ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИЕМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РОСТОВСКОЙ И КРАСНОДАРСКОЙ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ
УДК 711.432(470.61/.62) ББК 85.118(235.7)
Ю.В. Андреева
Академия архитектуры и искусства Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия
Аннотация
Статья посвящена изучению вопросов структурно-планировочного формирования и развития городских агломераций в новых территориально-экономических условиях. В соответствии с проведенным градостроительным анализом в составе южных агломераций (Ростовской, Краснодарской) выделены основные структурные планировочные элементы: ядро, планировочные оси, межосевые пространства. Определены особенности структурно-функциональной организации планировочных элементов каждой агломерации. Сформулированы основные принципы их перспективного территориально-пространственного и функционального преобразования.
Ключевые слова: городские агломерации, структурные элементы города, ядро, планировочные оси, межосевые пространства
TOWN-PLANNING APPROACHES AND METHODS OF SPATIAL DEVELOPMENT OF STRUCTURAL ELEMENTS OF ROSTOV AND KRASNODAR URBAN AGGLOMERATIONS
J. Andreeva
Academy of Architecture and Art of Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia Abstract
The paper dedicated to the study of development structural and planning formations of the urban agglomerations in the contemporary territorial and economic situation. In a course of the analysis of the structures and formation of Rostov and Krasnodar agglomerations were emphasized their structural elements such as the core, the development axis, the area between the axes. The peculiarities of the structural and functional organization of the planning elements of each agglomeration are determined. There were drawn a pattern and principles of the territory development and proposed the perspective space reorganization to achieve the optimal functionality.
Keywords: urban agglomerations, urban structure elements, planning core, axis, interaxial space
Сегодня наука в области градостроительства и районной планировки переживает кризис, обусловленный стихийными агломерационными процессами роста крупных городов и отсутствием методов их градостроительного регулирования. В современной постсоветской среде развитие агломераций сопровождается усилением дисбаланса социального и экономического развития между крупными региональными центрами и остальной периферийной зоной. В состав отстающих поселений также входят малые
монопрофильные города, сельские поселения, расположенные в стороне от экономических центров роста - крупных городов-агломерантов.
В масштабе мирового сообщества агломерационные процессы протекают достаточно интенсивно и уже касаются развития целых конурбаций и мегаполисов, например в Китае, США, Европе, Японии, Малайзии. При сопоставлении агломерационных процессов в России и за рубежом, определено, что агломерации в России находятся на начальной стадии своего развития. Исключение составляют наиболее развитые Московская и Санкт-Петербургская агломерации, аккумулирующие значительный потенциал экономики России (более 25%) [2]. Остальные агломерации с населением 1-2,5 млн. чел. находятся на переходной стадии от индустриального к постиндустриальному развитию, характеризующиеся интенсивным разрастанием зоны субурбии, последовательным наращиванием ресурсов периферийной зоны.
Агломерационные процессы в России отличаются от общемировых тенденций. Согласно исследованиям Г.И. Лаппо агломерации в России имеют целый ряд специфических особенностей: «агломерации явились результатом не столько "разгрузки" города - центра, сколько привлечения производственной и иной деятельности в их окружении», «города-центры существенно опередили по масштабам развития и роста зону спутников (в США картина обратная), «чрезмерный рост городов при их недостаточном развитии», «города-центры, прежде всего, развивались сами, а потом уже приобщали к развитию своих спутников» [1]. Современный градостроительный этап роста российских агломераций характеризуется следующими процессами: территориальным расширением пригородной зоны крупных городов за счет развития строительной отрасли экономики; «усилением» роли активно растущих крупных городов - центров агломераций - как эпицентров самоорганизации и саморазвития; переход на постиндустриальный принцип, основанный на преимущественном развитии непроизводственного сектора экономики.
