Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕМ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ)'

СОЗДАНИЕ АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕМ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психофизическое развитие / лица с нарушением слуха / здоровьесберегающая среда / комплекс физкультурно-оздоровительной работы / адаптивная среда / двигательная активность / спортивные достижения. / psychophysical development / hearing-impaired people / health-protecting environment / a set of physical culture and health-improving activities / adaptive environment / physical activity / sports achievements

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Речицкая Е.Г., Мешковский Е.Н.

В данной статье рассмотрены особенности психофизического развития детей с нарушением слуха, а также компенсаторные пути реализации комплекса здоровьесберегающих видов физкультурно-оздоровительной работы, создания адаптивной среды. Представлены варианты их применения и успешные примеры направленной комплексной реабилитационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Речицкая Е.Г., Мешковский Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING AN ADAPTIVE ENVIRONMENT IN THE PROCESS OF ORGANISING PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITIES FOR STUDENTS WITH DISABILITIES (WITH HEARING IMPAIRMENT)

This article examines the features of psychophysical development of children with hearing impairment, as well as compensatory ways of implementing a complex of health-saving types of physical and recreational work, creating an adaptive environment. Their application and successful examples of targeted comprehensive rehabilitation work are described.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕМ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ)»

CREATING AN ADAPTIVE ENVIRONMENT IN THE PROCESS OF ORGANISING PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITIES FOR STUDENTS WITH DISABILITIES

(WITH HEARING IMPAIRMENT)

Rechitskaya E.G.,

professor, Ph.D. pedagogy, the Moscow State Pedagogical University

Moscow, Russia Meshkovsky E.N.

master's degree ofInstitute of Physical Culture, Sports and Health, the Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia

СОЗДАНИЕ АДАПТИВНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕМ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ)

Речицкая Е.Г.,

профессор, кандидат педагогических наук, Московский педагогический государственный университет

Мешковский Е.Н.

магистрант Института физической культуры, спорта и здоровья, Московский педагогический государственный университет

Abstract

This article examines the features of psychophysical development of children with hearing impairment, as well as compensatory ways of implementing a complex of health-saving types of physical and recreational work, creating an adaptive environment.Their application and successful examples of targeted comprehensive rehabilitation work are described.

Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности психофизического развития детей с нарушением слуха, а также компенсаторные пути реализации комплекса здоровьесберегающих видов физкультурно -оздоровительной работы, создания адаптивной среды. Представлены варианты их применения и успешные примеры направленной комплексной реабилитационной работы.

Keywords: psychophysical development; hearing-impaired people; health-protecting environment; a set of physical culture and health-improving activities; adaptive environment, physical activity; sports achievements

Ключевые слова: психофизическое развитие; лица с нарушением слуха; здоровьесберегающая среда; комплекс физкультурно-оздоровительной работы; адаптивная среда, двигательная активность; спортивные достижения.

Адаптивное физическое воспитание охватывает продолжительный период жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, поэтому является одним из основных каналов приобщения к ценностям физической культуры. Проблемой физического воспитания детей с нарушениями слуха дошкольного, младшего и старшего школьного возраста и изучением особенностей их двигательной сферы в разные годы в России занимались: Н.Г.Байкина, А.И.Дьячков, Л.А.Добрынина,

A.И.Картавцева, А.А.Коржова. А.О.Костанян,

B.А.Кручинин, В.А.Рябичев, Б.В.Сермеев, Г.В.Трофимова, Л.Д.Хода и др. В работах отмечается отставание детей с нарушением слуха, особенно глухих, в физическом развитии от слышащих сверстников.

Особенно страдают из-за нарушения слуха такие качества, как равновесие (отстает от нормы в 35 раз), координация и точность движений (отставание на 15-20%); скоростно-силовые качества и антропометрические показатели физического разви-

тия отличаются в незначительной степени. Отмечается также неустойчивость вегетативной системы, большая утомляемость. Основные причины недоразвития двигательных качеств связаны с неблагоприятными факторами пренатального, натального и постнатального развития; недоразвитием кинестетического контроля над выполняемыми действиями и отсутствием слухового контроля, с гиподинамией, ограниченной словесной регуляцией действий.

Заметим, что, например, именно на координационные способности в большей степени влияют перечисленные причины, так как они управляются на дефектной основе сенсорных систем, которые играют роль в управлении движениями. Опираясь на практический опыт, отметим, что на освоение сложнокоординационных навыков у детей с нарушением слуха тратят больше времени и , как правило, они имеют меньший результат по точности и времени движений, уступают в статическом и динамическом равновесии по сравнению со слышащими

детьми. Нарушение слухового восприятия отражается и на развитии двигательной памяти детей, имеющих нарушения слуха, которая значительно снижена по сравнению со слышащими, и отмечаются также проблемы в развитии произвольного внимания и т.д. Возвращаясь к координационным способностям, заметим, что именно они являются базой для успешного формирования и совершенствования физических качеств.

