Научная статья на тему 'Создание библиотек веб-квестов как одна из форм, способствующая профессиональному самоопределению студента колледжа'

Создание библиотек веб-квестов как одна из форм, способствующая профессиональному самоопределению студента колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание библиотек веб-квестов как одна из форм, способствующая профессиональному самоопределению студента колледжа»

СОЗДАНИЕ БИБЛИОТЕК ВЕБ-КВЕСТОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА

М.Н. ГОНТАРЕВА

ГОУ СПО Ростовский государственный колледж информатизации и управления представляет собой современное инновационное, динамичное учебное заведение, имеющее многофункциональное и многопрофильное содержание. Образовательная деятельность колледжа ориентирована на решение практических задач, имеющих отношение к будущей профессиональной деятельности студентов, нацелена на помощь в жизненном и профессиональном самоопределении, в формировании профессиональных компетенций и овладении технологиями их формирования, чтобы, покинув стены учебного заведения, наш выпускник, специалист-профессионал, мог уверенно чувствовать себя на современном нестабильном рынке труда, удовлетворять свои духовные и материальные потребности, развивая свои природные способности и личностные качества. Коллектив педагогов изучает и разрабатывает методики и средства, преодолевающие разрыв между образовательными технологиями и потребностями экономики в новых условиях, и одной из наиболее успешных форм обучения, позволяющих студенту оценить свои знания и возможности в той или иной профессии, познать себя, ощутить практическую востребованность различных специальностей и свою конкурентоспособность на рынке труда, являются, на наш взгляд, веб-квесты.

Под веб-квестом в педагогике понимается образовательный сайт в Интернете, в котором часть или вся информация, с которой работают студенты, находится на различных веб-сайтах. Впервые термин "веб-квест" (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Ученый разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения.

Целью привлечения студентов к участию в веб-квестах является оказание поддержки в развитии профессионального самоопределения студентов, расширение рамок познаний в различных видах бизнеса, активизация творческой научно-исследовательской деятельности студентов, формирование профессиональных компетенций. Веб-квест, как правило, ориентирован на решение практических задач, имеющих отношение к будущей профессиональной деятельности студентов. Участие в квест-проекте позволяет смоделировать, проиграть ситуацию, которая вскоре может возникнут в самостоятельной жизни, подготовиться к ней. Студент вместе со своим персонажем учится ориентироваться в различных обстоятельствах, давая объективную оценку своему поведению, учитывая возможности других людей, устанавливая с ними контакты и влияя на их интересы. Участники веб-проекта, имеют возможность "примерить себя" к любой профессии, оценив свои знания и возможности в той или иной сфере, познать себя, оценить практическую востребованность различных специальностей и свою конкурентоспособность на современном рынке труда.

Сценарий возможных информационных взаимодействий игроков веб-квеста разрабатывается преподавателем, он формулирует проблему, которую студентам необходимо решить в ходе работы с квестом. Хорошо структурированный, интересно оформленный сценарий инициирует рассмотрение проблем с различных точек зрения, заставляет думать, требует от студента критического мышления.

Распределяя роли в проекте, студенты оценивают свои знания и возможности, с позиции максимально эффективного их использования в совместной деятельности, что, в конечном итоге, должно привести к правильному решению поставленной проблемы.

Участвуя в веб-квесте студенты активно используют информационное пространство Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности, анализируя, критически осмысливая и перерабатывая материалы предложенных преподавателем или найденных самостоятельно ресурсов, развивая одну из социально-значимых информационную компетентность.

По результатам исследования формулируются выводы, возможно, указываются направления дальнейших поисков, готовится презентационный материал, оформленный, как правило, в виде веб-сайта. Команда выдвигает человека, который будет защищать проект. Обычно это происходит

на конкурсе, проводимом в рамках недели специальности. Преподаватель может порекомендовать выступить студенту, чей вклад в работу минимален в силу каких-то причин (это может быть отсутствие дома компьютера или выхода в Интернет, неуверенная работа в HTML-или графических редакторах, слабое логическое и аналитическое мышление). Такой студент, осознавая ответственность перед всей командой, приложит все усилия, чтобы изучить материал, разобраться в проблеме, достойно представить проект, и, тем самым, получит хоть малое, но приращение своих профессиональных компетенций.

Конкурсы веб-квестов организуются с целью трансляции знаний, идей, опыта и достижений творческой научно-исследовательской деятельности студентов, развитию познавательного интереса к специальности. На мероприятие обязательно приглашаются студенты младших курсов. В жюри конкурса могут быть привлечены специалисты предприятий - социальных партнеров, преподаватели других специальностей, выпускники колледжа. Жюри оценивает понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, оригинальность, осмысленность подходов к решению проблемы, индивидуальность работы, профессионализм представления. В оценке результатов могут принимать участие преподаватели и студенты путем обсуждения или интерактивного голосования через сайт колледжа в Intranet. Работы, высоко оцененные, публикуются в глобальной сети, в разделе «Творчество студентов» на сайте колледжа.

