Научная статья на тему 'Создание агломераций как фактор социально- экономического инклюзивного развития экономики сельских территорий'

Создание агломераций как фактор социально- экономического инклюзивного развития экономики сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
108
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ / АГЛОМЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ИНКЛЮЗИВНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / SPATIAL AND TERRITORIAL DISTRIBUTION / AGGLOMERATION / RURAL AREAS / INCLUSIVENESS / LEGISLATIVE DESIGN / SUPPORT MEASURES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Усенко Л. Н.

Статья посвящена вопросам пространственно-территориального размещения, которые в настоящее время вышли на одно из главных мест в стратегических направлениях социально-экономического развития страны. Предлагаются меры поддержки агломераций, которые должны оказываться по следующим направлениям: развитие межмуниципального сотрудничества, комплексное освоение территории, развитие конкурентных преимуществ, формирование благоприятной среды для развития предпринимательства и агробизнеса, оптимизации транспортного сообщения, жилищного строительства, строительства объектов инфраструктуры, формирования научно-образовательного и культурного пространства, доступности среды жизнеобеспечения и других вопросов деятельности агломерации.Обосновывается необходимость законодательного оформления вхождения сельских территорий в агломерацию и предоставление возможности инклюзивного развития сельского хозяйства, преодоления сокращения его ресурсного потенциала. Сделаны выводы о том, что создание агломераций, с включением сельских территорий, позволит минимизировать последствия неравномерности развития сельских территорий, обеспечить экономический рост, инклюзивность развития сельского хозяйства, устойчивое развитие всего территориального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Усенко Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING AGGLOMERATIONS AS A FACTOR OF SOCIO- ECONOMIC INCLUSIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF RURAL TERRITORIES

The article is devoted to the issues of spatial and territorial distribution, which have now come to one of the main places in the strategic directions of the socio-economic development of the country. It offers measures to support agglomerations, which should be provided in the following areas: development of intermunicipal cooperation, integrated development of the territory, development of competitive advantages, creation of a favorable environment for the development of entrepreneurship and agribusiness, optimization of transport links, housing construction, construction of infrastructure, formation of scientific, educational and cultural space, accessibility of life support environment and other issues of agglomeration activity and.The necessity of legislative registration of the entry of rural areas into the agglomeration and the provision of opportunities for the inclusive development of agriculture, overcoming the reduction of its resource potential is justified. It was concluded that the creation of agglomerations, with the inclusion of rural areas, will minimize the consequences of uneven development of rural areas, ensure economic growth, the inclusiveness of agricultural development, sustainable development of the entire territorial unit.

Текст научной работы на тему «Создание агломераций как фактор социально- экономического инклюзивного развития экономики сельских территорий»

СОЗДАНИЕ АГЛОМЕРАЦИЙ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНКЛЮЗИВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ CREATING AGGLOMERATIONS AS A FACTOR OF SOCIOECONOMIC INCLUSIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF RURAL TERRITORIES

Л.Н. УСЕНКО

Член Президиума ВЭО России, член Ревизионной комиссии Международного Союза экономистов, председатель Ростовского регионального отделения ВЭО России, заведующая кафедрой анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор

L.N. USENKO

Member of the VEO Presidium of Russia, Member of the Audit Commission of the International Union of Economists, Chairman of the Rostov Regional Branch of the VEO of Russia, Head of the Department of Analysis of Economic Activity and Forecasting of the Rostov State Economic University, Honored Scientist of Russia, Doctor of Economic Sciences, Professor

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам пространственно-территориального размещения, которые в настоящее время вышли на одно из главных мест в стратегических направлениях социально-экономического развития страны. Предлагаются меры поддержки агломераций, которые должны оказываться по следующим направлениям: развитие межмуниципального сотрудничества, комплексное освоение территории, развитие конкурентных преимуществ, формирование благоприятной среды для развития предпринимательства и агробизнеса, оптимизации транспортного сообщения, жилищного строительства, строительства объектов инфраструктуры, формирования научно-образовательного и культурного пространства, доступности среды жизнеобеспечения и других вопросов деятельности агломерации.

