НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УДК 336.225.673
налоговый контроль
в системе сдачи налоговой отчетности
в электронном виде
:*
Г. Я. ЧУХНИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: G0703@mail.ru Волгоградский государственный аграрный университет
В статье представлены этапы развития электронного способа сдачи отчетности, рассмотрена процедура сдачи налоговой отчетности в электронном виде, представлена блок-схема электронного документооборота, отражены существенные преимущества системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи для налогоплательщика, проанализированы региональные данные по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, сдающим отчетность в электронном виде.
Ключевые слова: налоговый контроль, отчетность, телекоммуникационные каналы связи, программное обеспечение, налоговые декларации, электронный документооборот.
Налоговая отчетность представляет собой совокупность налоговых деклараций, которые налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы по месту налогового учета в установленные сроки.
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Волгоградском государственном университете.
В соответствии с гл. 14 Налогового кодекса РФ (НК РФ) должностными лицами налоговых органов проводится налоговый контроль различными формами и методами. Одной из составляющих налогового контроля является проверка данных учета и отчетности, проводимая в форме камеральной налоговой проверки. Камеральная налоговая проверка осуществляется на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов) и документов.
Для упрощения проведения налоговых проверок и улучшения качества налогового контроля в целом была разработана и успешно внедрена система представления сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи.
Внедрение безбумажной технологии сдачи отчетности в России началось с представления деклараций на бумаге с дублированием информации на магнитных носителях (дискетах). Позднее, с появлением соответствующего сканирующего оборудования, появилась возможность представления отчетности на бумаге с использованием двухмерного штрих-кода и на машиночитаемых бланках [1, с. 8].
Переход к системе сдачи налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществлялся постепенно.
Основные этапы развития электронного способа сдачи отчетности представлены на рис. 1 исходя из содержания нормативно-правовой
базы, формирующейся в ходе развития данного способа.
Первым шагом на пути к бесконтактному способу сдачи отчетности стал Федеральный закон от 28.12.2001 № 180-ФЗ «О внесении изменения в статью 80 части первой Налогового кодекса
Примечание. Составлено автором с использованием справочной правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www. consultant. га.
Рис. 1. Этапы развития сдачи налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
Российской Федерации», который дал налогоплательщикам возможность представлять налоговые декларации не только лично или почте, но и по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
Вскоре был принят Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» 1, согласно которому электронная цифровая подпись (ЭЦП) признавалась равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при выполнении ряда условий. Также ст. 3 данного закона установлено, что ЭЦП -это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Согласно подп. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, т. е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» также было установлено, что электронный документ - это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме [8].
Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по ТКС был установлен приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 «Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» [10], определившим участников информационного обмена при представлении отчетности по ТКС, к которым, кроме налогоплательщиков и налоговых органов, были отнесены и посредники - третья
1 Данный Федеральный закон утратил силу с 01.07.2013 в связи с принятием Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
сторона, так называемые специализированные операторы связи [3, с. 122].
Специализированный оператор связи - это организация, предоставляющая услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС [7].
Основной задачей специализированного оператора связи является доставка электронных документов от налогоплательщиков до налоговых инспекций и фиксация даты отправки данных документов.
На основании п. 3 ст. 80 НК РФ с 2007 г. налогоплательщики со среднесписочной численностью более 250 человек и крупнейшие налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме. С 2008 г. среднесписочная численность налогоплательщиков, обязанных представлять отчетность в налоговые органы в электронной форме, была снижена до 100 человек. Сдача отчетности в электронном виде остальными налогоплательщиками является их правом, а не обязанностью [1, с. 9].
В настоящее время представление налоговой декларации в электронном виде по ТКС возможно при подключении налогоплательщика к общедоступным системам связи, наличии необходимых аппаратных средств, а также соответствующего программного обеспечения, которое осуществляет [10]:
- формирование данных налоговой декларации для их последующей передачи в виде электронных документов по ТКС;
- формирование запросов на получение от налогового органа по месту учета информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетами различного уровня;
- шифрование при отправке и расшифрование при получении информации с использованием средств криптографической защиты информации;
- формирование подписи при передаче информации и ее проверку подлинности при получении с использованием средств ЭЦП.
Представление налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы данным способом
осуществляется в соответствии с приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@ «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» [7], которым утверждены Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
При этом необходимо учитывать, что приказом ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (вступившие в силу с даты, установленной приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-6/610@ «О внедрении в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего исполнение Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС России 02.11.2009 № ММ-7-6/534@») [9].
Согласно действующему порядку представления налоговых деклараций в электронном виде по ТКС выполняется следующая последовательность действий (рис. 2):
- при отправке отчетности налогоплательщиком файл отчетности подписывается ЭЦП налогоплательщика, зашифровывается и направляется в налоговый орган через специализированного оператора связи.
