Научная статья на тему 'Создание дидактических условий для реализации методики подготовки будущих учителей к проведению экспериментальных исследований по естествознанию'

Создание дидактических условий для реализации методики подготовки будущих учителей к проведению экспериментальных исследований по естествознанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / TEACHING CONDITIONS / METHOD OF PREPARATION / EXPERIMENTAL STUDY / NATURAL HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корягина Н. В.

В статье определены дидактические условия реализации методики подготовки будущих учителей к проведению экспериментальных исследований по естествознанию, в частности: использование межпредметных связей, реализация взаимосвязи эксперимента, теории и практики; раскрытия в методических материалах для студентов методики и техники проведения экспериментальных исследований, контроль и коррекция знаний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING DIDACTIC CONDITIONS FOR THE REALIZATION METHOD OF PREPARATION OF TEACHERS TO BE OF EXPERIMENTAL STUDIES ON NATURAL HISTORY

The paper outlines the conditions of teaching methods of preparing future teachers to conduct experimental studies of science, in particular the use of interdisciplinary relations, implementation of interconnection experiment, theory and practice, disclosure materials for teaching students methods and techniques for experimental research, monitoring and correction of students' knowledge.

Текст научной работы на тему «Создание дидактических условий для реализации методики подготовки будущих учителей к проведению экспериментальных исследований по естествознанию»

10-бальная шкала Коли- чество уча- щихся, % Основные показатели степени обученности учащихся Уровень обученности, в %

1 балла. Очень слабо i Присутствовал на уроке, слушал, смотрел, переписывал с доски записи. Самостоятельная деятельность отсутствует 5,5 % Различение распознавание (уровень знакомства)

2 балла. Слабо 2 Отличает процессы, объекты от аналогов, только после комментариев товарищей 11 %

3 балла. Посредственно 4 Запомнил большую часть правила, определения, но не может ничего объяснить 22 % Запоминание (неосознанное воспроизведение)

4 балла. Удовлетворительно 2 Показывает полное воспроизведение изученных правил, но затрудняется их применить 11 %

5 баллов. Недостаточно хорошо 3 Объясняет отдельные положения усвоенной теории, пытается анализировать 17 % Понимание (осознанное воспроизведение)

6 баллов. хорошо 3 Отвечает на большинство вопросов по теории, показывая осознанность и их степень усвоения, старается выполнить задания самостоятельно 17 %

7 баллов. Очень хорошо 1 Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет терминологией, самостоятелен в выполнении упражнений 5,5 % Элементарные умения и навыки (репродуктивный уровень)

8 баллов. Отлично 2 Показывает полное понимание сути изученной теории и легко применяет ее на практике. Самостоятельно находит и исправляет ошибки. 11 %

Опыт показывает, что у каждого ученика есть дополнительные знания, полученные из разных источников, причем объем этих знаний у учащихся различный. Более того, у одного и того же ученика могут различаться объемы конкретных знаний по разным темам курса. Выделение критериев усвоения знаний по их объему с учетом разнообразия источников очень трудоемко и не всегда возможно, но, несомненно, интересно.

Литература

1. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб. науч.тр./Под ред. Е.Д. Божович. - М.: Новая школа,1995

2. В.П, Симонов. Педагогическая диагностика в школе и ВУЗе. Учебное пособие//Серия: Педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании.- М.:,2008.

3. Новое время - новая дидактика: Педагогические идеи Л.В. Занкова и школьная практика.- Москва, Самара: Корпорация «Федоров»,2001

4. Модернизация образования: проблемы повышения качества: М74 Сборник научных статей. - Уфа: Изд-во БИРО,2008

5. Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе /Под ред. д.п.н., проф. Л.П. Ильенко.-М.: АРКТИ, 2006.- с 17

Корягина Н.В.

Старший преподаватель, Полтавский областной институт последипломного педагогического образования

им. М.В. Остроградского, Украина

СОЗДАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Аннотация

В статье определены дидактические условия реализации методики подготовки будущих учителей к проведению экспериментальных исследований по естествознанию, в частности: использование межпредметных связей, реализация взаимосвязи эксперимента, теории и практики; раскрытия в методических материалах для студентов методики и техники проведения экспериментальных исследований, контроль и коррекция знаний студентов.