вдоль транспортных магистралей железная дорога
Рис.1. Схема пространственной организации городских агломераций в системе расселения Юга России (схема автора)
Система расселения Юга России в составе ЮФО и СКФО отличается достаточно высоким уровнем урбанизации и неравномерным характером расселения. Современные южные города сегодня являются важнейшими эпицентрами развития экономики Юга России. Здесь проживает более 26 млн. человек (на 01.01.2017), это около 18% населения РФ [2]. Уникальность выделенной территории заключается в приграничном географическом и стратегическом положении, что поспособствовало тесному экономическому и культурному сотрудничеству со странами Европы и Ближнего Востока. Территория пересечена ведущими транспортными коридорами международного и федерального значения (МТК), обладает выходом к Азово-Черноморскому бассейну. Одной из проблем региона является отток населения из неблагополучных районов (республик) Северного Кавказа в крупные города с более стабильной экономикой, такие как Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар. Этот процесс миграции усиливает дисбаланс социально-экономического развития между городами-агломерантами ЮФО (развитыми или потенциальными) и остальными поселениям.
В системе расселения Юга России наиболее активными точками территориально-экономического развития ЮФО являются агломерации крупнейших городов: Ростова-на-Дону и Краснодара (рис. 1). Эти города застраиваются в соответствии с утвержденными генеральными планами, но в этих решениях не отражается идея взаимосвязанного развития городов-центров и их близлежащего окружения. Стратегические документы территориального планирования муниципальных районов согласованы с СТП Ростовской области и Краснодарского края, но в них не учитываются агломерационный принцип развития крупных городов. Поэтому, целью исследования является разработка градостроительных подходов и приемов пространственного развития поселений и городов в составе агломераций на примере агломераций Юга России - Ростовской и Краснодарской.
С целью идентификации особенностей расселения выделенных агломераций был выполнен их территориально-пространственный и функциональный анализ.
Ростовская агломерация является одним из опорных элементов территориального и экономического развития в системе расселения Юга России. Агломерация отличается рассредоточенной приречной системой расселения с крупным агломерационным центром - Ростовом-на-Дону, а также развитой системой городов-подцентров И-ого порядка, обладающих собственной экономической базой: Новочеркасском, Азовом, Таганрогом, Батайском. Численность населения агломерация по показателям муниципальной статистики составляет 2230,243 тыс. чел. Из них 1286,4 проживает в центральной части агломерации [2].
Основной широтной планировочной осью Ростовской агломерации является водная артерия русла р. Дон, ее дельта и Таганрогский залив. Она усиливается направлениями автодорожных и железнодорожных магистралей. Главной меридиональной планировочной осью является автомобильная магистраль М-4 «Дон» с разветвлением в южной части в направлениях на Ставрополь и Новороссийск. К пойме р. Дон и Таганрогскому заливу приурочены базовые опорные центры агломерации: г. Таганрог, г. Ростов-на-Дону, г. Аксай, г. Новочеркасск, г. Батайск, г. Аксай. Основу природно-экологического каркаса агломерации образуют русло р. Дон, пойменные левобережные территории и фрагмент Таганрогского залива.
Наиболее интенсивными связями с городом-центром обладают близлежащие к нему поселения. Выделенная, таким образом, территория образует «ядро» агломерации -Большой Ростов - и включает в себя г. Батайск, г. Аксай, пос. Чалтырь и другие сельские поселения. В настоящее время через Ростов-на-Дону проходит четыре международных транспортных коридора: три сухопутных и один водный. В стадии формирования находится альтернативный 3-й МТК, прокладываемый из центра Европы в юго-восточную Азию через территорию Украины.
Города Таганрог, Азов, Батайск расположены в «удаленном» поясе ТВД, однако, обладают устойчивыми функциональными связями с городом-центром. Сегодня основу агломерации образуют маятниковые миграции, а так же непроизводственные коммуникационные системные связи, регулирующие взаимодействие между ведущими производственными, энергетическими, транспортными подцентрами. Особенностью агломерации является наличие развитой сети туристических и исторических (археологических) центров, которые сформированы ст. Старочеркасской, Танаисом, г. Азовом, г. Аксаем, г. Новочеркасском, г. Таганрогом и другими.
