Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ'

СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ / РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ / MULTIFUNCTIONAL MANUALS / SPEECH GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Землякова Г. П., Власова С. Ю.

В данной статье рассматривается актуальность использования созданных многофункциональных пособий для достижения качественно более высокого уровня результатов коррекционно-логопедической работы, наряду с применением традиционных приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING AND USING MULTI-FUNCTIONAL MANUALS FOR DEVELOPING SPEECH SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

This article discusses the relevance of using the created multifunctional manuals to achieve a qualitatively higher level of results of correctional speech therapy, along with the use of traditional techniques.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ»

УДК 373.24

Землякова Г.П. учитель-логопед Власова С.Ю. учитель-логопед МБДОУ «ДС № 458 г. Челябинск» Россия, г. Челябинск СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность использования созданных многофункциональных пособий для достижения качественно более высокого уровня результатов коррекционно-логопедической работы, наряду с применением традиционных приемов.

Ключевые слова: многофункциональные пособия, речевые игры.

Zemlyakova G.P.

Teacher-speech therapist MBDOU "DS № 458 Chelyabinsk"

Vlasova S. Y.

Teacher-speech therapist MBDOU "DS№ 458 Chelyabinsk" Russia Chelyabinsk CREATING AND USING MULTI-FUNCTIONAL MANUALS FOR DEVELOPING SPEECH SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH

SPEECH DISORDERS

Abstract: this article discusses the relevance of using the created multifunctional manuals to achieve a qualitatively higher level of results of correctional speech therapy, along with the use of traditional techniques.

Keywords: multifunctional manuals, speech games.

В последние годы особую актуальность приобрела проблема помощи детям с ОВЗ. Среди них растет количество детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей на сегодняшний день.

Известно, что использование в коррекционной работе пособий, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Однако современного ребенка порой сложно удивить традиционными средствами наглядности - картинками и игрушками. Учителю- логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и приёмы, которые будут способствовать не только

исправлению нарушенных компонентов речи, но и сделают занятия интересными и привлекательными.

Конфуций писал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Большое значение приобретают те игры, которые будут способствовать здоровьесбережению — одному из основных современных требований ФГОС.

Поэтому для достижения качественно более высокого уровня результатов коррекционно-логопедической работы , наряду с применением традиционных приемов, нами были созданы многофункциональные пособия, которые наряду с решением основных коррекционных задач будут интересны детям и соответствовать требованиям ФГОС.

Пособия ориентированы на дошкольников и могут использоваться как в самостоятельной деятельности детей, так и на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в работе в парах, и фронтальных логопедических занятиях, по разным направлениям коррекционной работы. Некоторые из предложенных пособий не привязывают ребенка к классическим упражнениям за столом, а предполагают выполнение заданий в сочетании с движением. Многофункциональность пособий обеспечивается большой вариативностью заданий, возможностью использования различного рода предметов, картинок, игрушек и осуществления значительного количества дидактических игр с этими пособиями.

Созданные нами пособия помогают:

• Развивать артикуляционную моторику

• Развивать тонкую моторику пальцев рук

• Формировать правильный речевой выдох

• Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки на всех этапах введения в речь

• Активизировать словарный запас

• Развивать грамматический строй речи

• Развивать фонематическое восприятие

• Формировать звуко-слоговую структуру слова

• Формировать навыки звукового анализа и синтеза

• Развивать навыки связной речи

• Развивать ориентировку в пространстве

• Способствовать развитию произвольной памяти, зрительного восприятия, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и классификации, а так же данные пособия являются эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.

Логопедическое пособие «Логогусеница», которое представляет собой гусеницу, состоящую из головы и туловища (8 частей), изготовлена из фанеры и может соединяться между собой завязками.

На туловище крепятся различные картинки в зависимости от задания. Пособие имеет множество вариантов использования, для работы необходимо лишь заранее подготовить наборы карточек в соответствии с запланированными задачами. Его удобно использовать для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. На подгрупповых занятиях можно использовать не одну, а две гусеницы, чтоб игра была соревнованием, так как у детей возникает большее желание и интерес для выполнения разных заданий.

К этому пособию разработаны дидактические игры с большим количество игровых упражнений. Представлю несколько вариантов игр, которые я использую в работе.

