Научная статья на тему 'Российский Международный реестр судов. Особенности налогообложения'

Российский Международный реестр судов. Особенности налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1080
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЕСТР СУДОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / КАБОТАЖ / СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ / ЛЬГОТНЫЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / РЕГИСТРАЦИЯ СУДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плавинская Галина Алексеевна

Для поддержки российских судовладельцев, повышения конкурентоспособности российского флота на международном рынке в 2006 году в Российской Федерации создан Российский международный реестр судов, при регистрации судов в котором применяется льготный режим налогообложения. В статье рассмотрены вопросы налогообложения таких судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian International Maritime Register of Shipping. Special features of taxation

For the purpose of support of Russian ship owners, increase of competitive capacity of the Russian Navy in the international market, the Russian International Maritime Register of Shipping was created in the Russian Federation in 2006, where preferential tax treatment is applied during ship registration. The article considers the issues of taxation applied to such ships.

Текст научной работы на тему «Российский Международный реестр судов. Особенности налогообложения»

© 2013 г.

Г. А. Плавинская

РОССИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЕСТР СУДОВ.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Плавинская Галина Алексеевна - доцент кафедры налогообложения и бухгалтерского учета Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, канд. экон. наук, советник налоговой службы РФ 2 ранга.

(E-mail: gplav@yandex.ru)

Транспорт является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры РФ. Развитие транспортной системы становится необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста РФ и улучшения качества жизни населения. Устойчивое и эффективное функционирование транспорта является необходимым условием обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, рациональной интеграции РФ в мировую экономику.

Морской и речной транспорт, как и другие виды транспорта и инфраструктурные отрасли, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества и является важным инструментом достижения внешнеполитических, экономических, социальных целей.

Выполняя значительную часть внешнеторговых перевозок, морской транспорт выступает в роли инструмента экономического и политического влияния РФ на международной арене. Речной транспорт обеспечивает реализацию транзитного потенциала РФ в рамках международных транспортных коридоров, играет важнейшую роль в транспортном обеспечении труднодоступных районов и завозе грузов в районы Крайнего Севера.

Водным транспортом в 2012 году перевезено 161,34 млн тонн грузов, грузооборот составил 105,5 млрд т-км (табл. 1).

Таблица 1.

Итоги работы водного транспорта в 2012 году

Показатель Ед.изм. 2011 2012 %

Перевезено грузов, в т.ч. млн тонн 160,2 161,34 +0,71

морским транспортом -/- 33,6 19,24 -42,74

внутренним водным транспортом -/- 126,6 142,1 + 12,24

Грузооборот, в т.ч. млрд т-км 101,0 105,5 +4,46

морским транспортом -/- 41,4 24,5 -40,82

внутренним водным транспортом -/- 59,6 81,0 +35,9

Снижение объемов перевозок морским транспортом по сравнению с 2011 годом произошло в связи с изменением методологии статистического учета, в результате которого перевозки судами смешанного плавания «река-море» отнесены к перевозкам по внутренним водным путям.

Морские суда, суда внутреннего плавания подлежат государственной регистрации (ст. 130, 131 ГК РФ). Порядок государственной регистрации судов установлен приказом Минтранса России от 09.12.2010 № 277 (далее - Приказ № 277).

Регистрация судов и прав на них производится :

в Государственном судовом реестре;

в бербоут-чартерном реестре;

в Российском международном реестре судов (далее - РМРС);

в реестре строящихся судов.

Регистрация судов и прав на них в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре или реестре строящихся судов осуществляется в одном из морских портов РФ по выбору собственника судна или фрахтователя иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру.

Регистрация судов и прав на них в РМРС осуществляется в одном из морских портовРФ, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 № 583-р, по выбору собственника или фрахтователя иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру.

Согласно ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) в РМРС судов могут регистрироваться:

1) суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки. Не подлежат регистрации в РМРС суда, если они зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств и их возраст на дату подачи заявления о регистрации в РМРС превышает пятнадцать лет;

2) суда, используемые для перевозок и буксировки в каботаже, при условии, что возраст этих судов на момент регистрации не превышает пятнадцать лет;

3) суда, используемые для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводно-технических работ, а также для обеспечения указанных работ и видов деятельности;

4) самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 регистровых тонн, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые для целей, предусмотренных ст. 2 КТМ РФ (для торгового мореплавания).

