Научная статья на тему 'К вопросу о региональных закономерностях формирования адаптационного состояния студентов 1 курса'

К вопросу о региональных закономерностях формирования адаптационного состояния студентов 1 курса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / ADAPTATION / ADAPTATION POTENTIAL / READINESS FOR STUDYING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Погорелова И. Г., Булнаева Г. И.

В статье рассмотрены основные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы студентов 1 курса Иркутского государственного медицинского университета, приехавших из различных регионов, определен уровень их адаптационного потенциала, обсуждаются вопросы различия в функциональной готовности к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the regional features of adaptation state formation in the first-year students

The article is devoted to the discussion of the main indices of the cardiovascular system activity in the first-year students of Irkutsk State Medical University, who arrived from different regions. The level of adaptation potential in these students has been determined, the differences in functional readiness for studying at the University have also been discussed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о региональных закономерностях формирования адаптационного состояния студентов 1 курса»

Мед. сестра. - 1999. -№3. - С.2-4.

3. Белогоров С.Б., Долгих В.В., Смирнов Е.Л. и др. Заболеваемость и негодность к военной службе призывников Иркутской области // Вестник РВМА. - 2008. - №1(прилож.).

- С.304-307.

4. Голованов А.В., Ахмедов М.Р. Актуальные проблемы здоровья подростков // Проблемы городского здравоохранения: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.И. Вишнякова. - Вып. 11.

- СПб., 2006. - С.282-285.

5. Гончаренко В.Л. Здоровье подростков: основные проблемы и пути решения // Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век: Материалы IV междунар. конгр. - СПб., 1998. - С.24-26.

6. Куликов В.В., Русанов С.Н., Токарев В.Д., Столяров С.Б. Психическое здоровье лиц призывного возраста // Воен.-мед. журн. - 2007. - №2. - С.8-12.

7. Лисицын Ю.П., Акопян А.С. Панорама охраны здоровья, реструктуризация медицинской помощи и нерешенные вопросы приватизации в здравоохранении. - М., 1998.

- 256 с.

8. Орел В.И., Ким А.В., Гурьева Н.А. Состояние здоровья

юношей-допризывников как критерий качества подготовки молодежи к военной службе // Мат. научно-практ. конф. -Оренбург, 2004. - С.115-117.

9. Осипов А.Г. Социально-гигиенические аспекты здоровья сельской молодежи (по материалам Алтайского края): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2001. - 17 с.

10. Осипов Г.В., Левашов В.К., Локосова В.В. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1998 году. -М.: РИЦ ИСПИ РАН,1999. - 338 с.

11. Погорелов Я.Д. Демографические процессы в здравоохранении // Бюлл. НИИ социал. гигиены, экономики и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко. - 1997. - №1.

- С.126-190.

12. Положение о военно-врачебной экспертизе. - М., 2003. - 320 с.

13. Уровень жизни населения Иркутской области / Иркутский областной комитет государственной статистики.

- Иркутск, 2000. - 90 с.

14. Ядчук В.Н., Клепиков А.Н., Работкин О.Г. и др. Медицинское обеспечение подготовки граждан к военной службе // Военно-мед. журн. - 2003. - № 6. - С.20-23.

Информация об авторах: 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания,1, Иркутский государственный медицинский университет, кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, Тел. (3952) 24-36-12, E-mail: belogorof110@mail.ru, Белогоров Сергей Борисович - доцент, к.м.н., заведующий кафедрой; Долгих Владимир Валентинович - д.м.н., профессор, зам. директора УРАМН «НЦ проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН»; Смирнов Евгений Львович - врач-хирург; Козлов Олег Александрович - начальник военно-врачебной комиссии; Чичкалюк Валерий Александрович - доцент, к.м.н.; Атаманюк Александр Болеславович - доцент, к.м.н., заведующий курсом; Тунгусов Евгений Иннокентьевич - к.м.н., заведующий неврологическим отделением 325 военного клинического госпиталя;

Тарасов Александр Юрьевич - ст. преподаватель.

ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЭКОЛОГИЯ

© ПОГОРЕЛОВА И.Г., БУЛНАЕВА Г.И. - 2009

К ВОПРОСУ О РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

И.Г. Погорелова, Г.И.Булнаева (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, зав. - д.б.н., проф. Л.П. Игнатьева, курс лечебной физкультуры и врачебного контроля, зав. - к.м.н., доц. Г.И. Булнаева)

Резюме. В статье рассмотрены основные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы студентов 1 курса Иркутского государственного медицинского университета, приехавших из различных регионов, определен уровень их адаптационного потенциала, обсуждаются вопросы различия в функциональной готовности к обучению в вузе.

Ключевые слова: адаптация, адаптационный потенциал, готовность к обучению.

ON THE REGIONAL FEATURES OF ADAPTATION STATE FORMATION IN THE FIRST-YEAR STUDENTS

I.G. Pogorelova, G.I. Bulnaeva (Irkutsk State Medical University)

Summary. The article is devoted to the discussion of the main indices of the cardiovascular system activity in the first-year students of Irkutsk State Medical University, who arrived from different regions. The level of adaptation potential in these students has been determined, the differences in functional readiness for studying at the University have also been discussed.

Key words: adaptation, adaptation potential, readiness for studying.

Проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи в настоящее время привлекает внимание исследователей различных научных направлений, что обусловлено большой численностью данной возрастной группы; снижением качества жизни и здоровья молодежи, определяющим значением уровня здоровья молодежи для здоровья

общества в целом.

Необходимо отметить, что хотя изучению состояния здоровья детского населения и формирующих его факторов посвящено огромное количество работ, большинство их ограничено подростковым возрастом (14-17 лет). В то же время, поступив в ВУЗ, бывший школьник оказывается в новых со-

циальных, психофизиологических, а зачастую и природноклиматических условиях, подвергается воздействию иных неблагоприятных факторов окружающей среды.

Вместе с тем, начало обучения в вузе, тем более медицинском, даже при благоприятных условиях, связано с большими интеллектуальными и психосоматическими перегрузками. Адаптация к новым, специфичным для высшей школы средовым факторам, представляет сложный многоуровневый социально-психологический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторноприспособительных систем организма, что в сочетании с постоянным умственным и психофизиологическим напряжением, а также нарушением режима труда, отдыха и питания может привести к развитию целого ряда заболеваний [1,5].

В ряде исследований [2,6] было показано, что в первые годы обучения резкий переход вчерашних школьников к новым специфичным условиям труда и жизни вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов и компенсаторно-приспособительных систем организма студентов, свидетельствующее о переутомлении, особенно ярко проявляющееся у студентов 1 курса. Длительность и успешность процесса адаптации во многом зависит от функциональной готовности, которая определяется достигнутым уровнем биологического развития психофизиологических, в том числе профессионально значимых, функций и качеств подростка.

Таким образом, исследование уровня адаптации у студентов первого курса является чрезвычайно актуальным в настоящее время.

В связи с этим цель исследования состояла в определении адаптационных параметров сердечно-сосудистой системы и их сравнительном анализе у студентов 1 курса Иркутского государственного медицинского университета (ИГМУ) в зависимости от региона проживания.

Материалы и методы

В качестве объекта исследования были определены студенты 1 курса Иркутского государственного медицинского университета 17-18 лет, являющиеся жителями Иркутской области, Забайкальского края, Республик Бурятии и Саха.

Обследование проводилось сотрудниками курса лечебной физкультуры и врачебного контроля ИГМУ Всего обследовано 669 студентов, из них девушки составляли 68,8%, юноши - 31,2%. Из числа обследованных 479 (71,6%) являлись жителями Иркутской области, 113 (16,9%) - Республики Бурятия, 42 (6,3%) - Забайкальского края и 35 (5,2%) человек

- Республики Саха.