Игра «Веселая артикуляция»

Каждому упражнению артикуляционной гимнастики дается образное название и подбирается картинка - символ.

(Например: на туловище гусеницы находятся карточки с изображением артикуляционных упражнений, ребенок последовательно снимает карточку и выполняет упражнение)

Игра «Подбери слова на заданный звук»

Логопед знакомит детей с гусеницами, называя их имена (например: на дифференциация .сиз, Соня и Зоя). Необходимо помочь гусеницам подобрать нужные картинки.

Данная игра может проводиться в виде соревнования.

Игра «Гусеницы -слоговички»

Предлагается собрать гусениц - в путешествие. Объясняется, что одна гусеница собирает только те предметы, в названии которых 1 слог, а другая - предметы, где 2 слога. Ребёнок, подбирая картинки, делит их на слоги и прикрепляет на гусеницу, объясняя свой выбор.

Игра «Послушай звуки — скажи целое слово и напиши»

Логопед называет ребенку отдельные звуки, например, У, Т, К, А.

Ребенок называет слово — «утка», прикрепляет картинку,

обозначающую это слово и пишет слово «буквами».

Игра «Кто быстрее соберёт?»

Предлагается помочь гусеницам вырасти.

Дети называют и подбирают соответствующие картинки по предложенным лексическим темам.

Игра «Четвертый лишний»

К гусенице прикрепляются картинки с изображением различных предметов. Нужно найти лишнюю картинку и заменить подходящей.

Игра «Слово рассыпалось» Логопед предлагает детям буквы для составления слов. Для этого приглашаются двое детей. Кто быстрее соберет, правильно слово, тот и победил.

Игра «Расскажи сказку».

Логопед предлагает карточки с фрагментами знакомой сказки. Ребенок должен в правильной последовательности составить их, и потом рассказать сказку.

Игра «Выбери картинку - напиши слово»

Ребенку предлагается выбрать любую картинку, назвать ее и написать слово буквами.

Игра «Найди пару»

Детям предлагаются предметы, которые находятся на столе, объединить в пары. Например: медведь, лиса - дикие животные; черепаха, жираф -животные жарких стран; кофта, футболка - одежда, кошка, корова -домашние животные и т.д.

С пособием «Логогусеница» можно придумать огромное количество разнообразных игр.

«Волшебная площадка»

Данное игровое пособие направлено на отработку воздушной струи, представлено в виде макета детской игровой площадки.

Одновременно с отработкой правильной воздушной струи дети учатся понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги.

Игра «Чья машина подъедет быстрее к гаражу?». Машинки ставятся на стол на уровне рта детей, и напротив гаражей. По сигналу логопеда дети делают вдох носом, а затем плавно дуют на машинки.

Игра «Вертушки». С помощью вертушки удобно отработать с детьми плавный длительный непрерывный выдох. Дом состоящий из трех вертушек. Будет также полезен для закрепления с детьми умения ориентироваться в пространстве: «Подуй на центральную вертушку, на вертушку, находящуюся справа, слева.

Игра «Дует, дует ветер, ветер задувает». Логопед предлагает детям подуть на листочки (снежинки, цветочки) плавным выдохом, а потом сильным выдохом.

Игра «Чей самолетик улетит дальше?» Ребенок садится напротив самолетика, делает спокойный вдох и плавный выдох на самолетик. Если ребенок дует плавно, то самолетик какое - то время «летит».

Игра «Буря»

В коробочку вставляется соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в коробочке полетели листочки, цветочки и тд. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.

Игра «Футбол». В эту игру могут играть двое детей. Дети сидят на против друг друга, на поле находится ворота, в которые воздушной струей надо «забить гол». Выигрывает тот, кто это сделает первым. Игру можно проводить, дуя на «мячик» сквозь трубочку.

Это пособие привлекает внимание и вызывает у детей интерес к занятию.

«Звуковички»

Звуковички позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков. С их помощью можно проводить игровые занятия по знакомству со звуками. Дети могут узнать, что такое звук, какие они бывают (гласные и согласные), а также, что согласные в свою очередь делятся на глухие и звонкие, твердые и мягкие.

Зрительные символы гласных звуков.

Обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука.

Что обозначает цвет башмачков?

Если буква обозначает гласный звук, у звуковичка оба башмачка красные.