Необходимость создания международного реестра судов возникла в начале двухтысячных годов. Уход российских судов в оффшорные зоны с льготным налогообложением, регистрация судов под «удобным» флагом начались в 1992 году, тогда доля судов под иностранными флагами составляла 18,4 % от общего дедвейта. На начало 2005 года эта величина достигла 58 %. За период с 1995 по 2004 год морской торговый флот сократился более чем в 3,5 раза.

Судно под «удобным» флагом - это такое судно, которое несет флаг не той страны, которая является страной истинного владения судном. Низкая плата за регистрацию, низкие налоги или их полное отсутствие, возможность использования дешевой рабочей силы - все эти факторы склоняют судовладельца к принятию решения зарегистрироваться в стране «удобного» флага.

Для преодоления таких негативных тенденций было принято решение о создании РМРС, при регистрации судов в котором предусмотрен льготный режим налогообложения. Принятые государством меры стимулировали судовладельцев регистрировать суда в РМРС.

РМРС создан в 2006 году, когда вступил в силу Федеральный закон от 20.12.2005 № 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов» (далее - Закон № 168-ФЗ). Основной целью принятия Закона № 168-ФЗ являлось создание благоприятного инвестиционного климата для судоходных компаний, возврат судов под отечественный флаг, повышение конкурентоспособности российского флота на международном рынке.

На начало 2013 года в РМРС зарегистрировано 568 судов общим дедвейтом 1791,4 тыс.тонн (табл. 2).

Таблица 2.

Динамика состояния морского флота, контролируемого российскими судовладельцами

Флот На начало 2011 На начало 2012 На начало 2013

ед. тыс.тонн дедвейта ед. тыс.тонн дедвейта ед. тыс.тонн дедвейта

под флагом России 1 151 5 262,4 1 067 5 167,7 1 096 5 309

в т.ч. зарегистрировано в РМРС 347 1 430,0 352 1 431,6 568 1 791,4

доля судов, зарегистрированных в РМРС 30 % 27 % 33 % 28 % 52 % 34 %

под иностранными флагами, контролируемый Россией 332 13 932,6 351 14 447,1 345 15 014,0

Всего национальный и контролируемый флот России 1 483 19 195,0 1 418 19 614,7 1 441 20 323,0

За 2012 год количество судов, зарегистрированных в РМРС, возросло с 352 до 568 единиц или на 61,4 %, такое увеличение вызвано вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 07.11.2011 № 305-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства».

В РМРС регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных, связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг.

Рассмотрим налоговые аспекты регистрации судов в РМРС.

1. Государственная пошлина

За регистрацию судов в РМРС, а также за ежегодное подтверждение регистрации судна в РМРС уплачивается государственная пошлина. Размер пошлины устанавливается в зависимости от валовой вместимости судна (табл. 3).

Таблица 3.

Размер государственной пошлины за регистрацию (подтверждение регистрации)

судов в РМРС

Валовая вместимость судна Регистрация судов (пп. 108 ст. 333.33 НК РФ) Перерегистрация судов (пп. 109 ст. 333.33 НК РФ)

От 80 до 3 000 единиц включительно 52 000 руб. + 9,4 руб. за каждую единицу валовой вместимости 14 000 руб. + 22,4 руб. за каждую единицу валовой вместимости

Свыше 3 000 до 8 000 единиц включительно 54 000 руб. + 8,8 руб. за каждую единицу валовой вместимости

Свыше 8 000 до 20 000 единиц включительно 96 000 руб. + 5,0 руб. за каждую единицу валовой вместимости 104 000 руб. + 14,2 руб. за каждую единицу валовой вместимости

Окончание табл. 3

Свыше 20 000 единиц до 45 000 единиц включительно 134 000 руб. + 3,2 руб. за каждую единицу валовой вместимости 204 000 руб. + 9,2 руб. за каждую единицу валовой вместимости

Свыше 45 000 единиц 260 000 руб. + 8 руб. за каждую единицу валовой вместимости

При регистрации судна в РМРС оплата государственной пошлины производится до даты регистрации. Лицо, регистрирующее судно, обязано предъявить документ об оплате государственной пошлины в составе пакета документов, подаваемых на регистрацию (п. 54 Приказа № 277).

Оплата госпошлины за ежегодное подтверждение производится до 15 марта года, следующего за годом регистрации судна в РМРС или последующего года, в котором было осуществлено подтверждение регистрации. В этот срок необходимо предоставить органу регистрации документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за ежегодное подтверждение регистрации судна в РМРС (п. 55 Приказа № 277).

2. Таможенные пошлины

При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза уплачиваются таможенные платежи. К Таможенным платежам, уплачиваемым при ввозе, относятся (ст. 70 Таможенного кодекса таможенного союза, далее - ТК ТС):

1) ввозная таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акциз (акцизы);

4) таможенные сборы.

