Научная статья на тему 'Опыт и проблемы магистерской подготовки работающих специалистов'

Опыт и проблемы магистерской подготовки работающих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / MASTER’S DEGREE / COMPETENCE / PROFESSIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахмутский Андрей Евгеньевич, Голубенко Наталья Ивановна

В статье рассматриваются преимущества использования опыта и деятельности обучающихся в магистратуре как основы для развития профессиональной компетентности. Отмечаются трудности, связанные с профессиональной подготовкой без отрыва от профессиональной деятельности.Описывается подход к определению роли различных видов учебной деятельности в профессиональном образовании при формировании профессиональной компетентности. Особое внимание уделяется общему и особенному в роли учебной и реальной профессиональной деятельности при подготовке будущих магистров.Описывается опыт работы авторов в программах подготовки магистров РГПУ им. А.И. Герцена, НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Различие сфер деятельности будущих магистров и сходство отмеченных результатов позволяет сделать вывод об эффективности магистерской подготовки работающих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахмутский Андрей Евгеньевич, Голубенко Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE AND PROBLEMS OF TEACHING MASTER’S DEGREE COURSES TO EMPLOYED SPECIALISTS

The paper discusses the benefits of using the experience of Master’s degree students to develop their professional competence. The difficulties associated with in-service training are pointed out.Further, the paper describes the approach to determining the role of different types of learning activities in forming professional competence. Special attention is paid to the general and specific aspects in the educational and actual professional activity when preparing masters-to-be. In addition, the authors give an account of their experience with teaching Master’s degree students in Herzen University, HSE (St. Petersburg) and SPbSUT. The fact that the masters-to-be are working in different spheres but have shown similar results indicates the efficiency of teaching Master’s degree courses to employed specialists.

Текст научной работы на тему «Опыт и проблемы магистерской подготовки работающих специалистов»

УДК 378.147.88, 378.14.15.62

БАХМУТСКИЙ Андрей Евгеньевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Автор 161 научной публикации

ГОЛУБЕНКО Наталья Ивановна, доцент, заместитель декана факультета фундаментальной подготовки Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Автор 21 научной публикации

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ

работающих специалистов

В статье рассматриваются преимущества использования опыта и деятельности обучающихся в магистратуре как основы для развития профессиональной компетентности. Отмечаются трудности, связанные с профессиональной подготовкой без отрыва от профессиональной деятельности.

Описывается подход к определению роли различных видов учебной деятельности в профессиональном образовании при формировании профессиональной компетентности. Особое внимание уделяется общему и особенному в роли учебной и реальной профессиональной деятельности при подготовке будущих магистров.

Описывается опыт работы авторов в программах подготовки магистров РГПУ им. А.И. Герцена, НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Различие сфер деятельности будущих магистров и сходство отмеченных результатов позволяет сделать вывод об эффективности магистерской подготовки работающих специалистов.

Ключевые слова: магистратура, компетентность, профессиональный опыт.

В течение ряда лет в РГПУ им. А.И. Герцена и Санкт-Петербургском кампусе НИУ ВШЭ организуется прием в магистратуру специалистов и бакалавров, имеющих опыт работы по специальности и продолжающих работать по специальности в течение срока обучения в магистратуре [2]. В Санкт-Петербургском государственном университете им. проф. М.А. Бонч-Бруевича практикуется реализация магистерской подготовки с организацией постоянной работы магистрантов на предприятиях будущих работодателей.

Совмещение работы с обучением в магистратуре, безусловно, приводит к заметным негативным последствиям: перегрузка магистрантов, сложность совмещения работы и занятий, постоянное проявление противоречий между теорией и практикой и др.

В то же время подобный способ формирования контингента обучающихся в магистратуре может при правильном подходе дать неоценимые преимущества при переходе на образовательные стандарты нового поколения и необходимости

© Бахмутский А.Е., Голубенко Н.И., 2014

формирования высокой профессиональной компетентности будущих магистров.

Как показывают собственный опыт и сведения коллег в России и за рубежом, вузы, недавно перешедшие на двухуровневую подготовку, испытывают трудности в построении принципиально различных и в то же время тесно связанных процессов подготовки бакалавров и магистров. Сущность отличий, как представляется, состоит в различной значимости составляющих формируемой в этих процессах профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность включает в себя компетенции инвариантные: социальноличностные, общенаучные, общепрофессиональные, экономические и организационно-управленческие, а также специальные, определяемые применительно к области деятельности будущих магистров, руководителей и специалистов учреждений и предприятий. Если при подготовке бакалавров ведущую роль играет формирование инвариантных компетенций, то при подготовке магистров должно происходить как дальнейшее развитие инвариантных, так и полноценное формирование специальных компетенций. Эффективность реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании является сегодня одной из главных проблем российского образования.

