Научная статья на тему '«Престиж вуза формируется достижениями его работников и его выпускников»'

«Престиж вуза формируется достижениями его работников и его выпускников» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1041
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Интервью ректора Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича Сергея Викторовича Бачевского о том, как в условиях активного внедрения телекоммуникаций во все сферы жизни сформировать новый облик современного технического вуза, бережно сохранив при этом традиции известнейшей высшей школы университета.Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича) известнейший базовый вуз отрасли связи и телекоммуникаций с многолетними традициями, который через два года отметит своё 85-летие. История университета началась с 1930 г., когда в Ленинграде на базе Высших курсов связи было создано специальное высшее учебное заведение по радиотехнике и электросвязи. Чуть позже оно было переименовано в Ленинградский электротехнический институт связи. В 1994 г. институт получил статус университета и своё современное название. Сегодня в университете по 15 направлениям подготовки и более чем 20 техническим, экономическим и гуманитарным специальностям обучаются более 9000 студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Престиж вуза формируется достижениями его работников и его выпускников»»

ПРАКТИКА

п ч нн

ВВВ ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА пп '

н ••

«Престиж вуза формируется

достижениями его работников

и его выпускников»

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича) - известнейший базовый вуз отрасли связи и телекоммуникаций с многолетними традициями, который через два года отметит своё 85-летие. История университета началась с 1930 г., когда в Ленинграде на базе Высших курсов связи было создано специальное высшее учебное заведение по радиотехнике и электросвязи. Чуть позже оно было переименовано в Ленинградский электротехнический институт связи. В 1994 г. институт получил статус университета и своё современное название. Сегодня в университете по 15 направлениям подготовки и более чем 20 техническим, экономическим и гуманитарным специальностям обучаются более 9000 студентов. О том, как в условиях активного внедрения телекоммуникаций во все сферы жизни сформировать новый облик современного технического вуза, бережно сохранив при этом традиции известнейшей высшей школы университета, рассказал ректор Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича Сергей Викторович Бачевский.

- Сергей Викторович, о высоком качестве образования, полученного в вашем университете, или, как его любовно называют студенты и сотрудники, в «Бонче», свидетельствует важнейший показатель - практически стопроцентное трудоустройство выпускников. На Ваш взгляд, из чего складывается качество образования?

- Качество образования - это обобщенная положительная характеристика образования, выражающая его полезность для целей пользователей - индивидуума и общества. Это определение не хуже и не лучше многих других. Оно не позволяет предпри-

ВеКкАЧЕСТВА № 2 • 2014

нять какие-то практические шаги, но является источником дальнейших размышлений, если мы его принимаем.

Основной целью человека, получающего образование, является жизненный успех. Вряд ли кто-нибудь учится с целью стать неудачником. Понимание успеха весьма индивидуально, во многом определяется амбициями и корректируется человеком, так сказать, по ходу пьесы. Но на этапе получения образования основными положительными характеристиками успеха обучающихся являются престиж вуза, престиж профессии и возможность самореализации.

□ GH

ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА ЕШ

ч

ПРАКТИКА

Престиж вуза формируется достижениями его работников и его выпускников - здесь ни добавить, ни убавить. Но бренд вуза формируют и органы государственной власти, и бизнес, и масс-медиа. Укрепление престижа вуза отрасли может стать неоценимой помощью и вкладом в повышение качества образования специалистов связи и инфотелекоммуникаций.

Возможность самореализации оценивается обучающимися на примере выпускников, добившихся успеха в самых разных областях деятельности, а достигается вузом путём предоставления студентам возможности всестороннего развития и творчества. Широта взглядов, свобода мысли, фундаментальность подготовки - всё это основы будущей самореализации выпускника, основы качества образования.

- Оказывают ли влияние на повышение качества высшего профессионального образования работодатели? Какую роль они играют в образовательных процессах?

- Работодатель формирует престиж профессии. Уровень заработной платы, условия труда, проживания, возможность карьерного роста и т.п. - все эти составляющие успешности той или иной профессии давно известны. В непрестижных профессиях качество образования будет ниже.