В случае представления налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика вместе с налоговой декларацией направляется информационное сообщение о реквизитах доверенности, выданной представителю;
- специализированный оператор связи при получении от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) налоговой декларации (расчета) фиксирует дату отправки электронного документа, формирует подтверждение даты отправки, которое подписывает своей ЭЦП, и направляет
налогоплательщику (представителю налогоплательщика). Затем зашифрованный электронный документ (документы) и подтверждение даты отправки отчетности, подписанное ЭЦП специализированного оператора связи, направляются в налоговый орган;
- при получении электронного документа в налоговой инспекции он расшифровывается, проверяется совпадение ЭЦП налогоплательщика, что гарантирует отсутствие искажений при поступлении документа в налоговый орган, равно как и невозможность внесения изменений со стороны работников налоговых органов без обнаружения изменения электронного документа. Если результат проверки ЭЦП положительный, то электронный документ подписывается второй подписью (ЭЦП налоговой инспекции), зашифровывается и налогоплательщику через специализированного оператора связи отправляется извещение о получении декларации. Одновременно электронный документ с двумя ЭЦП (налогоплательщика и инспекции) сохраняется в архиве инспекции для предъявления в случае возникновения спорной ситуации по поводу содержания документа. Если результат проверки ЭЦП отрицательный, то файл отчетности не принимается, а налогоплательщику высылается сообщение об ошибке;
- налогоплательщик при получении от налогового органа через специализированного оператора связи извещения о получении его электронного документа, подписанного ЭЦП налогового органа, проверяет подлинность ЭЦП налогового органа и сохраняет его в архиве для предъявления при возникновении спорной ситуации по поводу содержания документа; при получении сообщения об ошибке налогоплательщика, документооборот прекращается;
- далее налоговый орган с помощью своего программного обеспечения осуществляет входной контроль полученных электронных документов, формирует квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме, подписывает квитанцию ЭЦП должностного лица налогового органа и направляет через специализированного оператора связи налогоплательщику;
- при получении налогоплательщиком квитанции о приеме он проверяет подлинность ЭЦП
23. Получает извещение о вводе / уведомление об уточнении
-22. Передает извещение о вводе / уведомление об уточнении
21. Формирует и отправляет извещение о вводе / уведомление об уточнении
24. Отправляет извещение о получении извещения о вводе/ уведомление об уточнении
„25. Передает извещение о получении извещения о вводе/ уведомление об уточнении
О
26. Получает извещение о получении извещения о вводе / уведомление об уточнении
Примечание. Составленоавтором по [6,12].
Рис. 2. Блок-схема электронного документооборота
и отправляет налоговому органу через специализированного оператора связи извещение о получении квитанции; при получении им уведомления об отказе документооборот прекращается;
- по результатам обработки налоговой декларации (расчета) с помощью программного комплекса налоговый орган формирует извещение о вводе или уведомление об уточнении в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете);
- документооборот заканчивается после получения налоговым органом от налогоплательщика извещения о получении извещения о вводе или уведомления об уточнении.
Таким образом, налогоплательщик, пользующийся системой сдачи отчетности в электронном виде по ТКС, может считать цикл сдачи отчетности полностью выполненным, если он имеет:
1) подтверждение даты отправки отчета;
2) извещение о получении отчета или сообщение об ошибке;
3) квитанцию о приеме отчета или уведомление
об отказе;
4) извещение о вводе отчета или уведомление
об уточнении.
Такой порядок создает основу для корректного разрешения нештатных или же спорных ситуаций, связанных со сдачей отчетности.
Использование налогоплательщиком системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС предоставляет ему ряд существенных преимуществ, к которым относятся [11]:
1) экономия рабочего времени. Отсутствует необходимость посещения налогоплательщиками налоговых инспекций и ожидания в очереди. Вся информация может быть отправлена из офиса налогоплательщика.
По нашему мнению, данное преимущество расширяет рамки сдачи налоговой отчетности, поскольку налогоплательщик может отправить файлы до 24 ч последнего дня сдачи отчетности. Таким образом, отпадает зависимость от графика работы налоговых органов;
2) отсутствие дублирования. Представление бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по ТКС не требует дублирования этих документов на бумажных носителях;
3) избежание ошибок. При формировании информации с использованием средств выходного контроля налогоплательщику предоставляется возможность ее подготовки и формирования в стандартном формате, с контролем правильности заполнения полей форм отчетности. При этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы.
