Научная статья на тему 'Создание информационно-коммуникационной среды для подготовки высококвалифицированных специалистов отрасли телекоммуникаций'

Создание информационно-коммуникационной среды для подготовки высококвалифицированных специалистов отрасли телекоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милицин Ю. А., Шевелев С. В.

Во всем мире идет процесс изменения высшего образования: на смену парадигме пассивного обучения, предполагающей изначально в качестве основной формы чтение лекций, приходит парадигм а активного обучения, когда границы возможного определяет инициатива студента и его успехи. Авторы статьи рассматривают цели и средства активного обучения, а разработку единой высокотехнологичной открытой среды обучения по концепции «непрерывного образования» -информационно-коммуникационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание информационно-коммуникационной среды для подготовки высококвалифицированных специалистов отрасли телекоммуникаций»

/ пп

ПОДГОТОВКА КАДРОВ МЕТОДОЛОГИЯ

□□

Создание информационно-коммуникационной среды для подготовки высококвалифицированных специалистов отрасли телекоммуникаций

Ю.А. МИЛИЦИН,

начальник отдела по научному взаимодействию Департамента управления инновациями ОАО «Ростелеком», к.т.н.

С.В. ШЕВЕЛЁВ,

руководитель направления отдела по научному взаимодействию Департамента управления инновациями ОАО «Ростелеком», к.т.н.

В последние годы много говорится о снижении уровня подготовки выпускников вузов. И для этого есть все основания. Компании не готовы брать на работу молодых специалистов, поскольку у выпускников неплохо обстоит дело с естественно-научными дисциплинами, но не хватает того, что принято называть soft skills (с англ. - «мягкие навыки» или «гибкие навыки»), то есть навыков и умений, с помощью которых специалист может успешно достигать цели в рабочих ситуациях. К сожалению, отраслевые вузы, осуществляющие подготовку специалистов для телекома, не стали исключением. Вчем же причины?

Во-первых, с 1990-х гг. прошлого столетия было резко сокращено финансирование вузов. Отпущенных средств, возможно, хватает для поддержания жизнедеятельности, но ни о каком техническом перевооружении, ни о существенно новых разработках, принципиально новых курсах и учебных программах речь чаще всего не идет. Во-вторых, информационные технологии и телекоммуникации совершили революционный скачок в своем развитии, а те предметы, которые преподавались в вузах 20 лет назад, морально устарели, как и лабораторная база.

В-третьих, участники образовательного процесса зачастую понимают свои задачи по-разному. Вузы нацелены на квалификацию, которая описывается через образовательные стандарты, состав зачтенных курсов, требования министерских документов и т.п. Работодателей же интересует не квалификация, а компетенции. Студенты больше ориентированы на компетентность: приобретение знаний, навыков, интеллектуального капитала, то есть на то, что, с их точки зрения, повышает их капитализацию на рынке труда. При этом каждый молодой человек вправе выбирать собственную стратегию образования, но может при этом допустить ошибку, особенно если не обладает необходимой информацией.

Принципы и цели базовых кафедр

Одним из возможных путей для развития навыков и компетенций, необходимых выпускникам российских вузов, является создание специализированных базовых

Во всем мире идет процесс изменения высшего образования: на смену парадигме пассивного обучения, предполагающей изначально в качестве основной формы чтение лекций, приходит парадигма активного обучения, когда границы возможного определяет инициатива студента и его успехи.

Авторы статьи рассматривают цели и средства активного обучения, а также разработку единой высокотехнологичной открытой среды обучения по концепции «непрерывного образования» -информационно-коммуникационной среды.

кафедр. Базовые кафедры ОАО «Ростелеком» и создаваемые при кафедрах научные лаборатории призваны решать сразу несколько задач. С одной стороны, предприятие получает высококвалифицированного специалиста, отвечающего требованиям программы инновационного развития ОАО «Ростелеком» и способного эффективно решать поставленные задачи на основе последних достижений науки и техники. С другой стороны, решения на стыке между образованием и трудоустройством могут дать едва ли не самый быстрый результат из всех возможных образовательных реформ.

Базовые кафедры ОАО «Ростелеком» уже созданы и успешно функционируют в пяти вузах России, осуществляющих подготовку специалистов по телекоммуникационным направлениям: Московском техническом университете связи и информатики (МТУСИ), Московском физико-техническом институте (МФТИ), Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ), Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ) и Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ).

