Научная статья на тему 'Создание бизнес-инкубатора, как управленческая мера по развитию социально-экономического потенциала городского округа город Воронеж'

Создание бизнес-инкубатора, как управленческая мера по развитию социально-экономического потенциала городского округа город Воронеж Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / КОНКУРС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS / BUSINESS INCUBATOR / COMPETITION / ENTREPRENEUR / MUNICIPAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евлахова А.Н., Сыроижко В.В.

С переходом экономики к новым экономическим отношениям, основанным на различных формах собственности, изменился характер развития производственных отношений. Малый и средний бизнес представляет собой важный элемент развития социально-экономической сферы муниципалитетов, источником доходов и областью труда значительного количества людей, ключевым фактором социально-экономической стабильности развитого общества. В настоящее время субъекты малого бизнеса испытывают серьезные затруднения в осуществлении своей деятельности, поэтому актуальным является поиск путей преодоления сложившегося положения. В статье обозначены проблемы развития городского округа город Воронеж и предложены меры по развитию социально-экономического потенциала городского округа город Воронеж. Отталкиваясь от ключевых проблем города, в рамках муниципальной программы поддержки и развития предпринимательства было предложено образовать Воронежский бизнес-инкубатор для обеспечения эффективного развития малого и среднего предпринимательства.With the transition of the economy to new economic relations based on various forms of ownership, the nature of the development of industrial relations has changed. Small and medium-sized businesses are an important element of the development of the socio-economic sphere of municipalities, a source of income and employment for a significant number of people, and a key factor in the socio-economic stability of a developed society. Currently, small businesses are experiencing serious difficulties in carrying out their activities, so it is urgent to find ways to overcome this situation. The article identifies the problems of development of the Voronezh city district and suggests measures to develop the socio-economic potential of the Voronezh city district. Based on the key problems of the city, within the framework of the municipal program of support and development of entrepreneurship, it was proposed to form a Voronezh business incubator to ensure the effective development of small and medium-sized businesses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание бизнес-инкубатора, как управленческая мера по развитию социально-экономического потенциала городского округа город Воронеж»

СОЗДАНИЕ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА, КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЕРА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДСКОГО

ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

A.Н. Евлахова, студент

B.В. Сыроижко, д-р экон. наук, профессор

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(Россия, г. Воронеж)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10483

Аннотация. С переходом экономики к новым экономическим отношениям, основанным на различных формах собственности, изменился характер развития производственных отношений. Малый и средний бизнес представляет собой важный элемент развития социально-экономической сферы муниципалитетов, источником доходов и областью труда значительного количества людей, ключевым фактором социально-экономической стабильности развитого общества. В настоящее время субъекты малого бизнеса испытывают серьезные затруднения в осуществлении своей деятельности, поэтому актуальным является поиск путей преодоления сложившегося положения.

В статье обозначены проблемы развития городского округа город Воронеж и предложены меры по развитию социально-экономического потенциала городского округа город Воронеж. Отталкиваясь от ключевых проблем города, в рамках муниципальной программы поддержки и развития предпринимательства было предложено образовать Воронежский бизнес-инкубатор для обеспечения эффективного развития малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, бизнес, бизнес-инкубатор, конкурс, предприниматель, муниципальная программа.

Малый и средний бизнес города Воронежа определяет необходимую конкурентную атмосферу, он может оперативно отвечать на колебания конъюнктуры рынка, заполнять имеющиеся ниши области потребления, образовывать новые рабочие места, минимизируя издержки. Малый и средний бизнес довольно активно участвует в жизнедеятельности городского округа город Воронеж, в последнее время возросла его социальная ответственность.

Следует также отметить, что малое и среднее предпринимательство представляет собой важную часть социально-экономической сферы города Воронежа. В 2019 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Воронеж составило 5801800 субъектов, по сравнению с 2016 годом увеличение их числа составило всего лишь 0,6%.

Имеются определённые сдерживающие факторы, мешающие активному формиро-

вание и устойчивому развитию субъектов малого бизнеса в городе Воронеже.

Значительное количество проблем, стоящих перед устойчивым развитием малого и среднего бизнеса, относится не к самой сфере малого и среднего предпринимательства [1].

Здесь стоит выделить совокупность проблем, которые предприятия получают в ходе своей работы:

- несовершенство системы законодательства в сфере малого бизнеса;

- недостаточность системы информационной поддержки малого бизнеса;

- трудно реализуемость существующей системы налогообложения и льготных условий для субъектов малого бизнеса;

- неразвитость кадрового обеспечения и подготовки профессионалов для малого предпринимательства;

- значительная цена на энергоресурсы;

- непрекращающийся рост тарифов в коммунальной сфере;

- проблемы с поиском, арендой и выкупом помещений.

