Научная статья на тему 'Интернет-технологии как средство организации самостоятельной работы студентов'

Интернет-технологии как средство организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
915
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максименко Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии как средство организации самостоятельной работы студентов»

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Н. В. Максименко, преподаватель Кузнецкого индустриального техникума

В настоящее время самостоятельная работа студентов рассматривается как один из наиболее важных компонентов профессионального образования. В новых образовательных стандартах значительное количество часов от максимальной учебной нагрузки отводится именно на самостоятельную работу студентов.

Организация самостоятельной работы студентов — достаточно сложная и трудоемкая работа, если только не подходить к этому виду учебной работы формально. Результаты и качество учебной деятельности зависят от уровня готовности студентов к самостоятельной работе и навыков, от степени их готовности к преобразующей учебной и исследовательской деятельности, которая определяется личной подготовленностью к этому виду учебной работы, желанием заниматься самостоятельно и возможностью реализовать это желание, а также от степени сформированное самостоятельности мышления.

Одним из средств организации самостоятельной работы в контексте компетентностной парадигмы образования является использование интернет-технологий. Студент получает уникальную возможность для самообразования, поскольку образовательные интернет-ресурсы активизируют познавательную деятельность, формируют информационную культуру, навыки исследовательской и аналитической деятельности, умение самостоятельно принимать решения.

Для организации самостоятельной работы студентов возможно использование следующих интренет-технопогий: облачных технологий, образовательных веб-квестов и сетевых образовательных проектов.

Под облачными технологиями понимается такая организация работы, при которой вся вычислительная нагрузка приходится на серверы. Данные, хранящиеся на виртуальных серверах, расположенных в облаке, также временно кэширукггся на клиентской стороне на компьютерах, ноутбуках, нетбуках, мобильных устройствах и т. п. Службы Google для образования содержат бесплатный набор инструментов, который позволит преподавателям и студентам более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться.

Рассмотрим основные онлайновые сервисы на основе облачных вычислений, предоставляе-

мые компанией Google, которые возможно использовать для организации самостоятельной работы.

Gmail является пол-нефункциональным почтовым клиентом с обменом мгновенными сообщениями, голосовым и видеочатом, мобильным доступом, а также защитой от спама и вирусов. Основной особенностью данного почтового сервиса, по мнению разработчиков Gmail, является мощный алгоритм поиска по почтовой корреспонденции. Продуманная иерархия сообщений в Gmail позволяет видеть сообщения в контексте, и, если существуют ответы на отправленное или полученное сообщение, система автоматически отображает их в хронологическом порядке вместе с исходным сообщением. Эта цепочка сообщений позволяет отслеживать все сообщения и продолжать обсуждение в одном месте.

Календарь Google — это веб-инструмент управления и планирования, который позволяет создавать календарь студенческих мероприятий, календарное планирование работы над курсовым или дипломным проектом, возможно совместное использование календарей для создания и просмотра расписаний занятий и консультаций.

Группы Google — инструмент управления и групповой работы на основе моделируемых форумов и списков рассылок. В современном образовании на первый план выходит работа в сети Интернет, совместная деятельность, умение вести проекты и исследования, используя интер-нет-среду для обучения. Группы Google используются как инструмент информирования всех участников образовательного процесса, для совместной работы над проектами, для общения и консультирования, для самовыражения.

Документы Google — это бесплатный набор веб-сервисов в форме программного обеспечения как услуги (SaaS), а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлооб-мена, разрабатываемый Google. Документы, создаваемые пользователем, сохраняются на специальном сервере Google или могут быть экспор-

тированы в файл. Это одно из ключевых преимуществ программы, так как доступ к введенным данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к Интернету (при этом доступ защищен паролем). Документы Google представляют собой онлайновый офис, который включает в себя полноценные инструменты для создания текстовых документов, электронных таблиц, наглядных пособий, PDF-файлов и презентаций, а также их совместного использования. Документы Google позволяют студентам и преподавателям удаленно работать над общими документами и проектами, а преподавателям контролировать и управлять этой работой.

Сервис Сайты Google — это конструктор сайтов с возможностью публикации видео, изображений, документов. Цель сервиса — организовать единое интернет-пространство, где пользователи будут делиться информацией. Служба Сайты Google позволяет добавлять на сайт самую разнообразную информацию — календари, видео, изображения, документы и др.; определять параметры доступа к сайту. Сайты Google позволяют решать широкий спектр образовательных задач. Это может быть закрытый сайт методической комиссии, сайт группы или сайт поддержки учебного проекта или дисциплины.

Хранение документов и построение документооборота может быть реализовано с помощью Диска Google и облачного офиса. Механизм общего доступа к облачным папкам и документам позволяет реализовать совместную командную работу с документами и над проектами. Диск Google является не только пространством для хранения файлов, но и средой запуска веб-приложений, написанных сторонними разработчиками. Это позволяет значительно расширить функционал диска и говорить о реализации полноценной работы полностью в веб-среде.

Таким образом, облачные ресурсы могут быть эффективно использованы в образовательных целях, позволяя рационально организовать самостоятельную работу студентов.

Образовательный веб-квест — это сайт в Интернете, с которым работают студенты, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квест — это проблемное задание с элементами ролевой игры, выполнение которого предполагает использование интернет-ресурсов. Как правило, веб-квест имеет определенную структуру: введение (краткое описание темы веб-квеста); задание с четкой формулировкой проблемной задачи и описанием формы представления конечного результата (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, кото-

рую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации); этапы выполнения и необходимые ресурсы (прежде всею ссылки на интер-нет-ресурсы, а также всевозможные вспомогательные материалы в виде таблиц, бланков, инструкций и т.д.); оценку, содержащую описание критериев и параметров оценивания на отдельном бланке; заключение (раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом). В процессе разработки авторского веб-квест-задания преподаватель тщательно отбирает интернет-ресурсы в соответствии с определенной тематикой и уровнем подготовки студентов.

