Научная статья на тему 'Создание инститтов поддержки малого бизнеса в сельских муниципаьных образованиях'

Создание инститтов поддержки малого бизнеса в сельских муниципаьных образованиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / СТРУКТУРА МАЛОГО БИЗНЕСА ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STRUCTURE OF SMALL BUSINESS ACTIVITIES / СЕЛЬСКИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / RURAL MUNICIPALITY / ТИПЫ СТРАТЕГИЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / TYPES OF BUSINESS SUPPORT STRATEGIES / ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ENTREPRENEURSHIP SUPPORT INSTITUTIONS / ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ МЕСТНОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ / AN ORGANIZATION PROMOTING LOCAL ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврова Татьяна Георгиевна

Социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований в значительной мере определяется развитием малого бизнеса, который способствует увеличению производимых товаров, созданию новых рабочих, увеличению доходов населения. В целях устойчивого развития малого бизнеса в сельских муниципальных образованиях, изменения его структуры, стимулирования инновационных видов деятельности требуется формирование действенного механизма поддержки. Это предполагает необходимость создания местных институтов поддержки малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лаврова Татьяна Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of small business contributes to socio-economic development of rural municipalities, small business contributes to the increased production of goods, creation of new jobs, increasing incomes of the population. For the sustainable development of small business in rural communities, modifying its structures, stimulation of innovation activities it is necessary to form an effective support mechanism. This implies creating local institutions to support small business.

Текст научной работы на тему «Создание инститтов поддержки малого бизнеса в сельских муниципаьных образованиях»

uslovii i okhrany truda «Uspekh i bezopasnost'» v red. Prikazov Mintruda Rossii ot 25.12.2014 № 1110, ot 22.12.2015 № 1108) [Statement on All-Russian competition on the best arrangements in the area of labor conditions and occupational safety and health "Success and Safety", approved by an Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 25.12.2014 № 1110, in the version of 22.12.2015 № 1108]

3. https://www.rostrud.ru/control/reytingi

4. Методика расчета показателей мониторинга ситуации на рынке труда. -https://www.rostrud.ru/upload/iblock/a7e/metodika-pokazateley.pdf

Metodika rascheta pokazatelei monitoringa situ-atsii na rynke truda [Methodology of calculation of indicators for labor market situation monitoring]

https://www.rostrud.ru/up-load/iblock/a7e/metodika-pokazateley.pdf

СОЗДАНИЕ ИНСТИТТОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СЕЛЬ_СКИХ МУНИЦИПАЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ_

Лаврова Татьяна Георгиевна

канд.экон. наук доцент кафедры организации и планирования местного развития,

Кубанский государственный университет, г.Краснодар

АННОТАЦИЯ.

Социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований в значительной мере определяется развитием малого бизнеса, который способствует увеличению производимых товаров, созданию новых рабочих, увеличению доходов населения. В целях устойчивого развития малого бизнеса в сельских муниципальных образованиях, изменения его структуры, стимулирования инновационных видов деятельности требуется формирование действенного механизма поддержки. Это предполагает необходимость создания местных институтов поддержки малого предпринимательства.

ABSTRACT.

The development of small business contributes to socio-economic development of rural municipalities, small business contributes to the increased production of goods, creation of new jobs, increasing incomes of the population. For the sustainable development of small business in rural communities, modifying its structures, stimulation of innovation activities it is necessary to form an effective support mechanism. This implies creating local institutions to support small business.

Ключевые слова: малый бизнес; структура малого бизнеса по видам деятельности; сельские муниципальные образования; типы стратегий поддержки предпринимательства, институты поддержки предпринимательства, организация содействия местному экономическому развитию.