Ключевые слова: дидактические условия, методика подготовки, естествознание, экспериментальные исследования.

Koriagina N.V.

Senior Lecturer, Poltava Regional Institute of Postgraduate Pedagogical Education N.V. Ostrogradski, Ukraine

CREATING DIDACTIC CONDITIONS FOR THE REALIZATION METHOD OF PREPARATION OF TEACHERS TO BE OF

EXPERIMENTAL STUDIES ON NATURAL HISTORY

Abstract

The paper outlines the conditions of teaching methods ofpreparing future teachers to conduct experimental studies of science, in particular the use of interdisciplinary relations, implementation of interconnection experiment, theory and practice, disclosure materials for teaching students methods and techniques for experimental research, monitoring and correction of students' knowledge.

Keywords: teaching conditions, method of preparation, natural history, experimental study.

Методика подготовки будущих учителей к проведению экспериментальных исследований по естествознанию является системой процесса обучения, обусловлена особенностями отрасли. Проведение экспериментальных исследований требует от учителя значительной подготовительной работы. Учитель тщательно продумывает содержание и ход эксперимента, его учебное, развивающее

109

и воспитательное значение. Разработана методика подготовки будущих учителей к проведению экспериментальных исследований по естествознанию, которая включает: методы и формы подготовки, создание образовательной среды и средства обучения.

Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого, например таких биологических дисциплин, как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология доказывает необходимость всестороннего изучения в учебных заведениях закономерностей процессов жизни. В связи с этим, в дидактике естествознания уделяется внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологической, химической, физической, астрономической компонент и проведением экспериментальных исследований.

Поэтому, первым дидактическим условием подготовки будущих учителей к проведению экспериментальных исследований по естествознанию мы назовем: использование межпредметных связей.

Выделим функции межпредметных связей:

• Методологическая - на основе межпредметных связей возможно формирование целостного представления у будущих учителей о современной естественнонаучной картине мира, роль и место человека в природе, так как они способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается в направлении интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

• Образовательная - с помощью межпредметных связей формируются такие качества знаний будущих учителей, как системность, глубина, осознанность. Межпредметные связи выступают средством развития естественнонаучных понятий, способствуют усвоению связей между ними и экспериментальными исследованиями.

• Развивающая - определяется ролью межпредметных связей в развитии системного и творческого мышления будущих учителей, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор.

• Конструктивная - заключается в том, что с помощью межпредметных связей в экспериментальных исследованиях по естествознанию будущий учитель учится совершенствовать содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.

Межпредметные связи, которые возникают в процессе подготовки будущих учителей к проведению экспериментальных исследований по естествознанию, систематизируются на основе обобщенных естественнонаучных идей и основных законов природы, ведут к формированию естественнонаучной картины мира.

Методика обучения естествознанию на современном этапе развития должна в значительной степени основываться на концепции исследовательского обучения. Суть этого подхода заключается в построении учебного процесса таким образом, чтобы он позволял моделировать основные элементы научного исследования в последовательности и пропорциях, которые соответствуют реальному развитию науки. Сегодня существенно изменился характер научных проблем, требующих решения. Если раньше для решения реальных задач было достаточно знаний одной науки, то сейчас возникающие проблемы имеют, как правило, комплексный характер и требуют для своего решения проникновения в различные области знания [1]. Поэтому вторым дидактическим условием подготовки будущего учителя к проведению экспериментальных исследований по природоведению является реализация взаимосвязи эксперимента, теории и практики.

Рассматривая взаимосвязь эксперимента и теории, необходимо отметить то, что: результат эксперимента, с одной стороны, является основой для формирования гипотез и теорий, который осуществляется индуктивным путем, а с другой стороны, позволяет устанавливать истинность этих гипотез и теорий. Теория относительно эксперимента выполняет функции его объяснения, описания и прогнозирования.

