Научная статья на тему 'Проблемы социально-экономического развития городского округа город Воронеж и перспективы их решения'

Проблемы социально-экономического развития городского округа город Воронеж и перспективы их решения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
604
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД ВОРОНЕЖ / ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / VORONEZH CITY / PROBLEMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / PROSPECTS FOR SOLVING PROBLEMS / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ECONOMY / SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Калмыкова А.Д., Сыроижко В.В.

Благополучие и процветание страны, в первую очередь, определяется состоянием ее субъектов, поэтому так важно уделять особое внимание их социально-экономическому развитию. Социально-экономическое развитие региона является ключевой функцией региональных органов власти и предполагает поддержание ряда важнейших показателей на должном уровне. При отсутствии эффективных методов регулирования социально-экономических процессов в регионе, возможно возникновение многочисленных проблем, влекущих за собой негативные последствия, как в экономической, так и в социальной сфере. Именно поэтому следует своевременно выявлять и предотвращать кризисные ситуации, воздействуя на них не только совокупностью конструктивных методов, но и тесным взаимодействием органов муниципалитета с бизнес-структурами города, а также федеральными органами власти. В данной статье будут выявлены проблемы социально-экономического развития города Воронежа и предложены пути их решения.The well-being and prosperity of a country is primarily determined by the state of its subjects, which is why it is so important to pay special attention to their socio-economic development. Socio-economic development of the region is a key function of regional authorities and involves maintaining a number of important indicators at the appropriate level. In the absence of effective methods of regulating socio-economic processes in the region, numerous problems may arise that entail negative consequences, both in the economic and social spheres. That is why it is necessary to identify and prevent crisis situations in a timely manner, affecting them not only by a set of constructive methods, but also by close interaction of municipal authorities with business structures of the city, as well as Federal authorities. This article will identify the problems of socio-economic development of the city of Voronezh and suggest ways to solve them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы социально-экономического развития городского округа город Воронеж и перспективы их решения»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ

A.Д. Калмыкова, студент

B.В. Сыроижко, д-р экон. наук, профессор

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(Россия, г. Воронеж)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10486

Аннотация. Благополучие и процветание страны, в первую очередь, определяется состоянием ее субъектов, поэтому так важно уделять особое внимание их социально-экономическому развитию. Социально-экономическое развитие региона является ключевой функцией региональных органов власти и предполагает поддержание ряда важнейших показателей на должном уровне. При отсутствии эффективных методов регулирования социально-экономических процессов в регионе, возможно возникновение многочисленных проблем, влекущих за собой негативные последствия, как в экономической, так и в социальной сфере. Именно поэтому следует своевременно выявлять и предотвращать кризисные ситуации, воздействуя на них не только совокупностью конструктивных методов, но и тесным взаимодействием органов муниципалитета с бизнес-структурами города, а также федеральными органами власти. В данной статье будут выявлены проблемы социально-экономического развития города Воронежа и предложены пути их решения.

Ключевые слова: город Воронеж; проблемы социально-экономического развития; перспективы решения проблем; социально-экономическое развитие; экономика; социальная сфера.

Воронеж - достаточно крупный город, входящий в десятку городов России по площади территории (его площадь составляет 596,51 км2), и являющийся городом-миллионником по численности населения. Город расположен в европейской части нашей страны на расстоянии около 520 км от столицы. Для Воронежской области он является административным центром. История города берет свое начало с 1586 года. На протяжении веков город стремительно рос и развивался. В настоящее время он является крупнейшим промышленным и социокультурным центром Черноземья. Среди наиболее развитых отраслей можно выделить машиностроение и металлообработку. Кроме того, в городе есть крупные предприятия, специализирую-

щиеся на самолетостроении, строительстве мостов, производстве сельскохозяйственного оборудования. Нельзя не отметить и химическую промышленность - она представлена предприятиями производства каучука и нефтехимической продукции. Помимо промышленности город привлекает своей социальной инфраструктурой. Он по праву считается центром образования для студентов из Черноземья. Однако, несмотря на все положительные стороны, в развитии города существуют и многообразные проблемы.

Рассмотрим проблемы городского округа город Воронеж, используя данные социологического опроса, который предусматривает группировку респондентами проблем по степени важности (табл. 1).