Key words: small business; structure of small business activities; rural municipality; types of business support strategies; the entrepreneurship support institutions, an organization promoting local economic development

Одним из ключевых элементов успешного социально-экономического развития территорий является развитие малого бизнеса, который способствует формированию конкурентной среды, созданию новых рабочих, обеспечению занятости населения, увеличению производства продуктов и услуг, росту доходов населения, повышению качества жизни, пополнению доходной части местных и региональных бюджетов. Так, в Краснодарском крае в секторе малого предпринимательства функционирует свыше 200 тыс. субъектов малого бизнеса, в котором занято более 400 тыс. человек (20 % трудоспособного населения). В структуре ВРП малое предпринимательство занимает 27 % [1].

Вместе с тем, потенциал малого предпринимательства в экономике используется недостаточно полно, в силу наличия ряда проблем. Так, существуют высокие налоговые ставки, практически недоступны кредитные источники финансирования, возникают сложности в доступе к рынкам сбыта, к получению информации и др.

В большинстве российских регионов сельские территории занимают значительный удельный вес.

В настоящее время по данным Министерства сельского хозяйства РФ, сельская местность (обитаемая территория вне городских поселений) занимает две трети площади страны, на которой проживает 37887 тыс. чел, что составляет 25,8 % от общей численности населения. Во многих субъектах РФ в составе муниципальных образований преобладающая часть принадлежит сельским муниципальным образованиям. Так, например, Краснодарский край имеет в своем составе 426 муниципальных образований, из которых только 37 - городские округа и городские поселения (8,7%), а 352 - это сельские поселения (82,6%), и 37 -муниципальные районы (8,7%), представляющие преимущественно сельские территории [2]. По состоянию на 1.12.2016 г. в сельских муниципальных образованиях проживает 45,7% всего населения Краснодарского края.

Эти данные позволяет утверждать, что уровень развития сельской местности является целевым индикатором социально-экономического развития экономики региона и страны в целом.

В то же время сельские территории оказались наиболее уязвимыми в социально-экономическом отношении в результате проводимых рыночных

преобразований. Экономика этих территорий, как правило, моноспециализирована, занятость населения связанна с сельским хозяйством, происходит отток населения в более благополучные города, наблюдается обезлюдение сельских населенных пунктов. Так, например, по данным последней переписи в Краснодарском крае за период 2002-2010 гг. число сельских населенных пунктов без населения увеличилось на 8 (с 11 до 19), в 191 сельском населенном пункте численность жителей составляет менее 50 человек. Сокращается в динамике удельный вес сельского населения в общей численности населения края. Например, в 2005 г. доля сельского населения в общей численности составляла 47,2%, в 2011 - 46,7%, в 2013 - 46,5%, в 2016 -45,7% [2]. При этом Краснодарский край принято считать одним из благополучных в стране.

При таких тенденциях регионы России и страна в целом могут потерять значительную часть сельских территорий. Решение проблемы видится в создании благоприятных условий развития малого бизнеса в сельской местности, в принятии своевременных мер для поддержки предпринимательской инициативы, в частности, создание институтов поддержки малого бизнеса на уровне муниципалитетов.

Субъекты малого бизнеса в сельских муниципальных образованиях способны функционировать во многих сферах хозяйственной деятельности. Наряду с традиционным сельскохозяйственным производством и переработкой продукции, малый бизнес развивается в сфере сельского туризма, в торговле, бытовом обслуживании, гостиничном и ресторанном хозяйстве, строительстве и др., выполняя тем самым интегрирующую роль в повышении взаимосвязей внутри экономики региона и способствуя доступности для сельских жителей городских стандартов жизни.