При ввозе судов, подлежащих регистрации в РМРС, применяется таможенная льгота, установленная п. 7.1.6. Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130. Для предоставления льготы в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств-участников Таможенного союза. Порядок применения льготы установлен п. 9 Решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 и постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 448, согласно которому для получения освобождения от уплаты пошлин необходимо предоставить также копию документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в реестре.

При отсутствии названных документов на дату подачи таможенной декларации, освобождение производится при наличии письменного обязательства о предоставлении документов в течение 45 дней с даты регистрации декларации на товары.

При исключении судна из РМРС таможенная пошлина подлежит уплате не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из реестра, за исключением фактического вывоза судна с таможенной территории Таможенного союза.

3. Налог на добавленную стоимость

3.1.В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 150 НК РФ от налогообложения НДС освобождается ввоз судов, подлежащих регистрации в РМРС.

Порядок применения освобождения установлен ст. 200 ТК ТС.

Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и(или) распоряжению товарами, признаются условно выпущенными. Они могут использоваться только в целях, которые соответствуют условиям предоставления льгот.

Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

Согласно п. 2 ст. 211 ТК ТС при использовании условно выпущенных товаров в иных целях чем те, в связи с которыми было предоставлено освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, уплата таможенных платежей производится в первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

3.2. В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 164 НК РФ реализация построенных судов, подлежащих регистрации в РМРС, облагается НДС по ставке 0 %.

Для подтверждения права на применение ставки 0 % налогоплательщик должен предоставить пакет документов установленный п. 13 ст. 165 НК РФ:

1) контракт (копию контракта) на реализацию судна, заключенный налогоплательщиком с заказчиком и содержащий условие об обязательной регистрации построенного судна в РМРС в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику;

2) выписку из реестра строящихся судов с указанием, что по окончании строительства судно подлежит регистрации в РМРС;

3) документы, подтверждающие факт перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику.

Если в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в РМРС не будет осуществлена, то уплата НДС производится налоговым агентом, которым признается лицо, в собственности которого находится судно по истечении 45 календарных дней с момента перехода права собственности. Налоговая база определяется как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

Налоговый агент обязан исчислить НДС по ставке 18 % и перечислить налог в бюджет (п. 6 ст. 161 НК РФ).

Таким образом, при приобретении судов, подлежащих регистрации в РМРС, НДС не уплачивается независимо от места постройки судна.

4. Налог на прибыль

В соответствии с пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС. Под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных, связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и(или) пункт назначения расположены за пределами территории РФ, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг. Расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией, реализацией судов, зарегистрированных в РМРС, также не учитываются при налогообложении (п. 48.5 ст. 270 НК РФ)

Таким образом, если судовладелец имеет суда, зарегистрированные как в РМРС, так и в Государственном судовом реестре, то он обязан обеспечить раздельный учет доходов и расходов от эксплуатации судов, зарегистрированных в разных реестрах.

Суда, зарегистрированные в РМРС, могут быть использованы в каботажных перевозках. При этом следует учитывать, что полученные при этом доходы подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, так как в соответствии с пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы не подлежат налогообложению только в том случае, если при осуществлении перевозки пункт назначения и(или) пункт отправления расположены за пределами территории РФ (письмо Минфина России от 07.10.2013 № 03-03-06/1/41503).

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Поэтому общехозяйственные расходы, которые нельзя непосредственно отнести

к конкретному виду деятельности, должны распределяться налогоплательщиком самостоятельно пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. При этом часть общехозяйственных расходов, относящаяся к деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС, для целей налогообложения прибыли не учитывается.

Важные изменения в порядок налогообложения судов, зарегистрированных в РМРС, были внесены Федеральным законом от 07.11.2011 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства», которые вступили в силу с 1 января 2012 года:

1) внесены поправки в пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которым в составе доходов не учитываются доходы от реализации судов, зарегистрированных в РМРС. Аналогичная норма введена и в п. 48.5 ст. 270 НК РФ - затраты, связанные с реализацией судов, зарегистрированных в РМРС, не учитываются в составе расходов;

2) из состава амортизируемого имущества исключаются суда, зарегистрированные в РМРС на период их нахождения в этом реестре, следовательно, амортизация по таким судам не начисляется (п. 3 ст. 256 НК РФ). При этом следует учитывать, что в этом случае важен только сам факт нахождения судна в РМРС. Амортизация не начисляется даже в том случае, если судно, зарегистрированных в РМРС, используется только при осуществлении каботажных перевозок;

3) при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и(или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и зарегистрированных в РМРС судов. При этом под эксплуатацией таких судов в данном случае понимается их использование для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки и обеспечения указанных услуг и видов деятельности независимо от расположения пункта отправления и(или) пункта назначения, а также сдача таких судов в аренду для данного использования (пп. 33.2 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, с 1 января 2012 года:

- не учитываются доходы от эксплуатации зарегистрированных в РМРС судов, построенных российскими судостроительными компаниями после 1 января 2010 года, независимо от места расположения пунктов отправления и назначения;

- не учитываются доходы и расходы от реализации судов, зарегистрированных в РМРС.

