Научная статья на тему 'Новые технологии в работе инспекций ФНС России по г. Москве'

Новые технологии в работе инспекций ФНС России по г. Москве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые технологии в работе инспекций ФНС России по г. Москве»

информационные тЕХНологии

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ИНСПЕКЦИЙ ФНС РОССИИ ПО г. МОСКВЕ

М.Л. ПРАВДИНА,

заместитель начальника ОРН и СМИ Управления ФНС России по г. Москве, советник налоговой службы РФ III ранга

Организация глобальной системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, через Интернет, затрагивающий налогоплательщиков всех регионов, — масштабный проект Федеральной налоговой службы. Не так просто хотя бы представить себе информационную систему, связывающую воедино 2,5 млн налогоплательщиков России (и это, если считать только юридических лиц!), около 1 500 налоговых инспекций и предназначенную для ежеквартальной обработки нескольких десятков миллионов документов! Не так то просто представить — не то, чтобы построить. И когда с принятием всей необходимой нормативной базы в 2002 г. этот проект начинался, над ним витал дух какой-то эфемерности, неопределенности. Казалось, что это все не для этого времени и не для этого места. Говорили, что не получится в России построить нормальную систему обмена документами с электронной цифровой подписью, да еще и зашифрованных в соответствии со всеми требованиями ФСБ России, и пригодную для обработки всех многочисленных форм отчетности.

Но в последнее время весь этот ореол «невозможности» и «рискованности», к счастью, уходит в прошлое. Почему? Да потому, что система построена, работает и доказала свою эффективность! В целом по стране через Интернет отчитываются более 160 тыс. налогоплательщиков (каждый месяц не менее 10 тыс. организаций становятся новыми абонентами), а в некоторых крупных городах доля электронной отчетности в общем потоке документооборота достигает 20 — 25%.

Основную роль в этом сыграла конкурентная среда. Согласно нормативной базе, на рынке электронной отчетности каждого региона одновременно могут присутствовать несколько организаций, оказы-

вающих услуги документооборота налогоплательщикам и налоговых органов. В 2003 — 2005 гг. система этих организаций (они называются специализированными операторами связи) находилась в стадии формирования. Сейчас почти в каждом регионе РФ действуют два или три (где-то и больше) специализированных оператора, представляющих на рынке технологии различных разработчиков.

Порядка 20 000 налогоплательщиков представляют отчетность в московские инспекции в электронном виде и количество подключившихся ежемесячно растет. В 2005 г. в Москве специализированных операторов стало два — помимо известной многим московским бухгалтерам компании «Такском», свои услуги налогоплательщикам стал предоставлять второй специализированный оператор — компания «СКБ Контур».

«Такском» специализируется на разработке и внедрении систем электронного документооборота, в которых используются средства криптографической защиты информации. Эти системы обеспечивают обмен по каналам связи конфиденциальной информацией, зашифрованной с гарантированной стойкостью и защищенной электронной цифровой подписью. Подобные системы могут применяться во многих областях, включая сдачу отчетности юридическими и физическими лицами в контролирующие органы, обмен информацией по открытию (закрытию) банковского счета и изменению номера банковского счета между банками и налоговыми органами, электронный документооборот между предприятиями, организациями и ведомствами, а также их структурными подразделениями.

В настоящее время компания «Такском» разрабатывает и сопровождает программное и тех-

нологическое обеспечение системы «Такском-Спринтер».

Права компаний «Такском» и «СКБ Контур» на организацию электронного документооборота с использованием средств криптографической защиты информации подтверждены лицензиями и сертификатами ФСБ России, ФАПСИ, Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и Госстандарта России.

«СКБ Контур» представляет на столичном рынке свою собственную разработку, систему «Контур-Экстерн», которая насчитывает более 70 000 абонентов во всех регионах России, являясь, таким образом, лидером рынка юридически значимого электронного документооборота налогоплательщиков и налоговых органов. С июля 2005 г. система «Контур-Экстерн» установлена во всех налоговых инспекциях Московской области, а с ноября — в Москве. Появлению системы «Контур-Экстерн» на московском рынке предшествовала длительная работа: настраивались приемные комплексы в инспекциях, создавался большой колл-центр для сервисного обслуживания абонентов и, наконец, строилась сеть коммерческих представителей. Благодаря этой сети к системе «Контур-Экстерн» можно подключиться в любом округе Москвы и любом городе области.

