Губина Т.Н.
Елецкий государственный университет им. ИАБунина, доцент кафедры прикладной математики и информатики, к.п.н, gubina-tn@yandex.ru
Один из подходов к формированию компетентности будущих учителей в области образовательных веб-
сервисов
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Образование, веб-сервис, высшее учебное заведение, компетентность, курс по выбору, подготовка.
АННОТАЦИЯ
Рассматривается необходимость введения в учебный план бакалаврской подготовки по направлению 050100.62 — Педагогическое образование курса по выбору, направленного на формирование практических знаний, умений, навыков и компетенций в области образовательных веб-сервисов. Приведен опыт разработки предметного содержания курса по выбору «Веб-сервисы в образовании».
В условиях активного использования современных средств информационных и коммуникационных технологий (средств ИКТ) в образовательном процессе начальной и средней школы и, более того, формирования единого информационно-образовательного пространства РФ, особо остро встает проблема готовности и способности учителей к использованию средств ИКТ в новых условиях, диктуемых повсеместным распространением Интернета и возможностью получения доступа к различным веб-сервисам. Как справедливо заметила Г.Н. Бойченко, «...необходимо осуществлять поэтапный, динамичный и управляемый процесс вхождения педагогов в Интернет-пространство как новую сферу их профессиональной деятельности, сопровождающийся развитием и изменением их профессиональных качеств, формированием позитивного отношения к использованию информационных ресурсов Интернет-пространства в обучении, овладением системой профессиональных знаний и компетенций для успешной педагогической деятельности в условиях становления ... информационного общества...» [1, С.5].
Не менее остро стоит эта проблема и на этапе обучения будущих учителей в высших учебных заведениях. Так, анализ ГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 — Педагогическое образование показал, что необходимо готовить обучающихся к применению современных методик и технологий, в том числе и информационных, к использованию возможностей ин-
формационной образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-2,ПК-4) [11]. Готовить обучающихся к использованию средств ИКТ на базе веб-сервисов видится целесообразным в рамках дисциплин «Информационные технологии», «Методика обучения и воспитания», но, к сожалению, в рамках этих дисциплин не представляется возможным уделить достаточное внимание практике применения веб-сервисов. Требуется расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся в области образовательных веб-сервисов для успешной профессиональной деятельности в рамках курсов по выбору.
С целью формирования компетентности будущих учителей в области образовательных веб-ресурсов в Елецком государственном университете был разработан курс по выбору «Веб-сервисы в образовании» для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 050100.62 — Педагогическое образование, профиль подготовки — математика, физика, информатика.
Целью освоения дисциплины является знакомство студентов с основами современных сетевых информационных технологий, позволяющих организовывать различные виды образовательной деятельности педагога в условиях реализации требований ФГОС с учетом специфики региональных условий, уровня подготовленности учеников, необходимости внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, основанных на информационных и коммуникационных технологиях. Задачи изучения дисциплины:
- формирование у студентов системного базового представления о возможностях веб-сервисов для организации образовательного процесса;
- формирование первичных знаний, умений и навыков по сетевым информационным технологиям, достаточных для дальнейшего продолжения образования и самообразования педагогов в решении педагогических задач;
- формирование навыков использования современных веб-сервисов для решения образовательных задач;
- формирование практических умений организации проектной деятельности с использованием социальных сетевых сервисов (Web 2.0);
- формирование культуры решения педагогических задач в условиях ФГОС с минимальными затратами времени, культуры профессионального создания дидактических материалов к урокам на основе веб-сервисов;
- подготовка студентов к использованию современных сетевых технологий в качестве инструмента познавательной деятельности учащихся.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Основные положения концепции образования 2.0. Понятийный аппарат
Технология web 2.0. Отличие веб 1 от веб2. Классификация веб2.0-сер-висов. Педагогические основы веб 2.0-технологий. Виды социальных сетевых сервисов, применяемых в образовании. Достоинства и недостатки использования социальных сетевых сервисов в образовании. Условия создания эффективной образовательной среды с использованием сетевых социальных сервисов. Дидактический потенциал веб-сервисов.