По нашему мнению, это преимущество заключается не только в буквальном исключении арифметических ошибок, но и в простоте и удобстве формирования документов, так как процесс приема и ввода налоговых деклараций максимально автоматизирован;
4) гарантия оперативного обновления форматов представления информации в электронном виде. В случае изменения форм налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов или введения новых форм отчетности налогоплательщик до установленного срока представления информации автоматически получает возможность обновления новых версий форматов ее представления в электронном виде;
5) оперативное информирование. Налогоплательщик имеет возможность получения по электронной почте общедоступной информации от налоговых органов: сведений об изменении налогового законодательства, изменения бюджетных счетов, нормативных актов и т. п.;
6) подтверждение доставки отчетности. После отправки информации в налоговый орган налогоплательщику гарантировано получение подтверждения ее получения, имеющего в спорных ситуациях юридическую силу;
7) конфиденциальность. Система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС предполагает защиту информации, содержащейся в направленных документах, от просмотра и корректировки.
На наш взгляд, обеспечение конфиденциальности, юридической значимости и целостности электронных документов осуществляется именно за счет применения современных технологий и средств криптографической защиты информации (шифрования и ЭЦП).
Кроме этого, по нашему мнению, можно выделить еще несколько важных достоинств электронного способа сдачи отчетности:
- возможность отправки в электронном виде исправленных налоговых деклараций, а также оперативное внесение в них необходимых изменений и уточнений;
- круглосуточная техническая поддержка;
- принцип «единого окна», который предполагает возможность с одного компьютера и с использованием одного криптографического ключа отправлять отчетность в разные контролирующие органы.
Еще одно из важнейших преимуществ такой технологии - возможность налогоплательщика получать от налоговых органов информационные услуги в электронном виде по каналам связи. К ним относятся: справки о состоянии расчетов по налогам и сборам, выписки операций по расчету с бюджетом, акты сверки расчетов по налогам, сборам и взносам, перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году. Получив информацию из выписки операций по расчету с бюджетом, налогоплательщик уже может оперативно скоординировать свою дальнейшую работу. Если плательщику, сдающему отчетность на бумаге, такие услуги предоставляются в течение 5-15 дней, то использующие электронный способ представления отчетности налогоплательщики получают информацию в течение 1 рабочего дня [13].
Для налогового администрирования О. О. Буинцева выделяет следующие преимущества данного способа сдачи налоговой отчетности [2, с. 251-252]:
- оперативность налогового администрирования, в том числе в части осуществления возврата переплаченных налогов и информирования налогоплательщиков о состоянии налоговых платежей;
- возможность автоматического контроля правильности заполнения деклараций;
- организация хранения в электронном виде больших объемов деклараций за различные периоды времени и организация удобного доступа к ним сотрудников налоговых и иных контролирующих органов;
- обеспечение возможности автоматического сопоставления данных, представленных различными налогоплательщиками и иными лицами на предмет выявления недостоверных сведений;
- сокращение затрат на процедуры декла-
рирования субъектами предпринимательской деятельности;
- сокращение затрат на подготовку аналитических отчетов, в том числе с целью выявления признаков недобросовестного поведения налогоплательщиков и плательщиков сборов.
По мнению В. М. Вдовина, разработка системы представления налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи позволяет налоговым органам сократить объем ручного ввода данных деклараций плательщиков, а также избежать личного контакта налогоплательщиков и сотрудников налоговых органов при сдаче отчетности [3, с. 124].
Для налоговых органов выгоды, наш взгляд, прежде всего связаны с сокращением трудозатрат специалистов и освобождением их от рутинных операций. Присланные налогоплательщиком сведения автоматически разносятся на лицевые счета, что исключает необходимость в перенаборе данных, как следствие, исчезают связанные с этим опечатки. Представленная информация обрабатывается быстрее, что делает процесс выверки платежей более оперативным.
Благодаря всем вышеуказанным преимуществам количество налогоплательщиков, представляющих налоговую и бухгалтерскую отчетности в электронном виде по ТКС, с каждым годом возрастает. В подтверждение этого утверждения приведем данные на примере Волгоградской области (рис. 3).
По статистическим данным Управления ФНС России по Волгоградской области, по состоянию на 01.01.2013 удельный вес налогоплательщиков-организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и представивших налоговые декларации (расчеты) и бухгалтерскую отчетность в электронном виде по ТКС с ЭЦП, составил 95,9 %, удельный вес налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, представивших налоговые декларации (расчеты) по ТКС с ЭЦП, - 95,9 %.
По состоянию на 01.01.2012 удельный вес налогоплательщиков-организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и представивших налоговые декларации (расчеты) и бухгалтерскую отчетность в электронном виде по ТКС с ЭЦП, - 92,6 %, удельный вес налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей,
I На 01.01.2011 На 01.01.2012 На 01.01.2013
Юридические лица Индивидуальные предприниматели
Примечание. Составлено автором по [5].
Рис. 3. Удельный вес налогоплательщиков, сдающих отчетность в электронном виде
представивших налоговые декларации (расчеты) по ТКС с ЭЦП, - 90,1 %.
