Гишкаева Л.Л.
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ СТАБИЛИЗАЦИИ И РОСТА УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Пчела собирает нектар отнюдь не для того, чтобы опылять цветы.
Она желает получить мед. Тем не менее, в конечным счете она служит цветам.
То же самое происходит с предприятиями, которые, стремясь к получению прибыли, служат интересам общества».
Кодзума Тотеши
(известный японский бизнесмен)
Становление рыночных структур в России невозможно без возрождения и развития предпринимательства, которое в годы советской власти являлось запрещенным видом деятельности. Так, за период с 1986 по 1990 гг. примерно 1200 человек были привлечены к уголовной ответственности за занятия предпринимательством.
Закономерное историческое развитие России с неизбежной сменой феодализма, основанного преимущественно на натуральном хозяйстве, капитализмом (рыночной экономикой), основанной на товарном производстве, было нарушено победой Октябрьским переворотом в 1917 году и установлением Советской власти.
Следует отметить, что к началу Первой мировой войны Россия достигла значительных успехов на пути развития капитализма, несмотря на довольно позднее, по сравнению с европейскими странами, вступление в данную стадию. «Россия сохи и цепи, водяной мельницы и ручного ткацкого станка стала быстро превращаться в Россию плуга и молотилки, паровой мельницы и парового ткацкого станка. Нет ни одной
отрасли народного хозяйства, подчиненной капиталистическому производству, в которой бы не наблюдалось столь же полного преобразования техники» [1].
«Перед бывшими соцстранами и, прежде всего, перед Россией стоит весьма трудная задача: вернуться в рыночную систему, но так, чтобы попасть не в ранний капитализм, а хотя бы в самый начальный этап современного общества. Для этого требуется сохранить весь российский научно-технический и образовательный потенциал (он очень высок), построить рыночную инфраструктуру (банки, биржи, конку -ренцию, таможни, инвестиционные фонды, сервисные фирмы), поддержать бизнес (экономически и законодательно), перевоспитать антирыночный менталитет населения, избавиться от криминальной экономики, побороть монополизм» [2].
С принятием 10 апреля 1991 г. Закона СССР «Об общих началах предпринимательства граждан СССР» был узаконен данный вид деятельности на территории страны и, таким образом, определён ориентир в сторону рыночных преобразований.
«Динамичное социально-экономическое развитие многих стран мира обеспечено развитием малого и среднего предпринимательства. Малые и средние предприятия действуют как самостоятельно, так и интегрируясь с системообразующими корпорациями. Всё это обеспечивается развитой системой финансирования и кредитования малого и среднего бизнеса, которая сложилась исторически и была создана для решения задач ускоренного экономического развития. При этом во всех странах финансовая инфраструктура малого и среднего бизнеса рассматривается государством как важнейший элемент национальной эконо-мики»[3].
В передовых странах мира на долю малого бизнеса приходится примерно 70% всех предпринимательских единиц в стране, но большая часть ВВП и национального дохода страны приходится на долю акционерных обществ, представителей крупного бизнеса [4]. Огромный опыт в данном направлении накоплен в Тайване, где на долю малого и среднего бизнеса приходится 45% ВВП и 78% занятых в стране, и он, таким образом, является главным локомотивом развития экономики [5].
В условиях постиндустриального общества возрастают потребности малого и среднего бизнеса в области внедрения инноваций, проведения исследований, маркетинга. Возникает необходимость в производстве в небольших объемах различных товаров с высокой добавленной стоимостью. Особенно большие возможности в данном направлении в таких сферах экономики, как здравоохранение, спорт, отдых, развлечения, производство фруктов и разведение цветов, включая традиционные отрасли народного хозяйства. Практически во всех странах активно развивается средний и малый бизнес, который в полной мере учитывает современные особенности мировой экономики такие, как инновационный императив, автономизация работника, его творческое взаимодействие с работодателем, высокие темпы реализации бизнес-идей на практике.
