Научная статья на тему 'Создание безбарьерной среды, как ключ к полноценной жизни для маломобильных групп населения'

Создание безбарьерной среды, как ключ к полноценной жизни для маломобильных групп населения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
345
20
Поделиться
Ключевые слова
БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / КОМФОРТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ / COMFORTABLE / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / ИНВАЛИДЫ / DISABLED / HANDICAPPED

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сусоев Игорь Сергеевич

В статье рассматривается вопрос повышения уровня условий проживания маломобильных групп населения.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Сусоев Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Создание безбарьерной среды, как ключ к полноценной жизни для маломобильных групп населения»

ARCHITECTURE

Creating a barrier-free environment, as the key to a full life for people

with limited mobility Susoev I. (Russian Federation) Создание безбарьерной среды, как ключ к полноценной жизни для маломобильных групп населения Сусоев И. С. (Российская Федерация)

Сусоев Игорь Сергеевич / Susoev Igor Sergeevich — магистр, кафедра проектирования зданий и градостроительства, Московский государственный строительный университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается вопрос повышения уровня условий проживания маломобильных групп населения.

Abstract: the article discusses the question of raising the level of living conditions of people with limited mobility.

Ключевые слова: безбарьерная среда, комфортное проживание, маломобильные группы населения, инвалиды.

Keywords: barrier-free environment, comfortable, handicapped, disabled.

Уровень жизни любого демократического общества, определяется средой обитания, в которой оно находится. Среда обитания есть не что иное, как совокупность всех элементов и условий, необходимых для жизнедеятельности человека. Ежедневно мы оказываемся под воздействием тех или иных предметов и факторов, окружающих нас, и можно утверждать, что комфортабельность жизни людей зависит от качества этих условий и их наличия в целом. Иными словами, то с чем мы каждый день можем иметь или имеем дело, должно соответствовать всем стандартам комфортного проживания человека.

В первую очередь проблема создания оптимальных условий для жизнедеятельности затрагивает маломобильные группы населения. К таковым относятся люди, имеющие инвалидность - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения или слуха. Также к маломобильным группам можно отнести лиц престарелого возраста, беременных женщин, людей с детскими колясками, временно нетрудоспособных граждан. Именно эта часть общества больше всего нуждается в улучшении условий проживания. Весомая доля этих условий непосредственно связанна со строительством и закладывается на этапе архитектурно проектирования. Сюда можно отнести проблемы, касаемые транспортно - пешеходной доступности в городе, доступности объектов социально-культурного назначения, объектов досуга, парковых зон и оборудования множества других мест, которые на данный момент остаются трудно посещаемыми для людей с ограниченными возможностями.

Создание комфортных условий, не ограничивающих ни в чем маломобильные группы населения, именуется «Безбарьерной средой». В Европе архитекторы и строители уже давно применяют на практике правила проектирования безбарьерного пространства. На сегодняшний день данное направление начинает активно развиваться и в нашей стране. Основываясь на опыте зарубежных коллег, российские специалисты в крупных городах стараются руководствоваться данными принципами, подстраивая их под условия русских реалий.

Московские власти в последние три года активизировали реализацию проекта по внедрению в столице безбарьерной среды - модернизации объектов недвижимости и инфраструктуры под нужды горожан с ограниченными возможностями [1]. Реализуются программы по обустройству подземных переходов и входных групп общественных зданий пандусами, перилами и лифтами. Повсеместно используется тактильная плитка на тротуарах, в местах остановки общественного транспорта, переходах, в парках и скверах. Для слабовидящих и людей с отсутствием слуха наносятся ленты с ярко-жёлтой окраской, устанавливаются системы звукового оповещения граждан. По городу курсирует низкопольный транспорт, остановки снабжаются интерактивными табло, специальными поручнями и видеонаблюдением. Для Москвы актуальной остаётся проблема адаптации метрополитена. Строящиеся станции оборудуются лифтами, удобными подъездами к станциям метро, светодиодными лентами на перроне. Существующие станции также по возможности подводятся под эти стандарты. Так же на базе метрополитена создается

специальная служба, сотрудниками которой будет оказываться всевозможная помощь маломобильному населению в беспрепятственном передвижении по столичной подземке.