Для сравнения: по состоянию на 01.01.2011 удельный вес налогоплательщиков-организаций, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и представивших налоговые декларации (расчеты) и бухгалтерскую отчетность в электронном виде по ТКС с ЭЦП, составил 76,1 %, удельный вес налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, представивших налоговые декларации (расчеты) по ТКС с ЭЦП, был равен 75,4 % [5].
Рост приведенных показателей свидетельствует о том, что большинство налогоплательщиков, на практике убедившись в преимуществах и удобстве представления отчетности по ТКС, уже перешли на «электронное» взаимодействие с налоговой инспекцией.
Однако в настоящее время в сфере электронного документооборота остается еще ряд нерешенных проблем. Среди них можно выделить следующие:
- во-первых, несовершенство нормативно-правовых актов, позволяющих осуществлять электронный документооборот.
Мы полагаем, что помимо приказов ФНС России необходимо разработать федеральный закон и закрепить им: статус электронного документа; возможность получения услуги в электронном виде;
установление обязанностей и ответственности сторон при взаимодействии через портал;
- во-вторых, налицо противоречие двух норм друг другу. Так, в п. 2.10 приказа ФНС России от 02.11.2009 №№ ММ-7-6/534@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» указано, что поданная в электронном виде декларация считается непредставленной, если содержит ошибки или несоответствия. Это положение противоречит п. 4 ст. 80 НК РФ, в котором указано: «При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки». То есть декларация считается представленной в любом случае с момента отправки, даже если она не дойдет в нужные сроки до сервера налоговой инспекции. Данный пробел провоцирует налоговые споры.
Поэтому, по нашему мнению, в указанный выше приказ ФНС России необходимо внести поправку согласно НК РФ и считать декларацию представленной на дату отправки, даже если она не будет принята из-за ошибки, выявленной на первом этапе проверки.
Также при электронном взаимодействии налоговой службы с Главным научно-исследовательским вычислительным центром ФНС России могут возникать технические проблемы, такие как: ошибки обработки, расшифровки данных; сбои в системе; проблемы приема электронных документов; задержка получения электронных документов; несовпадения типа отправителя; другие технические неполадки.
На наш взгляд, для предотвращения технических сбоев целесообразно проводить профилактические работы и непрерывно наблюдать за работой систем, а в случае возникновения технических неполадок - незамедлительно их устранять.
Таким образом, по нашему мнению, одним из направлений внедрения информационных технологий в процесс обработки налоговой информации является разработка системы представления налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи.
В настоящее время информационные технологии активно используются в налоговых органах для организации эффективного налогового контроля за счет совершенствовании процессов обработки данных, экономии рабочего времени, повышения эффективности процесса электронного документооборота.
На сегодняшний день система электронного документооборота подтвердила свою востребованность среди налогоплательщиков и с каждым годом приобретает все большее распространение.
Список литературы
1. Артамонова Л. Г. Принципы налогового контроля и контрольной работы налоговых органов: современные тенденции // Налоги и налогообложение. 2011. № 8.
2. Буинцева О. О. Тенденции развития налогового декларирования в условиях реформирования законодательства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 3 (86).
3. Вдовин В. М. Информационные технологии в налогообложении: учеб. пособие / В. М. Вдовин, Л. Е. Суркова, А. В. Смирнова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.
4. Горячая линия: представление налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи // Российский налоговый курьер. 2010. № 1-2. Режим доступа: http://www. тк. т.
5. Налоговая отчетность // Официальный сайт УФНС России по Волгоградской области. Режим доступа: http://www. г34.па^. ги.
6. Новая схема документооборота при представлении налоговой и бухгалтерской отчетности через Интернет // Российский налоговый портал. Режим доступа: http://www. taxpravo. ru/novosti/ statya-123963-novaya_sxema_dokumentooborota.
7. Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи: приказ МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@ (ред. от 22.06.2011) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www. consultant. ru.
8. Об отдельных вопросах применения электронных документов: письмо ФНС России от 05.10.2011 № ЕД-4-3/16368@ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www. consultant. ru.
9. Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи: приказ ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www. consultant. ru.
10. Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи: приказ МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www. consultant. ru.
11. Ответы на типовые вопросы налогоплательщиков, связанные с переходом на представление налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи // В помощь бухгалтеру. Режим доступа: http://www. mvf. klerk. ru/bunu/ bu019.htm.
12. Схема документооборота в ИФНС // Сайт ЗАО «ПФ «СКБ Контур». Режим доступа: http:// www. kontur-extern. ru/support/faq/41/246.
13. «Электронная» налоговая // Деловая газета «Опора России». 2010. № 47. Режим доступа: http://www. mediakrug. ru/delkrug.