Научная статья на тему 'Создание фонда оценочных средств для контроля качества подготовки будущих педагогов'

Создание фонда оценочных средств для контроля качества подготовки будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (ФОС) / УРОВНИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / TRAINING OF FUTURE TEACHERS / FUND OF ESTIMATED MEANS (FEM) / DESIGN LEVELS / STAGES OF ACTIVITY OF DESIGNERS / ESTIMATED MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Наталья Владимировна, Наумова Татьяна Андреевна

В статье раскрыты основы проектирования и создания фондов оценочных средств (ФОС) для контроля качества подготовки будущих педагогов. Охарактеризованы уровни проектирования (концептуальный, содержательный, технологический, процессуальный) и представлены основные этапы деятельности проектировщиков (определение научно-методологических оснований для создания ФОС, разработка нормативной базы данной процедуры, подготовка методического оснащения ФОС, технологическое оснащение процесса проектирования, создания и реализации ФОС). Акцент сделан на видах оценочных средств (тесты, кейс-измерители, портфолио, средства оценки групповой деятельности (метод развивающейся кооперации, проектный метод, деловая игра и др.), а также приведены примеры различных видов оценочных средств, применяемых в ходе пропедевтического, промежуточного, заключительного и текущего контроля подготовки будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябова Наталья Владимировна, Наумова Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment of a fund of estimated means to monitor the quality of training of future teachers

The article reveals the fundamentals of designing and creating funds of estimated means (FEM) to monitor the quality of training of future teachers. Design levels (conceptual, substantial, technological, procedural) are characterized and the main stages of activity of designers (definition of the scientific and methodological bases for FEM creation, development of regulatory base of this procedure, preparation of methodical equipment of FEM, technological equipment of process of design, creation and FEM realization) are presented. The emphasis is done on types of estimated means (tests, case measuring instruments, portfolio, means of an assessment of group activity (a method of developing cooperation, a design method, business game, etc.), and there are also given examples of different types of the estimated means used during propaedeutic, intermediate, final and current control of training of future teachers.

Текст научной работы на тему «Создание фонда оценочных средств для контроля качества подготовки будущих педагогов»

ISSN 1029-3388

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рябова Н. В., Наумова Т. А.

СОЗДАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ1

Сегодня становится очевидным, что реализация Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нацеливает обучающих и обучающихся на конечный результат образования, выраженный через сформированность компетентности будущих педагогов. Это определяет качество их подготовки [10].

Н. Ф. Ефремова обращает внимание, что компетентностная ориентация основной образовательной программы (ООП) нацеливает на необходимость компетентностной ориентации не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся. Это имеет отношение ко всем стадиям образовательного процесса: от входной аттестации (в особенности на предмет выявления уровней сформированности общекультурных компетенций), через все виды промежуточных аттестаций до итоговой аттестации на соответствие требованиям ФГОС ВПО [2]. Таким образом, акцент образовательного процесса переносится на контрольно-оценочную составляющую, которая позволяет систематически отслеживать, диагностировать, корректировать процесс обучения. Поэтому уже на этапе проектирования ООП необходимо планировать, какими способами и средствами будут оцениваться результаты обучения, что будет служить доказательством достижения целей образовательных программ.

В этой связи, с ориентацией на результаты исследований отечественных ученых (В. А. Богословский, М. В. Дубова, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун, С. В. Коршунов, Н. И. Максимов, В. Л. Петров, Б. А. Сазонов, Д. В. Строганов, Ю. Г. Татур) можно констатировать, что для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП необходимо создавать фонды оценочных средств (ФОС) для проведения входного и текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. С учетом требований нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность проектировщиков ООП, можно рассматривать ФОС как комплекты методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения соответствия или несоответствия уровня достижений студентов планируемым результатам обучения [6 с. 7-8, 7].

При этом анализ основных законодательных и иных нормативно-правовых актов в сфере ВПО, методических рекомендациях Координационного совета УМО и НМС выс-

1 Работа выполнялась при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева на 2012-2016 гг. «Педагогические кадры инновационной России» (проект 2.1.2. Решение комплексных проблем формирования профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования).

72

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014

шей школы по проектированию ООП, реализующих ФГОС ВПО, Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Национального исследовательского технологического университета «МИСИС», а также материалов серии «Инновационный университет» Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и рекомендаций Российского государственного гуманитарного университета позволяет констатировать, что проектирование в образовании осуществляется на разных уровнях. В зависимости от требований к результату и формам представления продукта проектирование ФОС может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом, процессуальном уровнях [8].

Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель ООП, концепция программы, проект учебного плана, концепция ФОС и др.). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и, может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня. Например, концепция ФОС может служить основой для разработки Положения о ФОС.

Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения. Например, ООП по направлению подготовки, Положение о ФОС, Положение о системе оценки результатов образования и др.

Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое описание способов действий в заданном контексте. Например, схема ФОС с определением основных структурных элементов, каталог моделей оценочных средств; каталог видов оценочных средств и методик оценки для определения уровня формирования компетенций обучающегося, учебный план подготовки будущих педагогов и др.

Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению. Например, программы учебных дисциплин, Паспорта и программы формирования компетенций, ФОС на уровне ООП и на уровне учебной дисциплины, разработка контрольно-измерительных материалов (тесты, кейс-измерители, проектные задания и др.), методические материалы, определяющие процедуру оценки качества подготовки магистров (методические материалы предполагают разработки как для преподавателей, так и для студентов) и др. [8].

Для проектировщиков ФОС особую актуальность имеет реальный образовательный процесс, направленный на подготовку будущих педагогов, поэтому особое значение приобретает системное, поэтапное создание ФОС [1, 3, 5, 8]. Поэтому первоначально целесообразно определиться с научно-методологическими основаниями для создания ФОС, а именно: принципы; методологические основы содержания и структуры оценочных средств (ОС), используемых в образовательном процессе, а также деятельность преподавателей, студентов и организаторов образовательного процесса, параметры оценки и аттестации результатов и качества подготовки студентов по конкретному направлению подготовки, ООП.

Далее стоит переходить к разработке нормативной базы создания ФОС, где следует говорить о разработке Положения о системе оценки результатов образования (включает методы оценивания, а также организационные основы процедуры оценивания), Положение о ФОС (включает Требования к ФОС, Каталог моделей ОС, основы по регламенту), серии иных нормативных документов (например, Руководство по качеству, Классификатор моделей и видов ОС и др.).

73

ISSN 1029-3388

Следующим должен стать этап методического оснащения ФОС, когда следует говорить о разработке модели оценочных средств (выражены в виде конкретных характеристик с описанием конкретного спектра проверяемого содержания обучения и компетенций, а также распределение моделей оценочных средств (ОС) по проверяемому содержанию и компетенциям); о создании методических рекомендаций по формированию контрольно-оценочных средств (описывают процедуры формирования контрольно-оценочных средств с использованием моделей оценочных средств вуза (от содержания учебного материала к конкретным ОС); о проектировании методических рекомендаций для студентов по подготовке к различным видам контроля (раскрывают степень реализации цели и задач деятельности студентов; степень выполнения заданий и степень соответствия результатов работы заданным требованиям, а также степень сформированности у студентов необходимых компетенций; информационно-познавательную ценность); о разработке других нормативных документов, регламентирующих деятельность проектировщиков ФОС (например, Структурно-логические связи учебных дисциплин (модулей), практик, НИРС, входящих в ООП, Паспорта компетенций и

др).

Этап технологического оснащения ФОС предполагает разработку документов, регламентирующих процедуру создания и применения оценочных средств, а также обработки полученных результатов и хранения ФОС (это могут быть программные документы, обеспечивающие Регламент формирования контрольно-оценочных средств, Регламент использования контрольно-оценочных средств, Регламент сбора и обработки результатов использования контрольно-оценочных средств, Регламент принятия управленческих решений и корректирующих воздействий, Регламент хранения и безопасности ФОС и др.).

Заметим, что при разработке ФОС важное значение приобретает создание команды его разработчиков, где предполагается большая дифференциация проектного коллектива на малые проектные группы по ключевым задачам формирования ФОС. Особую актуальность приобретает функция руководителя (менеджера) проекта как системного методолога (аналитика), обеспечивающего обоснование системной реализации компе-тентностного подхода в вузе в целом [1, 3, 5, 8].

Таким образом, создание ФОС интегрируется в целостную модель процесса подготовки будущего педагога в вузе, обеспечивая проектировочную и прогностическую функции компетентностного содержания дисциплин и формируя у студентов академические и профессиональные компетенции. Оценка сформированности компетенций осуществляется посредством различных видов оценочных средств, которые представляют собой контрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимися учебного материала, учебной дисциплины, профессионального модуля, направленные на измерение степени сфор-мированности компетенции как в целом, так и отдельных ее компонентов [9, с. 8]. При проектировании ФОС особое значение приобретает создание «Каталога видов оценочных средств».

Анализ научно-методической литературы позволяет выделить следующие виды оценочных средств: тесты, кейс-измерители, портфолио, средства оценки групповой деятельности (метод развивающейся кооперации, проектный метод, деловая игра и др.) и др. [4, 9].

