ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
О.С. Казакова, Т.Н. Горяинова, Е.В. Лаптев
ГУЗ «Кемеровская областная клиническая больница»,
г. Кемерово
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Информационная поддержка принятия решений руководителями учреждений здравоохранения является одной из важнейших функций организационно-методической работы. С целью совершенствования данной функции был разработан и введен в работу служебный раздел на официальном сайте ДОЗН Кемеровской области. В статье приводятся принципы его организации и итоги работы.
Ключевые слова: информационное обеспечение, организация здравоохранения.
O.S. Kazakova, T.N. Gorianova, E.V. Laptev
INFORMATION FIELD CREATION IN SPHERE OF MANAGEMENT OF PUBLIC HEALTH
SERVICES OF THE KEMEROVO REGION
Information support of decision-making by heads of establishments of public health services is one of the major functions of organizational-methodical work. For the purpose of perfection of the given function the office section on official site Public Health Care Department of the Kemerovo region has been developed and entered into work. In article principles of its organisation and work results are resulted.
Key words: a supply with information, the public health services organization.
Совершенствование информатизации здраво- Подобное требование обусловлено еще и наличи-охранения и создание единой системы мони- ем нескольких потребителей однотипной информа-торинга здоровья населения является одним ции. В анализе и принятии решений по территори-из приоритетов отраслевой программы «Повышение ям принимают участие специалисты и руководители структурной эффективности системы здравоохране- Департамента охраны здоровья населения Кемеров-ния Российской Федерации на 2004-2010 годы» [1]. ской области (ДОЗН КО), главные и ведущие об-Необходимость реформирования системы органи- ластные специалисты, руководители областных ЛПУ, зации и оказания медицинской помощи поставила сотрудники организационно-методического отдела Ке-перед органами управления здравоохранением прин- меровской областной клинической больницы (ГУЗ ципиально новые задачи. Важнейшими среди них яв- КОКБ), руководители органов здравоохранения и ляются доступность, своевременность, качество меди- главные врачи ЦГБ, ЦРБ. Подготовкой информации цинской и экономической информации [2, 3]. Ско- занимаются Кемеровский областной медицинский ин-рость, качество получения и обработки информации формационно-аналитический центр (ГУЗ КОМИАЦ) составляют основу информационной системы, позво- и организационно-методический отдел ГУЗ КОКБ. ляющей аккумулировать информационные потоки с Цель работы — анализ информационного прос-целью эффективного управления ими. В настоящее транства в здравоохранении Кемеровской области.
время назрела необходимость создания единого ин- Традиционным способом получения информации формационного пространства для управления здра- служит бумажный носитель в виде большого инфор-
воохранением на региональном уровне [4, 5]._мационного материала, который используется одно____________________________________________ моментно и архивируется в виде папок, занимая тем
Корреспонденцию адресовать: самым большие площади. Такой способ подготовки и
Казакова Ольга Станиславовна, дальнейшего анализа полученной информации тру-
650061, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 22, доемок и требует существенных затрат времени. Сов-
ГУЗ «Кемеровская областная клиническая больница». ременные методы работы, использование удаленных
Тел. раб.: 8(3842)52-17-22. сетевых технологий позволяют существенно уменье-mail: [email protected] шить объем работы по подготовке информации за
мп /I пАпо ^ууШтна
34 № 4 2008 в Кузбассе
счет исключения дублирования для различных потребителей, ускорить ее получение, сделать ее более полной и своевременной.
Для более оперативного и эффективного управления службой здравоохранения области, получения оперативной информации и формирования единой информационно-аналитической электронной базы данных по территориям, в структуре сайта ДОЗН КО организационно-методическим отделом ГУЗ КОКБ с 01.03.2007 г. был разработан и введен раздел «Мониторинг деятельности учреждений здравоохранения территорий», который доступен для руководителей органов здравоохранения различных уровней.
При разработке раздела в основу были положены следующие принципы:
- информативность — пользователь может получить исчерпывающую информацию по интересующему его вопросу;
- актуальность — материал пополняется ежедневно, после каждого выезда областного главного (ведущего) специалиста, куратора областного ЛПУ, поступления информации из территории, от областных главных (ведущих) специалистов;
- гибкость — оперативное создание новых разделов по мере возникновения потребности;
- сохранение служебной тайны — возможность попасть в раздел сайта только после регистрации. Доступ к официальной информации имеют только руководители территориальных органов учреждений здравоохранения, главные врачи ГБ, ЦГБ, ЦРБ, главы городов и районов, заместители глав по социальным вопросам, руководители и специалисты ДОЗН КО и специалисты областных ЛПУ, ответственные за расположение информации. Предлагаемая нами схема раздела «Мониторинг
деятельности учреждений здравоохранения территорий» официального сайта позволяет решить ряд основных вопросов.
1. Мониторинг ситуации и накопление информации.
Реализация данной функции обеспечивает анализ всей поступающей текущей информации, ее обобщение, сопоставление и представление заинтересованным руководителям в виде, наиболее соответствующем их потребностям. Результаты этой работы используются не только для составления оперативных справок для текущего информирования руководства ДОЗН КО, но и для формирования развитой информационной базы с помощью обработки источника и ввода информации в систему с последующей возможностью многократного ее применения. Материалы анализа источников в дальнейшем являются основой для подготовки аналитических
докладов, записок, справок, обзоров и иных документов системы проблемно-ориентированного информирования руководства здравоохранения.