Это дает возможность сделать вывод, что эмпирические и теоретические знания проникают друг в друга. Наличие прямых и обратных связей между эмпирическим и теоретическим делает научное знание целостной системой [1]. Отметим, что при соотношении эксперимента и теории с практикой научного знания как на эмпирическом так и на теоретическом уровнях необходимо для того, чтобы направлять и регулировать деятельность студентов.

И.И. Хинич сформировал ряд универсальных исследовательских умений, которые должны формироваться в процессе активной познавательной деятельности студентов, в частности:

1. Умение формулировать гипотезы и определение условий эксперимента, в котором изучаемое явление, возникает в наиболее выразительных чертах и максимально очищено от факторов, способных привести к ошибочным выводам;

2. Умение выбирать метод экспериментального исследования, который будет адекватен поставленной задаче. Для этого необходимо провести предварительный теоретический анализ проблемы;

3. Умение выделить главное на этапах анализа результатов эксперимента;

4. Умение делать правильные выводы из сопоставления теории и эксперимента, формулировать последствия, допускающие экспериментальную проверку [2].

Итак, сформированность умений проводить экспериментальные исследования по естествознанию - это совокупность действий поискового характера, которые ведут к открытию неизвестных или подтверждение известных фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Учебник для студентов высших учебных заведений способствует установлению межпредметных и внутрипредметных связей, организации процесса усвоения знаний, обеспечению введения нового в широкую и совершенную систему связей. Систематизированное изложение материала способствует последовательному осознанию, пониманию и выходу на новый уровень обобщения.

При выполнении экспериментальных исследований по естествознанию приобретаются знания, умения и навыки качественной организации экспериментальных исследований. В этом будущему учителю помогут методические материалы (методические, учебнометодические пособия и методические рекомендации), в которых раскрывается методика и техника осуществления экспериментальных исследований по естествознанию.

Третье дидактическое условие подготовки будущих учителей к проведению экспериментальных исследований по естествознанию - раскрытие в методических материалах для студентов методики и техники проведения экспериментальных исследований.

Реализация методики подготовки будущих учителей к проведению экспериментальных исследований по естествознанию требует соответствующего контроля и коррекции знаний, общих учебных умений студентов. Контроль со стороны преподавателя за учебнопознавательной деятельностью студентов по проведению экспериментальных исследований по естествознанию способствует выявлению знаний студентов, раскрытию причин слабого усвоения студентами знаний, умений и навыков проведения эксперимента и использованию рациональных мер по устранению выявленных в результате проверки экспериментальных умений недостатков в работе студентов.

Контроль и коррекция экспериментальных знаний студентов содержит: проверку, то есть выявление экспериментальных,

общенаучных знаний, умений и навыков; оценку - измерение состояния подготовки к проведению эксперимента, знаний, умений, навыков; определения уровня подготовки будущих учителей к проведению экспериментальных исследований по естествознанию, учет

110

- фиксацию результатов оценки состояния подготовки будущих учителей к проведению экспериментальных исследований по естествознанию в виде баллов.

Итак, четвертое дидактическое условие подготовки будущих учителей к проведению экспериментальных исследований по естествознанию - контроль и коррекция знаний, общеучебных, общенаучных умений студентов, которые являются основой формирования экспериментальных умений и навыков.

С целью реализации дидактических условий подготовки будущих учителей к проведению экспериментальных исследований по естествознанию, нами разработано спецкурс «Экспериментальные исследования по естествознанию» и учебно-методическое пособие к нему [3]. Учебно-методическое пособие «Экспериментальные исследования по естествознанию» ориентировано на ознакомление с оборудованием, методикой и техникой проведения различных видов учебных экспериментов по естествознанию: демонстрационных опытов, лабораторных работ и практикумов, экспериментальных задач, внеаудиторных и домашних экспериментальных исследований. Структура и содержание задач подчинены педагогической концепции, согласно которой педагогический эффект от проведения экспериментальных исследований можно получить тогда, когда необходимые умения и навыки учебного эксперимента приобретаются в их единстве.

Литература

1. Finkenburg W. Einfuhrung in die Atomphysik. Berlin, etc, 1967, s. 4.

2. Хинич И. И. Взаимосвязь эксперимента, теории и практики в исследовательско-ориентированном обучении в педагогическом вузе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №52.

