Научно-теоретическая статья
УДК 378.147 © Творогова Н. Н., 2024
doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-469-473
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
Создание «энкаунтер-групп» в условиях образовательной организации
МВД России
Наталья Николаевна Творогова, начальник отделения психологической работы 1; [email protected]; https://orcid.org/0009-0005-3861-7844
1 Восточно-Сибирский институт МВД России, 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 1Т0, Россия
Реферат. Введение. Создание педагогических условий личностного роста преподавателя образовательной организации МВД России необходимо для преодоления кризиса профессиональной компетентности, возникшего вследствие реформ высшего образования, и является фундаментальной целью педагогического поиска в высшей школе. Достижение этой цели во многом связано с организацией «энкаунтер-групп» фасилитационной направленности. Материалы, результаты и обсуждение. В рамках традиционного обучения предлагается активизировать процесс личностного роста и самоактуализации каждого преподавателя. С этой целью для становления продуктивных «энкаунтер-групп» в образовательной организации системы МВД предложено использовать методику их создания и становления К. Роджерса. Создание экзистенциально ориентированных «энкаунтер-групп» в среде педагогов сможет снизить проблему оптимизации взаимодействия между традициями высшей школы и носителями клипового мышления. Выводы. Обретение новых смысложизненных ориентаций преподавателями образовательной организации МВД России помогут в выявлении причин и преодолении кризисов профессиональной компетенции.
Ключевые слова: кризис профессиональной компетентности, фасилитация, энкаунтер-группа, экзистенциальный самоанализ, смысложизненные ориентации, личностный рост, преподаватель высшей школы
Для цитирования: Творогова Н. Н. Создание «энкаунтер-групп» в условиях образовательной организации МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 4(99). С. 469-473. 1^:ОТогогд/10. 24412/1999-6241-2024-499-469-473
Scientific and Theoretical Article
UDC 378.147 © Tvorogova N. N., 2024
doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-469-473
5.8.1. General Pedagogy, History of Pedagogy and Education
Creation of «Encounter Groups» in the conditions of the Educational Organization of the Russian Ministry of Internal Affairs
Natalya N. Tvorogova, chief of the department of Psychological Work 1; [email protected]; https://orcid.org/0009-0005-3861-7844 1 East Siberian Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, 110 Lermontov st., Irkutsk, 664074, Russia
Abstract. Introduction. Creating pedagogical conditions for personal growth of a teacher at an educational organization of the Russian Ministry of Internal Affairs is necessary to overcome the crisis of professional competence, arising largely due to reforms in higher education and is the fundamental goal of pedagogical search in higher education. Achieving this goal is largely connected with the creation of «encounter groups» with a facilitation focus. Materials, Results and Discussion. As part of traditional teaching, it is proposed to intensify the process of personal growth and self-actualization of each teacher. For this purpose, for the formation of productive «encounter groups» in the educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs, it is advisable to use the methodology for their creation proposed by C. Rogers. The creation of existentially-focused «encounter groups» among teachers will help to reduce the problem of optimizing the interaction between the traditions of higher education and bearers of clip thinking. Conclusions. The acquisition of new life-meaning orientations by teachers of educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs will help in identifying the causes and overcoming crises of professional competence.
Keywords: crisis of professional competence, facilitation, encounter group, existential introspection, life-meaning orientations,
personal growth, university teacher
Citation: Tvorogova N. N. Creation of «Encounter Groups» in the conditions ofthe Educational Organization of the Russian Ministry of Internal Affairs. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 4(99). Pp. 469-473 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-499-469-473
Основные положения
1. В связи с тем что современное образование, в том числе и высшее, постоянно подвергается реформированию, проблема личностного роста в нем все больше подменяется проблемами поиска эффективных педа-
гогических технологий его обеспечения и определения объективных индикаторов наличия и развития данного процесса. Словосочетание «личностный рост» волнует преподавательские умы, тогда как понимание этого феномена, к сожалению, упирается в то, насколько хорошая
презентация будет у преподавателя на занятии или какой процент хороших оценок получат обучающиеся в ходе сдачи экзамена или зачета.