Обосновывается необходимость законодательного оформления вхождения сельских территорий в агломерацию и предоставление возможности инклюзивного развития сельского хозяйства, преодоления сокращения его ресурсного потенциала. Сделаны выводы о том, что создание агломераций, с включением сельских территорий, позволит минимизировать последствия неравномерности развития сельских территорий, обеспечить экономический рост, инклюзивность развития сельского хозяйства, устойчивое развитие всего территориального образования.

352

ABSTRACT

The article is devoted to the issues of spatial and territorial distribution, which have now come to one of the main places in the strategic directions of the socio-economic development of the country. It offers measures to support agglomerations, which should be provided in the following areas: development of inter-municipal cooperation, integrated development of the territory, development of competitive advantages, creation of a favorable environment for the development of entrepreneurship and agribusiness, optimization of transport links, housing construction, construction of infrastructure, formation of scientific, educational and cultural space, accessibility of life support environment and other issues of agglomeration activity and. The necessity of legislative registration of the entry of rural areas into the agglomeration and the provision of opportunities for the inclusive development of agriculture, overcoming the reduction of its resource potential is justified. It was concluded that the creation of agglomerations, with the inclusion of rural areas, will minimize the consequences of uneven development of rural areas, ensure economic growth, the inclusiveness of agricultural development, sustainable development of the entire territorial unit.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Пространственно-территориальное размещение, агломерация, сельские территории, инклюзивность, законодательное оформление, меры поддержки. KEYWORDS

Spatial and territorial distribution, agglomeration, rural areas, inclusiveness, legislative design, support measures.

Вопросы пространственно-территориального размещения в настоящее время вышли на одно из главных мест в стратегических направлениях социально-экономического развития страны и АПК. Государство всегда уделяло внимание своему пространственно-территориальному обустройству, тем более что свыше 60% территории Российской Федерации не благоприятны для проживания. По данным переписи 2014 г. количество населенных пунктов составили 1100 городов, 1200 поселений городского типа, 52 000 других населенных пунктов, в том числе 36 агломераций, в составе которых 15 городов-миллионников и 21 город с населением более 500 000 человек. Тенденции изменения этой системы таковы, что идет постоянный процесс сокращения числа сельских населенных пунктов и увеличивается количество жителей в городах за счет сокращения и деградации сельских поселений.

Главными чертами территориальной политики постсоветского времени были рост территорий крупных городов и сокращение количества малых, которое происходит и до сих пор, конкуренция региональных субъектов в вопросах получения бюджетных средств на крупные инвестиционные проекты, уменьшение роли межрегиональной кооперации, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры.

Пространство, как фактор развития, достаточно сложная категория, которую отдельные экономисты рассматривают с различных сторон. Профессор Елена Чугуевская, например, выделяет три укрупненные составляющие пространства: социальное пространство, экономическое пространство и физическое пространство, считая, что стратегия пространственного развития это все же в большей части его физическая составляющая, поэтому велика опасность под-

354

мены стратегии пространственного развития стратегией регионального развития [1].

Во многих регионах страны началась работа по формированию предложений о создании агломераций и соответствующей законодательной базы. Как правило, под агломерацией понимают территорию, включающую территории городских округов или городских поселений и близлежащих к ним иных муниципальных образований для усиления интенсивности хозяйственных, трудовых, транспортных, научно-образовательных, социально-культурных и иных связей между ними. Сбалансированное социально-экономическое и пространственное развитие территорий, входящих в агломерацию, должно способствовать обеспечению устойчивого экономического роста, инвестиционной привлекательности, улучшению качества жизни населения, в том числе за счет выравнивания доходов и условий жизни городских и сельских жителей.