Зачастую инвесторы испытывают финансовые трудности при внедрении в строительство безбарьерной составляющей, равной приблизительно 6 % от суммы всех затрат, идушдх на возведение сооружения. Эти расходы все же окупаются, за счет того, что:

- создание безбарьерной среды, уменьшает потребность в строительстве интернатов;

- появляются новые налогоплательщики, так как создаются условия, способные обеспечить нормальный трудовой процесс лицам с ограниченными возможностями;

Литература

1. МОСКВА БЕЗБАРЬЕРНАЯ. [Электронный ресурс]: Всероссийский сайт инвалидов, URL: http://www.invalirus.ru/2277-moskva-bezbarernaya.html/ (дата обращения: 18.06.2016).

The reorganization of territories for industrial use Susoev I. (Russian Federation) Реорганизация территорий промышленного назначения Сусоев И. С. (Российская Федерация)

Сусоев Игорь Сергеевич / Susoev Igor — магистр, кафедра проектирования зданий и градостроительства, Московский государственный строительный университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается вопрос освоения заброшенных территорий промышленного назначения в городе Москва.

Abstract: the article discusses the development of an abandoned industrial territory in the city of Moscow.

Ключевые слова: плотность застройки, реорганизация, реновация, промышленные зоны, промышленные объекты.

Keywords: the density of development, reconstruction, renovation, industrial zones, industrial facilities.

С ростом урбанизации и массовым притоком населения в крупных городах возрастает потребность нового строительства. Последнее в свою очередь повышает плотность застройки, что непременно влечет за собой увеличение нагрузки на транспортные артерии и коммуникации городов, а также уменьшает площадь зеленых насаждений. Москва тому не исключение, и даже наоборот, первый город в стране по количеству возводимых сооружений различного функционального назначения. В среднем коэффициент застройки (плотность) по округам Москвы составляет 1850 - 2450 кв.м./га, а в центральном округе значение данного параметра доходит до 4225. При всем этом, не всегда на данный коэффициент влияет наличие высотных зданий, зачастую это просто районы с большой долей занимаемых площадей под разного рода сооружения. Данный факт говорит нам о том, что свободных площадей, подходящих для возведения новых зданий, не так уж и много, а где-то их вообще не осталось.

И все же в Москве, при столь высокой плотности застройки, имеются потенциальные площадки под новое строительство. Это территории нефункционирующих фабрик и заводов, построенных ещё в СССР. Эти предприятия со временем устарели и стали малоприбыльными, поэтому были закрыты. Промзоны занимают порядка 18,8 га, что составляет более 17% территории города (в старых границах) [1].

Основные преимущества данных территорий в их местоположении. Во времена, когда ещё только строились ныне заброшенные промышленные объекты, они находились на окраинах столицы. С тех пор Москва очень сильно разрослась, и те самые окраины превратились в центральные части города. А это очень лакомые куски для потенциальных застройщиков и немаловажные для градостроительной структуры в целом. Государству такого рода реализация заброшенных фабрик также выгодна. За счет реорганизации промзон появится возможность обеспечить жителей города дополнительным жильем, объектами социального значения, парками, в определённой степени решить транспортные проблемы на местности (построить паркинги, транспортные узлы, магистрали), дать городу новые научно-исследовательские площадки и многое другое.

Уже сейчас в Москве усиленно проводится работа по реорганизации нескольких заброшенных фабрик и заводов. Cуществует довольно много проектов редевелопмента, на сегодняшний день в работе около 20 площадок. В качестве примера можно привести «ЗилАрт», «Южный порт», «Серп и Молот», «Тушино 2018» и другие. После их реализации будет создана жилая недвижимость, общей