Существующая структура малого бизнеса, к сожалению, не отличается особой дифференциацией и во многом повторяет общероссийские тенденции, а также сложившиеся в ЮФО. Наиболее привлекательными направлениями деятельности являются оптовая и розничная торговля, строительство, операции с недвижимостью, строительство. Другие направления экономической деятельности развиты слабо. Отраслевая структура малого бизнеса в Краснодарском крае представлена в таблице 1

Таблица 1 - Структура малого бизнеса по видам экономической деятельности в 2015г., % [3]*

Виды деятельности РФ Краснодар-кий край ЮФО

Всего, из них 100 % 100% 100%

сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 2,7 4,8 3,9

рыболовство 0,2 0,5 2.4

добыча полезных ископаемых 0,4 0,7 0,6

обрабатывающие производства 9,5 13,4 12,3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,6 0,9 0,8

строительство 11,9 12,3 13,4

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта, бытовой техники 24,7 40,5 37,2

гостиницы и рестораны 3,0 8,8 5,6

транспорт и связь 6,8 6,0 6,5

операции с недвижимым имуществом 20,4 7,4 1,8

образование 0,3 0,1 0,1

здравоохранение 1,5 1,7 1,3

предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 2,5 1,9 1,8

* рассчитано по показателю " число малых предприятий без учета микропредприятий"

Наибольшее число предприятий малого бизнеса в Краснодарском крае сосредоточено в сфере оптовой и розничной торговли - 40,5%, что значительно выше, чем в среднем по стране (24,7%) и в ЮФО (37,2%). Торговля и общественное питание традиционно являются отраслями, наиболее привлекательными для малого бизнеса, т.к. они не требуют больших стартовых затрат, обеспечивают быструю отдачу вложений. Обрабатывающие производства и строительство составляют в отраслевой структуре 13,4% и 12,3% соответственно. Во внутриотраслевой структуре обрабатывающих произ-

водств Краснодарского края значительный удельный вес составляют предприятия пищевой переработки.

Достаточно высокая доля по числу малых предприятий принадлежит гостиничному и ресторанному бизнесу (8,8%), что обусловлено, наличием в крае курортно-рекреационных ресурсов, позволяющих активно развивать туризм. Сельское хозяйство по числу малых предприятий составляет незначительную долю - лишь 4,8%. Отметим, что по критерию "численность занятых" этот показатель несколько выше - 6,1%, а с учетом микропредприятий (личных подсобных хозяйств, средняя численность которых - 2-3 человека) доля сельского

хозяйства составляет 11,6%. Наибольшее число предприятий, осуществляющих деятельность в сельском хозяйстве, относятся к категории "средних" (26,2%).

Как видно из таблицы, крупных магазинов (ги-пермаркетов) в сельских муниципальных образованиях практически нет, следовательно, можно предположить, что вся торговля представлена малым бизнесом. По общему количеству малых предприятий торговли Краснодарский край опережает другие субъекты ЮФО. В расчете на 1000 человек сельских жителей количество малых предприятий торговли следующее: Краснодарский край - 6,1; республика Адыгея -4,6: Республика Калмыкия -5,0; Астраханская область - 8.9; Волгоградская область - 4,1; Ростовская область - 5,9. Опережает Краснодарский край лишь Астраханская область, во всех других регионах малый бизнес в торговле менее развит.

51

Краснодарский край на фоне других субъектов ЮФО отличает значительное число малых предприятий розничной торговли в сельских муниципальных образованиях (таблица 2)

Что касается сельского хозяйства, то этот вид деятельности практически полностью сосредоточен в сельских муниципальных образованиях. В Краснодарском крае малые сельские предприятия производят 35% зерна, 36% подсолнечника, 97% картофеля. 73% овощей. 22% молока, 55% мяса [5]. Основные типы малых форм хозяйствования в сельскохозяйственном производстве - крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) и личные подсобные хозяйства (ЛПХ), основанные, как правило, на совместном труде членов семьи. Средняя численность работников малых форм хозяйствования составляет преимущественно 2 -3 человека, доля хозяйств с численностью свыше 6 человек незначительна (таблица 3)

Таблица 2 Объекты розничной торговли сельских территорий ЮФО по состоянию (единиц) [4]

Магазины всего: единиц Гипер мар-кеты Супер мар-кеты Универсальные -магазины Про-дов-е магазины Непро-дов-е магазины Мини мар-кеты Аптеки Палатки, киоски