2. Личностно-центрированный подход в педагогике высшей школы стал лишь призывом к изменению педагогической картины мира и был заменен компе-тентностным произволом, позволяющим многое, кроме личностного роста. Основная причина прекращения актуализации экзистенциально-гуманистического мировоззрения учащегося и преподавателя в рамках образовательной деятельности заключается в том, что непрерывное образование в течение всей жизни как цель компетентностного подхода было не связано с личностным ростом, в силу того что сам компетентностный подход был подменен его симулятивной моделью.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Сегодняшнее состояние отсутствия самоактуализации самости в образовательном пространстве вызвано господством алгоритмизированного сознания клипового типа. Связано оно с тем, что вследствие информационной революции мы теряем человека в системах его становления катастрофически быстро. Как отмечает современный русский философ Ф. И. Гиренок, «в нашей жизни почти не осталось места для сознания, и много места в ней подготовлено для алгоритмов. Почему? Потому что мы с вами не любим сознание. Нам нравятся алгоритмы. Почему они нравятся? Потому что думать не надо» [1, с. 216].
Вот это состояние приводит нас к тому, что симуляция самообразования со стороны студента принуждает педагога симулировать педагогический поиск оптимального взаимодействия. Действительно, возникает ситуация, когда некоторые студенты якобы учатся, а некоторые преподаватели якобы учат. В данном случае происходит ускользание студента из образовательного пространства путем обнаружения в информационном пространстве подвергнутого цензуре культурного капитала. Его специфика состоит в том, что в нем уже нет педагогического воздействия как символического насилия для пробуждения сознания и процесс самообразования подменяется процессом элементарного воспроизводства информации [2, с. 179].
Процесс получения символического капитала как ресурса гуманной власти уходит вследствие клипового сознания за рамки образовательного пространства. В свое время из образовательного пространства были изъяты воображение, мышление, познание и даже знание. Сегодня есть только информация и не более. Использование информации ведет к тому, что начинается процесс травмирующего обучения многознанию. Как отмечает А. И. Бобков и его соавторы, «травмирующее обучение многознанию, а не мышлению протекает в условиях неправильного определения подлинной личности. Ушедшая от бытия личность, как правило, пользуется тем, что именно ее предсказуемость и правильность полагается подлинностью. Визуализация мышления, столь ловко в этом аспекте используемая, ведет человека к тупику. Не случайно в современном педагогическом
пространстве наглядность не воспринимается как один из способов инвалидизации мышления, она полагается признаком современной педагогической технологии» [3, с. 328].
Цель — экзистенциальный и структурно-функциональный анализ процесса становления продуктивных «энкаунтер-групп» в образовательной организации системы МВД.
Материалы, результаты и обсуждение
Дегуманизация образования. Проведенный нами теоретический анализ состояния проблемы личностного роста в рамках современной образовательной системы приводит к выводу, что дегуманизация образования является нежелательным процессом, останавливающим личностный рост как студента (курсанта), так и педагога. Компетентностный подход в данном случае хоть и предполагает возможность рассмотрения его в качестве фундаментальной основы, его индикаторная составляющая сегодня подавила во многом его проблемную составляющую. Именно это подавление привело к тому, что дегуманизация образования усилилась значительно.
Если верить диагностике К. Роджерса одного из авторов гуманистической педагогики, то на сегодняшний день происходит все то же самое, что и в момент создания его концепции, а именно формализация отношений «учитель — ученик». И уже вполне возможно говорить, что сегодня нет в образовательном пространстве не только учеников, но и учителей. Как сказал бы Ф. И. Гиренок, сегодня в школе много «Я без самости». Именно этот концепт указывает на тот факт, что абсентеизм образовательной деятельности наступает тогда, когда «свобода учиться» уходит вместе «со свободой преподавать».
В подтверждение сказанному можно привести слова А. Б. Орлова, раскрывающего основу необходимости возобновления гуманизации образования при помощи концепции К. Роджерса: «Характеризуя традиционное обучение как единство предписанной извне учителям и учащимся учебной программы, фронтального общения, стандартных тестов академических достижений, внешних оценок успеваемости, которые неизбежно снижают любознательность учащихся, их познавательную мотивацию и вызывают нарастающую бессмысленность учебных занятий, Роджерс показывает, что альтернативой этой практике обучения является лишь центрированная на учащихся гуманистическая практика» [4, с. 6].
