A.A. ЛУГОВЕЦ
номического эффекта в новые программы ресурсосбережения.
В настоящее время наиболее слабыми местами системы управления МТО на железнодорожном транспорте являются:
- незавершенность организационного построения системы МТО;
- отсутствие строгой управленческой вертикали и оперативной постоянно действующей обратной связи между организационными уровнями системы;
- несовпадение целей и интересов органов МТО железных дорог и отрасли в целом;
- низкая эффективность дисциплинирующих воздействий на управленческий аппарат системы МТО;
- отсутствие результативных показателей деятельности органов МТО и методического инструментария для ее объективной оценки и стимулирования.
Все это в конечном счете и определяет необходимость совершенствования системы управления МТО на основе применения логистических принципов, эффективность которых доказана зарубежным и отечественным опытом функционирования логистических систем разного уровня.
А.А. ЛУГОВЕЦ
кандидат технических наук,профессор Морского государственного университета, г. Владивосток
СОЗДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ ПОД РОССИЙСКИЙ ФЛАГ
2 мая 2007 г. в Мурманске на совместном заседании президиума Госсовета и Совета по морским делам при правительстве РФ в присутствии президента РФ в очередной раз прозвучала проблема перевода отечественного флота под «удобные» флаги. Было подчеркнуто, что если такая тенденция будет проявляться и в дальнейшем, то это может привести к тяжелым экономическим и политическим последствиям для государства.
Исходя из опыта ряда стран, флот которых работает в рыночных условиях, можно утверждать, что наиболее эффективным выходом из сложившейся неблагоприятной ситуации является создание Российского международного реестра судов.
Международные судовые реестры, так называемые вторые (параллельные) реестры, позволяют судовладельцам сократить высокие затраты, повысить конкурентоспособность судоходных компаний на мировом фрахтовом рынке, улучшить их экономическое положение, противодействовать утечке национального флота под «удобные» флаги.
Анализ данных в области мирового торгового судоходства позволяет выявить следующие основные тенденции:
- сосредоточение большей части судов торгового флота ряда стран Европы в меж-
дународных вторых судовых реестрах своих стран;
- увеличение числа морских государств, которые ввели собственные международные судовые реестры или готовятся к созданию таких реестров в дополнение к обычным;
- лидирующее положение Гонконга в этом отношении в Азиатско-Тихоокеанском регионе и проявление им исключительной активности.
Таким образом, к началу XXI в. большинство стран, имеющих морской торговый флот и испытывающих потребность в расширении международной торговли, приняли меры по уменьшению транспортных издержек для продвижения товара. Одной из наиболее эффективных мер поддержки национального флота стало создание международных реестров.
Целью создания Российского международного реестра судов является улучшение экономических, юридических, организационных и других необходимых условий, обеспечивающих эксплуатацию зарегистрированных в нем российских и иностранных судов, пользующихся всеми экономическими преимуществами функционирования под «удобным» флагом, для резкого повышения конкурентоспособности российского флота на международном фрахтовом рынке.
© A.A. Луговец, 2007
Введение Российского международного реестра судов не только позволит повысить конкурентоспособность отечественного флота, но и будет стимулировать привлечение инвестиций в его развитие.
Деятельность по созданию реестра регламентируется основными принципами, содержание которых заключается в разработке условий регистрации судов и ограничений на такую регистрацию.
В реестре могут быть зарегистрированы:
- суда, построенные как на российских, так и на иностранных верфях и находящиеся в собственности российских граждан и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, при их первоначальной регистрации;
- иностранные суда.
Разрешается регистрация судов в реестре, если они имеют залоги и другие обременения при наличии письменного согласия залогодержателя.
С целью предотвращения перехода судов, эксплуатируемых под российским флагом, в создаваемый международный реестр и сохранения, таким образом, существующей налогооблагаемой базы запрещается перерегистрация в реестре судов, внесенных в другие судовые реестры РФ, установленные Кодексом торгового мореплавания РФ.
Необходимо особо отметить специальный режим уплаты налогов и таможенных пошлин, взимаемых с судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в реестре:
- судовладельцы, осуществляющие эксплуатацию зарегистрированных в реестре судов, в соответствии с подготавливаемыми дополнениями к налоговому законодательству РФ освобождаются от уплаты налогов, пошлин и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней;
- для указанных судовладельцев устанавливаются обязательные платежи в виде регистрационного и ежегодных потоннаж-ных взносов за зарегистрированные в реестре суда;
- специальный налоговый режим на другие виды деятельности судовладельцев не распространяется, и они не освобождаются от уплаты портовых сборов за работу ледоколов, взимаемых при эксплуатации судов.