Стоит отметить, что некоторые ученые и мыслители придают большое значение развитию предпринимательских качеств, к которым относят: потребность в
научно-технических достижениях, склонность к принятию риска, личностные ценности. Вера в возможность повлиять на ход событий связывают с национальной принадлежностью, в свою очередь, связывая менталитет того или иного народа с географическими, природно-климатическими особенностями существования [6].
Именно в сфере малого и среднего бизнеса, как показывает практика, находятся резервы повышения занятости населения Чеченской республики, где население в своей массе имеет склонность и способности к организации своего дела. Как отмечает президент Союза промышленников и предпринимателей Чеченской Республики У Масаев: «Чеченцы — народ инициативный и трудолюбивый, дай им минимальные возможности для бизнеса — и они себя реализуют» [7]. В целом стоит отметить, что, по данным социологов, в ЮФО около 20% трудоспособного населения хотели бы заняться предпринимательством. Этот показатель втрое выше, чем по стране, даже выше, чем в среднем по Европе [8].
Развитие малого предпринимательства Чеченской Республики имеет свою давнюю историю. Еще во второй половине 80-х годов с началом перестроечных процессов и принятия Закона «О кооперации» в республике начали появляться первые коо -перативы — основоположники малого бизнеса, занимавшиеся производством и реализацией различных товаров и услуг. Предприниматели Чечено-Ингушетии активно развили предпринимательскую деятельность как на внутреннем рынке, так и за пределами республики. С принятием Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» началось создание новых коммерческих структур различных организационно-правовых форм: товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ открытого и закрытого типа, производственных кооперативов и др. До конца 1993 года в республике происходил интенсивный рост предпринимательского сектора. С началом политического кризиса и двух последовавших военных кампаний в Чеченской Республике предпринимательскому сектору был нанесен значительный урон. Но даже в сложившейся обстановке предприниматели республи-
ки (в основном женщины) доставляли из соседних регионов различные потребительские товары для населения.
За период 2000-2009 гг. в республике наметилась положительная тенденция в развитии и росте данного сектора. Так, на 1 января 2009 года, по данным органов статистики, в Чеченской Республике зарегистрировано 5721 малых предприятий частной формы собственности и 26058 индивидуальных предпринимателей. Данные показатели больше чем в 2008 году на 12% и 18% соответственно, [9]. Для сравнения приведем данные по Дагестану: 8600 малых предприятий, более 32370 предпринимателей без образования юридического лица, 9600 кре-стьянско-фермерских хозяйств [10].
В то же время, по некоторым оценкам, в сфере малого бизнеса в Чеченской Республике работают (с учетом теневого сектора) не менее 120000 человек, или свыше 50% от общей численности занятых в экономике. В целом по России в малом бизнесе занято не более 17-19% трудоспособного населения [11]. Наибольший удельный вес в малом бизнесе занимают предприятия торговли, общественного питания, сельского хозяйства, строительства, оказания различных услуг [12].
Чеченские предприниматели участвуют на республиканских, региональных и общероссийских ярмарках и выставках, получают награды и признание высокого уровня своей деятельности, имеют возможность конкурировать и заключать взаимовыгодное сотрудничество со всеми желающими. Что касается взаимодействия наших предпринимателей с зарубежными коллегами, то оно невозможно из-за действующего постановления Правительства РФ «О мерах по предотвращению проникновения на территорию РФ членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу РФ в пределах Северокавказского района».
Предприниматели — это наиболее активная часть населения, это — люди, умеющие решать проблемы. Именно с предпринимателями, их бизнесом, мы в Чеченской Республике связываем надежды на улучшение качества жизни всего населе-
ния, — отмечает Ш. Шуаипов (председатель комитета Правительства ЧР по малому бизнесу и предпринимательству).
Основными направлениями деятельности начинающих предпринимателей в республике являются, как правило, такие отрасли, как торговля или общепит. Однако в последнее время достаточно перспективными видами бизнеса стали строительство и производство стройматериалов. При этом имеет место тенденция инвестирования заработанного капитала в создание производственных предприятий. Большой интерес чеченских предпринимателей вызывает также промышленный розлив местных минеральных вод, высокое качество которых подтверждается на многих выставках и конкурсах. Стоит также добавить, что многие местные бизнесмены выбирают инновационные проекты, среди которых можно отметить разработку установок по изготовлению пластиковых труб, универсального мини-трактора [13].