Заметим, что личностный рост, отмененный революцией алгоритма, наиболее отрицательно сказывается на тех формах человеческой деятельности, которые находятся в форме человеческого бытия «человек — человек». Здесь межсубъектное взаимодействие в наибольшей степени зависит от того, насколько личностный рост актуален, приемлем, и является смысложизненной ориентацией субъектов данной деятельности. Так как правоохранительная деятельность выступает одной из наиболее экзистенциально-гуманистически нагруженных форм деятельности, то и личностный рост сотрудника — наиболее важный фундамент его работы. Хотя многие предубежденные скептики возразят на это
утверждение, задав резонный вопрос: «Как может быть свободным тот человек, кто лишает свободы другого человека?». Не безумие ли искать гуманизм там, где как раз и господствует мощнейшая алгоритмизация деятельности?
Вопросы глубоко проблемные. И отвечать на них необходимо продуманно и взвешенно. Поэтому в качестве ответа на первый вопрос приведем следующий аргумент: если мы не научим свободно мыслить того, кто призван оценивать другого человека с позиции правомерности его действия с точки зрения все той же свободы, то мы действительно получим тоталитарно мыслящего субъекта, лишающего свободы в первую очередь себя. Именно такой самолишенец, бегущий от свободы, является сейчас тем, кого производит тотальная алгоритмизация сознания. Он необходим для дегуманизации, он подтверждает самые худшие оценки общественного сознания правоохранительной деятельности. Не случайно Ф. И. Гиренок восклицает: «Если вы будете вести себя последовательно, если работа будет требовать от вас порядочности, вы станете профессионалами. Но одновременно вы попадете в зону риска. Вас отправят на пенсию в 20 лет. Вас заменят алгоритмом. Почему? Потому что у вас есть знания, но нет сознания» [1, с. 6].
Второй вопрос (дегуманизация правоохранительной деятельности объективна, а ее гуманизация есть безумие) требует порассуждать следующим образом. Предположим, что мы боремся с преступностью без профилактики, направленной на снижение правонарушений. Это однобокое восприятие правоохранительной деятельности побеждает тогда, когда преступность и преступники кажутся тотальными, злыми объектами, не являющимися личностями в силу того, что их личностный рост не мог бы привести их к тому, что называется преступлением. И если мы так думаем, то мы не бунтуем, а следуем алгоритму. В связи с этим необходимо помнить, что наряду с алгоритимизацией в педагогическом сообществе получает «дальнейшее распространение идея о том, что мегаинформационное общество, технизация и техноло-гизация не должны заслонять гуманитарной сущности образования» [5, с. 486].
Если же, наоборот, мы понимаем, что любой человек есть личность, а его личностный рост был организован тем же педагогическим воздействием, что и наш, то почему тогда он пошел на то, чтобы лишить права на свободу себя тем, что лишил права на нее другого без одобрения со стороны общества. Какие алгоритмы порождают подобное состояние личностного роста? Таковы вопросы профилактического характера. И здесь невозможно спрятаться за алгоритмы. Здесь необходимо бунтовать. Бунтовать, чтобы показать гуманистический характер правоохранительной деятельности. Здесь экзистенциально-гуманистическое мировоззрение сотрудника ведет к тому, что, столкнувшись с абсурдом жизни в своей деятельности, он поймет, что его деятельность требует мышления, а не алгоритма. Она требует интеллектуального бунта, иначе она будет ненужной обществу и ему самому. Не случайно Ф. И. Гиренок при-
зывает: «Поэтому мое послание вам простое: не будьте последовательными. Бунтуйте. Следуйте мысли о том, что жизнь абсурдна. Взбрыкивайте, ловите неожиданное вдруг, и это вас убережет. От чего? От прогресса, от замещения сил человека силами алгоритма» [1, с. 6].