Общие принципы функционирования базовых кафедр ОАО «Ростелеком» представлены на рис. 1. ОАО «Ростелеком», в частности, его Инновационный центр, выступает заказчиком и финансирующим субъектом;

шА

сс ►

МЕТОДОЛОГИЯ ВВВ ПОДГОТОВКА КАДРОВ

S3

Инновационный центр ОАО «Ростелеком»

It

Целевое

финансирование

исследователе кои деятельности

Тематика направлений подготовки Задание на разработку учебных планов и программ

Специалисты с профильной подготовкой

Базовая подготовка студентов Координация деятельности кафедры Лабораторная база

Базовая кафедра ОАО «Ростелеком»

Научная лаборатория

Финанс ирование в рамках плана I работ ТЦК I

Организационная поддержка, участие с отрудников в роли преподавателей и руководителей проектной работы

Научно-методическое сопровождение процесса профильной подготовки Лабораторная база

Технологические

центры

компетенций

(ТЦК)

Учебные центры «ошпаний-в<*ДОровИ С1*стемных и^ФатоРов

RS0

НИИ

Institut,

10ns

Макрорегиональные филиалы ОАО «Ростелеком»

Рис. 1. Общие принципы функционирования базовых кафедр ОАО «Ростелеком»

опорный вуз создает структурное подразделение - базовую кафедру - и обеспечивает с помощью ОАО «Ростелеком» учебную и исследовательскую базу. Третий участник - привлеченные стороны (технологические центры компетенций, учебные центры компаний-поставщиков оборудования и системных интеграторов и научноисследовательские организации (R&D Institutions). Наконец, макрорегиональные филиалы ОАО «Ростелеком» осуществляют организационную поддержку, привлекают сотрудников в качестве преподавателей и руководителей проектной работы.

Целью деятельности базовых кафедр ОАО «Ростелеком» является обеспечение высокого качества образования путем использования в образовательном процессе результатов учебно-методических и научноисследовательских работ, новых знаний и педагогических технологий, расширения исследовательского принципа обучения и привлечения обучающихся к научным исследованиям, проводимым организацией. Основными задачами базовых кафедр и научных лабораторий являются:

1. Вовлечение преподавательского состава, сотрудников университетских лабораторий, студентов и аспирантов в инновационную деятельность ОАО «Ростелеком» и, соответственно, подготовку для компании высококвалифицированных специалистов, погруженных в тематику актуальных инновационных разработок уже на стадии обучения.

2. Формирование условий для перехода к новой парадигме обучения:

=> развитие института наставничества за счет привлечение к образовательной деятельности отраслевых и технологических экспертов, включая сотрудников ОАО «Ростелеком», для организации проектной и командной работы;

=> активное внедрение образовательных инноваций: дистанционного интерактивного обучения, тестирования, методик гибридного образования и пр.;

=> параллельно с коммерческим запуском в ОАО «Ростелеком» новых решений и сервисов, имплементация их на кафедральных фрагментах муль-тисервисной сети связи (МСС) для освоения и юзабилити-тестирования (проверка эргономичности) студентами;

=> создание единого информационного портала - рабочей среды, которая будет способствовать открытой и творческой рабочей атмосфере, общению, мотивировать студентов и предоставлять зоны для обсуждения и продуктивной работы.

Новая парадигма высшего образования

Упомянутая выше смена парадигмы высшего образования становится общемировой тенденцией: на смену парадигме пассивного обучения, предполагающей изначально в качестве основной формы чтение лекций, приходит парадигма активного обуче-

/ пп

ПОДГОТОВКА КАДРОВ МЕТОДОЛОГИЯ

□□

Экстранет 3

Рис. 2. Распределение ролей участников информационно-коммуникационной среды

ния, когда границы возможного определяет инициатива студента и его успехи. Самого же студента не «обучают», а создают условия, чтобы он учился самостоятельно.

Целью вуза при этом становится не просто трансляция знаний, а создание определенной информационной и коммуникационной среды, формирование условий, которые помогут студентам не только открывать и добывать знания для самих себя, но и стать членами сообщества исследователей, предлагающих решения научных и прикладных задач.

При таком подходе появляется возможность вместо фиксации средств (лекции, лабораторные, практические занятия и т.п.) отметить конечные результаты (успехи сту-

дентов) и постоянно искать наиболее продуктивные и эффективные способы обучения (см. таблицу).

Конечно, для смены парадигмы высшего образования необходимо время, но первые признаки изменения общих принципов организации обучения наблюдаются уже сегодня: на смену образованию как жизненному этапу приходит образование как неотъемлемая часть жизни. При этом место учебы по стандартной программе постепенно занимает индивидуальный образовательный «трек», который каждый человек может строить для себя, исходя из своих задач. Уже сейчас образование становится «асинхронным», то есть не привязанным к определенному месту и времени.