3. Корягша Н. В. Експериментальт дослщження з природознавства: навч.-метод. поЛб. - Полтава : ПОШЛО, 2012. - 84 с.

Костомарова Е.В.

Аспирант, Оренбургский государственный педагогический университет СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА-МЕДИКА

Аннотация

В настоящей статье дан анализ понятия «деонтологическая компетентность», описываются ее структура, свойства, функции, рассматриваются критерии и уровневые показатели ее сформированности.

Ключевые слова: профессиональный долг, деонтология, деонтологическая компетентность, свойства, функции, критерии и уровневые показатели.

Kostomarova E.V.

Postgraduate student, Orenburg State Pedagogical University THE ESSENCE AND CONTENT OF MEDICAL STUDENT DEONTOLOGICAL COMPETENCE

Abstract

In this article, we analyze the concept of «deontological competence», describe its properties, functions, criteria and level indicators of its formation.

Keywords: professional duty, deontology, deontological competence, properties, functions, criteria, level indicators.

Стремительное развитие научных и практических направлений современной медицины, внедрение инновационных методов исследования и лечения предъявляют высокие требования к подготовке специалиста-медика, что в свою очередь вызывает необходимость совершенствования образовательного процесса высшей медицинской школы. В квалификационной характеристике врача-выпускника по специальности 060101 «Лечебное дело» указывается, что одним из результатов подготовки студентов в медицинском вузе должна быть сформированность деонтологической компетентности, как основа клинического мышления будущего врача.

Как отмечает академик М.А. Пальцев, медицинские вузы работают и развиваются в смежном поле: с одной стороны, они подчиняются государственной политике в области образования, с другой - испытывают на себе влияние здравоохранения, которое в настоящее время также подлежит модернизации. В этом их специфика и основное отличие от других высших учебных заведений, реформирующих профессиональную подготовку студентов с учетом приоритетов, обозначенных в ходе Болонского процесса [1].

В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) четко обозначены требования к выпускнику, которые акцентируют внимание на необходимость формирования общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для присвоения выпускнику квалификации соответствующего уровня. В ФГОС ВПО по медицинским специальностям в наборе профессиональных компетенций первое место занимает деонтологическая компетентность, характеризующаяся как «способность и готовность выпускника реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1)».

За последний год тема медицинской этики и деонтологии стала предметом обсуждения всего медицинского сообщества. Первый Национальный съезд врачей принял 5 октября 2012 г. Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации. 23 мая 2013 года прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии», где заместитель министра здравоохранения И. Н. Каграманян отметил, что вопросы медицинской этики в современном здравоохранении приобретают особое значение, соблюдение основ медицинской этики и деонтологии становится неотъемлемой частью деятельности врача. Следовательно, чтобы быть способным к профессиональной деятельности на должном уровне, у будущего врача должна быть сформирована деонтологическая компетентность.

На сегодняшний момент существующие педагогические технологии в образовательном процессе медицинского вуза не направлены на формирование деонтологической компетентности студентов-медиков, поскольку решение этой задачи требует поиска инновационных подходов, новых технологий и совершенствования методов обучения.

Впервые термин «деонтология» (греч. deontos - должное, надлежащее; logos - учение) был введен английским философом И. Бентамом в 1834 году для обозначения теории нравственности в целом ("Деонтология, или Наука о морали" - «Deontology or The science of morality»). В «Словаре иностранных слов» деонтология трактуется как учение о долге, составляющее раздел этики, а медицинская деонтология рассматривается как совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей [2, с. 189].

Основы деонтологии были заложены еще в древнем мире и в первую очередь в медицине. В трудах Гиппократа, Галена, Цельса, Ибн-Сины (Авиценны) и других древних ученых сформулированы требования, которыми должен руководствоваться врач, исполняя свой профессиональный долг.

Большинство ученых (Д.Ф. Билибин, Е.А. Вагнер, Б.В. Петровский, Г.И. Царегородцев) рассматривают медицинскую деонтологию как совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников, при этом в понятии

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.