Поэтому теперь бухгалтеры все чаще обсуждают между собой не вопрос «а стоит ли подключаться?», «не страшно ли?», «надежно ли?», а вопрос «к кому подключаться?». Это делает рынок электронной налоговой отчетности во многом похожим на рынок мобильной связи: новые технологии передачи данных, несколько операторов со сходным набором услуг (различия, разве что, в не очень существенных аспектах), но с разными тарифными планами. И, как мы видим на примере рынка мобильной связи, главный упор делается на качество предоставляемого сервиса, ведь цены у всех операторов также практически сблизились. Это значит, что конкуренция выходит на качественно новый уровень. В 2004 — 2005 гг. закончилась разработка самих систем сдачи отчетности, т. е. работа программистов. Теперь весь акцент переносится на работу служб технической поддержки. Если раньше в своей работе разработчики делали акцент на те или иные функциональные возможности своих программ, то теперь выиграет тот, кто сможет сделать рыночное предложение, наиболее точно угадывающее потребности реальных клиентов — бухгалтеров предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Такая конкурентная борьба может пойти только на пользу абонентам систем сдачи отчетности

через Интернет. Например, оба московских специализированных оператора уже анонсировали, что техническая поддержка для абонентов будет круглосуточной в дни сдачи отчетности, и бухгалтер даже в половине двенадцатого вечера сможет получить ответ на свой вопрос, если у него возникнут технические проблемы. С 01.01.2006 «СКБ Контур» вводит уникальные тарифные пакеты — без абонентской платы! Это абсолютно новое предложение в системах сдачи налоговой отчетности через Интернет: бухгалтер оплачивает только подключение к системе, а далее рассчитывается с оператором только по итогам каждого квартала, уплачивая за каждый переданный (и доставленный до ИФНС!) отчет небольшую сумму, сравнимую со стоимостью заказного письма. Наверняка и другой специализированный оператор — «Такском» выйдет на рынок Москвы с интересным предложением для предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Поэтому можно смело говорить о том, что новый 2006 г. станет годом перелома в представлении электронной отчетности. В течение этого года московских бухгалтеров ожидают многочисленные акции и специальные предложения, новые функции и новые тарифы, а качество оказываемых операторами услуг будет расти. Надо только не сомневаться и не бояться, а выбрать оператора и подключиться!

Московские бухгалтеры наиболее консервативны в вопросе выбора способа предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности, только лишь 10 % из них приняли решение о сдаче отчетности в налоговые органы через Интернет, при этом сомневающиеся так и будут стоять в очередях в инспекциях, тратить свое время и время инспекторов, а ведь отчетность можно отправить непосредственно с компьютера бухгалтера, все подтверждающие документы получить на свой компьютер в виде протокола. Бухгалтеры могли бы не беспокоиться о том, где взять новые формы отчетности — все обновления в автоматическом режиме приходят на компьютер через Интернет. Передавать налоговую и бухгалтерскую отчетность можно до 24.00 последнего дня, установленного законодательством для ее представления, при этом данные автоматически разносятся по лицевым счетам — это исключает ошибки при вводе и ускоряет обработку отчетности. Те кто выбрал электронный способ предоставления отчетности, имеют возможность получать в электронном виде сведения о состоянии расчетов с бюджетом, а в перспективе — проводить электронную сверку. Кроме того, бухгалтеры могут получить в электронном виде любую актуальную справочную информацию из налоговых органов.

Те программные средства, которые предлагают специализированные операторы связи, просты в обращении и доступны даже неискушенным пользователям компьютера.

