ва и обязанности заемщика и кредиторов в рамках кредитного договора, ценовые параметры предоставления кредита, порядок расчетов по предоставлению и погашению кредита, права и обязательства банка-агента, регламентируются взаимоотношения между кредиторами и банком-агентом, прочие условия кредитного договора.
В целом представленная выше классификация отражает многообразие технологий кредитования, но не исчерпывает всех возможных критериев классификации: технологии автоматизированные и смешенные,
технологии кредитования с аннуитетным погашением задолженности и единовременным, экспресс- кредитование и стандартные кредиты и т.д. К тому же, отметим, что технология - это процесс, а любой процесс - это набор этапов. Изменение одного из этапов будет вести к изменению всей технологии предоставления кредитного продукта. Исходя из этого, можно говорить о технологиях кредитования с выездом на место ведения бизнеса и нет, технологии кредитования с использованием экспертного мнения и нет и так продолжать до бесконечности в зависимости от других признаков.
удк 336.225 И.Н. Калашникова
ВЛИЯНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОВЕНЬ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с основным показателем уровня налогового администрирования в стране - качеством обслуживания налогоплательщиков. Исследуются инновации в работе налоговых органов, влияющие на результаты их деятельности. Приводится авторское определение налоговых контрольных технологий, необходимых для дальнейшего совершенствования взаимоотношений государственных контролирующих органов с налогоплательщиками в целях создания высокоэффективной системы налогового администрирования.
Ключевые слова: налоговое администрирование, обслуживание налогоплательщиков, налоговые контрольные технологии, инновации, налоговые органы, государственные контролирующие органы.
I.N. Kalashnikova
FISCAL METHODS AND LEVEL OF TAX ADMINISTRATION IN RUSSIA
The article considers topical issues related to the main indicator of the level of tax administration in the country, namely quality of taxpayer service. The author studies innovative practices in the work of tax authorities that affect their performance. The author puts forward a new approach to fiscal control practices necessary for further improvement of relations between state regulatory bodies and taxpayers in order to create a highly efficient system of tax administration.
The key words: tax administration, taxpayer services, fiscal control, innovation, tax authorities, state regulatory authorities.
В настоящее время на повышение эффективности функционирования налоговой системы напрямую влияют разработка, внедрение, развитие и использование информационных технологий, позволяющих создать основу для проведения аналитической работы и обеспечивающих информационно-технологическую поддержку в выполнении задач налогового администрирования. Следовательно, информационно-коммуникационные технологии становятся сегодня важнейшим фактором обеспечения эффективности налогового администрирования.
Под налоговыми контрольными технологиями, по нашему мнению, следует понимать совокупность методов и способов работы с налогоплательщиками, направленных на повышение качества налогового администрирования в стране.
Для того чтобы определить степень влияния налоговых контрольных технологий на уровень налогового администрирования, необходимо уделить особое внимание современным способам работы органов Федеральной налоговой службы (ФНС) России с налогопла-
тельщиками. Новейшие технологии обслуживания налогоплательщиков улучшают отношение последних к деятельности контролирующих органов и положительно отражаются на собираемости налогов, а следовательно, и на результативности налогового администрирования.
Следует отметить, что благодаря модернизации налоговых органов налогоплательщики получили возможность сдачи отчетности новыми способами: на бумажном носителе с использованием технологии двумерного штрих- кодирования; на электронных носителях; по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Несмотря на все положительные моменты сдачи отчетности в электронном виде, существуют и определенные трудности. Сегодня не обеспечен полный переход на сдачу отчетности по ТКС, что в первую очередь обусловлено отсутствием законодательно установленной обязанности всех налогоплательщиков представлять отчетность в электронном виде, а также высокими ценами на подключение и обслуживание специализированным оператором связи.
Кроме вышеуказанных, применяются и другие налоговые контрольные технологии. В частности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 г. федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002 - 2010 гг.), предусматривающая предоставление 621 государственной услуги в интерактивной форме (на едином портале), позволила повысить качество взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, а также внедрения единого стандарта обслуживания граждан.
На сегодняшний день наибольший интерес со стороны пользователей вызывают услуги ФНС России. На портале размещена информация о 18 государственных услугах, предоставляемых этой службой. В ходе реализации третьего этапа программы у налогоплательщиков появилась возможность представлять в налоговые органы через портал отчетность и документы на регистрацию юридических лиц и ИП, постановку на учет, а также получать выписки из государственных реестров в электронном виде. В полной мере ощутить все преимущества единого портала можно будет к середине 2012 г., к моменту завершения ввода в эксплуатацию всех информационных программ.