Создание агломераций и пространственное оформление их территории требует комплексного подхода к размещению зон проживания, производственных зон, зон сельскохозяйственного использования и оптимизации коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур. Эти вопросы могут быть успешно решены только на основе разработки стратегических планов, методологически включающих показатели не только экономико-пространственного развития, но и финансово-инвестиционных ресурсов, обеспечивающих проектирование агломераций.

Безусловно, развитие агломераций невозможно без институциональных изменений и соответствующей деятельности органов государственной власти по оказанию содействия в становлении агломераций. Речь идет прежде

всего о разработке и принятии соответствующих законов и нормативных актов.

В ряде регионов страны уже начата соответствующая работа по разработке законодательных актов, стратегических программ, планируемых мероприятий по обоснованию развития агломераций, требующая совместных усилий органов власти, экономистов, юристов, общественности.

Критерии создания агломерации включают наличие системы городов, центра, включающего более 500 тыс. чел., высокую степень концентрации несельского населения, территориальную близость к центру агломерации (ядру) — 1-1,5 часа. Имеющиеся по мировым данным преимущества агломерации состоят в превышении экономических и социальных показателей ее развития.

Стратегией Пространственного развития Российской Федерации, например, предусмотрено создание Ростовской агломерации, включающей города Ростов, Таганрог, Шахты, Новочеркасск, Батайск, Новошахтинск, Азов и входящие в эту территорию сельские муниципальные районы.

Все города являются крупными промышленными, научно-образовательными центрами, имеющими соответствующую транспортную инфраструктуру, а муниципальные районы — это территории пригородного сельского хозяйства с развитой логистической инфраструктурой.

Образовательный потенциал Ростовской агломерации можно охарактеризовать следующими показателями:

3-место по численности студентов в Российской Федерации,

4-место по численности аспирантов, 3-место по численности докторантов, 6-место по численности научных работников, имеющих ученую степень, 4-место по читательской активности.

3

Поддержка агломераций должна оказываться по следующим направлениям: развитие межмуниципального сотрудничества, комплексное освоение территории, развитие конкурентных преимуществ, формирование благоприятной среды для развития предпринимательства и агробизнеса, оптимизации транспортного сообщения, жилищного строительства, строительства объектов инфраструктуры, формирования научно-образовательного и культурного пространства, инклюзивной доступности среды жизнеобеспечения и других вопросов деятельности агломерации. На эти цели органами власти выделяются соответствующие бюджетные средства, обеспечивающие их доступность для всех участников агломерации, в том числе и сельских территорий, входящих в состав.

По нашему мнению, становление агломераций можно рассматривать также как новый виток стирания неравенства условий жизни городского и сельского населения и повышения привлекательности жизненной среды сельского населения.

В последние годы, к сожалению, государственная поддержка в АПК, в первую очередь, оказывалась крупным инвестиционным проектам, что привело к сдерживанию развития многоукладной экономики сельских территорий и усилению их деградации. Вхождение ряда сельских территорий в состав агломераций может стать одним из направлений инклюзивного развития экономики сельских территорий и перспективным направлением, способным нивелировать неравномерность условий жизнеобеспечения сельских и городских жителей.

По мнению ряда авторов и на основе международного опыта, модель инклюзивного развития является одним из

перспективных путей развития экономики и применительно к сельскому хозяйству означает обеспечение равного доступа к экономическим возможностям всех сельскохозяйственных товаропроизводителей и населению сельской местности [2].

Создание агломераций способно нивелировать данную проблему, поскольку решает ряд задач, таких как обеспечение финансовыми средствами, создание транспортной инфраструктуры, доступ к социально-культурной сфере и т.п.

Речь не идет о слиянии городских поселений и сельских территорий. Агломерация предусматривает законодательно оформленное вхождение этих территорий и предоставление возможности инклюзивного развития сельского хозяйства для преодоления сокращения его ресурсного потенциала.

Несмотря на наблюдавшийся в последние годы экономический рост, зафиксированный в отрасли, ресурсный потенциал сельского хозяйства сокращается. Более чем в половине регионов страны темп роста потенциала страны был ниже 100% и лишь в 32 субъектах с 2006 по 2016 г. он превысил 100% [2, с. 587].