Экономическая эффективность создаваемого Российского международного реестра судов обеспечивается за счет регистрационных и ежегодных сборов. При этом без привлечения бюджетных средств ожидаются увеличение общего тоннажа и сокращение возраста флота, контролируемого российскими судовладельцами, вследствие возврата под отечественный флаг российских судов, перехода под российский флаг судов стран СНГ (Казахстана и др.), а также бывших социалистических стран (Монголии и др.).
Для определения величины ставок сборов за регистрацию судов в реестре был выполнен анализ существующих сборов и других платежей в странах «удобного» флага и имеющих вторые реестры. Были выбраны классификационные (технические) показатели, на основе которых должен устанавливаться размер платежей, предполагаемых к использованию в Российском международном реестре судов, и формироваться их состав.
Анализ зарубежного опыта показал, что в большинстве стран «удобного» флага и имеющих вторые реестры суда, зарегистрированные в них, освобождаются от всех налогов и таможенных пошлин и платят только два вида сборов — регистрационный (первоначальный) и ежегодные. Ставки указанных сборов устанавливаются за 1 т брутто-регистровой вместимости и дифференцированы по тоннажным группам судов.
При выборе размера ставок сборов за регистрацию судов в Российском реестре учитывалось, что:
- создаваемый реестр должен быть конкурентоспособным по сравнению с реестрами стран «удобного» флага и имеющих вторые реестры;
- экономические условия в стране должны быть на уровне стран, в которых зарегистрирован действующий под иностранным флагом флот, контролируемый Россией;
- государство должно не только нести расходы по созданию и применению реестра, но и иметь от этого значительные дополнительные поступления.
В качестве базы для определения размера ставок в создаваемом реестре на основе выполненного анализа были выбраны условия регистрации судов в Норвегии, где наиболее эффективно действует второй реестр, и в
Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)
А.А. ЛУГОВЕЦ
Либерии как в одной из крупнейших стран «удобного» флага (в Либерии зарегистрировано около 60% морского флота, контролируемого Россией).
Для определения величины предлагаемых ставок сборов за регистрацию судов в Российском международном реестре был выполнен расчет суммы этих сборов (регистрационного и ежегодных) по ставкам Норвежского международного морского реестра, Либерийского реестра и предлагаемого Российского международного реестра судов.
Сумма сборов за регистрацию судов в Российском реестре, получение которых возможно, свидетельствует, что по регистрационным взносам эта величина находится в интервале между величинами ставок Норвежского и Либерийского реестров, а по ежегодным взносам — на уровне размера ставок Либерийского реестра.
Экономическую эффективность АЭ от введения нового реестра, используя понятие «транспортный момент», соискатель предлагает определять по формуле
АЭ = X {Кнп(ДчУТМ -^) -5т- (Кнк - Кнл)},
¡ = 1
где I — общее количество судов, вводимых во второй реестр; i — индекс судна; Кнп — налог на прибыль от эксплуатации судна (обычный или льготный — 10%); fi — средняя доходная ставка за 1 т-милю перевозки груза в условиях предполагаемой эксплуатации /-го судна (можно определить статистическим путем), р./т-милю;
— годовые расходы по эксплуатации /-го судна; Scтi — строительная стоимость /-го судна; Кнк — налог на строительную стоимость судна, доли единицы; Кнл — льготный налог на строительную стоимость судна, доли единицы.
Годовые расходы по эксплуатации /-го судна можно определить по известным формулам:
R = крпр,
где Rp — расходы судна за рейс; пр — количество рейсов, которые может сделать судно в течение планового периода Т;
Rp = К*^/У) + Кст(2Дча/Мв),
где Кх — суточные эксплуатационные расходы судна на ходу, р./сут; L — дальность перехода судна в рейсе; Кст — суточные
эксплуатационные расходы судна на стоянке, р./сут; а — коэффициент использования чистой грузоподъемности судна за рейс; Мв — средняя валовая норма обработки судна в течение рейса, т/судо-сут;
пр = Т/tp,
где tp — продолжительность рейса судна, сут;
tp = ^/У) + (2Дча/Мв).