Несомненным бонусом для всех налогоплательщиков станет возможность предоставления деклараций (расчетов), напрямую поступающих в налоговые органы через портал в электронном виде. В момент получения декларации от налогоплательщика осуществляется контроль на соответствие декларации требованиям формата представления. В случае несоответствия выдается сообщение об ошибке. При отсутствии ошибок формируется сообщение, содержащее расчет по налогу ставится электронная цифровая подпись (ЭЦП) портала и направляется в налоговый орган по месту представления декларации.
Несмотря на все плюсы новой системы обслуживания налогоплательщиков, существуют и определенные упущения, а именно:
- декларация, поданная в налоговый орган через портал, сохраняется без ввода в базу данных налогового органа. Налогоплательщик по-прежнему обязан продублировать декларацию на бумажном носителе и представить ее лично или по почте. При наличии расхождений в базу данных инспекции загружается документ, присланный на бумажном носителе, а при их отсутствии - представленный через портал. Это означает отсутствие юридической значимости последней из перечисленных деклараций. Кроме того, при таком механизме происходит дублирование некоторых функций, велик риск человеческого фактора при проверке на наличие ошибок, высок уровень трудовых затрат. Вместе с тем следует отметить, что данная схема является временной до момента встраивания в портал модуля, обеспечивающего работу с ЭЦП, и организации юридически значимого электронного документооборота;
- проблема единого времени. При представлении налогоплательщиком налоговых деклараций по ТКС в настоящее время нет технических средств, с помощью которых можно определить часовой пояс местонахождения рабочего места налогоплательщика, с которого отправляется налоговая декларация. Следовательно, если налогоплательщик из одного часового пояса на-
правляет декларацию в инспекцию, находящуюся в другом часовом поясе, а телекоммуникационные средства портала находятся в третьем часовом поясе, возникает неоднозначность при фиксации даты представления налоговой декларации;
- на сегодняшний день открытым остается вопрос, касающийся массовой выдачи ЭЦП для физических лиц. Заявление о постановке на учет, подписанное ЭЦП физического лица и переданное через Интернет, не является юридически значимым документом и требует личного визита в налоговый орган с предъявлением паспорта. Свидетельство о постановке заявитель может получить лично, посетив налоговый орган по месту жительства либо по почте.
В целях решения перечисленных проблем и улучшения качества предоставляемых налогоплательщикам услуг потребуется: утвердить нормативные документы, регулирующие взаимодействие сторон через портал; установить и закрепить обязанности и ответственность сторон; провести интеграцию портала в действующую реализованную ФНС России схему электронного взаимодействия; создать механизм гарантированной доставки деклараций с портала до конкретной инспекции и обратно налогоплательщику; обеспечить должный уровень защиты информации; внедрить усовершенствованную информационную систему, позволяющую автоматически определить часовой пояс, в котором находится налогоплательщик; разработать программу, с помощью которой появится возможность создания ЭЦП физическим лицам; определить сеть доверенных удостоверяю -щих центров, выдающих сертификаты ключей подписей для использования при информационном взаимодействии; регламентировать порядок выдачи ключей подписей; нормативно закрепить за порталом обязанность по фиксации даты представления налогоплательщиком декларации (расчета) и направления данной информации всем участникам документооборота.
Кроме рассмотренной выше услуги налогоплательщики получили возможность воспользоваться новым онлайн-сервисом «Личный кабинет налогоплательщика». В конце 2009 г. началась реализация первого этапа проекта - «Узнай свою задолженность», благодаря чему физическое лицо может оперативно и быстро из любого удобного для него места с доступом в Интернет получить информацию о своей задолженности по налогам (земельному, налогу на доходы физических лиц и имущественному), автоматически сформировать платежный документ и осуществить платеж в кредитной организации. В ближайшей перспективе рассматривается возможность получения сведений о задолженности посредством смс-уведомления.
Рассматриваемая система не лишена недостатков.
1. Несмотря на то что информация в системе должна обновляться ежедневно, существуют определенные сложности, а именно изменения фактически поступают в течение 3 - 14 дней. И поскольку налогоплательщики надеются на актуальность данных, то уверены в отсутствии задолженности после первого обращения. Однако через несколько дней ситуация может измениться, и в связи с неосведомленностью налогоплательщика его долг перед бюджетом будет увеличиваться, а вместе с тем появятся пени и штрафы.