Субъекты малого бизнеса Чеченской Республики сталкиваются с целым рядом таких трудностей, как:
- недостаточность собственных финансовых и материальных средств для создания и развития своего бизнеса;
- отсутствие рынка лизинговых услуг;
- отсутствие ликвидного залогового обеспечения и гарантий;
- отсутствие надежных правовых гарантий защиты прав собственности;
- отсутствие государственного страхования субъектов предпринимательства;
- нехватка квалифицированных кадров субъектов предпринимательства;
- отсутствие налоговых льгот для предпринимателей ЧР и несовершенство системы налогообложения;
- отсутствие гарантий социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
- ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу, реструктуризация предприятий;
- административные барьеры на пути становления и развития малого предпринимательства;
- несовершенство законодательства:
- высокие ставки арендной платы;
- частые проверки контрольно-надзорных органов;
- коррупция должностных лиц;
- сложная криминальная обстановка;
- проблема землепользования;
- полное отсутствие возможности участия в приватизации госимущества в РФ 1991-2000 гг.;
- отсутствие программы возмещения ущерба, причиненного в результате событий 1994-2000 гг.;
- неукомплектованность Арбитражного суда Чеченской Республики для осуществления оперативной защиты прав предпринимателей [14].
Стоит также отметить слишком высокую стоимость перевода жилых помещений в категорию нежилых. Кроме того, многие предприниматели из-за дороговизны не в состоянии на сегодняшний день подключать свои коммерческие объекты к электросетям, газоснабжению и водоснабжению.
В целях поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике 12 мая 2005 г. правительством республики была утверждена программа развития и поддержки малого предпринимательства в ЧР «От выживания — к процветанию». К сожалению, предусмотренная на реализацию программы сумма 45,0 млн рублей после процедур согласования была снижена до 26,2 млн руб., и даже эти средства предприниматели не получили. В то же время, по оценкам специалистов, для поддержки малых предпринимателей и дальнейшего развития предпринимательства в сложившихся условиях необходимы ежегодные инвестиции в размере 100 млн рублей. Так, в Дагестане на развитие малого бизнеса было выделено 41 млн рублей, Краснодарском крае — более 100 млн рублей, Москве — 1 млрд. 200 млн рублей [12].
Несмотря на мировой финансовый кризис, руководством республики принято решение выделить из местного бюджета на
развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства 140 миллионов рублей, тем самым увеличив ранее предполагавшуюся сумму в два раза.
Одними из основных мероприятий, реализация которых ожидается на ближайшие годы, являются программы поддержки начинающих предпринимателей: гранты начинающим на создание собственного бизнеса, развитие микрофинансирования, образовательные программы, в том числе повышение квалификации, разовые лекции, стажировки, семинары. Также планируется поддержка приоритетных для Чеченской Республики пилот-проектов. Главными критериями в отборе таких проектов станет количество создаваемых рабочих мест, наполняемость рынка экспортозаменяемыми товарами.
Подчеркивая важность и значение малого предпринимательства для Чеченской Республики, Президент республики отмечает: «Вообще делать упор на развитие государственного сектора экономики — вчерашний день. Предприятия малого и среднего бизнеса создают во много раз больше рабочих мест, чем строительство крупных государственных предприятий. Причем создание новых рабочих мест в частном секторе происходит без затрат из го -сударственного бюджета. Наоборот, поступления в бюджет только возрастают по мере расширения производств частных предпринимателей. Эффективность же государственного сектора экономики в разы мень-ше»[14].
Таким образом, только государственная поддержка в устранении указанных нами барьеров в развитии малого бизнеса в Чеченской Республике сможет направить сектор малого предпринимательства региона в цивилизованное русло и таким образом решить в значительной степени проблемы занятости и доходов чеченского общества.