрудники и партнеры, решение проблем).

Левинсон У. Рассматривает бережливое производство с точки зрения синергетического подхода к сокращению потерь. Им проведено обобщение японских производственных методик, позволяющих сокращать затраты труда, времени и пространства наряду с повышением эффективности и минимизацией дефектов производства. Он рассматривает различные методики и программы, включая управление цепочкой поставок, канбан, кайдзен, пока-ёкэ, целью которых является устранение действий, не приносящих дополнительной ценности для предприятий .

Луйстер Т. Описал модель 3S, включающая стадии стабилизации, стандартизации и упрощения процессов работы, при которых реализуется положение бережливости .

А.Н. Грачев Систематизировал знания и свой опыт в вопросах использования 5S, что включает сортировку, самоорганизацию, систематическую уборку, стандартизацию и совершенствование.

Фабрицио Т. Предложил пошаговый план внедрения системы 5S для офиса с шаблонами форм, контрольных листов и другими необходимыми материалами .

Манн Д. Рассматривает важнейшие вопросы, связанные с внедрением принципов бережливого производства - стандартная работа лидеров, визуальный контроль, ежедневная отчетность, дисциплина лидеров и операторов.

Маскелл Б. Описывает алгоритм перехода от простой финансовой системы в бережливую, в соответствии с этапами внедрения бережливости во всей компании.

Поппендик М. Вопросы бережливого производства рассматривает с точки зрения программного обеспечения .

Ротер М. Предложил методологию построения карт потоков создания ценности, что является одним из основных инструментов бережливого производства.

Продолжение таблицы 1

Сигео Синго Разработал новейшую методологию оптимизации и сокращении времени переналадки, которая применима практически к любому оборудованию и процессу, - как на производстве, так и в офисе.

ТакедаХ. Рассматривает систему синхронизированного производства - что позволит компании минимизировать потери, существенно увеличить прибыль и добиться выдающихся результатов.

Тэппинг Д. Рассматривает вопросы внедрения бережливого производства в офисе. Считает, что при правильном применении инструментов бережливого производства можно вывести предприятие на новый уровень развития, а именно увеличить производительность труда, повысить скорость обработки заказов, а также удовлетворенность потребителей.

Хоббс Д.П. Предлагает методику, позволяющую систематически сокращать затраты. Задача данной методики заключается в проектировании и внедрении производственной линии, позволяющей изготавливать разные виды продукции ровно за то время, которое действительно необходимо.

Шеффи Й. Считает, что современный бизнес очень не предсказуем, зависит от огромного количества внешних и внутренних факторов, поэтому всегда должен быть готов к неожиданным поворотам. Изучал факторы устойчивого развития предприятия и непрерывность цепочки поставок, для сохранения конкурентоспособности.

Кросби Ф. В1964 г. предложил программу «0 дефектов»

Деминг Э. Предложил программу менеджмента качества из 14 пунктов и разработал принцип постоянного улучшения качества.

Фейгенбаум А. Основоположник тотального управления качеством и параллельного (одновременного) инжиниринга.

Исикава К. Придумал «круг качества», предложил диаграмму «причины - следствие», которая впоследствии стала называться диаграмма Исикавы, разработал концепцию управления качеством, в котором участвует весь коллектив предприятия. Исикава также является одним из разработчиков новой концепции организации производства, воплощенной на фирме «Тойота».

Джуран Д. Разработал принцип «триад качества»

Месинг Предложил «справочник по качеству» как основной документ системы обеспечения качества предприятия

Т. Конти Анализирует наиболее известные модели качества: от модели ИСО, на которой базируется сертификация, до модели всеобщего управления на основе качества (TQM) и приводится примеры их практического использования .

Г. Тагути Развил идеи математической статистики. Методы Тагути («инжиниринг качества») представляют собой один из принципиально новых подходов к решению вопросов качества. Главное в его философии - это повышение качества с одновременным снижением расходов.

Список использованной литературы:

1. Вумек Д., Джонс Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005;

2. Практика построения Производственной системы на основе философии бережливого производства и практического опыта ОАО «КАМАЗ», - презентация // Lean-academy [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lean-academy.ru/Docs/Conference/PSK.pdf, свободный (дата обращения 5.04.2014);

3. Управление производством - М.: ЯЦП СЭР, 2001. - 300 с;

4. Молодежный научный форум [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www .nauchforum. ru/en/node/230, свободный;

5. Вахрушев В. Принципы японского управления. - М: ФОЗБ, 2002;

6. Toyota Global Site [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.toyota-global.com, свободный;

7. Имаи М. Гемба кайдзен - М.: Альпина Паблишер, 2014;

8. Окрепилов В. Управление качеством: Учебник для ВУЗов. "Издательство "Экономика", 1998;

9. Буренина И.В., Батталова А.А./ Управление, организация и планирование деятельности крупных комплексов промышленности. Уфа: изд-во УГНТУ, 2010. 105 с.

10.Батталова А.А. /Проблема взаимодействия и управления элементами кластера/ Евразийский юридический журнал, № 11 (78) 2014.

© Батталов А.М.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.