Респ. Адыгея 996 1 3 - 62 90 737 72 280

Калмыкия 771 - 2 - 20 70 584 36 55

Красн-й край 13983 - 76 9 880 2284 7173 625 1272

Астрах. обл. 2148 1 7 3 133 338 1382 82 78

Волгогр обл. 2487 - 5 3 92 199 1734 49 149

Рост-я обл. 8570 2 17 1 352 959 5313 368 327

Таблица 3 - Структура частных домохозяйств в городских и сельских населенных пунктах Краснодарского края [2]_

В них Ср.раз- мер частн.

Число частных домохо-зяйств численность членов частн. ДХ Из общего числа домохозяйств - домохозяйства,

состоящие из : ДХ, чел. Средний размер домохозяйств

1 2 3 4 5 6

Крас- 1857614 5175480 410269 502228 405055 314649 132666 92747 2,8

нодар- На 1000 частных домохозяйств приходится домохозяйств, состоящих из

ский край 221 270 218 169 72 50

Город- 1016838 2735595 237288 281870 230069 163499 63232 40880 2.7

ские На 1000 частных домохозяйств приходится домохозяйств, состоящих из

насе-

ленные пункт ы 234 277 226 161 62 40

Сель- 840776 2439885 172981 220358 174986 151150 63232 40880 2,9

ские На 1000 частных домохозяйств приходится домохозяйств, состоящих из

насе-

ленные пункт ы 206 262 208 180 82 62

Обращает на себя внимание тот факт, что 48,6% от общего количества домохозяйств Краснодарского края, состоят из 1-2 человек; 21,8 %, - из 3-х человек; 16,9 % - из 4-х человек. Только 12,7% домохозяйств имеют в своем составе 5-6 человек. Для сельских муниципальных образований характерны те же тенденции. Так, число домохозяйств, состоящих из 1-2-х человек, составляет 46,9%; из 3-х человек - 20,8%; из 4-х человек - 17,9%; из 5-6-ти человек - 14,3%

Таким образом, в сельских муниципальных образованиях преимущественными направлениями деятельности малых предприятий являются торговля и сельское хозяйство. Наиболее распространенными типом малых форм хозяйствования являются небольшие предприятия с малым числом занятых работников. Следует отметить, что в условиях сокращения численности сельского населения такая ситуация может оцениваться как неблагоприятная с точки зрения перспектив развития малого бизнеса.

Среди других направлений деятельности малого бизнеса в сельских муниципальных образованиях Краснодарского края можно выделить переработку сельхозпродукции, производство продуктов питания, деревообработку, в частности, производство мебели (особенно в предгорных районах). Развивается малый бизнес в сфере туризма, учитывая, что немалая часть сельских муниципальных образований обладает туристско-рекреационными ресурсами.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что развитие малого бизнеса в сельских муниципальных образованиях не соответствует реальным потребностям экономики. Сложилась узкая отраслевая структура,

практически не развито инновационное предпринимательство, наблюдаются незначительный рост числа малых предприятий, характерна слабая техническая оснащенность большинства малых предприятий. Так, например, инвестиции в основные фонды малых предприятий края только за один год (2013-2014 гг.) сократились почти на 20%. Число малых предприятий в расчете на 1000 человек населения в Краснодарском крае в 2015 г.составило 10,9, что ниже, чем в среднем по России - 15,1 и по ЮФО - 11,2. (в ЮФО самый высокий показатель отмечается в Ростовской области - 12,3) [4]. Тем более эти показатели значительно отличаются от соответствующих показателей развитых стран. Отметим также, что экономическая деятельность малых предприятий все в большей мере начинает носить неформальный характер.

Среди основных факторов, сдерживающих развитие малого бизнеса в сельских муниципальных образованиях, можно выделить следующие: труднодоступность заемных средств, рост цен на материальные и топливно-энергетические ресурсы, административные барьеры, высокие налоги, низкая платежеспособность населения.

