Научная статья на тему 'Создание билингвальной среды в современной школе'

Создание билингвальной среды в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЫ / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабаева Мукаррам Эргашалиевна

В статье раскрыта проблема создания билингвальной среды в современной школе. Под билингвальной личностью понимается человек, который в процессе обучения овладевает социокультурными знаниями, ценностями и нормами другой культуры, не являющейся для него родной, но ставшей близкой и понятной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание билингвальной среды в современной школе»

СОЗДАНИЕ БИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ

ШКОЛЕ Карабаева М.Э.

Карабаева Мукаррам Эргашалиевна - учитель начальных классов, г. Бекабад, Бекабадский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрыта проблема создания билингвальной среды в современной школе. Под билингвальной личностью понимается человек, который в процессе обучения овладевает социокультурными знаниями, ценностями и нормами другой культуры, не являющейся для него родной, но ставшей близкой и понятной. Ключевые слова: билингвальной среды, современная школа, развитие личности.

На современном этапе задачей становиться языковое развитие личности через создание билингвальной среды. Под билингвальной личностью понимается человек, который в процессе обучения овладевает социокультурными знаниями, ценностями и нормами другой культуры, не являющейся для него родной, но ставшей близкой и понятной. Тогда практические цели билингвального языкового образования могут быть определены как:

3. Формирование и совершенствование коммуникативной и межкультурной компетенции учащихся;

4. Развитие у учащихся способности получать дополнительную предметную (внеязыковую) информацию из разных сфер функционирования иностранного языка;

5. Овладение предметными знаниями с использованием двух языков (родного и иностранного) [1].

Данные цели являются приоритетными, потому что способствуют развитию билингвальной личности, двуязычной личности, а язык - это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Учитель призван научить ребенка воспринимать, понимать и применять аутентичную речь, шутки, как особенность культуры и формировать у учащегося знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуации общения. Наиболее эффективными методами реализации данных целей являются методы, основанные на использовании современных педагогических и информационных технологий, а именно: модельный метод обучения: занятия в виде деловых игр на иностранном языке, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция; метод case study: разбор конкретных ситуаций, которые можно брать из отрывков аутентичных фильмов, текстов, песен; метод проектов: отбор и систематизация материала, для написания статей, создания газет и презентаций, проведение исследований, описание своих находок и наблюдений; стимулятивно-мотивационный метод: приемы, побуждающие ученика к определенным действиям, таких как подготовка и проведение обычных и виртуальных экскурсий, подготовка экспедиций по странам, описание своих впечатлений, чувств.

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов заставляет включить в состав основных образовательных программ и программу формирования универсальных учебных действий. Основу развития личности ребенка составляет умение учиться - познавать мир через освоение и преобразование в сотрудничестве с другими.

Процесс овладения иностранным языком строится по тем же законам, что и процесс овладения родным языком и культурой. Для этого нужно находиться в среде иностранного языка или подобной среде, т.е. для эффективного обучения иностранному языку необходимо создание билингвальной среды в школе, а именно

- использование неродного языка наряду с родным (например, названия кабинетов в школе могут быть подписаны на русском и английском языках; также приветствие учеников на любом из уроков может происходить на иностранном языке);

- организация учителем непосредственного общения с носителями языка посредством интернет - конференций, чатов, приглашения носителей языка на уроки, что способствует преломлению языкового барьера с раннего возраста, прививает умение слушать и понимать иноязычную речь, а также формирует у учащихся культуру общения с представителями других культур;

- внедрение дополнительных тематических видео- и аудиоматериалов акцентирует внимание говорящего как на содержании предмета общения, так и на практической отработке и осмыслении языковых форм.

В отрыве от языковой среды - появляется необходимость создания условной языковой среды, билингвальной среды, то есть погружения учащихся в языковую стихию на разном по уровню сложности языковом и речевом материале. Это требует управления процессами изучения второго языка: речевые и неречевые действия, содержанием обучения, литературно-разговорными нормами языка.

Понятие билингвальной личности предусматривает: осознание себя, как языковой личности в целом; способность пользоваться языком в разных видах деятельности -коммуникации; способность к саморазвитию, к обеспечению креативной деятельности на иностранном языке.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать следующий вывод: для современного языкового образования необходимы междисциплинарная интеграция, вариативность, ориентация на межкультурный аспект овладения языком. Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом. Не вызывает сомнения, что правильно поставленное лингвистическое образование является единственным путем к созданию более высокой культуры.

Список литературы

1. Чиршева Г.Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков /

Г.Н. Чиршева. СПб., 2012.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Абдиразакова Ш.А.

Абдиразакова Шоира Абдурайимовна - учитель географии, школа № 4, Кибрайский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрыта тема развития творческих способностей учащихся на уроках географии. Развитие творческих способностей на уроках географии является структурированным звеном образовательного процесса, где главной целью служит развитие первичного творческого потенциала школьника. Мотивом для укрепления и развития творческой деятельности на уроках географии может быть личное общение с учителем и учащимися этого класса. Затем учащийся сможет оценить свой потенциал и скорректировать и скоординировать свои действия. Ключевые слова: география, задание, развитие, способность.

География - один из тех тем, где процесс развития творческих способностей у школьников приобретает самые яркие оттенки смысла. Разумеется, в процессе изучения этого академического предмета должен быть сформирован самый сильный упор на формирование творческого потенциала студентов, поскольку восприятие

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.