Поэтому актуализация экзистенциально-гуманистического мировоззрения преподавателя и курсанта в образовательной организации МВД России является одной из фундаментальных проблем педагогического поиска. Здесь необходимо рассмотреть методы, способные сделать личностный рост курсанта и преподавателя фундаментальной основой модернизации подготовки специалистов для правоохранительных органов [6, с. 591].
В связи с такой задачей метод создания среди преподавателей вуза МВД энкаунтер-групп экзистенциально-гуманистической направленности является наиболее востребованным. Для доказательства данного тезиса приведем два аргумента.
Первый заключается в том, что эта «группа встречи» может быть собрана добровольно из преподавателей, оказавшихся по различным причинам в кризисе профессиональной компетентности, как из коллектива одной кафедры, так и из нескольких коллективов разных кафедр.
Второй аргумент заключается в том, что психологическая работа в образовательной организации МВД может быть оптимизирована как раз благодаря указанному методу. При этом широко распространенный авторитарно-манипулятивный характер преподавательской деятельности во всем вузовском пространстве мира в данном случае выступает в качестве легкой возможности для создания контрольной группы из тех преподавателей, которые решили остаться в рамках этого преподавательского сообщества [7, с. 158].
При этом следует также отойти от принципа: чем больше стаж, тем больше устойчивость и возможности выхода из кризиса преподавательской компетентности. О. Л. Подлиняев и Е. Н. Канина отмечают: «„Группы встреч" могут формироваться из педагогов разного возраста и стажа работы, преподающих различные предметы. Главный принцип объединения таких групп — это общая для всех ее участников проблема — кризис профессиональной компетентности» [8, с. 123].
Следует также заметить, что встреча здесь выступает и возрождением тех форм внутри профессионального взаимодействия, когда социальная субъектность, явленная в группе, становится катализатором для пересмотра собственной «Я-концепции» педагога и одновременно с этим основой для раскрытия тех диссонансных реальностей, служащих как раз личностному росту и самоактуализации самости [9, с. 138]. Именно здесь происходит уход от алгоритмов в сторону мышления. Ведь в составе данных групп основным способом репрезентации выступает феномен «сознания вслух», а именно это и есть основа самоактуализации «самости без Я» и ухода от «Я без самости» [10, с. 247].
В условиях учреждения тотального типа наиболее распространенной стратегией личностного признания выступает моносубъектная директивная стратегия.
Ее суть в контексте нашей проблемы можно обозначить как стремление к успеху через доступ к позиции «надзирать и наказывать» (М. Фуко). В вузе силового профиля, где широко развита иерархическая стигматизация, такой стиль поведения способствует нездоровой конкуренции в педагогических коллективах, а также симуляции педагогического поиска, заключающейся в том, что индикация педагогического успеха останавливается на научных рейтингах и наличии высоких ученых степеней. Когда в рамках такой модели утверждается постулат о том, что доктор наук, как жена Цезаря, остается вне подозрений, то ни о какой фасилитации речи быть не может. Более того, данная стратегия часто подкрепляется как раз тем, что рядом с ней возрастает влечение к научному вундеркинизму, нередко обнаруживающему наличие власти эксперта у тех молодых карьеристов, которые склонны в первую очередь утверждать «Я без самости» [2, с. 180].
Поэтому необходимость применения концепции фасилитации заключается в том, что она «в „энкаунтер-группах" позволяет не только отойти от моносубъектной директивной стратегии, свойственной традиционным формам психологического консультирования, но и активизировать процесс личностного роста и самоактуализации каждого участника „встречи". Специфика „энкаунтер-групп" позволяет использовать такие интерактивные методы, как групповые и индивидуальные тренинги личностного роста, эмпатии и коммуникативности; тренинги по экзистенциальной рефлексии; тренинги, включающие элементы индирективной психологической поддержки (построенные на основе арттерапии) и т. д.» [8, с. 123].
