Научная статья на тему 'Совершенствование экологии Волгограда в процессе ревитализации прибрежной зоны (благоустройство территории бывшего грузового порта)'

Совершенствование экологии Волгограда в процессе ревитализации прибрежной зоны (благоустройство территории бывшего грузового порта) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
354
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВИТАЛИЗАЦИЯ / REVITALIZATION / ОБЛИК ГОРОДА / CITY APPEARANCE / БЫВШИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / FORMER INDUSTRIAL TERRITORIES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Иванова Н.В., Богила В.Г., Иванова О.В.

Статья посвящена вопросам восстановления бывших промышленных прибрежных территорий и совершенствования экологии города на примере ревитализации грузового порта в Волгограде. Произведён анализ современного состояния теории и практики использования бывших промышленных зон в России и за границей. Выполнено экспериментальное проектирование, направленное на решение архитектурно-экологических вопросов застройки и формирование эстетического облика панорамы города с реки Волги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ECOLOGY OF THE CITY IN THE PROCESS OF REVITALIZATION COASTAL ZONE OF THE VOLGA RIVER

The article is devoted to the issues of restoring former industrial coastal territories and improving the ecology of the city, for example, the revitalization of a cargo port in Volgograd. An analysis is made of the current state of the theory and practice of using former industrial zones in Russia and abroad. An experimental design was carried out, aimed at solving architectural and ecological issues of development and the formation of aesthetic appearance of the panorama of the city from the Volga River.

Текст научной работы на тему «Совершенствование экологии Волгограда в процессе ревитализации прибрежной зоны (благоустройство территории бывшего грузового порта)»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДА В ПРОЦЕССЕ РЕВИТАЛИЗАЦИИ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ (БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО ГРУЗОВОГО ПОРТА)

Н.В. Иванова, канд. архитектуры, профессор В.Г. Богила, студент О.В. Иванова, студент

Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)

Аннотация. Статья посвящена вопросам восстановления бывших промышленных прибрежных территорий и совершенствования экологии города на примере ре-витализации грузового порта в Волгограде. Произведён анализ современного состояния теории и практики использования бывших промышленных зон в России и за границей. Выполнено экспериментальное проектирование, направленное на решение архитектурно-экологических вопросов застройки и формирование эстетического облика панорамы города с реки Волги.

Ключевые слова: ревитализация, облик города, бывшие промышленные территории.

Под понятием ревитализация в урбанистике понимают восстановление городской среды, при котором она становится более пригодной для проживания. Воссоздание городского пространства на основе старых неиспользуемых территорий появилось ещё в 19 веке в Англии. Урбанистическая концепция позволила использовать новые функции для восстановленных пространств и благоустроить территории бывших промышленных предприятий, повлиять на инфраструктуру и демографическую ситуацию многих городов мира. Процессы урбанизации, характерные для

всех развивающихся современных городов России, активно проявляются и в формировании планировочной структуры ландшафта реки Волги в Волгограде. Примером является реорганизация прибрежной территории реки, протяжённостью 3,5 километра (от грузового порта до нового моста через реку Волга). Наиболее значительные архитектурно-градостроительные акценты застройки Волгограда формируют запоминающуюся панораму города (стадион Волгоград Арена, Мамаев курган, высотные жилые здания), рис.1.

Рис. 1. Центральная набережная Волгограда, 2018 г.

История формирования набережной началась с 1890 г., когда была сформирована Царицынская пристань, которая стала второй в Волжском бассейне по количеству прибывших сюда грузовых судов (уступая только Нижегородской пристани). В 1935 г. на набережной города начались масштабные работы по благоустройству: разрабатывались проекты главной лестницы, торговых па-

вильонов, кафе, ресторанов «Метро» и «Шанхай». Формировались транспортные пути, выполнялась планировка и озеленение откосов. Набережная стала одной из самых благоустроенных на Волге [1, а 82].

Промышленные же территории грузового порта характеризовали старые покосившиеся здания и овражные склоны; вдоль берега проходила железнодо-

рожная линия; причалы порта и около 40 построек. В эти годы принимается решение перенести часть грузовых причалов, городской перевоз и водный трамвай ниже по Волге, но Великая Отечественная война нарушила многие градостроительные решения по проек-

тированию транспортной зоны. Сегодня территория грузового порта заброшена и требует реорганизации, которая повлечет за собой возникновение новой точки развития и создания комфортной городской среды, рис. 2.

Рис. 2. Состояние территории бывшего грузового порта г. Волгограда на сегодняшний день

Территория бывшего грузового порта расположена в Ворошиловском районе (в современных границах улиц Калинина, Иркутской, Пугачевской и набережной Волги) и является мощным потенциалом в развитии общественно-селитебной структуры района, ресурсом в совершенствовании экологии города

при использовании ландшафтных особенностей береговой линии, рис. 3, [2, а 115]. Раскрытие новых ландшафтных возможностей территории, проектирование современных жилых и общественных построек создадут возможность оживить облик города и дополнят панораму города с реки.

Рис. 3. Ситуационная схема расположения грузового речного порта

(Волгоград, 2018 г.)

В ходе проведения исследования и экспериментального проектирования территории был проанализирован зарубежный и российский опыт использования и благоустройства бывших промышленных территорий. Многие примеры наглядно демонстрируют трепетное отношение к истории архитектур-

ных объектов, таблица 1. Были выявлены лучшие приемы и методы, объемно-пространственные и архитектурно-планировочные решения ревитализации территорий, сочетающие высокую функциональность, экономическую и энергетическую эффективность.