2. Несовершенной остается и система информационного взаимодействия между налоговыми органами
и кредитными организациями. По-прежнему существует вероятность непредставления некоторых сведений банками, что негативно отражается на качестве налогового администрирования и отрицательно сказывается на отношении налогоплательщиков к работе налоговых органов.
3. Проблемы есть и внутри самих налоговых органов . Так, например, зачастую работники налоговых органов попросту теряют документы, свидетельствующие о смене собственника движимого или недвижимого имущества. В этой связи на протяжении нескольких лет лицо, уже не являющееся плательщиком транспортного или имущественного налога, может получать уведомления из налоговых органов с требованием уплатить начисленную сумму налога. Кроме того, инспектор случайно может допустить ошибку при вводе информации в систему, что свидетельствует о наличии человеческого фактора. Отсюда вытекает другая проблема.
4. Прежде чем оплатить в банке сформированный в «Личном кабинете» платежный документ, следует лично явиться в налоговый орган по месту жительства и уточнить сумму имеющейся задолженности. Отсюда возникает вопрос о целесообразности использования данных, приведенных в электронном виде. Намного надежнее проверить свою задолженность, посетив инспекцию, получив достоверную информацию, не требующую дополнительных подтверждений. Перечисленные проблемы свидетельствуют о недостаточно высоком уровне контрольных технологий и требуют принятия рационального решения.
В целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков физических лиц 11.05.2010 г. утвержден порядок обмена документами в электронном виде между МРИ ФНС по Централизованной обработке данных (ЦОД) Московского региона, Сбербанком России и Среднерусским банком Сбербанка России. Новым направлением в развитии налогового администрирования стало внедрение биллинговых технологий, при которых каждому сформированному налоговым органом платежному поручению физического лица присваивается уникальный 15-значный индекс, передаваемый затем в кредитную организацию для последующей автоматической идентификации и учета налогового платежа. Платежное поручение направляется налогоплательщику заказным письмом с указанием уникального индекса, позволяющего идентифицировать поручение в банке при его оплате. Далее сопоставляются сведения, полученные из налогового органа, с банковскими данными. Подтверждение платежа поступает в налоговый орган от банка через органы казначейства. После этого платеж вносится в базу данных налоговых органов с разнесением по карточкам налогоплательщиков.
Внедрение данной технологии является несомненным преимуществом для налогоплательщика и шагом вперед в развитии информационной инфраструктуры государственных услуг. Система биллинга позволяет безошибочно и быстро занести платеж на лицевой счет налогоплательщика. Если у последнего возникает необходимость срочно получить справку о состоянии расчетов с бюджетом, убедиться в отсутствии задолженности, то теперь у него появилась такая возможность благодаря слаженной работе многоступенчатой системы идентификации и учета платежа: банк - казначейство -налоговый орган.
Главным недостатком биллинговых технологий является то, что они работают только в рамках одного региона. Такое положение свидетельствует о необходимости дальнейших разработок, позволяющих усовершенствовать систему обмена информацией не только между различными регионами, но и между всеми органами государственной власти. На сегодняшний день обмен информации в электронном виде между указан -ными органами фактически отсутствует. Несмотря на положительный опыт тесного сотрудничества налоговых органов в ряде регионов с судебными приставами, земельным комитетом и другими органами исполнительной власти, в целом по стране такие взаимодействия неэффективны. При отправлении запроса в другие органы исполнительной власти на интересующее физическое или юридическое лицо теряется много времени в ожидании ответа, который в итоге может оказаться отрицательным. Неактуальные данные, используемые налоговиками из баз других государственных органов, приводят к снижению результативности контрольных мероприятий и негативно отражаются на состоянии бюджета. В целях повышения уровня налогового администрирования в стране необходимо прилагать дальнейшие усилия к развитию налоговых контрольных технологий в сфере межведомственного информационного взаимодействия налоговой службы с органами Федерального казначейства, МВД России, таможенной службой, службой судебных приставов, внебюджетными фондами, а также другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Считаем необходимым в целях решения данной проблемы образование единого информационного пространства (общей базы данных) всех государственных органов власти, обеспечивающего доступ к требуемой информации в рамках региона (а для руководителей государственных структур - к любому региону страны).
При возникновении вопросов по конкретной организации или физическому лицу достаточно лишь ввести его данные для того, чтобы проверить наличие нарушений или отсутствие таковых в других инстанциях. При этом необходим жесткий контроль в отношении каждого запроса (специальный код доступа к системе; идентификация государственного служащего, запросившего сведения; основания запроса) в целях избежания утечки информации. Единая база данных позволит оперативно использовать в аналитической работе государственных органов сведения о физическом или юридическом лице, что в итоге приведет к повышению результатов контрольных мероприятий. Несмотря на то что для реализации указанной программы требуются значительные финансовые, трудовые и временные затраты, они будут оправданы в ближайшие сроки за счет повышения результативности деятельности всех органов исполнительной власти.
