Научная статья на тему 'Создание и развитие курса психологии и педагогики в Иркутском государственном медицинском университете'

Создание и развитие курса психологии и педагогики в Иркутском государственном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРС ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ИГМУ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чичкалюк Валерий Александрович, Белогоров Сергей Борисович, Атаманюк Александр Болеславович

История развития психологии в России, создание курса психологии и педагогики в ИГМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чичкалюк Валерий Александрович, Белогоров Сергей Борисович, Атаманюк Александр Болеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION AND DEVELOPMENT OF THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS COURSE AT IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

The History of Psychology Development in Russia, Creation of the Psychology and Pedagogic of Course at Irkutsk State Medical University is described.

Текст научной работы на тему «Создание и развитие курса психологии и педагогики в Иркутском государственном медицинском университете»

базе областного перинатального центра и областного кожно-венерологического диспансера, где студентами изучались социально-эпидемиологические, клинические и диагностические аспекты врожденного сифилиса и сифилиса беременных.

Реальностью последних лет является регистрация заболеваемости нейросифилисом (в том числе спинной сухотки). В связи с этим, на базе областного кожно-венерологического стационара студентами изучалась структура, клиническое течение, современная диагностика и эффективность методов лечения нейросифилиса.

Кроме изучения основных направлений в дерматологии и венерологии на заседаниях кружка рассматривались и междисциплинарные проблемы. Так, несколько заседаний были посвящены вопросам общей иммунологии и аллергологии и изучению на этой основе патогенетических механизмов иммунозависи-мых заболеваний кожи.

В настоящее время актуальны вопросы дерматокосметологии, в связи с этим на заседаниях кружка заслушивались и обсуждались доклады о болезнях волос и сальных желез. Студентами проводились маркетин-

говые исследования с анкетированием больных о спросе на разные виды косметических услуг в Областной косметологической лечебнице.

Ежегодно проходит 10 14 заседаний кружка, на каждом из которых заслушивается 1-2 доклада, при этом часть докладов по результатам собственных исследований.

Число кружковцев в разные годы колебалось от 11 в 1996 году до 20 в 2001 2002 годах. Регулярно посе-

щают заседания 10 12 человек. В кружке занимаются студенты 3, 4 и 5 курсов, преимущественно лечебного и педиатрического факультетов. Значительная часть студентов работают в кружке 2-3 года. Из кружковцев последних 8 лет (1996-2003 г.г.) получили 18 врачей специальность дерматовенеролога .

Интерес студентов к дерматовенерологии обусловлен выбором разных направлений в рамках специальности. После окончания ВУЗа и последипломной подготовки врач дерматовенеролог может избрать для себя любой профиль деятельности: дерматологию, микологию, косметологию, венерологию, урологию.

Работа в СНК раскрывает для студента эти возможности.

THE INCREASING MOTIVATION TO THE SPECIALITY TRAINING THROUGH THE STUDENTS SCIENTIFIC SOCIETY

N.M. Rudin, N.P. Kuznetsova (The Department of the Dermatovenerology oflSMU)

Is summarized the experience ofchair's work with the students, attracted to the scientific investigations in the students' scientific group for increasing motivation in gaining the medical speciality.

® ЧИЧКАЛЮК В.Л., БЕЛОГОРОВ С.Б., АТАМАНЮК А.Б. -

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ КУРСА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ В ИРКУТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В.А. Чичтлюк, С.Б. Белогоров, А.Б. Атаманюк (Курс психологии и педагогики ИГМУ, зав. доц. В.А. Чичкалюк)

Резюме. История развития психологии в России, создание курса психологии и педагогики в ИГМУ. Ключевые слова. Курс психологии и педагогики, преподавание, ИГМУ.

Реформирование учебно-образовательного процесса, изменение содержательного компонента работы врачей и провизоров в современных условиях востребовали больший объем психологических знаний и умений будущих специалистов. В конце 90-х годов прошлого столетия в нашем университете был создан курс психологии и педагогики. Честь создания и развития этого подразделения была оказана Ученым советом и администрацией университета опытным преподавателям кафедры военной и экстремальной медицины. На первый взгляд необычное решение, но за этим стоит большой исторический опыт развития психологии в России. У истоков российской психологии стояли два величайших ученых современности Владимир Михайлович Бехтерев и Иван Петрович Павлов. Наиболее активный период их деятельности, в том числе и по созданию отечественной психологической школы, связан с Военно-медицинской акаде-