Созданный веб-квест https://sites.google.com/ site/vebkvestgruppyevt/ «Школа веб-мастера» по дисциплине «Технология сайтостроения и веб-дизайн» предназначен для студентов 3-го курса. Работа студентов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе веб-квест предоставляет студентам возможность поделиться на группы и выбрать свою роль: автора (подбирает материал для ЭУП), веб-дизайнера (разрабатывает структуру и дизайн пособия), веб-программиста (занимается версткой страниц) и веб-мастера (ответственный за соединение страниц и представление проекта). Определившись, студент строго следует своему заданию. Итогом работы группы является созданное электронное учебное пособие.

Таким образом, веб-квест технология является эффективным средством формирования и активизации следующих компетенций: использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, сайтов, флеш-роликов, баз данных); самообучение и самоорганизация; работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль); умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант и обосновывать свой выбор.

Под сетевым учебным проектом понимается документально оформленная деятельность обучающихся, организованная с помощью сети Интернет, направленная на достижение поставленных цепей в рамках определенного периода времени.

Разработанный и апробированный сетевой проект «Путешествие online!» (http://goo.gl/ WWcQD7) направлен на представление обучаю-

щимся возможностей сети Интернет для повышения своего образования и эффективного использования его в повседневной жизни.

Реализуя проект «Путешествие online!», обучающиеся:

— узнают больше об истории возникновения и развития сети Интернет;

— научатся выполнять эффективный поиск информации в сети Интернет;

— узнают и научатся работать с социальными сервисами, которые можно использовать в процессе обучения и общения,

— узнают, как сделать работу в Интернете безопасной.

Все это поможет эффективно использовать сервисы сети Интернет в своем образовании и самообразовании.

Проект разработан в рамках дисциплины «Информатика и ИКТ» для обучающихся 1-2-го курсов специальностей технического профиля среднего профессионального образования. В ходе реализации проекта обучающиеся будут работать с различными ресурсами сети Интернет в группах и коллективно, найдут ответы на проблемные вопросы проекта. Узнают больше об истории развития Интернета, изучат правила правильного и безопасного поиска информации в сети Интернет, а также познакомятся со средствами эффективной работы в ней.

Цель проекта — активизация творческой деятельности обучающихся через сетевую форму организации познавательной и исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

— способствовать организации условий для развития творческих способностей, повышения познавательной активности обучающихся и интереса к информатике;

— формировать у обучающихся информационно-коммуникационные компетентности;

— содействовать организации творческого взаимодействия обучающихся и педагогов с использованием интернет-технологий через участие в сетевом проекте;

— обеспечить деятельностное изучение обучающимися возможностей глобальной сети и ин-тернет-сервисов.

Перед запуском проекта педагог проводит проблемно-поисковую беседу, в ходе которой обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают предложения, выполняют проблемно-поиско-вые упражнения. При демонстрации входной презентации педагог актуализирует субъектный опыт обучающихся по теме, что позволяет определить уровень знаний по теме проекта и побужда-

ет к участию в проекте. В ходе проведения разработанного входного анкетирования «Роль Интернета в жизни человека» выявляется заинтересованность и потребность обучающихся. Им предлагается обсудить проблемные вопросы проекта.

По результатам мозгового штурма обучающиеся заполняют индивидуальные карточки. В первой колонке «Знаю» отмечают, что знают по теме проекта «Путешествие online!». Затем во второй колонке «Интересуюсь» — что хотят узнать по данной теме. После завершения проекта обучающиеся заполняют третий и четвертый столбики «Умею» и «Как научился?». В нем они записывают, чему и как научились в результате работы над проектом. Данная таблица позволяет обучающимся устанавливать личные связи с изучаемым материалом до начала работы. Ее необходимо заполнять в течение всего проекта. Этот прием помогает педагогу оценить понимание обучающимися основных вопросов, наметить план взаимодействия с командой. Обсуждения в ходе работы с картой развивают коммуникативные навыки, визуально показывает путь к новым знаниям, уровень успешности каждого, помогают в определении индивидуальных стратегий обучения и метапознания.

Обсуждение хода проекта складывается из индивидуальной и командной работы. Поэтому, приступая к выполнению проекта, команда знакомится с этапами игры по плану путешествия, на которой будут фиксировать свое продвижение. По мере прохождения этапов проекта команда закрашивает стрелочки: зеленым цветом — выполнили задание легко, желтым — при выполнении задания встречались трудности, красным — было трудно выполнять задание. Карта путешествия помогает обучающимся чувствовать ответственность за свое обучение.

Таблица успехов команды в проекте — это отчет по продвижению команды; он дает возможность обучающимся контролировать свое обучение и наблюдать за прогрессом в своей работе. Конкретные отзывы позволяют сосредоточиться на задачах и путях улучшения работы, соответствовать требованиям проекта и его расписанию.

Для заданий каждого этапа проекта разработаны критерии оценивания, которыми пользуются обучащиеся при выполнении заданий.

После завершения работы над проектом проводится оценивание результатов, рефлексия.

Эффективность использования интернет-тех-нологий в организации самостоятельной работы высока и напрямую зависит от степени сформи-рованности информационной культуры преподавателя и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.