Раздел 2. Виртуальное пространство распределенного образовательного проекта
Виды Интернет-коммуникации в распределенном образовательном проекте. Коммуникация участников образовательного проекта с использованием почтовой службы Gmail. Коммуникация участников образовательного проекта с использованием клиента Google Talk. Создание сайта команды проекта на базе Группы Google. Использование веб-форума Группы Google в координации деятельности членов команды проекта. Организация совместной деятельности участников проекта. Планирование проекта средствами календаря Google. Структурирование проекта в Блокноте Google.
Раздел 3. Коллективная работа с документами на основе сервиса Google
Основы коллективной работы в сети на основе сервиса Google. Создание документа, его загрузка, редактирование. Создание таблицы, ее загрузка и редактирование. Совместная работа над документами и таблицами, ее возможности. Предоставление общего доступа к документам и таблицам проекта. Использование возможностей сервиса Google на уроках математики, физики. Работа с конструктором сайтов Google: создание сайта учителя-предметника, сайта класса и пр. Создание образовательного веб-квеста. Создание виртуальных тетрадей.
Раздел 4. Разработка дидактических материалов на основе веб-сервисов
Сервис для создания интерактивных флэш-ресурсов, фабрика кроссвордов, создание облака слов, создание интерактивных публикаций в виде журнала, брошюры, презентации.
Разработка интеллект-карт. Дидактический потенциал интеллект-карт. Краткий обзор сервисов mind maps. Мозговой штурм с использованием Интеллект-карт.
Раздел 5. Организация проектной деятельности школьников с использованием wiki-технологий
Обзор образовательных вики-проектов. Основные преимущества применения Вики в образовании. Основные недостатки Вики-технологии. Создание сетевого проекта на базе платформы wikispaces.com.
Лабораторные занятия по дисциплине предполагают работу в компьютерном классе с возможностью выхода в сеть Интернет для доступа к образовательным веб-сервисам.
Тематика лабораторных работ:
1. Создание учетной записи на Google. Работа с электронной почтой. Видео общение. Создание стартовой страницы браузера с помощью веб-сервиса Symbaloo.com. Создание виртуальной тетради по предмету.
2. Создание и структурирование сайта учителя-предметника на базе Группы Google.
3. Работа с документами Google Диск: создание текстового документа, электронной таблицы, презентации, формы для тестирования и анкетирования, совместная работа над документами.
4. Создание дидактических материалов к урокам: игра «Скрытое изображение», музыкальный таймер (отсчет обратного времени), игра «Выбор по категориям», игра «Викторина» и др. Размещение дидактических материалов на сайте Google.
5. Разработка тематической интеллект-карты. Размещение карты на сайте Google.
6. Создание образовательного веб-квеста на сервисе Google.
7. Создание вики-страниц для организации проектной деятельности школьников.
Критерии, по которым выбирались веб-сервисы для проведения лабораторных работ:
• соответствие веб-сервиса одной из областей применения: обучение, подготовка дидактического материала, решение творческих задач, мозговой штурм, организация совместной работы, сетевое взаимодействие; организация проектной деятельности.
• бесплатность;
• удобство работы с сервисом;
• поддержка кириллицы;
• поддержка организации совместной деятельности;
• быстрая регистрация или ее отсутствие;
• возможность доступа к ресурсу через учетную запись Google;
• соответствие веб-сервиса возрастным, индивидуальным и учебным возможностям обучаемых;
• соответствие современному уровню развития средств ИКТ;
• перспективность использования веб-сервиса на ближайшее время, поддержка его развития, модернизация;
• степень эффективности веб-сервиса для решения педагогических задач;
• возможность освоения веб-сервиса за достаточное короткий период времени (наличие справочной системы, справочных руководств, опыта использования сервиса и пр.).