На наш взгляд, инновации также необходимы при контроле за физическими лицами. Как известно, сегодня большая часть населения перешла на перечисление заработной платы на пластиковые карточки. В ближай -шей перспективе 100% этих операций будут переведены на указанную систему. Это позволит принять конкретные меры в отношении нарушителей налогового законодательства. Предлагается на законодательном уровне урегулировать права налоговых органов на списание определенной части денежных средств с лицево-
го счета налогоплательщика в пользу государства в счет погашения задолженности по уплате налогов. Вероятно, для этих целей следует сформировать специальный орган либо отдел (или вернуться к органам налоговой полиции либо аналогичной структуре), который будет контролировать расчеты физических лиц с бюджетом.
Механизм и алгоритм действий налогового органа в отношении должника - физического лица - выглядит следующим образом: налоговый орган отправляет запрос на налогоплательщика-работодателя о том, какой банк обслуживает этого налогоплательщика и его работников; предприятие отправляет ответ на запрос налогового органа (наименование банка, его реквизиты); налоговый орган направляет в банк данные о должнике (ФИО, предприятие, ИНН, сумма долга, максимальная сумма (проценты от суммы), вычитаемая за один раз) и требование о списании денежных средств с лицевого счета налогоплательщика-клиента данного банка в счет погашения долга; банк вводит данные в систему; при вводе карточки в банкомат происходит идентификация налогоплательщика, обрабатываются данные о проценте (от суммы заработной платы), установлен -ном налоговым органом, подлежащем списанию; с лицевого счета физического лица-должника списывается часть денежных средств (в допустимом пределе) в счет погашения задолженности по налогам; выдается квитанция, в которой указана как сумма перечисления, так
и оставшийся непогашенным долг; в течение 10 рабочих дней денежные средства с лицевого счета должника перечисляются на счет налогового органа, отправившего требование.
По-нашему мнению, предложенный механизм позволит: повысить результативность контрольной деятельности налоговых органов и качество налогового администрирования; обеспечить значительный прирост поступлений в бюджет; решить проблему со злостными неплательщиками, имеющими задолженность за несколько лет; увеличить количество добросовестных налогоплательщиков; сэкономить средства бюджета на судебных издержках; сократить временные и финансовые затраты на отправку требований; устранить проблемы, возникающие у физических лиц на таможенной границе при выезде за пределы РФ.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что дальнейшее развитие системы налогового админист -рирования должно сопровождаться поддержанием стабильного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Достичь такого результата удастся благодаря дальнейшему совершенствованию налоговых контрольных технологий при одновременном снижении издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налоговых обязательств, а также затрат государства на осуществление налогового администрирования.
УДК 336.221 В.Н. Лапин
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ
В статье представлена авторская позиция по отношению к системе государственного налогового управления, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем.
Ключевые слова: налог, государственное налоговое управление.
V.N. Lapin
TAX ADMINISTRATION SYSTEM
The article contains the author's position in relation to state tax administration system which consists of interrelated and interactive subsystems.
The key words: tax, national system of tax administration.
В управлении можно выделить две системы: управ -ляемая система, которая является объектом управления; управляющая система, т.е. субъект управления. Суть управления сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управ -ления на те или иные объекты управления в процессе какой-то целенаправленной деятельности. Структура системы управления представлена на рис. 1.
Существует следующие три класса систем управления:
- управление биологическими системами;
- управление техническими системами;
- управление социально-экономическими системами.
Термин «управление» применяется к разным типам
систем, к разным сферам и уровням хозяйствования, к деятельности различных государственных и общественных органов управления. При этом система управления должна соответствовать определенным требованиям:
- между элементами системы (подсистемами) обязательно существует причинно-следственная связь, которая установлена между управляющей и управляемой системами. Эти подсистемы должны обязательно реагировать на изменения, которые возможны лишь при наличии обратной связи;
- система управления должна быть динамичной, т.е. способной к качественным изменениям;
- управление возможно лишь при наличии в системе параметров, при воздействии на которые можно изменить течение процесса.
Несомненно, система управления носит целостный характер и должна строиться на основе принципов иерархичности, т.е. многоступенчатости системы управления, и обратной связи, т.е. сигнала, выражающего реакцию объекта на управляющее воздействие.