Краснодарская агломерация - рассредоточенная приречная крупноселенная с развитой сетью подцентров И-ого порядка, сформированная вдоль реки Кубань. Планировочная структура - радиально-лучевая, с выделенным «узловым» центром - Краснодаром. Это многофункциональный город федерального уровня, один из «эпицентров» экономического и культурного развития Краснодарского края. Город выполняет функции крупнейшего административного, транспортного узла, делового, торгового и научного центра. Здесь пересекаются железнодорожные и автомобильные транспортные магистрали международного и федерального значения, связанные с портами Черноморского побережья, а также с Крымом. Совокупная численность населения агломерации по показателям муниципальной статистики составляет 1852,602 тыс. чел. Из них 1250 тыс. чел. проживает в центральной части агломерации [2].
В зону влияния Краснодарской агломерации вовлечены центры краевого значения -города Тимашевск, Кореновск, Усть-Лабинск, которые выполняют функции центров притяжения И-ого порядка. Обособленное положение в системе расселения агломерации занимает Горячий Ключ - уникальный бальнеологический центр, расположенный в предгорьях Северного Кавказа. В состав агломерации входят также многочисленные крупные сельские поселения, благодаря которым край является наиболее заселенной областью на Юге России.
Система расселения агломерации органично связана с основной природной ландшафтной осью - рекой Кубань, вдоль которой развивается густая сеть крупных сельских поселений. Планировочная структура Краснодарской агломерации связана с особенностями рельефа местности: северная часть, расположенная на равнинной территории, значительно заселена, южная - в меньшей степени.
Особенностью Краснодарской агломерации является близкое расположение с Адыгейской республикой. В соответствии с изохронной полуторачасовой ТВД, часть адыгейских поселений входят в зону влияния Краснодара.
Можно выделить следующие «классические» принципы территориально-пространственного развития изученных моноцентричных агломераций: преимущественное развитие города-центра; радиально-лучевая планировочная структура; линейно-узловой принцип расселения. В составе агломераций определены основные планировочные элементы, дифференцированные в соответствии с их расположением в структуре территориально-градостроительного каркаса: «ядро», «оси расселения», «межосевые ареалы расселения» (рис. 2,3).
В качестве агломерационного «ядра» рассматривается зона пересечения осей градостроительного каркаса, сформированного на базе города-центра и близлежащих поселений (городов), а так же ограниченного ближним поясом ТВД города-центра в 30 минут. «Планировочная ось» расселения представляет собой линейный фрагмент градостроительного каркаса в совокупности с городами и поселениями, сформированный вдоль транспортных магистралей и ограниченный полуторачасовой изохронной ТВД города-центра. «Межосевые ареалы» - фрагменты территории агломерации вне территориально-градостроительного каркаса.
Ростовская агломерация
•. .1 Навечедкай
Ч
Таганрог ^Ч I РмЯв-на-Дону
Крупные подцентры II порядка
Кольцевое расположение вокруг города-центра
жч - т3
-■г
• планировочные оси город-центр
Краснодарская агломерация
\
^Тимашевск у]
^ Краснодар
Система крупных поселений и подцентров
Кольцевое расположение вокруг города-центра
ш/штш
ф рядовые поселения в подцентр II порядка
Рис. 2. Модели территориально-пространственного устройства Ростовской и Краснодарской агломераций (схема автора)
В структуре каждой агломерации изучены аспекты территориально-пространственной и функциональной организации.
I. «Ядро». Основным элементом агломерационного ядра является крупный город-центр, который аккумулирует ведущие функции расселения.