Руководствуясь выше перечисленными критериями, а также изучив накопленный опыт применения образовательных веб-сервисов, была отобрана группа веб-сервисов, которые изучают студенты на лабораторных и
лекционных занятиях:
• сервис хранения закладок Symbaloo (http://www.symbaloo.com);
• сервисы для создания облака слов Tagul (https://tagul.com/), Tagxedo (h ttp://www.tagxedo.com);
• сервисы для создания интерактивных флэш-ресурсов Jeopardylabs (https://jeopardvlabs.com). Zondle (https: //www.zondle.com), LearningАpps (http://learningapps.org);
• фабрика кроссвордов Puzzlecup (http://puzzlecup.com). Cross (http://cross.highcat.org/ru RU/);
• сервис для создания интерактивных публикаций в виде журнала, брошюры, презентации Calamëo (http://ru.calameo.com/);
• сервис создания календаря и планировщика событий Календарь Google;
• сервис для создания офисных документов Документы Google;
• сервис для создания виртуальной тетради по предмету, веб-квеста Google Сайты;
• сервис для организации проектной деятельности школьников Wikispaces (http://www.wikispaces.com/);
• сервисы для создания интеллект-карт MindMup (www.mindmup.com). Coggle (https://coggle.it/). WiseMapping (http://wisemapping.com/);
• сервис для совместного создания Wiki-газеты несколькими пользователями WikiWall (http://www.wikiwall.ru).
Использование веб-сервисов в образовании позволяет но-новому выстраивать профессиональную деятельность учителя-предметника, тем самым обеспечивая:
- выполнение требований ФГОС второго поколения к использованию системно-деятельностного подхода, к использованию технологий обучения, основанных на реализации проектной деятельности, на уровневой дифференциации обучения, на создании учебных ситуаций и пр.;
- открытость обучения для учеников, учителей и родителей;
- возможность организации коллективной (совместной) деятельности обучающихся в информационной образовательной среде;
- доступ к новому и удобному способу подготовки дидактических и методических материалов к урокам;
- создание централизованного хранилища данных и, в целом, сетевого профессионального пространства.
Введение курса по выбору «Веб-сервисы в образовании» в учебные планы по направлению подготовки 050100.62 — Педагогическое образование позволяет погрузить обучающихся в современную информационно-образовательную среду, способствующую формированию их информационно-технологической компетентности на стадии обучения в вузе и, как следствие, способствующую формированию готовности и способности будущих
педагогов к работе в условиях модернизации системы образования, перехода на ФГОС второго поколения.
Литература
1. Бойченко, Г.Н. Информационные сервисы. Интернет в профессиональной деятельности педагога : учебное пособие [Электронный ресурс] / Г.Н. Бойченко. — Новокузнецк : Кузбасская государственная педагогическая академия, 2008. — 106 с. — ISBN 978-5-85117320-2. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88672.
2. Быховский, Я.С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php.
3. Заславская О.Ю. Особенности повышения квалификации учителей в области использования Интернет-сервисов нового поколения [Текст] / О.Ю.Заславская // Вестник МГПУ Серия «Информатика и информатизация образования». — М.: МГПУ, 2012. — №1(23). — С.76-86.
4. Инструкции по созданию google-документов https://docs.google.com/document/d/1We7Q7RHbtedaTiRR6iOLXbBa19BWPPs-AdcE0gkU4rM/pub.
5. Коллекция веб-сервисов для образования https://sites.google.com/site/badanovweb2/home.
6. Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс] / К. Г. Кречетников, И. В. Кречетникова / Тихоокеанский военно-морской институт имени С.О. Макарова. — Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf .
7. Мозговой штурм с использованием Интеллект-карт http://www.mind-map.ru/?s=27.
8. Образование и профессиональное саморазвитие студента в сетевой среде: Учебное пособие. Спб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
9. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: Практическое руководство образовании [Электронный ресурс] / Е.Д. Патаракин. — М.: Интуитюру, 2007. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/005/55005.
10. Презентация сервисы веб 2.0 для создания дидактических материалов http://www.slideshare.net/kharevich/ss-27779646.
11. ФГОС ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. № 46.
12. Ээльма Ю. В. Образовательные возможности Веб 2.0. Веб 2.0-сервисы Интернета — новые формы коллективного педагогического взаимодействия [Электронный ресурс] / Ю. В. Ээльма // Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. — СПб.: РЦОКОиИТ, 2008. — Часть II: Новые возможности в обучении. — С. 63-80. — Режим доступа до журн.: http://rcokoit.ru/dld/metodsupport/web20.pdf.
13. https://sites.google.com/site/badanovweb2/home