мией. Именно в ней началась подготовка первых психофизиологов в нашей стране. В настоящее время это учебной заведение также является единственным, где готовят врачей-психофизиологов. Именно поэтому и было предложено питомцам Военно-медицинской академии разных лет начать работу по созданию курса. Кроме того" на кафедре военной и экстремальной медицины, к этому времени был создан достаточный научный и методический потенциал. Большой вклад в организацию курса внесли полковники медицинской службы, выпускники Военно-медицинской академии В.А. Чичкалюк (возглавляющий курс до настоящего времени) и B.C. Шагов. Успешно завершив подготовку по вопросам психологии и педагогики в работе врача и провизора в Военно-медицинской академии, приступили к работе на курсе полковники медицинской службы С.Б. Белогоров и А.Б. Атаманюк. Неоценимый вклад в развитие курса внес доцент В.Г. Коры-

тов. За короткий срок была создана учебно-методическая база, подготовлены практикумы в биологическом и теоретическом корпусах, развернута лаборатория психофизиологических исследований, подготовлены материалы для тестового контроля. Организовано преподавание психологии в системе постдипломного дополнительного профессионального образования (интерны и ординаторы, семейные врачи) и предсер-тификационной подготовки провизоров. С нынешнего года ведется работа на факультете менеджмента в здравоохранении и медицинского права. Организована и осуществляется научно-исследовательская работа студентов, результаты которой представляются еже-

годно на итоговой сессии СНО им. И.И. Мечникова, на которую традиционно приглашаются студенты-психологи других вузов, практические психологи лечебных учреждений. Изучаются сотрудниками курса вопросы, связанные с системой управления качеством образования, качеством жизни различных категорий работающего населения и по другой тематике. Большую помощь в работе курса оказывают администрация университета, деканы факультетов и сотрудники кафедр. Становление курса завершено, впереди стоят новые задачи, решение которых мы связываем с новыми сотрудниками, как выпускниками психологических факультетов, так и медицинского университета.

CREATION AND DEVELOPMENT OF THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS COURSE AT IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

V.A. Chichkaljuk, S.B. Belogorov, A.B. Atamanuik (The Course ofPsychology and pedagogics oflSMU)

The History of Psychology Development in Russia, Creation of the Psychology and Pedagogic of Course at Irkutsk State Medical University is described..

© МЛЛОВ И.В., ВОРОПЛЕВ Л.В., ИСАЕВ Ю.С. -

О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МЕДИЦИНСКОМУ ПРАВУ В ИГМУ

И.В. Малое. A.B. Воропаев, Ю.С. Исаев (Факультет «Менеджмент в здравоохранении и медицинское право» ИГМУ, декан

проф. И.В. Малов)

Резюме. Принимая во внимание возрастающую потребность системы здравоохранения в медицинских кадрах с углубленными знаниями по вопросам правового обеспечения медицинской деятельности, ИГМУ ввел с нового учебного года постдипломную подготовку практиков здравоохранения по медицинскому праву.

Ключевые слова. Медицинское право, организация преподавания в ИГМУ.

Никому не секрет, что в России отсутствует такое направление подготовки медицинских работников, как правовое регулирование медицинской деятельности или медицинское право.

Эта область знаний активно развивается в Европе с середины 80-х годов и дала свои положительные результаты. Тогда как США захлестнули иски пациентов по оказанию им некачественной медицинской помощи, каждый врач вынужден до 25 % от зарплаты выплачивать за страхование профессиональной ответственности, вплоть до появления так называемых «специальностей высокого риска» (например акушерство и гинекология) где очень часты судебные разбирательства и студенты-медики предпочитают учиться другим специальностям.

В то же время в Европе, на основе подробного правового регулирования взаимоотношений между пациентом, врачом и лечебным учреждением с приоритетом на улучшение соблюдения прав пациентов, количество судебных разбирательств сведено к минимуму. При этом пациенты получают бесплатные дополнительные гарантии (например, созданы Фонды компенсации жертв медицинских несчастных случаев), нет такого дефицита врачебных кадров определенных специальностей, частная и государственная медицина мирно сосуществуют, дополняя друг друга.

На какой путь станет Россия: европейский или американский? Статистика судебных разбирательств за последние годы говорит об их значительном росте, особенно в центральной России. Иркутская область также подтягивается к лидерам по количеству медицинских исков. Улучшиться ли способность лечебного учреждения оказывать медицинскую помощь, покупать новое дорогостоящее оборудование, если оно с каждым годом все большие и большие суммы будет выплачивать по судебным искам?

Закон это не столько запрет или ограничение, сколько действенное средство эффективно пользоваться своими правами, не затрагивая и не нарушая при этом прав и свобод других граждан. Пришло время, когда правовое обучение стало обязательной важной составной частью общей подготовки врача, когда без знания правовых норм, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность, врач не может на должном уровне выполнять свои служебные обязанности, надлежаще врачевать. Сегодня уровень мс-дико-правовыхзнаний улиц медицинского персонала крайне низок, а правовая подготовка специалистов сферы здравоохранения, как важнейшая составная часть общей профессиональной подготовки врача, находится в неудовлетворительном состоянии. В целом же, и юридическая и медицинская практика убеди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.