Среди студентов 1 курса, приехавших из изучаемых регионов преобладали девушки (от 66,8% из Иркутской области до 77,5% из Забайкальского края). Необходимо отметить, что наибольший удельный вес среди обследуемого контингента составляют городские жители (73,1%). Однако, если из Иркутской области и Республики Бурятия городских студентов 78,5 и 62,8%% соответственно, то среди прибывших из Забайкальского края и Республики Саха этот показатель составил 45,0% и 45,7% соответственно.

В ходе медицинского обследования у студентов определялись: основные антропометрические показатели (длина и масса тела), частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое артериальное давление (АДС и АДД).

Для количественной оценки индивидуального здоровья испытуемых использована методика расчета адаптационного потенциала системы кровообращения по Р.М. Баевскому, которая, по мнению ряда авторов, имеет достаточную степень надежности (индекс надежности составляет 0,82) и обладает достаточно высокой чувствительностью (более 90%) [3,4]

АП=0,011ЧСС+0,014АДС+0,008АДД+0,014КВ+0,009МТ-

0,009Р - 0,27,

где: ЧСС - частота сердечных сокращений (уд/мин); АДС

- артериальное давление систолическое, мм рт.ст.; АДД - артериальное давление диастолическое, мм рт.ст.; КВ - календарный возраст, годы; МТ - масса тела, кг; Р - рост, см.

Степень адаптации определяли в зависимости от величины АП: удовлетворительная адаптация - 2,1 балла и ниже;

напряжение механизмов адаптации - 2,11-3,2; неудовлетворительная адаптация - 3,21-4,3; срыв адаптации - 4,3 балла и выше.

Данные представляли в виде средних величины (M), стандартной ошибки среднего (m), указывали максимум (max) и минимум (min) выборки, использовали относительные величины. Статистическая обработка полученных результатов производилась с использованием критерия Крискала-Уоллеса и z-критерия. Различия значимы при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Анализ полученных значений адаптационного показателя в баллах (табл. 1), свидетельствует о более высоком напряжении адаптационных механизмов у юношей-горожан, наблюдаемом во всех изучаемых регионах. При этом более высокие значения АП, свидетельствующие о напряжении адаптации, регистрируются у юношей-горожан из Республики

Саха и Забайкальского края. У девушек процессы адаптации протекают более благоприятно, показатели адаптационного потенциала не превышают порогового значения во всех регионах, за исключением Забайкальского края. Наиболее успешно процессы адаптации протекают у девушек - сельчан Забайкальского края и Республики Саха по сравнению с горожанами, о чем свидетельствуют значимо низкие значения АП. Тогда как у девушек из сельской местности Иркутской области и Республики Бурятия определяется более выраженная степень напряжения адаптационно-компенсаторных механизмов по сравнению с городскими жителями.

При анализе распределения количества студентов из различных регионов по степени адаптации (табл. 2) установлено, что у 71,3% студентов 1 курса ИГМУ определяется удовлетворительная степень адаптации. Наибольшее количество студентов с адаптационным потенциалом, не превышающим пороговый, отмечено среди жителей Республики Бурятия (74,4%), наименьшее - среди приехавших из Республики Саха (Якутия) (59,0%). Также отмечаются некоторые различия в степени адаптации у городских и сельских жителей: удовлетворительный уровень адаптации определен у 72,3% горожан и 68,9% сельчан.

При оценке уровня адаптационного потенциала в зависимости от пола установлено, что студенты-юноши характеризуются несколько худшим его значением по сравнению с девушками. Так, количество студентов-юношей, обладающих удовлетворительной адаптацией, составляет лишь 63,6% против 74,0% девушек. При этом наблюдаются значительные различия в уровнях адаптации среди горожан и сельчан. В частности, наибольшее число студентов-юношей с напряженной адаптацией отмечено среди сельских жителей (44,2%), тогда как девушек-сельчан с аналогичным уровнем адаптации только 29,4%.