Создание информационнокоммуникационной среды

Как видно из таблицы, одним из основных условий скорейшего перехода к новой парадигме становится разработка единой высокотехнологичной открытой среды обучения по концепции «непрерывного образования» - информационно-коммуникационной среды (ИКС).

Цель формирования ИКС - создать условия для выявления, сохранения и эффективного использования знаний и информации путем коллективной работы над задачами, проектами и документами, то есть реализовать эффективную систему управления знаниями. Это должно способствовать ликвидации того разрыва, который образовался сегодня между уровнем подготовки

Сравнение образовательных парадигм пассивного и активного обучения

Парадигма пассивного обучения (преподавания) Парадигма активного обучения

Ц ели и задачи

Обучать Создавать учебную ситуацию

Транслировать знания от преподавателей к студентам Создавать условия, чтобы студенты самостоятельно открывали и конструировали знания

Предлагать программы и курсы Создавать мощную информационно-коммуникационную среду

Общие принципы организации обучения

Время - фиксировано, обучение - варьируется Обучение - постоянно, время - варьируется

Лекция (занятие) - 45 минут, курс - N разделов (семестров) Информационно-коммуникационная среда

Преподаватели классифицируют студентов Преподаватели развивают способности и дают проявиться таланту каждого студента

Оценка знаний в конце курса Оценка знаний в начале, середине и конце курса

Оценки выставляются преподавателем Внешняя публичная оценка - как результат успеха на основе приобретенных знаний и навыков

В центре процесса обучения находится преподаватель, который контролирует ход процесса В центре процесса обучения находится студент, который контролирует ход процесса

Необходимо личное присутствие преподавателя и студентов (как правило, один преподаватель на одну аудиторию) Необходимо наличие активного студента, не всегда требуется личное присутствие преподавателя

Преподаватели - это, прежде всего, лекторы Преподаватели - это, прежде всего, создатели методов обучения и информационно-коммуникационной среды

Преподаватели и студенты работают независимо и изолированно друг от друга Преподаватели и студенты работают в одной команде

шА

сс ►

МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ

за .♦**

Рис. 3. Обмен мнениями и координация в рамках ИКС

выпускников вузов и требованиями, предъявляемыми к молодым специалистам на рынке труда.

На рис. 2 представлено распределение ролей участников ИКС путем ранжирования прав доступа к информации и сервисам. Ядро системы управления знаниями создается на принципах Интранета - совместного использования ограниченным кругом участников ресурсов и сервисов внутренней среды сообщества. В число пользователей ядра системы входят студенты, сотрудники базовых кафедр (БК) и научных лабораторий, а также сотрудники Инновационного центра (ИЦ) ОАО «Ростелеком», непосредственно связанные с организацией и функционированием ИКС, включая представителей макрорегиональных филиалов компании.

Пользователям ядра системы предоставляется возможность взаимодействия по внутренним каналам коммуникаций для: создания тематических и рабочих групп, формирования собственной сети контактов, ведения внутренних блогов, управления задачами и виртуальными проектами, проведения сеансов видеоконференцсвязи, получения быстрого доступа к коллективному интеллектуальному капиталу (информационным ресурсам) и пр. Таким образом, ядро системы представляет собой рабочую среду, непосредственно связанную с процессом обучения студентов и вовлечением их в исследовательскую деятельность.

Второй круг участников (Экстранет 1) - сотрудники ОАО «Ростелеком» и компаний-партнеров - являются внешними пользователями с расширенными правами. Более удаленные круги участников (Экстранет 2 и Экстранет 3) - это студенты других вузов, представители корпоративных клиентов, абоненты ОАО «Ростелеком» и иных операторов с меньшими правами внешних пользователей.

Обмен мнениями и координация по различным темам осуществляется в определенных предметных областях - секторах знаний (рис. 3). Предполагается, что процесс инициации знаний проходит несколько этапов, в соответствии с которыми и образованы указанные площадки по обмену информацией: сначала идеи трансформируются в более определенные задачи, требующие дальнейших исследований. Получая дополнительные человеческие и материальные ресурсы, исследования формируются в конкретные проекты с прогнозируемым результатом (НИРы или НИОКРы). Результаты проекта могут быть положены в основу разработки новых учебных курсов, которые таким образом переходят в сектор обучения. Данная площадка при этом должна служить не столько для организации самого обучения, сколько для обмена впечатлениями между студентами о прослушанных курсах. Таким образом, в ходе обсуждения различных проблем уровень развития темы переходит на новый уровень, сохраняя при этом преемственность и интерактивное взаимодействие.

