Научная статья на тему 'Создание единого информационного пространства для налоговиков и налогоплательщиков'

Создание единого информационного пространства для налоговиков и налогоплательщиков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / НАЛОГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / FINANCE / TAXES / INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усовик Андрей Ольгердович

Рассмотрены принципы современной налоговой реформы. Определены пути создания единого информационного пространства для налоговиков и налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF COMMON INFORMATION SPACE FOR TAX AUTHORITIES AND TAX PAYERS

Foundations of the current tax reform are discussed. Ways to form a unitary information space for tax collectors and tax payers are suggested.

Текст научной работы на тему «Создание единого информационного пространства для налоговиков и налогоплательщиков»

А.О. УСОВИК

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ НАЛОГОВИКОВ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Современная административная реформа, осуществляемая в последние годы в России, направлена на уточнение функций федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и разграничение полномочий между ними, реформирование государственной (в том числе налоговой) службы, а также местного самоуправления и муниципальной службы. Реформа придает управлению налогообложением более сложный экономический смысл и предъявляет к нему свои требования. В частности, проводимые в настоящее время мероприятия, ориентированные на модернизацию налогового администрирования, обеспечивают внедрение трех его основных принципов1:

1. Полное самоначисление или самодек-ларирование доходов налогоплательщиком.

2. Развитие системы электронной обработки данных и централизация ввода и обработки налоговой информации.

3. Постоянное повышение уровня профессиональной подготовки персонала инспекции.

Поэтому организация электронного взаимодействия хозяйствующих субъектов и государственных органов в целях повышения качества и эффективности управления государством — одна из важнейших задач современного общества. Постоянно растут объемы документооборота между налогоплательщиками и государственными органами, уполномоченными законодательством на прием и обработку различного рода данных. Соответственно, увеличиваются объемы информации и количество показателей, обрабатываемых в государственных информационных системах. Осознание роли государственных структур как источников сервиса для граждан и предприятий приводит, в свою очередь, к увеличению потока документов и в обратном направлении: нормативно-правовая, справочная информация, другие сведения передаются хозяйствующим субъектам по их запросам.

В 2002 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 207-р начала действовать Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010 гг.». Основная ее цель — повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления на базе информационных компьютерных технологий. В рамках программы должны быть решены такие задачи, как модернизация органов власти, государственного и муниципального управления посредством внедрения информационно-компьютерных технологий, подключение органов государственной власти и местного самоуправления к телекоммуникационным сетям и обеспечение доступа к Интернету. Одной из подзадач ФЦП «Электронная Россия» является внедрение информационных технологий в определенные виды обязательного взаимодействия органов власти с хозяйствующими субъектами, в том числе при представлении налоговой отчетности2.

К 2002 г. во многих налоговых инспекциях существовало программное обеспечение для анализа налоговой отчетности, в некоторых даже был предусмотрен ввод информации в электронном виде. Однако для массового сбора отчетности в электронном виде необходимо было разработать формат данных налоговой отчетности, который бы применялся всеми налоговыми инспекциями и налогоплательщиками независимо от используемого программного обеспечения3.

Принятие федерального закона «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ, а также внесение изменений в ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации и в федеральный закон «О бухгалтерском учете» послужили юридической основой для построения системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи. Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169 был утвержден по-

© АО. Усовик, 2007

А.О. УСОВИК

рядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. У налогоплательщиков появились законные основания не представлять в налоговый орган отчетность на бумажном носителе при представлении ее в электронном виде.

В настоящее время внедрение системы представления отчетности в электронном виде является одним из приоритетных направлений работы налоговых органов. Сегодня налогоплательщики России могут воспользоваться реальными результатами действия ФЦП «Электронная Россия»:

- разработан единый формат данных налоговой отчетности;

- налоговые инспекции имеют программное обеспечение, в котором предусмотрена загрузка отчетности в едином формате;

- в большинстве из них есть возможность приема отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

В конце 2005 г. согласно приказу УФНС России по г. Москве от 7 октября 2005 г. № 395 в налоговых инспекциях столицы проходила опытная эксплуатация программного обеспечения по использованию технологии двухмерного штрих-кодирования налоговой отчетности. Соответствующую программу TaxScan разработал ГНИВЦ при Федеральной налоговой службе. Приказом был утвержден порядок работы территориальных и межрайонных инспекций, назначены ответственные за проведение эксперимента лица, организованы рабочие места для инспекторов по приему отчетности — с компьютером и сканером, специалисты инспекций прошли необходимое обучение.