Главная особенность сегодняшних образовательных стандартов в том, что содержание образовательных результатов изменяется от переданных преподавателем и оставшихся у студента профессиональных знаний, умений и навыков (ЗУН) к профессиональной компетентности -способности и желанию решать задачи в сфере профессиональной деятельности.

Нельзя не заметить, что основным содержанием деятельности преподавателя была и остается передача знаний. Качество этой деятельности зависит в основном от «предметной» компетентности (квалификации) преподавателя. Формирование же у студентов профессиональной компетентности обеспечивается использованием преподавателем соответствующих методов обучения (технологий) и соот-

ветствующей организацией образовательного процесса.

Революционной в смысле развития научного знания представляется предпринятая Г.П. Ще-дровицким [3] попытка формирования педагогических подходов к построению научной дидактики на основе содержательно-генетической логики. Г.П. Щедровицкий предлагал развивать систему образования посредством рационализации образовательного процесса. Для этого он выстроил схему (модель) процесса обучения.

Большая часть деятельности человека представляет собой создание предметных или знани-евых форм (копий) по образцу или эталону. Роль образования - обеспечить преодоление разрыва между образцом и копией, развив у обучаемого человека способность к деятельности. Иными словами, дидактическая деятельность носит «инверсный» характер, превращая предметные или знаниевые формы в деятельность обучаемого человека.

Исключительный интерес представляет проведенный Г.П. Щедровицким структурный анализ образования на основе «теории деятельности», особенно в плане актуального сегодня вопроса о компетенциях как результате обучения. Образование рассматривается им как обучение деятельности. Заданная в качестве содержания образования некоторая «деятельность» усваивается в процессе обучения в виде «способностей» и воспроизводится в виде «деятельности»-продукта. Если рассматривать непосредственно процесс обучения, то возникающие при усвоении содержания способности являются результатом усвоения, а продукт - результатом применения способностей.

Процесс обучения может быть представлен в виде последовательно реализуемых этапов (занятий, уроков). Способности обучаемого изменяются в результате прохождения каждого этапа. Это изменение зависит как от создаваемых условий извне, так и от совокупности накопленных к этому этапу способностей, являющихся частью используемых на этом этапе процесса средств. Изменение совокупности способностей обучаемого определяет его

развитие. На каждом этапе процесса на основе результатов предыдущего этапа деятельности и способностей, условий этого этапа процесса и действий преподавателя учащийся создает новые деятельность и способности.

Из сказанного Г.П. Щедровицким, по нашему мнению, следует, что объем переданных преподавателем и оставшихся у студента знаний, умений и навыков свидетельствует лишь о степени включенности студента в учебный процесс. Этот объем не гарантирует формирование студентом составляющих своей профессиональной компетентности, но говорит о большей или меньшей возможности формирования.

Отметим, что способность к решению профессиональных задач определяется по-разному теми, кто учит (работниками образования), теми, кого учат (студентами), и теми, для кого учат (работодателями). В само понятие «профессиональная компетентность» в разных странах (с различными социальными, экономическими, политическими условиями и различными системами образования) вкладывается существенно различное содержание [1].

Способность к профессиональной деятельности может быть сформирована обучающимся только в деятельности. Сегодня это никто из специалистов не оспаривает. В качестве видов учебной деятельности, помогающих формировать у обучающихся профессиональную компетентность, называются самостоятельная работа студентов, научно-исследовательская работа в семестре, подготовка квалификационной работы, различные виды и формы практики. В этих видах деятельности, по мнению специалистов, осуществляется формирование профессиональной компетентности при использовании имеющихся у студента профессиональных ЗУН. Несмотря на переход на новое поколение стандартов профессионального обучения, передача студенту профессиональных знаний, умений и навыков остается пока главной составляющей профессионального образования, а самостоятельная работа студентов и практики - вспомогательной.

В этом свете представляется целесообразным поставить во главу угла при подготовке будущих специалистов активные формы учебной деятельности, рассматривая освоение учебных дисциплин как способ помощи в решении практических профессиональных задач. Отметим, однако, что любая учебная деятельность принципиально отличается от реальной профессиональной. Например, развитие ответственности в учебной и реальной деятельности происходит по-разному.