Полезность образования с точки зрения общества и, прежде всего, работодателей, более прагматична. Часть бизнеса традиционно хочет, чтобы выпускник не требовал затрат на «доводку», сходу осваивал производственные функции и за умеренную зарплату «не создавал проблем». Компании постиндустриального кластера ценят уже креативность мышления и ожидают от вчерашних студентов прорывных идей и инноваций, которые в них должен заложить вуз и за которые бизнес готов хорошо платить. Таким образом, профессионализм и креативность - две основные положительные характеристики качества образования для целей ИКТ-сообщества.

Качество университетского образования - интегральная характеристика. Оно определяется, прежде всего, следующими основными факторами: ^ качеством кадрового потенциала; ^ качеством учебно-лабораторной базы; ^ содержанием и технологиями обучения; ^ интеграцией образования, науки и производства.

- Известно, что знания студентам университета передают лучшие специалисты в области телекоммуникаций и информационных систем - всего свыше 45 преподавателей, из которых 53 имеют звание доктора наук, 270 - кандидата наук. Пожалуйста, несколько слов о них.

- СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича по праву гордится тем, что в его стенах трудились и продолжают успеш-

но работать многие выдающиеся ученые, основавшие авторитетнейшие научные школы в области связи и телекоммуникаций: заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., проф. А.А. Гоголь, д.т.н., проф. Б.С. Гольштейн, заслуженный деятель науки РФ, д. т.н., проф. В.В. Дмитриков, д.т.н., проф. Ю.А. Ковалгин, д.т.н., проф. А.Е. Кучерявый, д.ф.-м.н., проф. А.И. Лившиц, заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., проф. В.В. Макаров, д.т.н., проф. М.А. Си-верс, заслуженный деятель науки РФ, д.ф.-м.н., проф. Г.Н. Фурсей.

Им на смену растет талантливая молодежь - молодые ученые и исследователи, продолжающие традиции «бончевской» научно-образовательной школы. За последние два года число успешно защитившихся в стенах университета аспирантов возросло в 2,5 раза.

- Сергей Викторович, какова сегодня учебно-лабораторная база университета?

- Наш университет - ведущий вуз отрасли с точки зрения развития учебно-лабораторной базы. Успешное завершение в 2013 году строительства нового корпуса университета на проспекте Большевиков - яркий пример внимания государства к высшей школе, обеспечивающей кадрами приоритетные направления развития науки и техники в Российской Федерации.

Сегодня в распоряжении студентов и сотрудников университета - несколько учебных корпусов, современнейшие аудитории и лаборатории, прекрасная научно-техническая библиотека, студенческие общежития, база отдыха. Мультимедийные аудитории позволяют вести образовательный процесс с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Трансляция материала на большие экраны в лекционной аудитории поддерживается возможностью дублирования на персональный компьютер студента, что позволяет эффективно осваивать изучаемый материал. Постоянно пополняются коллекции цифровых образовательных ресурсов, доступ к которым студенты могут получить из любой точки мира, что открывает принципиально новые возможности для организации дистанционного обучения. Вся территория университета покрыта зоной Wi-Fi, что дает возможность осуществлять рассылку новостей, учебных материалов, менять расписание в онлайн-режиме.

- Какие направления высшего профессионального образования доступны для поступающих в университет?