Ростов-на-Дону и Краснодар являются важнейшими полифункциональными региональными центрами с интенсивно растущим непроизводственным сектором экономики. Об этом свидетельствует оценка занятости населения этих городов. По данным Росстата за январь-декабрь 2016 года в производственной сфере в Ростове-на-Дону занято 12% зарегистрированного населения, а в Краснодаре - 6%. Приоритетными направлениями деятельности городов-центров являются следующие виды: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; транспорт и связь; образование. Наблюдается активное развитие строительной отрасли. Краснодар является лидером среди других городов Юга России по основным показателям социально-экономического развития (по темпу роста объема отгруженных товаров собственного производства, обороту розничной торговли всех видов деятельности, в сфере строительства, по уровню инвестиционной активности) [2]. Ростов-на-Дону - крупнейший транспортный узел на Юге России, важный общественно-деловой, научный и культурный центр. Взаимосвязанность элементов в структуре агломерационного ядра обусловлено тесными межселенными связями. Наиболее весомыми в этом отношении являются трудовые и бытовые передвижения населения внутри агломерационного ареала. Связность поселений обеспечивается транспортной доступностью и высоким уровнем автомобилизации населения.
В результате сопоставительного анализа планировочной структуры городов-центров -Ростова и Краснодара - было установлено, что они развиваются в соответствии с радиально-лучевой пространственной моделью. Ее структура имеет компактную форму, расположена в приречной территории, характеризуется развитием планировочной структуры городов в направлении радиально-расходящихся от центра транспортных магистралей. «Доминирующей» осью пространственного развития Ростова и Краснодара является прибрежная линия. В составе планировочной структуры городов выделены основные и второстепенные оси развития, сформированные вдоль транспортных магистралей (ведущих и второстепенных), рассматриваемые в совокупности с прилегающими урбанизированными территориями (или отдельными поселениями).
Рис. 3. Схема территориально-пространственного устройства основных структурных элементов Ростовской и Краснодарской агломераций (схема автора)
В составе агломерационного ядра важными структурными элементами, обладающими тесными функциональными связями с городом-центром, являются города-спутники [3]. Эти градостроительные образования обладают большими территориально -экономическими возможностями, в том числе и инженерной инфраструктурой, для развития в них новых инновационных производств, научно-исследовательских центров, производственно-экономических центров. Об этом свидетельствует интенсификация процессов массового и индивидуального жилого строительства в пригородной зоне Ростова-на-Дону и Краснодара [4,5]. В соответствии с инвестиционными картами Ростовской области и Краснодарского края в Ростове и Краснодаре сосредоточено значительное количество инвестиционных площадок социального, производственного и коммунального назначения (в Ростове - 115, в Краснодаре - 87) по состоянию на 03.05.2017 года.
Особый интерес представляют территориально-пространственные «взаимоотношения» городов-центров и близлежащих поселений-спутников. Особенностью развития элементов агломерационного ядра - это последовательное разрастание территории городов-центров и как следствие - слияние с близлежащими поселениями. Происходит это при отсутствии естественных планировочных границ между городом-центром и близлежащими поселениями, например между Ростовом-на-Дону и Аксаем. Сегодня радиус «активной зоны слияния» поселений вокруг города-центра составляет порядка 5 км.
Следует выделить в особую категорию города-спутники, расположенные в «ближнем» поясе ТВД, но из-за планировочных ограничений (естественных преград) не имеющих возможности территориального слияния. Такой вид взаимодействия наблюдается между
Ростовом-на-Дону и Батайском. О наличии межселенных связей свидетельствует интенсивные пассажиропотоки направления «Батйск - Ростов - Батйск. Города-спутники активно «сотрудничают» с городами-центрами и выполняют целый спектр кооперационных функций. Так, значительная доля населения городов-спутников совершает ежедневные трудовые поездки в город-центр. Такая тенденция наблюдается во всех городах-спутниках и поселениях, расположенных в ядре агломерации.
II. Планировочные оси выделены в две группы: основные и второстепенные. Основные оси образованы урбанизированными территориями в составе городов и поселений, связанные транспортными федеральными и региональными магистралями. Второстепенные оси образованы системой расселения в составе межселенных транспортных дорог. Главное отличие основных и второстепенных планировочных осей в плотности поселенческой сети и интенсивности освоения территории. Основные планировочные оси рассматриваются в качестве перспективных осей роста городов-центров в структуре агломерации. Для выявления территориально-градостроительного потенциала агломераций изучена структура основных планировочных осей. Исследованы их следующие аспекты: расположение по отношению к природному ландшафту, количество транспортных магистралей, наличие в их составе крупных опорных подцентров И-ого порядка, характер расселения, функционально-пространственный потенциал территории.
