УДК 373.24
Землякова Г.П. учитель-логопед Власова С.Ю. учитель-логопед МБДОУ «ДС № 458 г. Челябинск» Россия, г. Челябинск СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность использования созданных многофункциональных пособий для достижения качественно более высокого уровня результатов коррекционно-логопедической работы, наряду с применением традиционных приемов.
Ключевые слова: многофункциональные пособия, речевые игры.
Zemlyakova G.P.
Teacher-speech therapist MBDOU "DS № 458 Chelyabinsk"
Vlasova S. Y.
Teacher-speech therapist MBDOU "DS№ 458 Chelyabinsk" Russia Chelyabinsk CREATING AND USING MULTI-FUNCTIONAL MANUALS FOR DEVELOPING SPEECH SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH
SPEECH DISORDERS
Abstract: this article discusses the relevance of using the created multifunctional manuals to achieve a qualitatively higher level of results of correctional speech therapy, along with the use of traditional techniques.
Keywords: multifunctional manuals, speech games.
В последние годы особую актуальность приобрела проблема помощи детям с ОВЗ. Среди них растет количество детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей на сегодняшний день.
Известно, что использование в коррекционной работе пособий, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Однако современного ребенка порой сложно удивить традиционными средствами наглядности - картинками и игрушками. Учителю- логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и приёмы, которые будут способствовать не только
исправлению нарушенных компонентов речи, но и сделают занятия интересными и привлекательными.
Конфуций писал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Большое значение приобретают те игры, которые будут способствовать здоровьесбережению — одному из основных современных требований ФГОС.
Поэтому для достижения качественно более высокого уровня результатов коррекционно-логопедической работы , наряду с применением традиционных приемов, нами были созданы многофункциональные пособия, которые наряду с решением основных коррекционных задач будут интересны детям и соответствовать требованиям ФГОС.
Пособия ориентированы на дошкольников и могут использоваться как в самостоятельной деятельности детей, так и на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в работе в парах, и фронтальных логопедических занятиях, по разным направлениям коррекционной работы. Некоторые из предложенных пособий не привязывают ребенка к классическим упражнениям за столом, а предполагают выполнение заданий в сочетании с движением. Многофункциональность пособий обеспечивается большой вариативностью заданий, возможностью использования различного рода предметов, картинок, игрушек и осуществления значительного количества дидактических игр с этими пособиями.
Созданные нами пособия помогают:
• Развивать артикуляционную моторику
• Развивать тонкую моторику пальцев рук
• Формировать правильный речевой выдох
• Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки на всех этапах введения в речь
• Активизировать словарный запас
• Развивать грамматический строй речи
• Развивать фонематическое восприятие
• Формировать звуко-слоговую структуру слова
• Формировать навыки звукового анализа и синтеза
• Развивать навыки связной речи
• Развивать ориентировку в пространстве
• Способствовать развитию произвольной памяти, зрительного восприятия, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и классификации, а так же данные пособия являются эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.
Логопедическое пособие «Логогусеница», которое представляет собой гусеницу, состоящую из головы и туловища (8 частей), изготовлена из фанеры и может соединяться между собой завязками.
На туловище крепятся различные картинки в зависимости от задания. Пособие имеет множество вариантов использования, для работы необходимо лишь заранее подготовить наборы карточек в соответствии с запланированными задачами. Его удобно использовать для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. На подгрупповых занятиях можно использовать не одну, а две гусеницы, чтоб игра была соревнованием, так как у детей возникает большее желание и интерес для выполнения разных заданий.
К этому пособию разработаны дидактические игры с большим количество игровых упражнений. Представлю несколько вариантов игр, которые я использую в работе.
Игра «Веселая артикуляция»
Каждому упражнению артикуляционной гимнастики дается образное название и подбирается картинка - символ.
(Например: на туловище гусеницы находятся карточки с изображением артикуляционных упражнений, ребенок последовательно снимает карточку и выполняет упражнение)
Игра «Подбери слова на заданный звук»
Логопед знакомит детей с гусеницами, называя их имена (например: на дифференциация .сиз, Соня и Зоя). Необходимо помочь гусеницам подобрать нужные картинки.