Современные подходы к оценке экономического развития стран, в том числе прозвучавшие на крупнейших мировых конгрессах [3], основаны на разработке рейтингов (индексов) и мониторинге показателей инклюзивного развития сельского хозяйства. Предлагаемые В.В. Демичевым показатели сгруппированы по 4 группам: первая группа включает доходы отрасли на душу населения, производительность труда, изменение численности занятых в сельском хозяйстве в текущем году по сравнению с предыдущим, уровень занятости. Вторую группу составляют показатели, характеризующие инклюзивное развитие сельского хозяй-

358

ства: коэффициент Джинни, показывающий расслоение населения по доходам, удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения и др. показатели, предполагающие наличие равных возможностей для реализации человеческого капитала. Третья группа показателей характеризует воспроизводство сельского населения и устойчивое развитие сельского хозяйства: изменение численности, коэффициент демографической нагрузки сельского населения, удельный вес сельского населения, имеющего высшее образование, среднее количество сельскохозяйственных организаций на 100 га пашни, площадь пашни на общее количество КФХ. Четвертая группа характеризует развитие цифровой экономики сельского хозяйства: удельный вес домашних хозяйств, имеющих персональные компьютеры, доступ в интернет, использующих интернет, мобильные устройства для доступа в сеть, для получения государственных и муниципальных услуг и т.п. Кроме того, нужны показатели господдержки, достижения пороговых значений продовольственной безопасности, решения экологических проблем [2].

Продовольственная безопасность в этом контексте выступает как возможность доступа к качественному продовольствию, в том числе и с позиции доходов разных групп населения.

Рассчитанные на основе таких показателей рейтинги инклюзивного развития могут быть полезны при разработке стратегических планов развития территорий при создании агломераций и мониторингов их развития.

Создание агломераций, с включением сельских территорий, позволит минимизировать последствия неравно-

мерности развития сельских территорий, обеспечить экономический рост и устойчивое развитие всего территориального образования.

К проблемам выработки стратегии модернизации Российской экономики нужно отнести и обоснование места новых образований в новом индустриальном обществе. Безусловно, что эта проблема, имеющая значение в первую очередь для региональной экономики, требует нового комплексного взгляда на обустройство страны в целом.

В настоящее время идет работа по методологическому оформлению создания агломераций и на сельских территориях с целью сохранения сельского уклада и возможностей устойчивого развития этих территорий. По нашему мнению, данная научно-практическая проблема требует дополнительных исследований.

В последние годы о сельском хозяйстве стали говорить как о драйвере роста экономики в целом. Действительно, рост производства сельскохозяйственной продукции в 2015 г. на 1,9% (по России в целом — на 3,0%), на 8,7 % в 2016 г. (по России — на 4,8%), на 2,6% в 2017 г. (по России — на 2,4 %) при общем сокращении ВВП. В 2018 г. объем производства продукции сельского хозяйства по ЮФО сократился на 5,4%, по России — на 0,6%. Это обусловлено сокращением производства растениеводческой продукции на 8,1% по ЮФО и на 2,4% по РФ.

При существующих ресурсах возможности роста сельскохозяйственного производства ограничены. Некоторые сегменты достигли своего предела и работают с минимальной рентабельностью, выпуская огромный объем продукции, спрос на которую достиг своего предела на внутреннем рынке. Высокие издержки, зависимость от иностранной

360

техники, семян, породного состава и другие системно недоработанные вопросы ставят под сомнение устойчивость и инновационность развития аграрной сферы. Самое главное, что по-прежнему не решены социально-экономические проблемы отрасли, способные сделать ее современной и привлекательной для сохранения трудового потенциала.

Возможности, которые возникают при оформлении ряда сельских территорий в составе агломераций, могут помочь в решении многих проблем. Устойчивое развитие территорий, явившееся одной из главных целей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия может быть достигнуто путем создания агломераций. Строительство перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий, объектов хранения решает вопросы создания рабочих мест, демографии.