Таблица 1. Социологический опрос (оценка экспертами проблем социально-

экономического развития городского округа город Воронеж)

N Проблема социально-экономического развития городского округа город Воронеж Оценка важности проблемы представителями

Администрации Воронежской области Исполнительного ОМСУ Научного сообщества

1 Дефицит местного бюджета 4,2 4,5 4,6

2 Неэффективное распределение налогов между бюджетами разных уровней 3,7 3,8 4,5

3 Несоответствие финансовых ресурсов муниципалитета его полномочиям 4,2 4,0 4,2

4 Недостаточное количество учреждений социальной сферы 3,8 4,1 3,8

5 Большой износ материальной базы и низкая инфраструктурная обеспеченность учреждений, предоставляющих социальные услуги 3,9 4,1 3,7

6 Большой износ коммунальных сетей 3,6 4,4 3,8

7 Несвоевременное осуществление капитального ремонта жилых домов 3,7 4,1 3,9

8 Монополизация городского хозяйства и отсутствие конкуренции в области ЖКХ 3,9 4,3 3,9

9 Рост тарифов на услуги ЖКХ 3,9 4,4 4,1

10 Низкое качество благоустройства территории муниципалитета 4,1 3,7 4,2

11 Малая пропускная способность дорожных сетей муниципалитета 3,7 4,3 4,6

12 Некачественное дорожное полотно в муниципалитете 3,5 4,4 4,4

13 Недостаточное количество маршрутного транспорта в муниципалитете 3,6 4,1 3,8

14 Высокий уровень вредных выбросов в муниципалитете 3,5 3,7 3,5

15 Недостаточный охват услугами по сбору и вывозу ТБО у жителей муниципалитета 3,6 3,7 3,5

16 Низкий уровень обеспечения общественной безопасности в городе 3,8 3,6 3,6

17 Отсутствие эффективной системы партнерских отношений между ОМСУ и предпринимателями 3,7 3,5 3,7

18 Отсутствие эффективной системы участия жителей в управлении муниципалитетом 3,7 3,1 3,9

19 Низкая эффективность коммерческого использования муниципального имущества 3,7 3,7 4,1

20 Наличие большого количества административных барьеров, мешающих развитию малого и среднего бизнеса в муниципалитете 3,5 3,9 4,0

21 Ограниченная доступность информации о помощи бизнесу ОМСУ 3,5 3,4 4,1

22 Высокий уровень коррупции 3,7 3,6 4,1

23 Отсутствие площадок для взаимодействия ОМСУ, предпринимателей и населения города 3,1 3,3 4,1

24 Значительный вес бюрократических процедур, препятствующих получению муниципальных услуг 4,1 3,8 4,1

25 Недостаточный уровень экономической и правовой грамотности бизнесменов 4,1 3,2 3,9

26 Дефицит квалифицированных кадров в системе муниципального управления 4,0 3,9 3,9

27 Низкая инвестиционная привлекательность муниципалитета 4,1 3,5 4,2

Проведем анализ представленных выше данных.

Среди наиболее острых проблем, по мнению большинства респондентов, можно выделить дефицит местного бюджета (разброс оценок 4,1-4,5). Кроме того, респонденты озабочены неэффективным распределением налогов между различными уровнями бюджетов (разброс оценок 3,74,5). Обозначенная проблема обладает таким же уровнем неблагоприятного воздействия на развитие МО, как и несоответствие финансовых ресурсов МО его полномочиям (разброс оценок 4,0-4,2) и низкая эффективность коммерческого использования муниципального имущества (разброс оценок 3,7-4,1). Таким образом, уменьшение объема дефицита муниципального бюджета прямым образом соотносимо с деятельностью, которую претворяют в жизнь органы власти МО.

Большая часть проблемных моментов муниципалитета (а именно проблемы № 27, 9-11, 16, 19, 24, 26), по мнению респондентов, имеет уровень важности выше среднего (более 3,5), что указывает на кризисные ситуации в городе по ряду направлений.

Проводя сравнительный анализ ответов респондентов, были выявлены значительные расхождения в оценках опрошенных различных групп - 0,5 балла (№ 9, 10), 0,8 балла (№ 2, 6, 18), 0,9 балла (№ 11, 12, 25), 1,0 балла (№ 23). Наиболее полярные оценки (минимум и максимум) были представлены респондентами из Администрации Воронежской области (№ 2, 6, 9, 11, 12, 23, 25).

Основаниями для подобных оценок респондентов выступают: «неспособность, так или иначе, повлиять на перераспределение части налогов в сторону бюджетов муниципальных образований; корреляция значимости проблемных полей с показателями, используемыми федеральным центром при анализе эффективности деятельности органов власти МО» [1, с. 47-56]; отсутствие конструктивных методов осуществления эффективной коммуникации между органами власти, бизнесом, а также

населением МО для наиболее продуктивного решения проблем местного значения.

Делая выводы, обозначим ключевые проявления проблем Воронежа, а также сформулируем перспективы их решения:

1. Огромная зависимость города от предоставления межбюджетных трансфертов. Это проявляется на уровне местного самоуправления по всей стране, являясь системной проблемой. Наличие растущего дефицита, незначительного дохода города от муниципальной собственности (которая в основном арендуется или же продается) диктует требование повышения эффективности управления социально-экономическим потенциалом города и поиска возможных путей пополнения бюджета. Так же все явственнее видна проблема дисбаланса бюджетов различных уровней власти, что требует изменений в функционировании имеющейся налоговой системы в сторону увеличения количества налогов, передаваемых непосредственно на местный уровень для реализации существующих полномочий местного уровня своими силами и решения насущных проблем населения.