В структуре перечисленных выше агломераций выделены следующие типы осей расселения: моноосевые, петлевые, разветвленные, параллельные.
Моноосевая планировочная ось представляет собой одноосную линейную систему расселения, сформированную на базе автомобильной транспортной магистрали, в составе которой выделены различные по плотности и размеру сельские поселения.
Петлевые оси расселения характеризуются сложной планировочной структурой, состоящей из нескольких переплетенных транспортных магистралей - автомобильных и железнодорожных. В составе осей расселения выделены крупные и малые поселения с полосовым и узловым характером расселения. К этому типу относится Новочеркасская ось расселения (Ростовская агломерация).
Разветвленные оси расселения характеризуются сложной планировочной структурой с разветвленной автодорожной магистралью. К выделенному типу относится Азово-Ольгинская ось (Ростовская агломерация) с неравномерным линейно-полосовым расселением.
Параллельные оси расселения имеют две и более дублирующие друг друга транспортные магистрали, вдоль которых сформирована система расселения. Характер расселения различается по плотности и составу поселенческой сети. К этому типу относятся следующие оси расселения: Таганрогская, Батайская (Ростовская агломерация); Кореновская, Ильская, Горячий Ключ, Усть-Лабинская (Краснодарская агломерация).
Агломерации дифференцированы по количеству основных/(второстепенных) планировочных осей: Ростовская - 4/(2), Краснодарская - 3/(3).
В структуре планировочных осей расселения, в поясе «средней» ТВД, расположены центры, обладающие развитой экономической и социальной базой. В системе расселения агломераций они рассматриваются в качестве подцентров И-го порядка. К этой категории относятся г. Азов, г. Новочеркасск в Ростовской агломерации; г. Адыгейск в составе Республики Адыгея, входящий в зону влияния Краснодарской агломерации. В зоне «удаленного» пояса ТВД на значительном расстоянии от города-центра расположены города, выполняющие функции развитых полифункциональных центров И-го порядка. К ним относятся: г. Таганрог в Ростовской; г. Кореновск, г. Усть-Лабинск, г. Горячий Ключ,
г. Тимашевск в Краснодарской агломерации. Все эти города формируют собственную зону влияния, распространяющуюся на близлежащие поселения.
Среди функциональных градоформирующих типов городов изучаемых агломераций можно выделить полифункциональные и специализированные. К полифункциональным городам относятся Азов, Новочеркасск, Таганрог (Ростовская агломерация), Усть-Лабинск (Краснодарская агломерация). Эти города представляют собой развитые экономические и культурные центры расселения. Город Новочеркасск является также крупным центром топливно-энергетической промышленности. Среди специализированных городов можно выделить: Батайск - крупнейший транспортный узел на Юге России; Кореновск, Тимашевск - аграрные центры. Особую историко-культурную ценность представляют города Аксай, Азов, Адыгейск, Новочеркасск, Таганрог.
Функции административных и культурных центров выполняют районные центры, входящие в состав агломераций. Характер сельского расселения, его форма и уровень развития являются важнейшими планировочными аспектами. Современное сельское расселение на юге России образовалось в результате сложной трансформации традиционной многовековой сети населенных мест. Территория района относится к регионам длительного земледельческого освоения, поэтому в расселении преобладают сельские населенные пункты.
III. Межосевые ареалы расселения дифференцированы на заселенные и свободные от застройки пространства, рассматриваемые в качестве основы природно-экологического каркаса. В качестве межосевых ареалов выступают:
- слабозаселенные сельскохозяйственные территории;
- естественные и искусственные лесные массивы,
- русла рек, приречные незастроенные территории;
- пойменные зоны.
Межосевые ареалы характеризуется низкими показателями градостроительного освоения.