Система расселения показывает, что крупные устойчивые территориальные системы формируются за счет связанности городов и повышения общего конкурентного потенциала. Крупные миллионные города — это прежде всего опорные центры инновационного развития, оказывающие влияние на транспортную инфраструктуру, которая сильнее развита как раз там, где создаются агломерации.

Интенсивность и плотность сельскохозяйственного производства очень разнится по территориям страны. Например, даже в рамках ЮФО видно, что если в Краснодарском крае плотность населения в 2017 году составила 73,3 чел. на кв. м, в Ростовской области — 41,9, то в Калмыкии — 3,7.

Несмотря на то, что общепринято считать главным фактором плотности сельскохозяйственного производства и расселения природно-климатические условия, концентрация

основного сельскохозяйственного производства выше там, где уровень доходов населения и возможность заработать выше. Здесь, как правило, и формируются агломерации, что обусловлено в первую очередь близостью потребителя, затем — перерабатывающих мощностей, источников инвестиций, складских помещений, транспортной инфраструктуры. Сложившаяся естественным путем структура пространственного размещения в современных условиях требует осмысления и совершенствования, этого требуют объективные условия развития экономики.

Стратегия пространственного развития должна трансформировать приоритеты социально-экономического развития в приоритеты территориального развития, то есть переводить основы государственной политики регионального развития в документы территориального планирования. Предмет стратегии пространственного развития современной экономики — это комплексный анализ систем расселения, с выявлением сложившихся сегодня диспропорций и изменений, размещения производительных сил, с определением приоритетных конкурентных видов экономической деятельности, транспортной инфраструктуры и определение максимально возможного экономического и социального эффекта от планируемых преобразований.

Библиографический список

1. Чугуевская Е. Аршином общим не измерить // Вольная экономика (журнал Общероссийской общественной организации ВЭО России), 2018. — № 7. — С. 71-77.

2. Демичев В.В. Инклюзивное развитие экономики сельского хозяйства России для достижения ЦУР // Статистика — язык цифровой цивилизации: сб. докладов междунар. науч.-практ. конф. «II От-

362

крытый Российский статистический конгресс» (Ростов-на-Дону, 4-6 декабря 2018 г.) в 2 т. — Том 1 / Российская ассоциация статистиков, Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ), Ростовское региональное отделение ВЭО России. — Ростов н/Д: Изд.-во ООО «АзовПринт», 2018. — С. 586-592.

3. Индекс инклюзивного развития 2018: Всемирный экономический форум в Давосе: сайт Новости экономики. — 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.econominews.ru/mirovaja-jekonomika/524-indeks-inkljuzivnogo-razvitija-2018-vsemirnyjj. html. (Дата обращения 20.03.2019).

List of References

1. E. Chuguevskaja. Arshinom obshhim ne izmerit'// Vol'naja jekonomika (zhurnal Obshherossijskoj obshhestvennoj organizacii VEO Rossii), 2018. — № 7 — S. 71-77.

2. Demichev V.V. Inkljuzivnoe razvitie jekonomiki sel'skogo hozjajstva Rossii dlja dostizhenija CUR //Statistika — jazyk cifrovoj civilizacii: sb. dokladov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «II Otkrytyj Rossijskij statisticheskij kongress» (Rostov-na-Donu, 4-6 dekabrja 2018 g.) v 2 t.Tom 1/Rossijskaja associacija statistikov, Rost. gos. jekon. un-t (RINH), Rostovskoe regional'noe otdelenie VEO Rossii. — Rostov n/D: Izd. — vo OOO «AzovPrint», 2018. — S. 586-592.

3. Indeks inkljuzivnogo razvitija 2018: Vsemirnyj jekonomicheskij forum v Davose: sajt Novosti jekonomiki. — 2018. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.econominews.ru/mirovaja-jekonomika/524-indeks-inkljuzivnogo-razvitija-2018-vsemirnyjj.html. (Data obrashhenija 20.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.