Остановимся на их краткой характеристике. Тесты - это краткие, стандартизи-

74

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014

рованные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить степень качества достижения каждым студентом целей обучения (целей изучения). Главное условие получения достоверных результатов - это соответствие цели тестирования адекватному типу тестирования, а именно: входное, предварительное, текущее, тематическое, промежуточное (рубежное), итоговое тестирование. Кейс-измерители - это оценочные средства, которые включают специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, отражающую практическую проблему и актуализирующую определенный комплекс профессиональных знаний; отличительной особенностью такой проблемы является отсутствие однозначных решений, побуждающее студента искать пути оптимизации подходов, анализировать методы решений и аргументировать свой выбор метода. Так, в качестве кейс-измерителей выступают учебно-профессиональные задачи, творческие задания и др. Проекты - это гибкая модель организации образовательно-воспитательного процесса, связанная с будущей профессиональной деятельностью обучающегося, формирующая профессиональные, коммуникативные, социальные компетенции, с обязательной оценкой - творческим отчетом (презентацией). В основе проекта лежит проблема, исследование которой завершается определенным результатом, который достигается путем сотрудничества и коллективной работы в группах, где преподавателю отводится консультативно-координирующая функция. Портфолио - это форма и процесс организации (сбор, анализ и оценка) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучающегося, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от однокурсников, педагогов, из олимпиад, конкурсов, тестовых центров, общественных организаций, научных сообществ и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня подготовки и компетентности обучающегося с возможностью дальнейшей коррекции как учебно-воспитательного процесса в целом, так и индивидуальных траекторий обучения и программ развития. «Деловая игра» - это форма деятельности в условной обстановке, направленной на воссоздание содержания будущей профессиональной деятельности, где имитируется поведение участников игры по заданным правилам, отражающим условия и динамику реальной практико-ориентированной обстановки. Метод «мозговой атаки» - это метод коллективной генерации идей, мозгового штурма, дискуссии, который основан на свободном выдвижении идей, направленных на решение проблемы, когда из этих идей отбираются наиболее ценные, что обеспечивает высокую оперативность получения требуемого решения. Метод «сценариев» - это совокупность правил по изложению в письменном виде предложений будущих педагогов по решаемой проблеме с учетом ее предварительного анализа; предложения вначале пишут обучающиеся индивидуально, а затем они согласуются и излагаются в форме единого документа, что обеспечивает комплексный охват решаемой проблемы в доступной для восприятия форме. Метод «совещаний» предполагает проведение совещания или дискуссии с целью выработки единого коллективного мнения по решаемой проблеме; при его использовании обучающиеся могут не только высказывать свое мнение, но и критиковать предложения других [1, 2, 4, 9].

Приведем пример тестовых заданий, предлагаемых на этапе пропедевтического (входного) контроля, при изучении учебной дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных систем» программы магистерской подготовки «Психология и педагогика инклюзивного образования» направления подготовки «Психолого-педагогическое

75

ISSN 1029-3388

образование».

Основу теста составляли тестовые задания двух типов (с выбором ответов и со свободно конструируемым ответом), например:

1) тестовое задание с выбором ответа.

Выберите правильный ответ.

Развитие - это:

а) обеспечение жизнедеятельности;

б) количественные изменения в организме человека;

в) стихийный процесс развития волевых качеств;

г) качественные и количественные изменения, происходящие в организме человека.

Ключ: г

2) тестовое задание со свободно конструируемым ответом.

Допишите недостающие функции коррекционно-педагогического процесса:

а) коррекционно-образовательная;

б) ..............;

в) ..............

Ключ: коррекционно-воспитательная, коррекционно-развивающая

Покажем примеры учебно-профессиональных задач и творческих заданий, применяемых в ходе промежуточного (рубежного) контроля, по учебной дисциплине «Современная система профильного обучения литературе» программы магистерской подготовки «Литературное образование» направления подготовки «Педагогическое образование»: 1. Обозначить проблемы профильного обучения литературе, сопоставив современное состояние отечественного и зарубежного опыта и перспективы профили-зации во ФГОС нового поколения. 2. В профильном 10 классе представить роман Ф. М. Достоевского «Идиот» как средство познания мира и человека в мире. 3. Определить технологии формирования учителем-словесником ресурсно-информационной базы процесса обучения литературе на профильном уровне. 4. По одной из программ по литературе для профильных образовательных учреждений определить проблемно-тематические, универсальные, историко-литературные, культурологические связи при изучении творчества писателя (на выбор). 5. Прокомментировать аннотированный список информационных Интернет-ресурсов по творчеству писателя, изучаемого в профильных гуманитарных классах (на выбор).