Структурные элементы агломерации: ядро, планировочные оси и межосевые ареалы, -различаются интенсивностью и характером освоения территорий. Наиболее заселенной зоной агломераций с разнонаправленной сетью межселенных связей является его центральная часть - «ядро». Ядро характеризуется высокими показателями плотности населения (800-1000 чел/км.кв.). Расчет выполнялся исходя из совокупной площади территорий городов и поселений в структуре ядра, а также населений выделенной зоны. Планировочные оси заселены дискретно и неравномерно в зависимости от особенностей поселенческой сети. Плотность населения этих зон составляет 100-500 чел/км.кв.
Наименее освоенными зонами являются межосевые ареалы 0-100 чел/км.кв. (из материалов авторского исследования).
На основе изученных градостроительных концепций преобразования планировочной структуры моноцентрической агломерации с учетом принципов сбалансированного взаимосвязанного развития урбанизированного и природного каркасов выделены следующие подходы территориально-пространственного развития городских агломераций (рис. 3).
А. Полицентрическое градостроительное развитие, основанные на принципах децентрализации
А1. Полицентрическая равномерная система, состоящая из равноправных центров ограниченного территориального развития, расширяется посредством формирования новых элементов расселения. Особенностью системы является ограниченное
территориальное развитие элементов расселения, препятствующее слиянию урбанизированных зон и сохранению природно-экологического каркаса. Основоположниками этого направления являются Э. Говард (идеальный «город-сад»), Э. Глойден (расчлененный полицентрический город), В. Кристайлер и А. Леш (иерархическая структура населенных мест) [6].
А2. Линейная непрерывная городская система (линейный город) характеризуется отсутствием центральных планировочных узлов (городов-центров). Основой функционально-планировочного развития является территориальное слияния «парных» городов в единую урбанизированную систему вдоль коммуникационной оси. Среди базовых теоретических работ можно выделить Сориа-и-Мата (Мадрид «линейный город»), H.A. Милютин (линейный город Магнитогорск), Л. Гильберсаймер [6].
А3. Полицентрическая расчлененная система расселения, состоящая из точечных и линейных элементов, характеризуется сложной урбанизированной структурой, основана на принципах объединения (слияния) и расчленения урбанизированной структуры с сохранением природно-ландшафтного каркаса.
Б. Моноцентрическое градостроительное развитие, основанное на принципах централизации основных ресурсов, с преимущественным развитием города-центра и наращивания его градостроительного потенциала
Б1. Моноцентрическое периметральное (кольцевое) развитие города-центра и последовательное «поглощение» близлежащих поселений [7].
Б2. Моноцентрическое линейное развитие города-центра и последовательное «поглощение» близлежащих поселений.
Б3. Комбинированное территориальное развитие города-центра (периметральное и линейное), приводящее к усложнению его планировочной структуры. Данная модель развития свойственна для инерционного типа разрастания крупного города, которое сопровождается поглощением близлежащих поселений.
В. Комплексное сбалансированное развитие моноцентрической агломерации, основанное на принципах формирования второстепенных подцентров развития
В1. Моноцентрическая система взаимосвязанных градостроительных точечных образований - города-центра и подцентров расселения - развивается комплексно, путем формирования новых и развития второстепенных элементов расселения. Ограничение территориально-пространственного развития городской структуры осуществляется путем укрепления роли элементов природно-ландшафтного каркаса.
В2. Моноцентрическая система взаимосвязанных элементов развивается путем формирования непрерывной линейно-направленной системы: преимущественное радиально-лучевое развитие планировочной структуры города-центра и близлежащих территорий. Основой территориального развития городской структуры является «слияние» элементов расселения вдоль коммуникационных осей.
В3. При комбинированных планировочных структурах развития агломерации используются практически все градостроительные приемы.