В городском округе город Воронеж достаточное количество потенциальных и работающих молодых предпринимателей.

Кроме того, имеется значительное число возможностей для создания своего бизнеса, поскольку рынок Воронежа обладает перспективами развития.

Проблемой здесь является то, что молодые люди опасаются работать в сфере бизнеса, им данная сфера представляется труднодостижимой. Пытающиеся открыть собственный бизнес молодые люди зачастую не справляются с давлением внешней среды из-за недостаточного уровня квалификации или опыта, закрывая свое дело. Здесь следует учесть совокупность причин, мешающих развитию молодых предприятий и попытаться их разрешить. Например, повысить уровень осведомленности о создании и функционировании бизнеса в реальной обстановке, предоставить перспективным предприятиям льготные условия аренды помещений, разработать меры поддержки предпринимательства муниципальными и региональными органами власти.

Исходя из выше изложенного, нами предлагается создать на территории городского округа города Воронеж государственное бюджетное учреждение «Воронежский бизнес-инкубатор» через реализацию муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства». Что в свою очередь поможет справиться с обозначенными выше проблемами.

Бизнес-инкубаторы представляют собой инструмент региональной поддержки новых или молодых предприятий на начальной стадии их существования. Выделим цели создания бизнес-инкубатора на территории городского округа города Воронежа:

- быстрое обеспечение экономической самостоятельности новых и молодых предприятий;

- повышение социально-экономического потенциала города;

- усиление инвестиционной привлекательности города Воронеж и привлечение внешнего капитала.

- развитие потенциала молодых специалистов города;

- предоставление в оперативном порядке производственных площадей [2].

Данный бизнес-инкубатор должен быть образован по инициативе органов МСУ в форме некоммерческой организации. Он станет привлекательным центром для молодежного предпринимательства.

Концентрация на задачах предпринимателей и снижение расходов на управленческий аппарат - главные выгоды для фирм. Инкубатор предлагает предприятиям площадь, повышает их значимость и имидж в глазах клиентов и деловых партнеров.

Виды деятельности бизнес-инкубатора в поддержку предпринимательства:

1) сопровождение предпринимательских проектов, помощь в подготовке учредительных документов;

2) помощь в бизнес планировании;

3) первичная экспертиза проектов, подразумевающих образование рабочих мест в городе;

4) юридическая помощь физическим и юридическим лицам;

5) помощь в получении, повышении квалификации, обучение в сфере предпринимательства;

6) организация ярмарок вакансий с помощью Центра занятости;

7) помощь в организации и развитии производства;

8) организация выставок, выставок продаж, аукционов;

9) реализация рекламно-издательской деятельности;

10) помощь в проведении маркетинговых исследований.

Начало работы субъектов предпринимательства в бизнес-инкубаторе возможно при обеспечении следующих условий для снижения стартовых затрат:

- предложение субъектам предпринимательства площадей

- обеспечение инкубатора современной инфраструктурой;

- обязательное использование в деятельности инкубатора современной компьютерной техники, подключенной к Интернету;

- наличие в инкубаторе помещения для переговоров;

- обеспечение соблюдения техники безопасности жизнедеятельности.

Система функционирования бизнес-инкубатора определяется взаимодействием различных фирм с похожими проблемами, что позволяет уменьшить риск разорения фирмы на начальном этапе ее существования. Такая система должна финансироваться в основном за счет арендной платы, с привлечением финансовой помощи городского округа города Воронежа и организациями-участниками проекта.

Особенностью данного бизнес-инкубатора является льготная арендная ставка и сервисное сопровождение предприятий.

Требования к распределению помещений. Администрация городского округа города Воронежа, как учредитель, отдает помещения в управление бизнес инкубатору на весь период осуществления им деятельности. Площадь помещения определяется возможностью размещения там как минимум 5-10 чел., офисы - не менее 20 кв. м. Общая площадь бизнес-инкубатора составит 1500 кв. м. Производственные помещения должны составлять не менее 75 кв. м, офисные помещения -от 20 кв. м.

Бизнес-инкубатор так же должен иметь следующие помещения:

- помещения администрации городского округа город Воронеж: кабинет директора, секретариат (бухгалтерия, секретарь);

- помещения общего пользования: учебный класс, помещения для переговоров, помещения кассы, туалетные комнаты;

- помещения для обучения.

Приоритетными направлениям деятельности фирм, размещенных в бизнес-инкубаторе являются:

- консалтинговые услуги различных видов;

- посредническая торговая деятельность (продовольственные товары) с иными муниципальными образованиями и субъектами РФ;

- поставка, установка оргтехники и ее комплектующих;

- туристическая деятельность;

- полиграфические, копировальные работы, рекламная деятельность.