Приведем пример задания на реализацию проектной деятельности студентов (ПДС), применяемого на этапе заключительного (итогового) контроля при изучении учебной дисциплины «Проектирование и экспертиза образовательных систем» направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» с целью оценки сформиро-ванности компетенции «способность использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8)».

В ходе изучения дисциплины магистрантам предлагается разработать проект по теме «Образовательная система в условиях инновационного развития», соблюдая следующую последовательность действий: 1) подготовительный этап проектирования (анализ объекта проектирования; выбор формы проектирования; теоретическое обеспечение проектирования; методическое обеспечение проектирования; пространственно-временное обеспечение проектирования; материально-техническое обеспечение проектирования; правовое обеспечение проектирования); 2) организация и проведение консультаций

76

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014

со студентами (обсуждение общего замысла проекта; распределение функциональных обязанностей между студентами по выполнению конкретных проектных действий); 3) разработка проекта образовательной системы (выбор системообразующего фактора; установление связей и зависимостей компонентов; написание документа); 4) проверка качества проекта (мысленное экспериментирование применения проекта; экспертная оценка проекта; корректировка проекта; принятие решения об использовании проекта); 5) презентация разработанного проекта (в ходе подготовки презентации студенты обращают внимание на следующие проектные действия: реализация замысла; практическое воплощение задуманного в форме, раскрывающей идею проекта; предварительный просмотр студентами презентаций); 6) анализ и самоанализ разработанных и представленных проектов (студенты высказываются о замысле собственного проекта, его реализации и защите идеи; отмечают положительные стороны, указывают допущенные ошибки).

Таким образом, в ходе реализации ФГОС ВПО становится актуальным и значимым создание ФОС для контроля качества подготовки будущих педагогов. В этой связи особое значение придается проектированию ФОС, основные этапы которого могут быть представлены на концептуальном, содержательном, технологическом, процессуальном уровнях. При этом проектировщики ФОС должны осознавать необходимость организации и проведения системной и поэтапной деятельности, что может быть представлено следующем образом: во-первых, определение научно-методологических оснований для создания ФОС, во-вторых, разработка нормативной базы данной процедуры, в-третьих, подготовка методического оснащения ФОС, в-четвертых, технологическое оснащение процесса проектирования, создания и реализации ФОС. Поэтому можно заключить, что создание ФОС интегрируется в целостную модель процесса подготовки будущего педагога в вузе, обеспечивая проектировочную и прогностическую функции компетентностного содержания дисциплин и формируя у обучающихся академические и профессиональные компетенции. В этой связи приобретает особую значимость проблема разработки оценочных средств, обеспечивающих контроль качества подготовки будущих педагогов. Сегодня существует множество оценочных средств, обеспечивающих данную процедуру, а именно: тесты, кейс-измерители, портфолио, средства оценки групповой деятельности (метод развивающейся кооперации, проектный метод, деловая игра и др.) и др. Разрабатываемые в ходе создания ФОС оценочные средства обеспечивают проведение контрольно-оценочных мероприятий в период изучения учебной дисциплины, а именно: пропедевтический (входной), промежуточный (рубежный), заключительный (итоговый) и текущий контроль.

77

ISSN 1029-3388

Литература

1. Ефремова Н. Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ вузов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 129 с.

2. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 216 с.

3. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / Богословский В. А., Караваева Е. В., Ковтун Е. Н., Мелехова О. П., Родионова С. Е., Тарлыков В. А., Шехонин А. А. М.: Изд-во МГУ, 2007.148 с.

4. Михайлова Н. С., Муратова Е. А., Минин М. Г. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ. Томск : Томский политехнический университет, 2010. 217 с.

5. Наумова Т. А., Рябова Н. В. Проектирование фонда оценочных средств в условиях реализации компетентностно-ориентированных основных образовательных программ профессионального педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2014. №3. С. 44-49.

6. Положение о фонде оценочных средств дисциплины в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» /Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева. Саранск, 2014. 42 с.

7. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://273-фз.рф/akty_pravitelstva_rf/postanovleшe-pravitelstva-rf-ot-05082013-no-661.

8. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / под ред. С. В. Коршунова. М.: МИПК МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. 212 с.

9. Рекомендации по проектированию и использованию оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения / под ред. В. В. Минаева. М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2013. 75 с.

10. Рябова Н. В. Моделирование профессиональной деятельности педагога с высшим образованием // Гуманитарные науки и образование, 2012. №3 (11). С. 54-59.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.