Для тех бухгалтеров, которые сдают отчетность на бумажных носителях, Управление ФНС России по г. Москве предлагает для ускорения процесса ввода данных в автоматизированную систему использовать двухмерный штрих-код на бланках расчетов, деклараций, отчетов. Выступая в качестве экспериментальной площадки для внедрения новых прогрессивных технологий в налоговой службе, с октября 2005 г. в московских налоговых инспекциях запущен пилотный проект по возможности предоставления налоговой отчетности с использованием двухмерного штрихкодирования. Соответствующую программу TaxScan разработал Главный Научно-исследовательский вычислительный центр при ФНС России (далее — ГНИВЦ ФНС России).

Штриховое кодирование — это графический способ представления информации, при котором данные отображаются в виде графического изображения, состоящего из областей двух различных тонов: светлого и темного.

Двухмерный код содержит информацию как по горизонтали, так и по вертикали. Фактически, любой печатный текст представляет собой аналог двухмерного кода.

Применение штрих-кодов решает две основные задачи: ускорение ввода информации в компьютер и устранение ошибок ввода. Сканеры штрих-кодов в отличие от ручного ввода вводят информацию в компьютер за доли секунды при незначительной вероятности ошибок. В некоторых случаях сканирование штрих-кодов возможно без участия специалиста.

Борьба с ошибками обеспечивается достаточно просто — используются специальные контрольные суммы, позволяющие гарантировать достоверность вводимой информации. В качестве штрих-кода в формах налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), ФНС России использует двухмерный штрих-код «Aztec». Символ кода Aztec обеспечивает простоту процедуры кодирования и декодирования, и в то же время его математическая структура должна быть необычайно гибка и надежна.

Код Aztec введен Энди Лонгэйсром в 1995 г. и открыт для общего использования. Он разработан для легкой печати и легкой расшифровки. Штрих-код представляет собой квадратную матрицу с концентрическими квадратами в центре, которые

служат для определения позиции кода относительно сканера и мерной линейкой по краю кода. Штрих-код Aztec имеет площадь 15 х 15 модулей. Кодирование набора символов обеспечивается двоичным режимом и включает все 256 символов в восьмибитном представлении. Данный режим позволяет использовать русские буквы и специальные символы. Максимальное число кодируемых символов в двоичном режиме — 2 496 (без коррекции).

Возможность работы в данной программе бухгалтер может получить не отходя от своего рабочего места, нужно только войти в Интернет, зайти на сайт www.mosnalog. га и скачать размещенную там программу.

Библиотека генерации двухмерного штрих-кода, порядок нанесения двухмерного штрих-кода на налоговые декларации и примеры декларации с нанесенным двухмерным штрих-кодом опубликованы на сайте ГНИВЦ ФНС России www.gnivc. ru. Для применения данной технологии пользователям необходимо установить на компьютере специализированную библиотеку формирования двухмерного штрих-кода. Кроме того, информация о внедрении технологии нанесения двухмерного штрих-кода в бухгалтерские программные продукты расположена на сайтах: www.mosnalog.ru; www. nalog.ru; www.buh.ru;www.oviont.ru; Также бухгалтеры могут обратиться к фирмам, занимающимся распространением и обслуживанием программ «Баланс-2» и «1С». Практика показала, что последняя наиболее адаптирована к использованию новой технологии.

Процесс кодирования при заполнении декларации достаточно прост. Например, бухгалтер работает с программой «1С: Предприятие 8.0», и он уже установил библиотеку BarCodelib, которая будет генерировать код. Далее, не выходя из программы, нужно открыть список регламентированных отчетов из главного меню «Отчеты/Регламентированные отчеты», выбрать необходимую декларацию, открыть ее и заполнить. Далее в панели инструментов найти опцию «Настройка» и в открывшемся окне установить флажок «Формировать двухмерный штрих-код». Следующая опция — «Печать». На принтер выводится декларация уже со штрих-кодом, который выглядит как небольшие квадраты с линиями внутри.