Для становления продуктивных «энкаунтер-групп» в образовательной организации системы МВД необходимо использовать методику их создания становления, предложенную К. Роджерсом. Ее суть выражена А. Б. Орловым следующим образом: «Перестройка традиционной практики обучения осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям: создание психологического климата доверия между учителями и учащимися; обеспечение сотрудничества в принятии решений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса; актуализация мотивационных ресурсов учения; развитие у учителей особых личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению; помощь учителям и учащимся в личностном развитии» [4, с. 6-7].
Создание и укрепление «энкаунтер-группы». В целях оптимизации труда преподавателя в образовательной организации МВД России необходимо предложить группам консультирования построить процесс создания энкаунтер-группы на основе модели четырех стадий [8, с. 123-124].
Первая стадия обозначена О. Л. Подлиняевым как «Стадия вхождения в стандартные взаимоотношения». Характеристиками этой стадии являются факторы воспроизводства стандартных алгоритмов коммуникации внутри педагогического коллектива. Здесь стандартные отношения зависимости и власти нуждаются в тщательном анализе. Цель этого анализа заключается
в выявлении группы лидеров общественного мнения, передающих свой опыт педагогического общения через непререкаемый авторитет. Здесь важно выявить это ядро формальных лидеров группы, публику и независимых (неформальных) лидеров, а также «аутсайдеров». Выявленная структура экспериментальной группы позволит в дальнейшем отследить ее динамику в ходе педагогического эксперимента.
Вторая стадия названа О. Л. Подлиняевым «Стадией сопротивления личностному самораскрытию и саморефлексии». На этой стадии психолог-фасилитатор осуществляет переход к актуализации неформальных отношений в группе, меняя привычную обстановку при помощи тренинга по экзистенциальной рефлексии с использованием «методики Д. Бьюдженталя „SELF-AND WORLD-CONSTRUCT SYSTEM" («Исследуйте Вашу систему понятий „Я-И-МИР"»)» [8, с. 123].
На данной стадии большинство преподавателей стремится к противодействию изменениям отношений, сложившихся в группе. Причина данного сопротивления заключается в том, что социальная роль преподавателя направлена на то, чтобы отказаться от диссонансного процесса создания ученика и через это воссоздания учителя. Здесь психологом-фасилитатором применяются индирективные формы личностного взаимодействия, требующие глубокой рефлексии и выхода на диалогический стиль общения. Это погружение в неизвестность себя вызывает у большинства преподавателей опасение разрушения привычного хода социодрамы, несущего «привычные коммуникативные традиции» [8, с. 123].
О. Л. Подлиняев и Е. Н. Канина отмечают: «Данное противоречие, как правило, выводит „энкаунтер-группу" на следующую стадию развития» [8, с. 123].
Следующая стадия называется «Стадия кризиса межличностных отношений». На этой стадии психологу-фасилитатору придется столкнуться с возрастающим напряжением в „энкаунтер-группе". Здесь могут проявиться негативные эмоции [4, с. 44].
Причиной их появления служит то, что на данной стадии экзистенциального выбора привычные смыслы и ценности предстают в форме лишенных смысла и обесцененных смысложизненных ориентаций. Меняется и структура группы. Как резюмируют О. Л. Подлиняев и Е. Н. Канина, «здесь, как правило, происходит деление членов группы на тех, кто продолжает удерживаться в пространстве формально-ролевого общения, произвольно или непроизвольно блокируя свое аутентичное самопредъявление, и тех, кто „решился" на личностное самораскрытие, позволяющее строить диалогические взаимоотношения между членами группы и между группой и фасилитатором» [8, с. 124].
Принятие самого себя на этой стадии и принятие измененной группы выступает целью психолога-фасилитатора на данной стадии. Более того, здесь необходима поддержка «проявлений самопринятия, самораскрытия и саморефлексии участников тренинга и одновременном безоценочно-эмпатическом отношении
к возможным негативным проявлениям в „энкаунтер-группе"» [8, с. 124].
При этом фасилитатору необходимо постоянно сосредоточивать внимание преподавателей на том, что их эмоциональные переживания являются важнейшим условием их личностного и профессионального роста. Методически необходимым фактором в данном случае представляется «проведение интроспективных тренингов по экзистенциальной рефлексии и педагогической сензитивности» [8, с. 124].