Сдача отчетности с двухмерным штрихкодом в налоговую инспекцию происходила следующим образом. Налоговый инспектор считывал информацию с налоговой декларации, которая была переведена в электронный вид с помощью специального сканера. На данном этапе, поскольку эксперимент только начинался, некоторые налоговые инспекции, чтобы подстраховаться, просили бухгалтеров сдавать вместе с бумажным вариантом отчетность на дискетах. Впоследствии никакого дублирования быть не должно.

Штриховое кодирование — это графический способ представления информации, при

котором данные отображаются графически, как правило, в виде областей двух различных тонов — светлого и темного.

Применение штрих-кодов решает две основные задачи: ускорение ввода информации в компьютер и устранение ошибок ввода. Сканерами в отличие от ручного ввода информация в компьютер вводится за доли секунды при незначительной вероятности ошибок. В некоторых случаях сканирование штрих-кодов возможно без участия человека.

Штрих-коды представляют собой, по существу, портативные информационные файлы большой плотности и емкости и обеспечивают доступ к большим объемам информации без отсылок к внешней базе данных.

В качестве штрих-кода в формах налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), ФНС России использует двухмерный штрих-код Aztec. Символ кода Aztec обеспечивает простоту процедуры кодирования и декодирования, и в то же время его математическая структура необычайно гибка и надежна. Aztec-код — это универсальная символика двухмерного (2D) штрихового кода. Код представляет собой квадрат, содержащий матрицу квадратных элементов, в центре которой располагается «мишень», составленная из концентрических квадратов. Aztec позволяет эффективно кодировать объемы налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), в форматах, утвержденных ФНС (МНС) России. Код располагается в специально отведенной для него зоне, находящейся в правом верхнем углу каждого листа формы отчетности (рис.).

Aztec-код позволяет кодировать любую байтовую последовательность в эффективных компактных режимах для текстовых и цифровых данных, что дает возможность эффективно его использовать при сдаче налоговых деклараций.

Представление отчетности в электронном виде существенно экономит время налогового инспектора на ее прием, исключает ошибки, возможные при вводе данных вручную. Применение телекоммуникационных

Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)

(полное наименование организации / Фамилия, Имя, Отчество физического лица)

Фрагмент налоговой декларации

каналов связи способствует экономии времени налогоплательщика, так как отпадает необходимость личного присутствия при сдаче отчетности. Именно передача данных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи является наиболее перспективным способом взаимодействия и развития современных информационных систем нашей экономики.

Примечания

1 Пономарев А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации: учеб. пособие. М., 2006.

2 Информационные технологии в повседневную жизнь налоговиков // Финансовая газета. 2006. № 40.

3 Там же.

А.Ю. ФИЛИППОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОСАГО В РОССИИ

Целенаправленное эффективное социально-экономическое развитие государства немыслимо без усиления его внимания к институту страхования, обеспечивающему защиту имущественных, личных и финансовых интересов отдельных предприятий, организаций, граждан и общества в целом. А обязательное страхование автогражданской ответственности, как известно, не только является важнейшим механизмом возмещения вреда жизни и здоровью потерпевших в ДТП, но и как государственный рычаг управления имеет социальную направленность.

Однако в настоящее время сложившийся российский национальный рынок ОСАГО

отстает в своем развитии от аналогичных рынков других стран по ряду показателей. Одной из наиболее болезненных причин этого, по мнению автора, является то, что российский рынок ОСАГО характеризуется значительной диспропорцией в развитии региональных рынков ОСАГО, становление которых происходит стихийно, без реальной поддержки со стороны государства и в отсутствие специальных программ с определением стратегических и тактических целей их развития. Так, по данным Федеральной службы страхового надзора Министерства финансов РФ за 2005 г., из семи региональных страховых рынков РФ на долю

© А.Ю. Филиппов, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.