В колледже формируется образовательная информационная среда, одним из модулей которой является база данных, обеспечивающая сбор сведений о студентах: результатах их обучения, участии в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня, творческих работах. После выпуска по согласованию со студентом сведения о нем, ссылки на его работы, заносятся в базу данных резюме Информационной системы поддержки трудоустройства выпускников РГКИУ в глобальной сети. Таким образом, за время учебы в колледже студент фиксирует свой продуктивный опыт, формирует способствующее его продвижению на рынке труда профессиональное досье, которое, будучи выпускником, может использовать в качестве самопрезентации при поиске работы, и которое будет служить решающим аргументом при обсуждении профессиональных возможностей с работодателем в пользу молодого специалиста. Приведем разработанные нами примеры сценариев веб-квестов, которые, на наш взгляд, способствуют профессиональному самоопределению наших студентов, развивают профессиональные навыки работы с информацией, несут в себе важные воспитательные функции.

Сценарии веб-квестов «Преступность несовершеннолетних» и «Терроризм - глобальная проблема человечества» разработаны преподавателем правовых дисциплин и автором статьи для студентов выпускных групп специальности «Программное обеспечение ВТ и АС». Актуальность тем исследований не вызывает сомнений, а результаты работы - сами веб-квесты - используются в качестве методического обеспечения самостоятельной работы студентов других специальностей. Действующие лица веб-квеста «Преступность несовершеннолетних»: ребенок, оставшийся без попечения родителей - его задача состоит в поиске информации о правах ребенка, гарантиях защиты со стороны государства; Полномочный представитель Президента по правам человека -ему необходимо рассмотреть и сделать анализ истории развития законодательства об ответственности несовершеннолетних, а так же, предложить методы борьбы с детской преступностью; сотрудник Информационного центра ГУВД РО, задача которого состоит в поиске и обработке информации о количестве детей, совершивших преступления на территории РФ и Ростовской области, выявлении закономерностей роста детской преступности в регионах.

Герои веб-квеста «Терроризм - глобальная проблема человечества»: историк, чья задача состоит в поиске информации об истоках возникновения проблемы появления терроризма, исследовании исторических аспектов возникновения и развития экстремизма в мире и в России; политолог исследует влияние терроризма на мировую политику; юрист осуществляет подбор нормативно-правовой базы по существующей проблеме, определяет вид и меры наступления уголовной ответственности за совершение террористических действий; начальник ГО и ЧС информирует о мерах предосторожности и безопасности, правилах поведения при совершении теракта и действий населения в условиях чрезвычайных ситуаций, связанных с поведением

террористов и экстремистов; международный обозреватель собирает информацию, связанную с опытом борьбы с терроризмом в различных странах, мерах обеспечения безопасности, определяет степень психологического влияния терроризма на население и социальные круги, в которых возможно формирование террористических группировок.

Целью вышеназванных веб-квестов является, в первую очередь, расширение рамок познаний в правовой сфере, формирование правового сознания и воспитание правовой культуры, развитие у студентов профессионального навыка работы с информационными технологиями. Достижение цели предполагает выполнение другой не менее значимой воспитательной функции - предотвращения и профилактики экстремистских настроений в молодежной среде.

Веб-квест «Джордж Гордон Байрон. Жизнь. Творчество.», предложенный студентам II курса специальности «Программное обеспечение ВТ и АС», нацелен на развитие компетенций, касающихся владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. Владение несколькими языками принимает все возрастающее значение в карьерном росте специалиста. Квест был предложен студентам-программистам II курса. Интересное переплетение литературы и истории развития вычислительной техники - факт, что дочерью английского поэта Байрона была Августа (Огаста) Ада Лавлейс, которая стала первым в мире программистом, работавшим над проектом Аналитической машины Бэббиджа.