2. Городской округ город Воронеж, имеет проблему перегруженности ключевых транспортных дорог, особенно в центре города и в местах пересечения больших транспортных магистралей прилегающими путями. Данная проблема обязывает искать новые решения в рамках существующей дорожной сети города, например, как развитие монорельсового транспорта, улучшение состояния дорог, улучшение деятельности обслуживающих дороги подразделений, разгрузка существующих узких мест.

3. Проблемы в системе ЖКХ, из-за которых городской округ находится в худшем положении, нежели другие города России. Большинство горожан обеспокоено аварийным состоянием жилых домов, некачественным предоставлением коммунальных услуг, а также неэффективной работой коммунальных служб. Это вызывает острую необходимость создания здорового конкурентного климата в данной области деятельности. Так же целесооб-

разно улучшить положение в сфере общественно-частного партнерства, что обеспечит как количественное, так и качественное расширение источников финансовых ресурсов. Затем следует стимулировать развитие всей системы менеджмента для совокупности организаций, осуществляющих предоставление коммунальных услуг.

4. Проблема недостаточной обеспеченности населения учреждениями дошкольного образования, а также недостаточности технического оснащения социальных учреждений. Текущее ситуация с бюджетом города делает трудно решаемой эту проблему, что характерно для множества городов РФ. Решение здесь должно строиться на развитии социальной ориентированности бизнес-структур города, повышении их заинтересованности в реализации инвестиционных проектов, направленных на социальное развитие города. Кроме того, следует повысить эффективность взаимодействия властей муниципального, регионального и федерального уровней власти по разработке и реализации дополнительных программ модернизации социальной сферы городского округа города Воронеж [2].

5. Проблема наличия излишнего давления на бизнес-структуры и недостаточной поддержки малого и среднего бизнеса может быть решена через снятие барьеров административного характера, расширение льготной поддержки предпринимателей за

работке мер такой поддержки. Так же можно рассмотреть развитие социально-экономического потенциала города посредством создания и роста новых бизнес-инкубаторов на территории муниципалитета, а также упрощения процедуры начала диалога между населением, бизнесменами и органами местной власти.

6. Проблема недостаточности привлечения населения к разработке документов развития муниципального образования, а также недостаточная синхронизация процессов разработки программных документов различными уровнями власти. Данная проблема должна быть исключена через упрощение и расширение доступа населения к информации о социально-экономическом состоянии муниципалитета, упрощение процесса сотрудничества органов власти различных уровней с населением и друг с другом. Разработка нижестоящих программ социально-экономического развития должна осуществляться исходя из целей программ регионального и федерального уровней [3, с. 225-330].

Подводя итог статьи, отметим, что, несмотря на достаточно высокий уровень развития, город Воронеж имеет ряд проблем социально-экономического характера. Для решения этих проблем необходима консолидация усилий самого города, его бизнес-структур и, что очень важно, поддержка на федеральном уровне.

счет деятельности органов власти по раз-

Библиографический список

1. Захаров М.А. Диагностика ключевых проблем социально-экономического развития городского округа город Воронеж / М.А. Захаров, И.Е. Рисин // Вестник Воронежского государственного университета. - 2017. - № 1. - С. 47-56.

2. Нестеров А.Ю. Проблемы стратегического управления социально-экономическим развитием на региональном и муниципальном уровнях // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2018. - №4.

3. Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. - М.: Новый век, 2014. - 330 с.

PROBLEMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE VORONEZH CITY DISTRICT AND PROSPECTS FOR THEIR SOLUTION

A.D. Kalmykova, Student

V.V. Syroizhko, Doctor of Economic Sciences, Professor

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Voronezh)

Abstract. The well-being and prosperity of a country is primarily determined by the state of its subjects, which is why it is so important to pay special attention to their socio-economic development. Socio-economic development of the region is a key function of regional authorities and involves maintaining a number of important indicators at the appropriate level. In the absence of effective methods of regulating socio-economic processes in the region, numerous problems may arise that entail negative consequences, both in the economic and social spheres. That is why it is necessary to identify and prevent crisis situations in a timely manner, affecting them not only by a set of constructive methods, but also by close interaction of municipal authorities with business structures of the city, as well as Federal authorities. This article will identify the problems of socio-economic development of the city of Voronezh and suggest ways to solve them.

Keywords: Voronezh city; problems of socio-economic development; prospects for solving problems; socio-economic development; economy; social sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.