Отбор субъектов для участия в деятельности бизнес-инкубатора происходит в ходе проведения специального конкурса. Здесь обязательна разработка и реализация необходимых положений о ходе проведения и оценки итогов конкурса. Необходимо так же создать соответствующую компетентную конкурсную комиссию для осуществления отбора претендентов. В комиссию войдут: председатель Совета предпринимателей, руководитель данного бизнес-инкубатора, учредители бизнес-инкубатора, заместитель главы городского округа город Воронеж, а также будут приглашены независимые эксперты и аудиторы для повышения объективности и непредвзятости оценки. Чтобы получить возможность работы в бизнес-инкубаторе, заявившиеся претенденты обязаны доказать соответствие своей деятельности разработанной системе параметров, таких как:

- в первую очередь наличие высокой вероятности достижения успеха и развития фирмы, соответствие экономическим и финансовым требованиям рынка;

- во вторую очередь, чтобы имелась и сохранялась конкурентоспособность товаров или услуг фирмы на рынках их реализации;

- в третью очередь, претенденты должны показать свою программу модернизации и развития всей системы предприятия на перспективу;

- в четвертую очередь претенденты должны заявить о наличии достаточного количества собственных финансовых средств и наиболее рентабельных привлеченных средств для функционирования, а также обозначить свою платежеспособность на достаточном уровне;

- в случае выпуска продукции, предприятия должны заявить о наличии экологически ориентированной производственной системе.

Претенденты на работу в бизнес-инкубаторе также разрабатывают бизнес-

план, который затем анализируется и оценивается независимыми экспертами.

В свою очередь, руководство бизнес-инкубатора должно выстраивать деятельность инкубатора так, чтобы входящие в него фирмы взаимодействовали между собой в рамках системы менеджмента и производственного цикла. Бизнес-инкубатор желательно должен обеспечивать появления синергии между участниками. Поэто-

му, требование к реализации деятельности инкубатора - участники не должны прямым образом конкурировать друг с другом, а развиваться и подталкивать к развитию остальных, иначе инкубатор не сможет работать как слаженная система, развивающая социально-экономический потенциал города [3].

1 этап

1.1 Разработка ТЗ, согласование с заинтересованными сторонами Февраль-март 2021 г. Структуры МО, заинтересованные организации Воронежа ТЗ на работу

1.2 Разработка бизнес-плана Апрель 2021 г. Структуры МО, эксперты Бизнес-план

1.3 Оформление документов на передачу помещений инкубатору Май 2021 г. Структуры МО Регистрация собственности

1.4 Рекламная компания инкубатора Июнь 2021 г. Структуры МО Дополнительное обоснование инкубатора

1.5 Разработка положения о конкурсе проектов для инкубатора Июнь 2021 г. Структуры МО, эксперты Утверждение Положение о конкурсе

1.6 Регистрация бизнес-инкубатора, открытие банковского счета Июнь 2021 г. Структуры МО, администрация инкубатора Регистрационные документы, договор с банком

1.7 Проведение конкурса Июль 2021 г. Структуры МО, администрация инкубатора, эксперты Определение участников проекта

1.8 Подготовка помещений к эксплуатации бизнес-инкубатором Август-сентябрь 2021 г. Структуры МО, администрация инкубатора Подготовка и сдача помещений в аренду

1.9 Закупка офисной мебели, оборудования, оргтехники Сентябрь 2021 г. Структуры МО, администрация инкубатора Комплектование бизнес-инкубатора

1.10 Заключение контрактов с фирмами на обслуживание инкубатора Сентябрь 2021 г. Администрация инкубатора, эксперты Обеспечение функционирования инкубатора

1.11 Заключение договоров с коммунальными службами Сентябрь 2021 г. Администрация инкубатора, эксперты Обеспечение функционирования инкубатора

1.12 Организация работы бизнес-инкубатора Октябрь 2021 г. Администрация инкубатора, эксперты Открытие бизнес -инкубатора

2 этап

2.1 Организация учебного процесса участников проекта Ноябрь 2021 г. Администрация инкубатора, эксперты Оказание помощи начинающим предпринимателям

2.2 Помощь в организации производственной деятельности участников проекта Декабрь 2021 г. Администрация инкубатора, эксперты Оказание помощи начинающим предпринимателям

2.3 Организация учебных групп, подготовительных курсов на коммерческой основе За год Администрация инкубатора, эксперты Обеспечение финансовой самостоятельности

2.4 Организация подбора кадров для малого предпринимательства За год Администрация инкубатора, эксперты Содействие занятости