2. Экспертно-аналитическое обеспечение. Если функции информационного анализа и текущее информирование руководства могут быть полностью сосредоточены в ГУЗ КОМИАЦ, то аналитическая работа возможна лишь в тесном контакте с руководителями здравоохранения. Как показывает мировой опыт, непременное условие высокой эффективности работы любого аналитического центра — непосредственное участие специалистов в той деятельности, которую они обслуживают. Только так можно достичь необходимой «настройки» аналитической работы на реальные процессы принятия решений. Целесообразно с этой точки зрения участие в аналитическом обеспечении областных главных (ведущих) специалистов. Это обусловлено тем, что только всесторонний и содержательный анализ служб здравоохранения может позволить принимать компетентные решения на любом уровне. Поэтому раздел постоянно пополняется отчетами и справками главных специалистов, отчетами врачей-кураторов областных ЛПУ.
3. Согласованность и преемственность. Руководители системы здравоохранения муниципального уровня могут оперативно получить полную информацию о своей территории, включая аналитические заключения главных специалистов и врачей-кураторов.
Схема раздела представлена в таблице. Информационные базы, расположенные на сайте, позволяют иметь оперативную информацию по каждой территории, ознакомиться с аналитической, выездной работой областных специалистов; информацию по методической литературе. С помощью сайта мы можем доносить оперативную информацию до руководства здравоохранения, а руководители системы здравоохранения муниципального уровня имеют реальную возможность оценить здравоохранение других территорий, сравнить себя с другими.
Материал пополняется ежедневно, после каждого выезда областного главного (ведущего) специалиста, куратора областного ЛПУ, поступления информации из территории, от областных главных (ведущих) специалистов. С 2008 года к работе раздела привлечены специалисты областных ЛПУ, на базе которых работают областные главные и ведущие специалисты, которые будут располагать оперативную информацию по итогам выездов кураторов данных областных ЛПУ и экспертную оценку служб областных специалистов по профилю.
Сведения об авторах:
Казакова Ольга Станиславовна, зам. главного врача по организационно-методической работе ГУЗ КОКБ, г. Кемерово, Россия.
Горяинова Татьяна Николаевна, зав. организационно-методическим отделом, ГУЗ КОКБ, г. Кемерово, Россия.
Лаптев Евгений Владимирович, врач-методист организационно-методического отдела, ГУЗ КОКБ, г. Кемерово, Россия.
№ 4 2008 35
ОЛ/Одщ
та
в Кузбассе
Таблица
Структура раздела «Мониторинг деятельности учреждений здравоохранения территорий» служебного сайта ДОЗН АКО
Раздел Подраздел
Территория Медико-демографические показатели и статистические данные (за 3 года)
Показатели деятельности ЛПУ
Структура ЛПУ Перечень УБ, ВА, ФАПов
Структура, показатели
Отчеты главных и ведущих областных специалистов по итогам проверок (за 3 года)
Отчеты врачей-кураторов по итогам проверок ГУЗ КОКБ
Другие областные ЛПУ
Материалы к коллегиям ДОЗН АКО
Экспертные заключения По заданию ДОЗН
По обращению граждан
Прочее Аналитические справки, перспективные планы служб
Информационные и методические письма Сборники показателей
Учебно-методическая работа (за 3 года)
Несмотря на то, что основная деятельность по поддержанию информационных баз сосредоточена в организационно-методическом отделе ГУЗ КОКБ, большой вклад в его поддержку вносят также специалисты ГУЗ КОМИАЦ, которые на основе годовых отчетов формируют следующие базы данных, включенные в комплексную информационную базу здравоохранения:
- мониторинг показателей согласно Концепции демографической политики;
- медико-демографические показатели;
- показатели деятельности ЛПУ.
Уже за первый год использования информационной базы стало понятно, что руководители ДОЗН КО, областных ЛПУ, территориальных органов управления здравоохранения, городских и районных больниц
ЛИТЕРАТУРА:
испытывают острую необходимость в аналитической информации, что определяет необходимость дальнейшего развития сайта, которая учитывала бы специфику деятельности руководящих кадров всех уровней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, формирование единого информационного пространства для специалистов органов управления здравоохранения обеспечивает возможность анализа и распространения исчерпывающей оперативной информации, содержащей управленческую, статистическую и методическую составляющую, и позволяет своевременно принимать правильные и полные решения.
1. Отраслевая программа «Повышение структурной эффективности системы здравоохранения Российской Федерации на 2004-2010 годы». - М., 2004.
2. Чернышев, В.М. Современная организационно-функциональная модель здравоохранения крупного города /Чернышев В.М. //Менеджер здравоохранения. - 2004. - № 3. -С. 4-9.
3. Михайлова, Ю.В. Научные основы стратегического планирования в здравоохранении /Михайлова Ю.В. //Экономика здравоохранения. - 2002. - № 3(62). - С. 48-52.
4. Информационное обеспечение управления здравоохранением на территориальном уровне /Денисов В.Н., Финченко Е.А., Полунина С.Ю. и др. //Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 1997. - № 5. - С. 38-40.
5. Мезенцев, Е.В. Принципы оптимального управления системой здравоохранения на базе информационного мониторинга и модели конечных результатов /Мезенцев Е.В. //Прикладные задачи моделирования и оптимизации: Межвуз. сб. науч. тр. - Воронеж: ВГТУ, 2002. - С. 4-8.
IV
МП /1 оппо С'^Медицина
36 N2 4 2008 в Кузбассе