При исчислении налога на прибыль часто возникают вопросы, связанные с налогообложением курсовых разниц, которые по общему правилу относятся к внереализационным доходам (расходам) - нужно ли их учитывать при формировании налоговой базы?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минфин России в письме от 16.04.2013 № 03-03-06/1/12744 разъяснил, что курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей, не являются доходами (расходами), указанными в пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 48.5 ст. 270 НК РФ соответственно, и учитываются для целей налогообложения в общеустановленном порядке, их распределение между различными видами деятельности не производится.

Аналогичную позицию высказал ВАС России в Определении от 03.05.2011 № ВАС-4873/11.

5. Налог на имущество

В соответствии с пп 7 п. 4 ст. 374 НК РФ не являются объектом налогообложения налогом на имущество суда, зарегистрированные в РМРС.

До 1 января 2013 года освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций судов, зарегистрированных в РМРС, было установлено п. 18 ст. 381 НК РФ.

В соответствии со ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При этом п. 4 ст. 376 НК РФ установлено, что среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Таким образом, освобождение от налогообложения предоставляется с месяца, следующего

за датой государственной регистрации судов в РМРС. Для подтверждения права на освобождение в налоговый орган необходимо предоставить «Свидетельство о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в Российском международном реестре судов» по форме, утвержденной Приказом № 277 (далее - Свидетельство).

6. Транспортный налог

В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения суда, зарегистрированные в РМРС. Освобождение от налогообложения предоставляется налогоплательщикам только при наличии Свидетельства. Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ месяц регистрации транспортного средства принимается за полный месяц. Таким образом, освобождение от уплаты транспортного налога предоставляется с месяца государственной регистрации судов в РМРС.

7. Исчисление страховых взносов во внебюджетные фонды

Согласно дополнениям, внесенным Федеральным законом от 07.11.2011 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства», в ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 1 января 2012 года для плательщиков, которые производят выплаты за исполнение трудовых обязанностей членам экипажей судов, зарегистрированных в РМРС, установлены льготные тарифы страховых взносов во все фонды в размере 0 процентов. Льготные тарифы будут применяться в течение 2012-2027 годов.

Размер тарифа страховых взносов не зависит от места выполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов - международные или каботажные перевозки.

Несмотря на тариф страховых взносов в размере 0 процентов, члены экипажей судов являются застрахованными лицами, поэтому по ним представляются сведения в Пенсионный фонд.

Таким образом, у членов экипажей судов, зарегистрированных в РМРС, исчезли проблемы с подтверждением страхового стажа, необходимого для назначения пенсии, которые были в период с 2006 по 2011 год, когда страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не уплачивались и у фонда отсутствовала информация о страховом стаже работников. За восстановлением страхового стажа работники обращались в судебные органы, и суды поддерживали членов экипажей судов, зарегистрированных в РМРС (решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18.09.2008 № 2-3344/20 за 2008 год, от 3.0.07.2009 № 2-3988/6-2009).

Проведя анализ льготной системы налогообложения для организаций, имеющих суда, зарегистрированные в РМРС, можно сделать вывод, что с 2012 года, после принятия Федерального закона от 07.11.2011 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства», данная система стала более выгодной для организаций, о чем свидетельствует рост количества судов, зарегистрированных в РМРС. Однако остаются и проблемы с ведением раздельного учета доходов и расходов по каботажным и международным перевозкам.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ (часть 2)

2. Об основных итогах деятельности морского и внутреннего водного транспорта в 2012 году, задачах на 2013 год и среднесрочную перспективу до 2015 года//Информационно-аналитические материалы к расширенному заседанию Совета Федерального агентства морского и речного транспорта 1 марта 2013

3. Луговец А.А. Создание экономических условий для привлечения судовладельцев под российский флаг // Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)// izvestia.isea.ru>pdf.asp?id=4685

4. Юрьев В. Добро пожаловать в Российский международный реестр судов//Морской флот.-2006.- №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.