- Университет и входящие в его состав колледжи ежегодно принимают в свои ряды более двух тысяч первокурсников, причем необходимо отметить, что средний балл поступающих растет, как и конкурс на технические направления подготовки. Востребованность спе-

№ 2 • 2014 ВеЮКАЧЕСТВА

ПРАКТИКА

ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА

Вице-президент - директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» А.В. Балаценко (на фото слева) и С.В. Бачевский на открытии базовой кафедры «Ростелеком»

циалистов таких направлений, как «Инфокоммуника-ционные технологии и системы связи», «Информационные системы и технологии», «Информационная безопасность», «Программная инженерия», «Радиотехника», «Автоматизация технологических процессов и производств» и др., определяется логикой развития современного общества, построенного на самопознании, информационном обеспечении и обширной коммуникативной среде. Для формирования интереса школьников и студентов к научно-техническому творчеству, интеллектуальному развитию в инженерной сфере университет при широкой поддержке Федерального агентства связи и профессионального сообщества проводит ряд ставших уже популярными мероприятий: Всероссийскую интеллектуальную олимпиаду школьников в области инфотелекоммуникаций «Телеком Планета», конкурс профессионального мастерства студентов средних профессиональных учебных заведений «Телесфера», Международную студенческую олимпиаду «Инфо-телеком».

- Сергей Викторович, вы уже говорили о роли работодателей в повышении качества образования. А как в вашем университете осуществляется интеграция образования,науки и производства?

- Связь образования, науки и бизнес-сообщества реализуется в деятельности научно-образовательных центров и базовых кафедр.

На решение актуальных проблем современного развития отрасли ориентированы научно-образовательные центры: «Беспроводные инфотелекоммуникационные сети», «Исследование проблем инфокоммуникационных технологий и протоколов», «Технологии информационных и образовательных систем (ТИОС)», «Элементы оптической связи». Активную работу по привлечению ведущих специалистов теле- и радиокомпаний к научно-образовательной деятельности осуществляет оснащенный самым современным оборудованием Медиацентр СПбГУТ.

ВеКкАЧЕСТВА № 2 • 2014

Базовые кафедры университета ведут подготовку специалистов для крупнейших телекоммуникационных компаний - ФГУП РТРС (БК «Цифровое телевизионное и радиовещание») и ОАО «Ростелеком» (БК «Инновационные технологии телекоммуникаций»). По инициативе промышленных предприятий оборонного комплекса - холдинговой компании «ЭГО-Холдинг» (научно-технический институт «Радиосвязь»; научно-производственное объединение «Завод «Волна»; ЗАО «ПКБ «РИО»; ОАО «Радиостандарт»; ОАО НВФ «Протек») - на базе СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича образована базовая кафедра «Комплексы и средства связи специального назначения». Совместно с ОАО «Супертел» создана базовая кафедра «Специальные средства связи».

Вот уже больше года в вузе действует музей, который, сохраняя и развивая лучшие традиции «Бонча», активно сотрудничает с Центральным музеем связи им. А.С. Попова, Музеем истории телефона, Ассоциацией вузовских музеев Санкт-Петербурга, поддерживает тесную связь и со старейшими кафедрами нашего университета, и с его выпускниками.

- Не могли бы Вы сказать несколько слов о выпускниках СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича.

- Среди тех, кто считает наш университет своей alma mater, - выдающиеся политические и государственные деятели современности: Владимир Александрович Аку-лич - генеральный директор ОАО «Северо-Западный Телеком» (2004-2011); Борис Вячеславович Грызлов - председатель Государственной думы Российской Федерации (2003-2011); Виктор Петрович Иванов - директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Борис Михайлович Петров - директор Санкт-Петербургского регионального центра ИТАР-ТАСС; Леонид Дододжонович Рейман - советник президента РФ; Сергей Михайлович Смирнов - генерал Армии, первый заместитель директора ФСБ РФ; Хамадун Туре - генеральный секретарь Международного союза электросвязи.

Выпускники университета, ежегодно пополняющие телекоммуникационные предприятия, как правило, не нуждаются в дополнительных рекомендациях - таковыми для них является диплом нашего университета. Качество образования СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича подтверждается не только результатами трудоустройства выпускников, свыше 95% которых успешно работают по специальности, но и отзывами руководителей предприятий, отмечающих высокий уровень профессиональной компетентности, широкий кругозор, творческое мышление выпускников СПбГУТ, их готовность к решению нестандартных профессиональных задач в самой динамично развивающейся отрасли экономики.

- Благодарим Вас за беседу. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.