Веб-квест «Создай компьютер своей мечты» может использоваться в качестве методического обеспечения самостоятельной работы студентов I и II курсов колледжа. Его цель - рассмотреть процесс построения вычислительной системы с позиций аналитика, технического консультанта, консультанта по программному обеспечению, прайс-менеджера. Квест должен содержать обзор современного рынка вычислительной техники, анализ перспектив развития вычислительной техники, ответ на вопрос: «Что мешает России занять лидирующие позиции на рынке компьютерных комплектующих?», анализ программного обеспечения различных предметных областей - его надежность, функциональность, дополнительные возможности, различие версий, отношение к проблеме лицензирования программного обеспечения в России, анализ ценового рынка комплектующих ПК, периферийных устройств и программного обеспечения, раскрывать объективные причины, влияющие на рост (падение) цен на комплектующие, периферийные устройства и программное обеспечение; раскрытие экономического смысла соотношения «цена/качество», экономического смысла и механизмов работы up-grade.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. В предложенных веб-квестах нам удалось осуществить интеграцию ряда дисциплин: «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем», «Internet-технологии и веб-дизайн», «Основы права», «История», «Литература», «Иностранный язык», «Пакеты прикладных программ», «Информационное обеспечение профессиональной деятельности». На современном рынке труда происходит интенсивное вытеснение малоквалифицированных работников, резко возрастает потребность в хорошо обученных специалистах. Работы могут быть самыми различными, но будущее имеют только те, которые будут соответствовать высоким требованиям рынка труда. Эта проблема может быть заложена в сценарии веб-квестов «Где же работы, имеющие будущее?», «Будущий рынок труда».

Демографические проблемы, а также качественное изменение условий жизни приводит к постепенному старению населения России. По прогнозам Российской Академии наук, к 2016 году пожилые люди старше 60 лет будут составлять около 20% от общего числа россиян. Для молодых людей - это канал поиска работы, уход и обслуживание людей пенсионного возраста может стать сферой бизнеса. Квест «Пенсионная ловушка» может быть предложен студентам специальности «Социальная работа» для интеграции дисциплин «Социальная работа с пожилыми и инвалидами», «Основы управленческой деятельности», «Основы социальной медицины». Другая проблема, важная для понимания будущих специалистов по социальной работе, -старение населения России - порождает проблему квеста «Обеспеченная старость» -какие действия необходимо предпринять уже сейчас, в молодом возрасте, чтобы будучи пенсионером сохранить

здоровье, быть финансово состоятельным, иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, быть материально независимым от родственников.

Важность закрепления рабочих мест во времени и пространстве снижают глобальная сеть и возможность свободной передачи документов, информации, идей. Концептуальные, творческие, организационные виды деятельности могут осуществляться через Интернет в режиме реального времени. Новые формы работы с цифровой связью, организация телекоммуникационных конференций, координация и согласование действий работников компаний, находящихся в удаленных офисах -проблемы квеста «Телекоммуникационный офис», предложенного студентам специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Интернет сегодня используется как мощный рекламный и торговый рынок. В России наблюдается устойчивый рост пользователей WWW и увеличение on-line-продаж. Рассмотреть вопросы создания и управления Интернет-магазином, рекламирования сайта, максимально прибыльного функционирования магазина предлагается в веб-квесте «Интернет-коммерция», охватывающего сферы общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности 2203: веб-программирование, разработка и эксплуатации удаленных баз данных, менеджмент. Подобные проекты могут получить развитие в реальном, а не в виртуальном пространстве. Наличие домашнего компьютера (у 73% студентов специальности 2203) и высокоскоростного доступа в Интернет (у 12,5%, и эти показатели растут) - база для развития собственного или семейного электронного бизнеса по продаже товаров и услуг. В Интернете можно опубликовать сведения об интеллектуальной продукции студента (программный код, электронное учебное пособие, описание опыта работы в программной среде и т.п.) и условия ее приобретения или обмена, тем самым заявить о себе, получить разностороннюю оценку своей деятельности у обширной аудитории сети.

Разрабатывая сценарии веб-квестов, побуждающих к открытию новые информационных источников, новых эффективных средств коммуникации, новых способов удовлетворения потребностей, новых видов моделей бизнеса, мы открываем студентам новые профессиональные перспективы.

Проведя опрос среди студентов - участников веб-квестов, мы выяснили, что такой вид деятельности оценивается ребятами положительно. Они считают, что участие в веб-квестах дает им новые знания; умение пользоваться глобальными информационными ресурсами; современными средствами телекоммуникации; новыми пакетами прикладных программ; открывает перспективы профессионального роста; совершенствует навыки делового коллективного общения, совместного решения проблем. Поскольку от степени личного участия зависит оценка работы всей команды, то, по мнению студентов, коллективная работа помогает преодолеть личную неорганизованность, победить замкнутость, формируя способность брать на себя ответственность.

Используя новые образовательные технологии, мы обеспечиваем студенту условия для активации профессионального самоопределения, выпускаем на рынок труда творческого, развивающегося, инициативного работника, готового осознано и самостоятельно реализовывать запланированные перспективные задачи своего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.