Данная игра может проводиться в виде соревнования.
Игра «Гусеницы -слоговички»
Предлагается собрать гусениц - в путешествие. Объясняется, что одна гусеница собирает только те предметы, в названии которых 1 слог, а другая - предметы, где 2 слога. Ребёнок, подбирая картинки, делит их на слоги и прикрепляет на гусеницу, объясняя свой выбор.
Игра «Послушай звуки — скажи целое слово и напиши»
Логопед называет ребенку отдельные звуки, например, У, Т, К, А.
Ребенок называет слово — «утка», прикрепляет картинку,
обозначающую это слово и пишет слово «буквами».
Игра «Кто быстрее соберёт?»
Предлагается помочь гусеницам вырасти.
Дети называют и подбирают соответствующие картинки по предложенным лексическим темам.
Игра «Четвертый лишний»
К гусенице прикрепляются картинки с изображением различных предметов. Нужно найти лишнюю картинку и заменить подходящей.
Игра «Слово рассыпалось» Логопед предлагает детям буквы для составления слов. Для этого приглашаются двое детей. Кто быстрее соберет, правильно слово, тот и победил.
Игра «Расскажи сказку».
Логопед предлагает карточки с фрагментами знакомой сказки. Ребенок должен в правильной последовательности составить их, и потом рассказать сказку.
Игра «Выбери картинку - напиши слово»
Ребенку предлагается выбрать любую картинку, назвать ее и написать слово буквами.
Игра «Найди пару»
Детям предлагаются предметы, которые находятся на столе, объединить в пары. Например: медведь, лиса - дикие животные; черепаха, жираф -животные жарких стран; кофта, футболка - одежда, кошка, корова -домашние животные и т.д.
С пособием «Логогусеница» можно придумать огромное количество разнообразных игр.
«Волшебная площадка»
Данное игровое пособие направлено на отработку воздушной струи, представлено в виде макета детской игровой площадки.
Одновременно с отработкой правильной воздушной струи дети учатся понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги.
Игра «Чья машина подъедет быстрее к гаражу?». Машинки ставятся на стол на уровне рта детей, и напротив гаражей. По сигналу логопеда дети делают вдох носом, а затем плавно дуют на машинки.
Игра «Вертушки». С помощью вертушки удобно отработать с детьми плавный длительный непрерывный выдох. Дом состоящий из трех вертушек. Будет также полезен для закрепления с детьми умения ориентироваться в пространстве: «Подуй на центральную вертушку, на вертушку, находящуюся справа, слева.
Игра «Дует, дует ветер, ветер задувает». Логопед предлагает детям подуть на листочки (снежинки, цветочки) плавным выдохом, а потом сильным выдохом.
Игра «Чей самолетик улетит дальше?» Ребенок садится напротив самолетика, делает спокойный вдох и плавный выдох на самолетик. Если ребенок дует плавно, то самолетик какое - то время «летит».
Игра «Буря»
В коробочку вставляется соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в коробочке полетели листочки, цветочки и тд. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.
Игра «Футбол». В эту игру могут играть двое детей. Дети сидят на против друг друга, на поле находится ворота, в которые воздушной струей надо «забить гол». Выигрывает тот, кто это сделает первым. Игру можно проводить, дуя на «мячик» сквозь трубочку.
Это пособие привлекает внимание и вызывает у детей интерес к занятию.
«Звуковички»
Звуковички позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков. С их помощью можно проводить игровые занятия по знакомству со звуками. Дети могут узнать, что такое звук, какие они бывают (гласные и согласные), а также, что согласные в свою очередь делятся на глухие и звонкие, твердые и мягкие.
Зрительные символы гласных звуков.
Обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука.
Что обозначает цвет башмачков?
Если буква обозначает гласный звук, у звуковичка оба башмачка красные.
Можно запомнить так: звук гласный - обозначается красным цветом.
Если буква обозначает всегда твердый согласный звук, у звуковичка оба башмачка синие.