Следует также учесть, что Scт = ^Дч; V).
Используя приведенную зависимость и экспертные оценки необходимого уровня рентабельности судоходных компаний, соискатель обосновал уровень льготного налогообложения.
Дополнительными составляющими второго реестра, делающими привлекательным для судовладельцев строительство новых судов, являются свободное перемещение валютных средств компании, освобождение от обязательной продажи части ЧВВ, специальный налоговый режим, использование международной залоговой схемы финансирования строительства судов.
После определения величины ставок сборов за регистрацию судов была дана прогнозная оценка состава флота, который может быть зарегистрирован в Российском международном реестре судов в ближайшие годы, произведен расчет потенциальных доходов от регистрации этих судов, а также сделан прогноз затрат на создание и ежегодное применение указанного реестра.
Сравнительные экономические расчеты по обоснованию целесообразности создания реестра показывают, что величина доходов только от регистрации морских судов, контролируемых Россией, ежегодно может быть не менее 1,5-2,0 млн дол. США, а величина расходов на создание и применение реестра может составить 35-50 тыс. дол. США в год. Ожидается, что через пять лет после принятия федерального закона суммы подоходного налога, уплаченного членами экипажей судов, которые могут быть зарегистрированы в реестре, превысят 20 млн дол. США (табл.).
Таким образом, прогнозируемый уровень доходов от применения Российского международного реестра судов подтверждает экономическую целесообразность его создания.
Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)
Предполагаемые величины подоходного налога с членов экипажей судов, которые могли бы быть зарегистрированы в реестре в 2001—2005 гг., млн р.
Категория судов Год
2001 2002 2003 2004 2005
Вновь построенные суда 2,3 4,4 6,8 9,1 11,1
Флот оффшорных компаний 2,8 4,7 7,5 7,5 7,5
Флот АО «Совкомфлот» 1,7 2,9 4,6 4,6 4,6
Всего 6,8 12,0 18,9 21,2 23,2
Вместе с тем следует отметить, что первый проект закона о создании реестра, внесенный автором статьи в правительство в 1999 г. в рамках реализации Концепции судоходной политики РФ, не прошел согласования с Министерством по налогам и сборам РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Министерством юстиции РФ. Несмотря на явную экономическую и социальную целесообразность принятия такого закона, ряд министерств, руководствуясь только задачами по наполнению бюджета и ведомственными интересами, пока не увидели в нем долгосрочных общегосударственных перспектив. В частности, заинтересованные министерства, указывая на противозаконность, по их мнению, принятия предлагаемого закона, считают возможным продвигать этот закон в качестве составной части Кодекса торгового мореплавания РФ, исключив из него вопросы налогообложения и таможенных сборов.
С учетом того, что предлагаемый закон предназначен для решения не регулируемых Кодексом торгового мореплавания РФ вопросов и является весьма специфическим для России, необходимо оформить его как отдельный законодательный акт и одновременно с этим внести изменения и дополнения в налоговое законодательство и положения о таможенных сборах.
Опыт создания международных реестров судов показал, что, как правило, для осуществления таких проектов требуется государственная, правительственная поддержка при их согласовании с различными ведомствами, при рассмотрении и сопровождении в законодательном органе. Для реализации проекта закона о создании Российского международного реестра судов как весьма важного и полезного для развития экономики страны документа очень нужна также поддержка профсоюза моряков, других общественных организаций и средств массовой информации.
И.А. ГАНИЕВА
проректор по научной работе Кемеровского государственного сельскохозяйственного института, кандидат экономических наук, доцент
ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЦИКЛ В СОВРЕМЕННОМ СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Стабилизация российской экономики дает возможность делать долгосрочные прогно-
зы, основываясь на трендах динамики экономических показателей. Так, прогнозируются уровни инфляции, налоговых поступлений, государственных расходов. И чем точнее будет прогноз, тем эффективнее окажутся расходы и инвестиции, государственные и частные. Реализация в России приоритетных национальных проектов, безусловно, поз-
волит ускорить темпы развития социальной сферы (образования, медицины), отдельных отраслей (сельского хозяйства, строительства), однако необходимо повысить эффективность использования направляемых на финансирование мероприятий таких проектов государственных средств.
Целью данной работы являлось исследование состояния сельского хозяйства отдельного региона (Сибирского федерального
© ИА. Ганиева, 2007