Можно запомнить так: звук гласный - обозначается красным цветом.

Если буква обозначает всегда твердый согласный звук, у звуковичка оба башмачка синие.

Если буква обозначает всегда мягкий согласный звук, у звуковичка оба башмачка зеленые.

Если буква может обозначать как твердый согласный, так и мягкий согласный звуки, у звуковичка один башмак синий (твердый вариант звучания), а другой зеленый (мягкий вариант звучания).

Согласные звуки характеризуются также как звонкие или глухие.

Звуковичок символизирующий звонкий согласный звук выглядит так (шапка-звоночек жёлтого цвета, как золотой звонкий колокольчик).

Звуковичок символизирующий глухой согласный звук носит шапку-цилиндр или, как говорят дети, «кирпичик» чёрного цвета.

Важно, чтобы ребенок не только понимал значение символов и цвета, но и мог дать словесную характеристику изображения. Работа со звуковичками как упрощенными отображениями фонем, позволяет добиться хороших результатов.

Настенное пособие « Гном Умник»

Представлено в виде расположенных на стене домов, чудо - дерева, солнца с облаком и гнома с тележкой. Гном Умник - сказочный герой, от лица которого можно знакомить детей с различными темами занятий, помогать решать разные вопросы, играть в разные игры (например: игра с фонариком, в которой ребенку предлагается с помощью луча света найти спрятанный предмет). Тележка Умника нужна для мешочков, в которые дети будут складывать картинки, предметы в соответствии с поставленной задачей (на заданный звук, по местоположению звука в слове и др.). Солнце с облаком предназначено для проведения артикуляционной гимнастики. Чудо-дерево может использоваться для крепления различных картинок или предметов в соответствии с изучаемой лексической темой, дупло в дереве подвижное и используется для сюрпризного момента. Дома имеют окошки, к которым крепятся символы изучаемых звуков, а затем и буквы. Один дом-башня предназначен для отработки навыков звуко- слогового анализа (в соответствии с количеством звуков или слогов, подходящие картинки крепятся на соответствующий этаж). Планируется также подготовить магнитную тропинку, на которой дети смогут выкладывать буквы, слоги, слова, короткие предложения, а так же необходимые картинки.

«Звуковой комод»

Данное пособие имеет ящики, каждый из которых обозначен символом на определенный звук. В ящике различные игрушки, предметы соответствующие символу звука, которые используются для автоматизации и дифференциации различных звуков. Ручки ящиков сделаны из различных бусин, названия которых содержат звук соответствующий символу на ящике (ручка у ящика с символом звука «Р», имеет красную, квадратную бусину и бусину с буквой «Р») В игре с данным пособием ребенку можно давать

различные задания для развития зрительно пространственных представлений (варианты инструкций:

«возьми игрушку в ящике в верхнем левом углу» или пройди в крайнюю слева «квартиру» на второй этаж», «Возьми игрушку, которая находится справа (слева, под, над) ....») Дети также самостоятельно могут наполнять ящики подходящими предметами, находить среди них лишние, составлять предложения, а также придумывать разные истории.

Книга «Драконьи сказки»

Сшита из различных тканей и фетра. Страницы книги универсальны, могут использоваться для автоматизации различных групп звуков. Каждая страница дополняется съемными элементами в соответствии с поставленными задачами. Для игры с книгой используется большое количество фетровых вырезок, декоративных пуговиц, предметов, на разные лексические темы, а также на различные звуки. Страницы имеют отгибаемые элементы ( трава, волны, дупло и др.) для отработки предлогов. Путешествуя по страницам книги дети, играя, автоматизируют нужные звуки, развивают лексико-грамматический строй речи, фонематическое восприятие, связную речь, а так же память, внимание, мышление.

Речевые игры с использованием предложенных многофункциональных пособий могут способствовать улучшению качества усвоения материала воспитанниками. В процессе использования многофункциональных игровых пособий замечено повышение интереса у детей к коррекционным занятиям, развитие речевой активности, улучшение психологического микроклимата в коллективе. Игры с пособиями создают положительный эмоциональный настрой, дети с удовольствием играют. Предложенные пособия сделать нетрудно, а игры с ними каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал и фантазию.

Использованные источники:

1. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.

2. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. - 112с.

3. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.- М., 2000. - 314 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.