Завершающей стадией создания и укрепления «энкаунтер-группы» является «Стадия реорганизации смысложизненных отношений, жизненных смыслов и ценностей».
Характеризует эту стадию переход функций фаси-литации от консультанта к членам группы. К индикаторам состоятельности этого процесса относятся более эффективные способы разрешения межличностных противоречий и регуляции конфликтов внутри группы, возникших на прошлых стадиях. Кроме того, появляются иная мотивация и ролевое поведение. Уходят фрустрации интеллектуального, личностного и духовного роста. Возрастают роль творческого педагогического поиска, желание встречи с учениками, и снижается степень эмоционального выгорания. Как резюмируют О. Л. Под-линяев и Е. Н. Канина, «успешным завершением работы „энкаунтер-группы" можно считать возникновение атмосферы взаимодоверия и взаимоподдержки, и, как
следствие, заметное увеличение числа педагогов, ориентированных на самораскрытие, экзистенциальную рефлексию и диалогические отношения» [8, с. 129].
Выводы
1. Фасилитация и обретение новых смысложизненных ориентаций преподавателями образовательной организации системы МВД дадут вполне надежные способы преодоления кризисов профессиональной компетенции. Помогут выявить их фундаментальные причины при помощи диалога с коллегами и самоактуализации самости.
2. Обеспечение педагогических и психологических условий личностного роста преподавателей образовательных организаций системы МВД, к коим в первую очередь относится создание экзистенциально ориентированных «энкаунтер-групп», сможет существенно снизить проблему оптимизации взаимодействия между традициями высшей школы и носителями алгоритмизированного сознания.
Область применения и перспективы. Эффективность создания «энкаунтер-групп» в каждой отдельно взятой педагогической среде необходимо подтвердить эмпирическим методом. В дальнейших исследованиях предлагается за основу взять тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, который представляет собой адаптированную версию теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, разработанного на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла (Леонтьев Д. А., 2006) [11, с. 12].
Список источников
1. Гиренок Ф. И. Введение в сингулярную философию. М., 2023. 304 с.
2. Бобков А. И. Образование без идеологии, или Конец идеи университета // Вестник Нижегородской академии МВД России: Юридическая наука и практика. 2023. № 1(61). С. 178-181.
3. Федотов Д. В., Подлиняев О. Л. Гуманитарная компетентность как основа деятельности эксперта в образовании // Образование в XXI веке : мат-лы V междунар. науч.-практ. конф., Москва, 28-31 марта 2022 года. М., 2022. С. 483-486.
4. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2019. 527 с.
5. Федотов Д. В., Подлиняев О. Л. Гуманитарная компетентность как основа деятельности эксперта в образовании // Образование в XXI веке : мат-лы V междунар. науч.-практ. конф. М., 2022. С. 483-486.
6. Нежкина Л. Ю., Подлиняев О. Л. Экзистенциональный подход в подготовке сотрудников правоохранительной системы // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения — 2021) : мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 16 апреля 2021 года. СПб., 2021. С. 589-593.
7. Бобков А. И. Нежкина Л. Ю., Гальцев С. А. Социально-гуманитарное обеспечение профессионального становления сотрудника органов внутренних дел // Педагогика и просвещение. 2023. № 1. С. 158-165.
8. Подлиняев О. Л., Канина Е. Н. Профессиональная компетентность педагога: этапы становления // Педагогический имидж. 2017. № 1(34). С. 116-131.
9. Подлиняев О. Л. Стили педагогического общения и их психологическая природа // Педагогический имидж. 2016. № 3(32). С. 134-142.
10. Подлиняев О. Л., Зимина Н. И. Развитие я-концепции младшего школьника как психолого-педагогическая проблема // Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт : мат-лы II всерос. науч.-практ. конф., Иркутск, 22-28 марта 2021 года. Иркутск, 2021. С. 246-249.
11. Леонтьев Д. А. Три мишени: личностный потенциал — зачем, что и как? // Образовательная политика. 2019. № 3(79). С. 10-16.
Поступила 06.05.2024; одобрена после рецензирования 11.06.2024; принята к публикации 30.08.2024.