В целях устойчивого развития малого бизнеса в сельских муниципальных образованиях, изменения его структуры, формирования инновационных видов деятельности требуется создание действенного механизма поддержки. В частности, речь идет о необходимости создания местных институтов поддержки малого предпринимательства.

Сложившиеся взаимоотношения между предпринимателями и органами власти и управления требуют институциональных изменений на местном уровне. С точки зрения развития сельских муниципальных образований следует рассмотреть те

институты, которые ускоряют, стимулируют местное экономическое развитие. Речь идет о таких институтах, которые воздействуют на собственность, накопление капитала, предпринимательский сектор, изменение технологий, обеспеченность трудовыми ресурсами, их перемещение и т.п. Существует, по крайней мере, три основные стратегии, используемые местными органами власти для институциональных изменений.

Первая стратегия заключается в том, что в рамках существующей институциональной структуры усиливаются виды, формы воздействий, приносящие наибольшую пользу с точки зрения развития местной экономики. Применительно, допустим, к инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях можно увеличить инвестиции с помощью закона о реинвестициях. Этот закон требует, чтобы финансовые институты, имеющие льготы от федерального правительства, не только обслуживали вкладчиков, удовлетворяли потребности в финансовых средствах, но и предоставляли кредиты муниципалитетам для реализации местных проектов.

Вторая стратегия предполагает заимствование институтов из других экономического и культурного контекстов и наложения их на существующие отношения. Например, использование в развитых странах идеи о совместном (предприниматели и работники) принятии решений привело к усилению заинтересованности работников в развитии и расширении бизнеса. Кроме того, работники, занятые в бизнесе, были официально признаны одним из субъектов политики фирм.

Третья стратегия означает замену существующей институциональной структуры на совершенно новую. Например, существующие в некоторых странах корпорации содействия развитию муниципалитетов представляют собой альтернативные механизмы контроля населением территорий занятости, владения бизнесом.

Все эти стратегические направления могут быть реализованы лишь постепенно, поскольку любые изменения порождают сопротивление, ведут к перегруппировке сил в социальной и политической структурах муниципальных образований. В настоящее время в институциональной системе российских муниципальных образований наиболее сложные перемены связаны с освоением роли местного самоуправления во взаимоотношениях с предпринимателями.

Можно выделить следующие категории администраций (органов власти):

а) пассивная администрация: она предоставляет событиям возможность развиваться спонтанно, не вмешивается в экономику с собственными инициативами и стратегиями, но в то же время не использует и организационных возможностей; именно в депрессивных районах это приводит к еще большему ухудшению ситуации;

б) доминирующая администрация - пытается доминировать в экономике, по отношению к частному бизнесу настроена зачастую негативно; партнерские отношения отсутствуют, многочисленные

53

барьеры сдерживают развитие предпринимательства; доминируют старые иерархические структуры, подходы к управлению и пр.;

в) активная, но не имеющая ориентиров администрация осознает необходимость частного сектора, пытается помочь его становлению и развитию, но теряется в отдельных, малоэффективных мероприятиях; экономическая политика не является открытой, не ориентирована на реальные потребности и зависит от случайных решений; меры по поддержке распространяются на отдельные предприятия и сферы;

г) координирующая и партнерская администрация видит свою роль не в собственной экономической деятельности, а в создании благоприятных внешних условий; процесс разработки общей экономической политики развития муниципальных образований строится на основе согласований с деловым сообществом (предпринимателями), который инициируется и координируется органами местного самоуправления; предприниматели выступают как равноправные партнеры; существует понимание того, что только частный сектор может создавать необходимые рабочие места и пополнять местный бюджет.

Последний из приведенных вариантов, по мнению специалистов, представляет идеальный тип муниципальной администрации.