Если буква обозначает всегда мягкий согласный звук, у звуковичка оба башмачка зеленые.
Если буква может обозначать как твердый согласный, так и мягкий согласный звуки, у звуковичка один башмак синий (твердый вариант звучания), а другой зеленый (мягкий вариант звучания).
Согласные звуки характеризуются также как звонкие или глухие.
Звуковичок символизирующий звонкий согласный звук выглядит так (шапка-звоночек жёлтого цвета, как золотой звонкий колокольчик).
Звуковичок символизирующий глухой согласный звук носит шапку-цилиндр или, как говорят дети, «кирпичик» чёрного цвета.
Важно, чтобы ребенок не только понимал значение символов и цвета, но и мог дать словесную характеристику изображения. Работа со звуковичками как упрощенными отображениями фонем, позволяет добиться хороших результатов.
Настенное пособие « Гном Умник»
Представлено в виде расположенных на стене домов, чудо - дерева, солнца с облаком и гнома с тележкой. Гном Умник - сказочный герой, от лица которого можно знакомить детей с различными темами занятий, помогать решать разные вопросы, играть в разные игры (например: игра с фонариком, в которой ребенку предлагается с помощью луча света найти спрятанный предмет). Тележка Умника нужна для мешочков, в которые дети будут складывать картинки, предметы в соответствии с поставленной задачей (на заданный звук, по местоположению звука в слове и др.). Солнце с облаком предназначено для проведения артикуляционной гимнастики. Чудо-дерево может использоваться для крепления различных картинок или предметов в соответствии с изучаемой лексической темой, дупло в дереве подвижное и используется для сюрпризного момента. Дома имеют окошки, к которым крепятся символы изучаемых звуков, а затем и буквы. Один дом-башня предназначен для отработки навыков звуко- слогового анализа (в соответствии с количеством звуков или слогов, подходящие картинки крепятся на соответствующий этаж). Планируется также подготовить магнитную тропинку, на которой дети смогут выкладывать буквы, слоги, слова, короткие предложения, а так же необходимые картинки.
«Звуковой комод»
Данное пособие имеет ящики, каждый из которых обозначен символом на определенный звук. В ящике различные игрушки, предметы соответствующие символу звука, которые используются для автоматизации и дифференциации различных звуков. Ручки ящиков сделаны из различных бусин, названия которых содержат звук соответствующий символу на ящике (ручка у ящика с символом звука «Р», имеет красную, квадратную бусину и бусину с буквой «Р») В игре с данным пособием ребенку можно давать
различные задания для развития зрительно пространственных представлений (варианты инструкций:
«возьми игрушку в ящике в верхнем левом углу» или пройди в крайнюю слева «квартиру» на второй этаж», «Возьми игрушку, которая находится справа (слева, под, над) ....») Дети также самостоятельно могут наполнять ящики подходящими предметами, находить среди них лишние, составлять предложения, а также придумывать разные истории.
Книга «Драконьи сказки»
Сшита из различных тканей и фетра. Страницы книги универсальны, могут использоваться для автоматизации различных групп звуков. Каждая страница дополняется съемными элементами в соответствии с поставленными задачами. Для игры с книгой используется большое количество фетровых вырезок, декоративных пуговиц, предметов, на разные лексические темы, а также на различные звуки. Страницы имеют отгибаемые элементы ( трава, волны, дупло и др.) для отработки предлогов. Путешествуя по страницам книги дети, играя, автоматизируют нужные звуки, развивают лексико-грамматический строй речи, фонематическое восприятие, связную речь, а так же память, внимание, мышление.
Речевые игры с использованием предложенных многофункциональных пособий могут способствовать улучшению качества усвоения материала воспитанниками. В процессе использования многофункциональных игровых пособий замечено повышение интереса у детей к коррекционным занятиям, развитие речевой активности, улучшение психологического микроклимата в коллективе. Игры с пособиями создают положительный эмоциональный настрой, дети с удовольствием играют. Предложенные пособия сделать нетрудно, а игры с ними каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал и фантазию.
Использованные источники:
1. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
2. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. - 112с.
3. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.- М., 2000. - 314 с.