При сравнительном анализе уровня адаптации среди городских и сельских жителей, изучаемых регионов, установлено, что наиболее благоприятная картина отмечается в Забайкальском крае среди сельских жителей (83,3% с удовлетворительной адаптацией), тогда как в других регионах количество сельчан с удовлетворительной адаптацией колеблется от 56,5% в республике Саха до 68% в Иркутской области.

Во всех изучаемых регионах отмечается значимо большее число девушек с удовлетворительной степенью адаптации по сравнению с юношами. При этом, если число девушек с удовлетворительной степенью адаптации во всех регионах

Таблица 1

Значение адаптационного потенциала

Регион проживания Алаптапионный потенциал, баллы (М+m; min-max)

юноши лев! /шки

город село город село

Иркутская область 2,05б±0,021 (0,87-2,8) 2,037±0,051 (1,5-2,42) 1,941±0,018 (1,12-2,86) 1,975±0,029 (1,26-2,8)

Забайкальский край 2,109±0,0б (1,б-2,8) 2,089±0,02 (1,5-2,4) 2,054±0,065 (1,7-2,5) 1,857±0,045* (1,6-2,18)

Республика Бурятия 1,995±0,081 (1,56-2,94) 2,07±0,043 (1,8-2,347) 1,868±0,035 (1,35-2,47) 1,918±0,055 (1,3-2,371)

Республика Саха 2,17б±0,02 (1,55-2,5) 2,068±0,13 (1,5-2,35) 1,952±0,04 (1,7-2,49) 1,789±0,074* (1,0-2,56)

Примечание: *- различия значимы в сравнении с АП городских жителей.

Таблица 2

Распределение студентов 1 курса по величине адаптационного потенциала, %

Регионы Количество студентов, %

юноши девушки оба пола

удовл. адаптация напряж. адаптация удовл. адаптация напряж. адаптация удовл. адаптация напряж. адаптация

Иркутская область всего 65,4 34,6 74,8 25,2 71,7 28,3

город 65,9 34,1 76,6 23,4 72,8 27,2

село 61,9 38,1 69,5 30,5 68,0 32,0

Забайкальский край всего 40,0 60,0 71,0 29,0 66,7 33,3

город 33,3 66,7 53,3 46,7 50,0 50,0

село 50,0 50,0 87,5 12,5 83,3 16,7

Республика Бурятия всего 69,7 30,3 73,7 26,3 74,4 25,6

город 78,9 21,1 76,9 23,1 77,5 22,5

село 58,1 42,9 67,9 32,1 64,3 35,7

Республика Саха всего 30,0 70,0 69,0 31,0 59,0 41,0

город 25,0 75,0 75,0 25,0 62,5 37,5

село 33,3 66,7 64,7 35,3 56,5 43,5

Всего всего 63,6 36,3 74,0 26,0 71,3 28,7

город 65,8 34,2 75,5 24,5 72,3 27,7

село 56,8 44,2 71,2 29,4 68,9 31,1

примерно находится на одном уровне и колеблется от 69% в Республике Саха до 74,8% в Иркутской области, то среди юношей наблюдаются значительные отличия: от 30% в Республике Саха до 69,7% в Республике Бурятия.

При оценке полученных результатов выявлено, что наиболее неблагоприятная картина отмечается среди студентов, приехавших из Республики Саха, при этом наибольшую тревогу вызывают юноши-горожане, среди которых лишь у 25% отмечен удовлетворительный уровень адаптации. У девушек, приехавших из этой республики, более благоприятная ситуация и наибольшего внимания требуют девушки-сельчане (35,3%), имеющие напряженную адаптацию.

Неоднозначная картина сложилась у студентов Забайкальского края. Так, выявлено напряжение адаптации у 46,7% девушек и 66,7% юношей-горожан, тогда как у сельчан этот показатель составил 12,5% у девушек и 50,0% среди юношей.