2.5 Организация платной информационной службы на базе бизнес-инкубатора Январь 2022 г. Администрация инкубатора, эксперты Обеспечение финансовой самостоятельности

2.6 Расширение видов услуг, оказываемых на платной основе За год Администрация инкубатора, эксперты Обеспечение финансовой самостоятельности

Таблица. Реализация мероприятий по созданию и развитию бизнес-инкубатора в г. Воронеж

Затем, стоит рассмотреть один из самых важных вопросов функционирования данного проекта - величину арендной платы участников. В первый год аренды она обязана иметь такую ставку. Чтобы обеспечить устойчивое развитие молодых предприятий и предотвратить их ликвидацию. В течение 5 лет жизнедеятельности инкубатора, ставка арендной платы плавно возрастает до наличествующей на рынке цены. Договора с отобранными комиссией претендентами реализуются на срок 5 лет через схему: 3 + 2 года. В течение стартовых для деятельности предприятия 3 лет, ему предоставляется возможность арендовать помещения по льготной ставке, которая в первый год имеет значение 25% от соответствующей рыночной цены аренды, затем возрастает до 50%, а на третий год принимает значение 75% цены рынка. В завершающие 2 года контракта арендная плата принимает соответственно значения - 90% и 100% от рыночной стоимости аренды.

Создание бизнес инкубатора осуществляется в два этапа (таблица):

1) 1 этап - основание бизнес-инкубатора (февраль 2021 года - октябрь

2021 года). Данный этап приводит к открытию инкубатора.

2) 2 этап - становление бизнес-инкубатора (ноябрь 2021 года - октябрь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2022 года).

Итогом выше представленных мероприятий станет постепенный переход предприятий бизнес инкубатора от самоокупаемости к прибыльности. Воплощение изложенных мер по созданию бизнес-инкубатора приведет к следующим результатам для города Воронеж:

- позволит включить в бизнес сферу часть наиболее экономически активного

Библиографический список

1. Кочеваткина Э.Ф. Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии муниципального образования // Universum: экономика и юриспруденция. - 2015 - №9-10 (20).

2. Кремин А.Е. Управление функционированием малого бизнеса на муниципальном уровне как инструмент развития экономики региона / А.Е. Кремин, К.А. Гулин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2017 - №4 (52).

3. Черданцев В.П. Регулирование процессов формирования и развития инновационных структур: Монография / В.П. Черданцев, М.В. Тронина. - Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2012. - 145 с.

населения города, включая начинающих специалистов городского округа город Воронеж;

- увеличит поступления по налогам и сборам от предприятий малого и среднего бизнеса в городской бюджет;

- произойдёт увеличение количества рабочих мест в городе;

- обеспечит профессиональный рост молодых и начинающих бизнесменов, а также увеличит качество товаров и услуг, оказываемых и производимых на территории города;

- создаст необходимый инвестиционный климат для привлечения в экономику города и в малый и средний бизнес новых инвестиций;

- поспособствует регулярному проведению сельскохозяйственных ярмарок, на которых местные производители продукции сельского хозяйства получат возможность торговать (в свою очередь население городского округа смогут приобрести продукты, соответствующие требованиям экологического надзора);

- торговый реестр города будет пополнен сведениями о новых предприятиях сферы торговли, имеющихся у них объектов. Следовательно, позиции по нормативу минимальной обеспеченности жителей города торговыми площадками на 10 тыс. человек усилятся.

Отделы развития предпринимательства и потребительского рынка, каждый год будут проводить анализ эффективности осуществления данной муниципальной программы согласно требованиям. Положения об оценке эффективности реализации муниципальных программ на территории городского округа города Воронеж.

CREATING A BUSINESS INCUBATOR AS A MANAGEMENT MEASURE TO DEVELOP THE SOCIO-ECONOMIC POTENTIAL OF THE VORONEZH CITY

DISTRICT

A.N. Evlakhova, Student

V.V. Syroizhko, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

(Russia, Voronezh)

Abstract. With the transition of the economy to new economic relations based on various forms of ownership, the nature of the development of industrial relations has changed. Small and medium-sized businesses are an important element of the development of the socio-economic sphere of municipalities, a source of income and employment for a significant number of people, and a key factor in the socio-economic stability of a developed society. Currently, small businesses are experiencing serious difficulties in carrying out their activities, so it is urgent to find ways to overcome this situation.

The article identifies the problems of development of the Voronezh city district and suggests measures to develop the socio-economic potential of the Voronezh city district. Based on the key problems of the city, within the framework of the municipal program of support and development of entrepreneurship, it was proposed to form a Voronezh business incubator to ensure the effective development of small and medium-sized businesses.

Keywords: small and medium business, entrepreneurship, business, business incubator, competition, entrepreneur, municipal program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.