Для построения перспективных моделей развития Ростовской и Краснодарской агломераций используется концепция комплексного сбалансированного развития города-центра и второстепенных подцентров расселения (В) в структуре основных планировочных осей. Подобная система развития позволяет использовать естественные процессы урбанизации и постепенное территориальное преобразование моноцентрической агломерации в многоядерную структуру с сохранением головного
город-центра (рис. 4) Главное условие преобразования агломерации - выделение «новых» точек регионального и агломерационного развития, позволяющее создать конкурентоспособную экономическую среду и улучшить социальное обслуживание населения в периферийных районах [8].
Рис. 4. Принципиальные схемы перспективного развития Ростовской и Краснодарской агломераций (схема автора)
Выделены следующие основные градостроительные принципы развития агломераций.
- Сбалансированное развитие природного и урбанизированнного каркасов обеспечивается за счет использования секторного зонирования с преимущественной застройкой вдоль планировочных осей развития. Этот прием позволяет сохранить свободные от застройки межмагистральные пространства - межосевые ареалы, рассматриваемые в качестве основы природно-экологического каркаса.
-Взаимосвязанное функциональное и планировочное развитие всех элементов агломерации реализуется за счет совершенствования инженерно-транспортной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие между всеми основными элементами агломерации: региональными, агломерационными, местными. Необходимо усиление роли радиальных направлений и формирование развитой сети кольцевых магистралей в составе центрального и периферийного поясов. Формирование открытой планировочной структуры обеспечивается расширением городской структуры вдоль основных планировочных осей - «лучей». Структурирование и упорядочение застройки вдоль основных планировочных лучей - ведущий планировочный прием развития городских агломераций.
-Комплексное территориально-пространственное и функциональное развитие всей системы расселения осуществляется благодаря формированию рассредоточенной системы дополнительных «точек» перераспределения ведущих функций (регионального и агломерационного уровней) вне города-центра, расположенных в ближнем, среднем и удаленном поясах ТВД. Наряду с формированием новых подцентров необходимо максимально использовать градостроительный потенциал существующих подцентров II порядка.
По результатам территориально-пространственного анализа структурных элементов расселения (ядра, планировочных осей, межосевых ареалов) на основе принципов сбалансированного взаимосвязанного развития урбанизированного и природного
каркасов выделены планировочные приемы преобразования структурных элементов изученных агломераций (рис. 5).
Рис. 5. Градостроительные приемы преобразования структурных элементов агломераций (схема автора)
Центральная часть агломерации:
- радиально-лучевое периметральное расширение города вдоль основных планировочных осей, разделенных системой «зеленых» клиньев. Предлагается для городов-центров с радиальной структурой (целесообразно для г. Ростова-на-Дону, г. Краснодара);
Планировочные оси могут иметь следующий вид:
- урбанизированная полоса при сплошном линейном расселении с продольной системой «зеленых» коридоров, целесообразна для плотно заселенных районов с линейно-полосовой структурой;
- линейно-узловая структура с системой «зеленых» карманов между элементами; характерна для линейно-узловой, смешенной системы;
- природная «лакуна» - свободная от застройки территория.
Межосевые ареалы предусматривают:
- точечную интеграцию урбанизированных элементов в составе природных комплексов, что целесообразно при сельскохозяйственном освоении и формировании локальных туристско-рекреационных центров;
- наличие природных лакун - свободных от застройки территорий;
- изоляцию элементов расселения и природных комплексов (предпочтительно по отношению к ООПТ).
Выводы
Территория Юга России в составе ЮФО и СКФО характеризуется высокой концентрацией транснациональных коммуникационных коридоров, усиливающих инвестиционно-экономическую привлекательность регионов, особенно наиболее заселенных Ростовской
области и Краснодарского края. Именно здесь сосредоточены эпицентры экономического развития - городские агломерации Ростов-на-Дону, Краснодар.
Изученные южные агломерации - Ростовская и Краснодарская - имеют схожую территориально-пространственную структуру - моноцентрическую радиально-лучевую, сформированную на берегах полноводных рек (Дон и Кубань).