Следует также отметить, что мотивации к учебной и профессиональной деятельности имеет существенно разные содержание, причины, роль. В этих условиях исключительно важное значение приобретает возможность использования реальной профессиональной деятельности магистрантов в качестве области применения и интеграции полученных при обучении профессиональных ЗУН.

В РГПУ им. А.И. Герцена и НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) задания на самостоятельную работу, научно-исследовательскую деятельность, темы проектов и квалификационных работ обязательно увязываются с реальной профессиональной деятельностью магистрантов. Результаты выполнения этих заданий почти всегда могут быть непосредственно использованы ими в их работе. При этом возрастает ответственность за применение результатов выполнения заданий, повышается мотивация к учению.

Основное место в программах подготовки магистров - более половины объема трудозатрат в часах и кредитах - занимает самостоятельная и научно-исследовательская работа. Увязка этой формы учебной работы с профессиональной деятельностью магистрантов в образовательных учреждениях позволяет им уже во время обучения получать признание повышения своего профессионального уровня в виде изменения должности или категории благодаря публикации статей или участию в семинарах, конференциях или симпозиумах с выступлениями по результатам своей учебной работы, связанной с профессиональной деятельностью.

Многие обучающиеся в магистратуре СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича совмещают обучение по программе подготовки магистров с работой на промышленных и научно-исследовательских предприятиях Санкт-Петербурга. Там они готовят свои диссертации под руководством опытных специалистов, выполняя реальные проекты для предприятий. Значительное число обучающихся и выпускников университета из совмещавших учебу с работой на предприятиях, получивших профессиональное признание в виде быстрого по-

вышения в должности, присуждения значимой премии или получения гранта, наглядно свидетельствует о влиянии практической профессиональной деятельности на уровень профессиональной компетентности.

С учетом практического опыта авторов и их коллег можно утверждать, что совмещение профессиональной деятельности с обучением в магистратуре является важным фактором успешной реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов в различных областях деятельности.

Список литературы

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журн. «Эйдос». 2005. 10 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 10.06.2014).

2. Магистерские программы на кафедре педагогики в Герценовском университете: метод. материалы / сост. И.С. Батракова. СПб., 2011. 240 с.

3. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика: сб. М., 1993. С. 12-200.

References

1. Bermus A.G. Problemy i perspektivy realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii [Problems and Prospects of Implementing Competence-Based Approach in Education]. Internet-zhurn. “Eydos”, 10 September 2005. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (accessed 10 June 2014).

2. Magisterskie programmy na kafedre pedagogiki v Gertsenovskom universitete: metodicheskie materialy [Master’s Degree Programmes at the Department of Pedagogy of the Herzen University: Teaching Materials]. Comp. by Batrakova I.S. St. Petersburg, 2011. 240 p.

3. Shchedrovitskiy G.P. Sistema pedagogicheskikh issledovaniy (metodologicheskiy analiz) [The System of Pedagogic Research (Methodological Analysis)]. Pedagogika i logika: sb. [Pedagogy and Logic: Collected Papers]. Moscow, 1993, pp. 12-200.

Bakhmutsky Andrey Evgenyevich

The Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia)

Golubenko Natalya Ivanovna

The Bonch-Bruevich Saint-Petersburg State University of Telecommunications (St. Petersburg, Russia)

THE EXPERIENCE AND PROBLEMS OF TEACHING MASTER’S DEGREE COURSES TO EMPLOYED SPECIALISTS

The paper discusses the benefits of using the experience of Master’s degree students to develop their professional competence. The difficulties associated with in-service training are pointed out.

Further, the paper describes the approach to determining the role of different types of learning activities in forming professional competence. Special attention is paid to the general and specific aspects in the educational and actual professional activity when preparing masters-to-be.

In addition, the authors give an account of their experience with teaching Master’s degree students in Herzen University, HSE (St. Petersburg) and SPbSUT. The fact that the masters-to-be are working in different spheres but have shown similar results indicates the efficiency of teaching Master’s degree courses to employed specialists.

Keywords: Master’s degree, competence, professional experience.

Контактная информация: Бахмутский Андрей Евгеньевич, адрес: 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 24;

e-mail: anba@bk.ru Голубенко Наталья Ивановна, адрес: 193232, Санкт-Петербург, просп. Большевиков, д. 22, корп. 1;

e-mail: aeb@hotbox.ru

Рецензент - Дружинина М.В., доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой профессиональной лингводидактики института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.