аблица 1. Характеристика проектов ревитализации за рубежом и в России

Название

Фото

Местоположение

Описание

Художественный центр Salts Mill

Торгово-

развлекательный центр Manufaktura

Солтейр, Англия

Бывшая текстильная фабрика XIX века преобразованная в 1980-е годы в художественный центр

Лодзь, Польша

Построен на базе бывшей хлопчатобумажной мануфактуры Израиля Познаньского, построенной в середине XIX века

Квартал культурной промышленности

Шеффилд, Англия

В 1986 году был основан «квартал культурной промышленности», в который были включены заброшенные заводские постройки

Промышленные предприятия

Форсса, Финляндия

В отреставрированной зоне бывшей прядильной фабрики и её корпусах разместили музей, торговый комплекс, офисный центр

Дизайн-завод «Флакон»

Бутырский район, Москва, Россия

Торгово-выставочный и офисный комплекс основан на территории бывшего Хрустального завода имени Калинина

Лофт-проект «Этажи»

Санкт-Петербург, Россия

На территории бывшего хлебозавода размещено несколько выставочных пространств и художественных галерей, магазинов и кафе._

Анализ методов ревитализации бывших промышленных предприятий позволил выполнить экспериментальное проектирование, направленное на создание социально-ориентированной при-

брежной территории Волгограда, раскрывающей возможности использования природных ландшафтных особенностей (рельефно-овражная сеть) [2, с. 112, 3 ], рис. 4.

1

2

3

4

5

6

Рис. 4. Предложение по формированию социально-ориентированной территории

Волгограда, 2018 г.

Архитектурно-ландшафтным проек- ров на водную поверхность); развитие и тированием решались актуальные во- обустройство общественной территории просы совершенствования экологии го- с разнообразными видами рекреации рода при использовании системы вод- (формы дневной и вечерней); расшире-ных ландшафтов в структуре города ние туризма для жителей, гостей города (внешних и внутренних); развитие (лодочные прогулочные маршруты по транспортной сети района (трассировка природным паркам области); учет по-магистралей и рокадной дороги вдоль требностей в рекреации маломобильных реки); разработка комфортных плани- групп населения [4, c. 44; 5, c. 113; 6, c. ровок селитебных зон (раскрытие дво- 225; 7, с. 43; 8, с. 125].

Библиографический список

1. Здания - крепости Сталинграда: монография / П.П.Олейников; М-во образо-ания и науки Рос.Федерации, Волгогр. гос. техн. ун-т. - Волгоград: Панорама, 2017.

- 104 с.

2. Иванова, Н.В. The Architectural and Ecological Features of the Underground Development of the Ravine Network in a Riverside City (on the Example of Volgograd) / Н.В. Иванова, О.А. Ганжа // Procedia Engineering. Vol. 165 : 15th International scientific conference «Underground Urbanisation as a Prerequisite for Sustainable Development» (St. Petersburg, Russia, 12-15 September 2016). - [Elsevier publishing], 2016. - P. 1006-1015

3. The methodological aspect of the landscape and ecological forming of a comfortable environment for the Smart City [Электронный ресурс] / Н.В. Иванова, О.А. Ганжа // MATEC Web of Conferences. Vol. 106 : International Science Conference SPbWOSCE-2016 «SMART City» (St. Petersburg, Russia, November 15-17, 2016) / ed. by V. Murgul ; the Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University, Institute of Civil Engineering.

- [Publisher: EDP Sciences], 2017. - URL : https://www.matec-conferences.org/articles/matecconf/abs/2017/20/contents/contents.html.

4. Иванова, Н.В. Проектирование системы внешних и внутренних водных ландшафтов города / Н.В. Иванова, Ю.А. Голдина, И.Г. Тен // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №1. - C. 38-44.

5. Иванова, Н.В. Основы ландшафтного проектирования рекреационных зон для маломобильных групп населения / Н.В. Иванова, Н.Н. Антонова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 5 (47), ч. 2. - C. 112-114

6. Иванова, Н.В. Ландшафтные мероприятия при формировании адаптивной среды для маломобильных групп населения в рекреационных пространствах города / Н.В. Иванова, Н.Н. Антонова // Вестник Волгоградского гос. архит.-строит. ун-та. Сер. Строительство и архитектура. - 2016. - № 46 (65). - C. 220-230

7. Иванова, Н.В. Проектирование системы внешних и внутренних водных ландшафтов города / Н.В. Иванова, Ю.А. Голдина, И.Г. Тен // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №1. - C. 38-44.

8. Иванова, Н.В. Мониторинг благоустройства природного парка УСТЬ-МЕДВЕДИЦКИИ Волгоградской области (на примере территории Зеленая стоянка «БЕЛЯЕВСКАЯ КОСА») / Н.В. Иванова, А.Р. Бузовская // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №4. - C. 122-126.

IMPROVEMENT OF ECOLOGY OF THE CITY IN THE PROCESS OF REVITALIZATION COASTAL ZONE OF THE VOLGA RIVER

N.V. Ivanova, candidate of architecture, professor

V.G. Bogila, student

O.V. Ivanova, student

Volgograd state technical university

(Russia, Volgograd)

Abstract. The article is devoted to the issues of restoring former industrial coastal territories and improving the ecology of the city, for example, the revitalization of a cargo port in Volgograd. An analysis is made of the current state of the theory and practice of using former industrial zones in Russia and abroad. An experimental design was carried out, aimed at solving architectural and ecological issues of development and the formation of aesthetic appearance of the panorama of the city from the Volga River.

Keywords: revitalization, city appearance, former industrial territories.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.