Для бухгалтеров, работающих в программе «1С: Предприятие 7.7», действует немного другой порядок. После того как бухгалтер в программе откроет титульный лист декларации, ему на закладке «Настройка печати» сначала нужно установить флажок о формировании кода, а затем уже заполнять разделы декларации. При выводе на печать необходимо

выбрать пункт не просто «Печать», а «Печатать все листы». В случае возникновения проблем можно подробно ознакомиться с порядком формирования двухмерного штрих-кода, нажав на панели инструментов кнопку со знаком вопроса.

Если говорить о налоговой инспекции и о режиме ее работы по принятию отчетности с использованием двухмерного штрих-кода, то приказом Управления ФНС России по г. Москве утвержден порядок работы в программе территориальных и межрайонных инспекций, назначены ответственные за проведение пилотного проекта лица, организованы рабочие места для инспекторов по приему отчетности — с компьютером и сканером. Управлением совместно со специалистами ГНИВЦ ФНС России организовано обучение всех инспекторов, работающих в программе на приеме налоговой отчетности.

Обращаем внимание бухгалтеров, что прием налоговой отчетности с использованием программы двухмерного штрих-кода осуществляется вне очереди. Налоговый инспектор считывает информацию с налоговой декларации, которая переводится в электронный вид с помощью специального сканера. Пилотный проект решили запустить в межотчетный период, для того чтобы у специалистов налоговых инспекций было время проанализировать проблемы и сложности, возникающие в ходе реализации пилотного проекта. Действительно, в первые месяцы эксплуатации системы TaxScan возникали технические сложности в работе сканеров, в частности это было связано с ограниченными возможностями USB порта сканера, сейчас специалистами ГНИВЦ ФНС России уже внесены изменения в настройки програмного обеспечения. Кроме этого, считывание листов деклараций проходило не так быстро, как ожидалось, зависание происходило из-за возникновения конфликтов между программным обеспечением сканера и софтом рабочего компьютера, и эта проблема сейчас практически решена.

Со стороны Управления ФНС России по г. Москве осуществляется постоянный контроль за реализацией проекта, еженедельно проходят совещания по решению возникающих проблем конкретно в каждой инспекции. Специалисты Управления по полученной информации о ходе

реализации проекта и замечаний от инспекций в рабочем режиме с разработчиками программы устраняют недостатки.

Анализ информации, предоставленный инспекциями в течение октября - января, свидетельствует о росте количества представляемой налоговой отчетности с использованием двухмерного штрих-кода . Еженедельно около 1 500 деклараций принимается инспекциями с использованием двухмерного штрих-кодирования. С начала реализации проекта введено около 14 000 деклараций. Вместе с тем нужно отметить некоторые проблемы в применении современной технологии, возникающие не по вине сотрудников инспекций. Например, бухгалтерам стоит внимательнее отнестись к таким мелочам, как корректная печать, в установленных принтером границах. Недопустимо использование двухсторонней печати, а также распечатывать не все утвержденные законодательством листы в декларации. Использование бухгалтером скрепки степлера для скрепления листов декларации повреждает двухмерный штрих-код и приводит его в состояние непригодности для считывания. Из-за этих и других причин информация с налоговой декларации не считывается, и специалисты инспекций вынуждены предупреждать бухгалтеров о том, чтобы они приносили с собой отчетность и на дискете, для регистрации и переноса данных в день представления отчетности в случае, если информация посредством двухмерного штрих-кодирования по каким-то причинам не считывается. По этим причинам на прием отчетности сегодня уходит больше времени, нежели рассчитывалось изначально.

Постоянная работа с разработчиком программы, а также с компаниями, реализующими на рынке пакеты бухгалтерских продуктов, на наш взгляд, приведет к упрощению технологии работы в программе. Есть и приятная новость для бухгалтеров — годовую бухгалтерскую отчетность за 2005 г можно будет сдать с использованием двухмерного штрих-кода. Надеемся, что общими усилиями налогоплательщиков, компаний, предоставляющих услуги на рынке информационных услуг, и сотрудников налоговых инспекций 2006 г пройдет под знаком внедрения новых технологий в сфере налоговых взаимоотношений и документооборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.