Каждая область знаний обладает своим инструментарием, который должен позволять эффективно реализовывать те цели, которые стоят перед участниками сообществ (рис. 4).

Стандартные рабочие инструменты управления задачами, документами, рабочим временем предполагается объединить с сервисами социальных сетей (Web 2.0): ^ единая интерактивная лента событий (изменений) объединяет рабочие и социальные инструменты;

^ отметка «Мне нравится» (лайк) показывает мнение участников, влияет на рейтинг записи, файла - в результатах поиска эти документы показываются первыми;

^ встроенная система мгновенного обмена сообщениями (Instant Messaging - IM) позволяет обмениваться сообщениями и файлами прямо через браузер;

^ центр нотификации выводит информацию о приглашениях, например, в группу или на встречу, сообщает о новых «лайках», поставленных задачах, комментариях и прочих событиях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ встроенная CRM-система позволяет вести базу контактов и компаний, фиксировать все события (звонки, письма, встречи), связанные с этим контактом или группой, планировать свою деятельность;

^ мгновенный поиск сразу после публикации индексирует все документы, записи, задачи, блоги, сообщения и другую информацию;

^ мобильное и десктоп-приложения позволяют всегда оставаться на связи.

Кроме того, в разрабатываемой системе, реализующей ИКС, создаются инструментарий и хранилище

для формирования вебконтента:

=> мультимедийная библиотека (отраслевые публикации);

=> тематические базы данных по областям знаний;

=> базы методических материалов (стандарты, регламенты, рекомендации и пр.);

=> база данных по реализованным проектам, созданным и готовым к коммерциализации технологиям;

=> база данных по результатам исследовательской деятельности (отчеты, протоколы испытаний и т.п.);

=> база объектов интеллектуальной собственности;

=> учебные программы, конспекты, кейсы;

=> материалы научно-технических мероприятий (семинаров, конференций, форумов, конкурсов и пр.); => классификаторы, тезаурусы, таксономии и пр. Создание единой ИКС в виде системы управления

знаниями посредством связанных сервисов и инструментов взаимодействия в сети, а также хранения, поиска и актуализации информации, послужит процессу подготовки высококвалифицированного специалиста отрасли телекоммуникаций, способного формировать инновационные идеи, развивать их до исследовательских задач, а затем эффективно решать поставленные задачи на основе последних достижений науки и техники. ■

НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS -» НОВОСТИ -> NEWS

Телекоммуникациям добавят специалистов

Университет «Синергия» и Московский колледж связи № 54 подписали соглашение о создании образовательного кластера. Его основной целью станет подготовка высококвалифицированных специалистов в области телекоммуникаций.

По словам проректора по развитию Университета «Синергия» Ильи Шутова, фактически можно говорить о предоставлении студентам полного комплекса образовательных услуг по телекоммуникационному направлению. «Мы взяли на себя обязательство сообща решить одну общую задачу - подготовить квалифицированные кадры в сфере телекоммуникаций, которые будут востребованы на рынке труда. Поэтому мы будем активно приглашать в наш кластер крупных работодателей», - сказал он.

По мнению проректора «Синергии», идея кластера обязательно вызовет интерес у потенциальных работодателей, потому что они, предоставляя возможность для проведения практики и стажировки, смогут отбирать наиболее способных и мотивированных студентов еще на стадии обучения.

И. Шутов отметил, что сотрудничество с колледжем № 54 имеет многолетнюю историю. В рамках это-

го сотрудничества на факультете информационных систем и технологий создана совместная кафедра телекоммуникаций, причем теоретические занятия проходят на базе университета, а практические и лабораторные идут на базе колледжа. В следующем году будет первый выпуск студентов этой кафедры.

В свою очередь, заместитель директора колледжа № 54 по учебно-производственной работе Олег Корешков отметил, что сотрудничество с Университетом «Синергия» носит взаимовыгодный и партнерский характер. «Я считаю, что создание кластера - это долгосрочный проект, который не требует финансовых затрат, зато позволяет быстро и эффективно решать многие задачи в области обучения студентов», - сказал он.

По мнению О. Корешкова, в созданный образовательный кластер на партнерских началах могут войти такие компании, как Баткипд, МГТС, Мослифт, Московский метрополитен и др. «Любой кластер - это всегда соглашение о сотрудничестве, в котором заинтересованы все стороны. Поэтому мы видим в таком соглашении большие перспективы», - резюмировал замдиректора колледжа. ■

www.mfpa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.