Опыт ряда муниципалитетов показывает, что, несмотря на четко проявляющиеся отличия в целях политики поддержки малого бизнеса, в большинстве из них усилия сосредоточиваются на поиске способов установления благоприятных взаимоотношений местных администраций с предпринимателями.

Следует отметить, что разработка и реализация программ поддержки малого предпринимательства, как и предпринимательства в целом, должна рассматриваться в качестве составной части общей системы управления экономическим развитием, что требует формирования соответствующих институтов, которые в течение длительного времени смогут обеспечивать управление развитием. Речь идет о создании такого института, как организация содействия местному экономическому развитию [6].

Создание организации по содействию экономическому развитию должно быть поручено персонально тому лицу или кругу лиц в составе местной администрации, которые проявили себя как особо компетентные, динамичные и разбирающиеся в вопросах предпринимательства сотрудники. Чтобы работать эффективно, это лицо или этот круг лиц должны в равной степени пользоваться доверием предпринимателей и администрации.

Организация по содействию экономическому развитию должна быть наделена широкими полномочиями. Сюда относится, прежде всего, обязанность других отделов администрации направлять этой организации справочный и информационный материал, а также по возможности делегирование компетенций по принятию решений.

При организационном оформлении должны приниматься во внимание уже существующие структуры (отделы по поддержке и союзы предпринимателей). Сама организация по содействию экономическому развитию должна привлекаться к участию в процессе принятия всех решений внутри администрации.

Таблица 3 -Варианты организационного оформления общества (института) по содействию экономическому развитию в администрации_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организационная форма Характеристика

Уполномоченный по содействию экономическому развитию в городе / районе - минимальные организационные изменения - квалифицированный руководитель отдела - небольшие районы - двойная нагрузка

Отдел по содействию экономическому развитию в муниципальной администрации - самостоятельный отдел - перевод сотрудников - вопрос передачи компетенций - нет раздувания администрации

Муниципальный комитет по управлению имуществом как местная организация по содействию экономическому развитию - незначительные организационные изменения - дополнительные задачи для существующей структуры - только в случае высокой компетентности сотрудников комитета

Стороннее общество по содействию экономическому развитию как самостоятельное юридическое лицо города/района - предприятие по оказанию услуг города / района - опасность, что станет самостоятельным - эффективно, но очень дорого - заключительная стадия развития, не в качестве 1 -го шага - краевой уровень

Комиссия по содействию экономическому развитию в муниципалитете - возможна как дополнительная структура - соединение собственного опыта с опытом со стороны - комиссия экспертов для выработки рекомендаций - отсутствие полномочий принятия решений

Приведенная ниже таблица показывает возможные варианты организационного оформления общества по содействию экономическому развитию (таблица 3)

Однажды созданная организационная структура должна быть открытой для динамичной адаптации к процессам развития на основе накопленного опыта. Быстро происходящие изменения в экономике требуют соответствующей гибкости административных структур.

Однако необходимо отметить, что каждый муниципалитет должен решить для себя, какая структура и ее организационная форма для него более подходящая, которая будет учитывать местные особенности и индивидуальные условия.

Список литературы:

1. Попов З. С., Демиденко И. М. Поддержка малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 12. - С. 36-40.

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Краснодарскому краю. Том 11. Сводные итоги. Краснодар, 2014.- 200 с.

3. Малое и среднее предпринимательство / Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю //Электронный ресурс / режим доступа: http://krsdstat.gks.ru/

4. Малое и среднее предпринимательство в России /Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / Электронный ресурс / режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015

5. Сельское хозяйство Краснодарского края //Электронный ресурс / режим доступа: http ://krsdstat. gks.ru/selskoe-hozyaystvo -krasnodarskogo-kraya

6. Ю.В.Филиппов, Т.Т.Авдеева. Основы развития местного хозяйства: учебное пособие.- 2-е изд. М.: ЛОГОС, 2011. - 276с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.