В Республике Бурятия при анализе показателей выявлено примерно равное количество юношей и девушек горожан с

удовлетворительной степенью адаптации (78,9% и 76,9% соответственно), в то время как у сельчан определяется значимо большее число студентов юношей с напряженной адаптацией по сравнению с девушками.

У студентов

Иркутской области более благоприятная ситуация характерна для девушек (74,8% имеют удовлетворительную адаптацию), при этом у 30,5% девушек-сельчан характеризуется напряжение адаптационных механизмов. У юношей ситуация более тревожная - лишь 65,4% имеют удовлетворительный уровень адаптации, при этом среди сельчан это значение ниже (61,9%).

Таким образом, существуют различия в уровне адаптации у студентов 1 курса, приехавших из различных регионов. Наиболее благоприятная ситуация отмечается у студентов из Иркутской области и Республики Бурятия. Наибольшую тревогу вызывают студенты из Республики Саха. Определены значимые различия в уровне адаптации в зависимости от пола и условий проживания, наиболее приспособлены к обучению в вузе жители городских поселений. Для успешной адаптации к обучению в вузе, предупреждению неблагоприятных изменений в состоянии здоровья рекомендуется: введение в программу медицинского осмотра студентов 1 курса определение адаптационного потенциала; выделение в группу риска, студентов с напряженной и неудовлетворительной адаптацией; разработку для них индивидуальных оздоровительных программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абросимова М.Ю., Альбицкий В.Ю., Галлямова Ю.А., Созинов А.С. Здоровье молодежи - Казань: Медицина, 2007.

- 220 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Артеменков А.А Изменение вегетативных функций у студентов при адаптации к умственным нагрузкам // Гиг. и сан. - 2007. - №1. - С.62-64.

3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997. - 235 с.

4. Безматерных Л.Э., Куликов В.П. Диагностическая эф-

фективность методов количественной оценки индивидуального здоровья // Физиол. человека. - 1998. - Т 24. №3. - С.79-85.

5. Корденко А.Н., Соколова Н.В., Ушаков И.В. Влияние условий обучения в институте на некоторые физиологические показатели студентов // Физиол. и психол. мотивации: Межрегион. сб. науч. работ. - Вып. 2. - Воронеж, 1998. -С.100.

6. Cеврюкова Г.А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения // Гиг. и сан. - 2006. - №1. - С.72-74.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, E-mail: pogorelova_irine@mail.ru, Погорелова Ирина Геннадьевна - к.м.н., доцент, Булнаева Галина Иосифовна - к.м.н., доцент, зав. курсом.

в СТОМ Д.И., БОЯРОВА Н.А., БАЛАЯН А.Э., ДАГУРОВ А.В., САКСОНОВ М.Н. - 2010

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ВЛИЯНИЯ ГУМАТОВ НА ОРГАНИЗМ

Д.И. Стом, Н.А. Боярова, А.Э. Балаян, А.В. Дагуров, М.Н. Саксонов

(Иркутский государственный университет, ректор - д.х.н., проф. А.И. Смирнов, Научно-исследовательский институт биологии при Иркутском государственном университете, директор - к.б.н. Н.И. Гранина, лаборатория водной токсикологии, зав. - д.б.н., проф. Д.И. Стом)

Резюме. Анализировали эффекты препаратов гуматов и углеводородокисляющих микроорганизмов на агрегатное состояние эмульсий растительного масла, маргарина и свиного жира. Показано, что определённые концентрации гуматов наряду с суспензиями алканотрофных микроорганизмов и растворами поверхностно-активных веществ уменьшают средний диаметр и количество крупных капель эмульсий жиров.

Ключевые слова: гуминовые вещества, олеофильные продукты, микроорганизмы, гидрофобные вещества, эмульсии, дисперсность.

SOME WAYS OF HUMATES INFLUENCE ON ORGANISM

I. Stom, N.A. Boyarova, A.E. Balayan, A.V Dagurov, M.N. Saxonov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.