Функциональные особенности развития агломераций обусловлены спецификой пространственной организации в них основных сфер деятельности. Ростовская -высокоурбанизированная полифункциональная с развитой системой промышленно-производственных подцентров расселения и значительной сельскохозяйственной зоной. Краснодарская - аграрная агломерация с высокоурбанизированным полифукнкциональным центром. Проблемы агломераций обусловлены чрезмерной концентрацией основных ресурсов территории (социальных, экономических, трудовых) в городе-центре.
С учетом изученных зарубежных и отечественных градостроительных концепций выделено приоритетное направление преобразования монцентрических агломераций -комплексная многоядерная интеграция, основанная на сбалансированном развитии города-центра и системы второстепенных подцентров.
В проектных решениях по развитию элементов агломерации (городов и поселений) рекомендуется руководствоваться градостроительными приемами, описанными в данной статье. Это позволит структурировать элементы расселения агломераций в соответствии с их пространственным положением в составе градостроительного каркаса: ядре, планировочных осях и межосевых ареалах.
Использование разработанных градостроительных приемов, основанных на принципах сбалансированного развития природного и урбанизированного каркасов, позволит решить целый комплекс планировочных и стратегических задач на уровне разработки документов территориального планирования и Генеральных планов городов и поселений, входящих в состав Ростовской и Краснодарской агломераций.
Литература
1. Лаппо Г.М. Городские агломерации СССР-России: особенности динамики в ХХ в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/problemi aglomerirovania/gorod agio meratsii/
2. Федеральная статистическая информация. Муниципальная статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www.gks.ru
3. Федоровская Г.Н. Особенности развития Новых городов в системе расселения / Г.Н. Федоровская. Районная планировка // Сб. н. тр. под ред. В.В. Владимирова. - М., 1973.- С. 15-18.
4. Инвестиционная карта Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://factor.invest-don.com/map/index
5. Инвестиционная карта Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://map.investkuban.ru
6. Волчкова И.В. Особенности социально-экономического развития городских агломераций в России: монография / И.В. Волчкова. - Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2013. - 92 с.
7. Груза И. Теория города / И. Груза. - М.: Стройиздат, 1973. - С. 248.
8. Малоян Г.А. Агломерация - градостроительные проблемы: монография /
Г.Я. Малоян. - М.: Издательство Ассоциация строительных вузов, 2010. - 120 с.
References
1. Lappo G.M. Gorodskie aglomeratsii SSSR-Rossii: osobennosti dinamiki vXX veke [Urban agglomerations of the USSR-Russia: the features of dynamics in the twentieth century.]. Available at:
http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/problemi aglomerirovania/gorod agio meratsii/
2. Federalnaia statisticheskaia informatsiya [Federal statistical information. Municipal statistics]. Available at: http: www.gks.ru
3. Fedorovskaya G.N. Osobennosty razvitiya novih gorodov v sisteme rasseleniya Rayonnaya planirovka. Sbornik nauchnih trudov [Features of New Cities Development in the Settlement System]. Moscow, 1973, pp. 15-18.
4. Investitsionnaya karta Rostovskoy oblasti [Investment card of the Rostov region]. Available at: http: http://factor.invest-don.com/map/index
5. Investitsionnaya karta Krasnodarskogo kraya [Investment Card of Krasnodar Region]. Available at: http: http://map.investkuban.ru/
6. Volochkova I. V. Osobennosti sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya gorodskih aglomeratsiy v Rossiyi [Peculiarities of socio-economic development of urban agglomerations in Russia: monograph]. Tomsk, 2013, pp. 18-25.
7. Gruza I. Teoriya goroda [Theory of the city]. Moscow, 1973, pp. 125-160.
8. Maloyan GA. Aglomiratciya - gradostroitelniye problem [Agglomeration - town planning problems: monograph]. Moscow, 2010, pp. 20-22.
ОБ АВТОРЕ
Андреева Юлия Владимировна
Доцент, кафедра Градостроительство, Академия архитектуры и искусства Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия e-mail: an julia@list.ru
ABOUT THE AUTHOR Andreeva Julia
Associate Professor of Urban Development Department of Architecture and fine Arts of the SFedU, Rostov-on-Don, Russia e-mail: an julia@list.ru