Проведенная экспериментальная работа (Е.Г.Речицкая, Н.Хедхуд,2014) в младших классах показала, что у слабослышащих детей наблюдается недостаточность знаний о здоровом образе жизни, проявляющаяся в их фрагментарности, а также в характеристике своего здоровья. Имеет место слабое понимание культуры здорового образа жизни, отсутствует ценностное отношение к его сохранению, не сформированы установки и жизненные потребности в своем физическом развитии, социальном и психологическом благополучии.

Вместе с тем многие особенности физического развития успешно корригируются в процессе целенаправленной коррекционной работы.

При проектировании программ по формированию деятельности здоровьесбережения большое внимание должно уделяться воспитанию физической культуры обучающихся с нарушением слуха с учетом специфики социокультурной среды образовательной организации, психофизиологическими особенностями и потребностями обучающихся и их родителей; а также возможностями и традициями образовательной организации. При этом имеется ввиду:

• реализация права на создание здоровьесбе-регающей и здоровьеформирующей образовательно-воспитательной среды, развитие двигательной активности для физического и психологического здоровья обучающихся, формирование устойчивых представлений о здоровом образе жизни, возможность выстраивать личную стратегию здоровьсберегающего поведения, формирование ценности здоровья обучающихся в гендерном аспекте и с учетом структуры и степени выраженности нарушения здоровья;

• реализация активного взаимодействия со слышащими сверстниками в разных видах спортивно-оздоровительной деятельности, расширение образовательного пространства, выход за пределы образовательной организации, разработка и внедрение моделей развития инфраструктуры физической подготовки и физической культуры в образовательных организациях, начиная с дошкольного возраста;

• совершенствование методического и информационного обеспечения системы физкультурных мероприятий для обучающихся и работников образовательных организаций;

• достижение обеспечения образовательных организаций квалифицированными педагогическими кадрами в области адаптивной физической культуры и физической подготовки.

Формирование знаний о здоровом образе жизни в процессе учебно-воспитательной работы с

детьми, имеющими нарушения слуха, будет наиболее эффективным при обеспечении комплексного подхода и реализации следующих условий [4]:

• применении здоровьесберегающей деятельности и развитии интереса и навыков бережного отношения к своему здоровью (знания о состоянии собственного здоровья, полезности физических упражнений, двигательной активности в школе и дома, стремление к активному ведению здорового образа жизни);

• понимании педагогами и учителями-де-фектологами роли и значения здоровьесберегаю-щей деятельности и ее использованию в процессе учебной и внеурочных видах деятельности;

• реализации взаимодействия педагогических, медицинских работников, педагогов физической культуры, учащихся и их родителей в целях планомерного сохранения и укрепления здоровья обучающихся и создания комфортного эмоционально-психологического климата в классе и в образовательной организации в целом.

Важно спроектировать комплекс здоровьесбе-регающих форм, методов и средств, направленных на формирование знаний о здоровом образе жизни и ценностного отношения к здоровью; обеспечить создание комфортной здоровьесберегающей среды в образовательной организации. В воспитание физической культуры входит осознание ценности здорового образа жизни, повышение двигательной активности, осведомленности в разных областях физической культуры, развитие навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности [2, 4].

Большое значение в этом плане имеет физкультурно-оздоровительная работа.

Для детей с нарушением слуха необходима постановка следующих задач: развитие вестибулярной устойчивости, различных движений, преодоление шаркающей походки, способности выполнять движения по словесной инструкции [2]. На уроках физической культуры необходимо создавать условия для развития речи. При этом организация речевой деятельности должна быть согласована с двигательной деятельностью. Для взаимосвязи речи и движений должно иметь место проговаривание различных типов движений и терминов-названий упражнений типа, кувырок, наклон, прыжок, приставной шаг и др. Закрепление смысловой связи понятий и движений возможно в формате перед началом выполнения упражнений, в процессе (ноги на ширине плеч, наклон вправо) одновременно с показом соответствующих действий.

Физкультурно-оздоровительная работа с обучающимися с нарушением слуха осуществляется по нескольким направлениям в режиме учебного дня и внеурочной деятельности: уроки физической культуры, утренняя и корригирующая гимнастика, физкультпаузы и физкультминутки на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки (для снятия и профилактики утомления, в том числе зрительного вследствия напряжения зрительного анализатора у детей, имеющих нарушения слуха), музыкально-ритмические занятия, занятия физкультурой на открытом воздухе, подвижные игры и

развлечения на прогулках, игры на переменах; физкультурные праздники, викторины, соревнования типа «Веселые старты», « Папа, мама , я - спортивная семья»; турпоходы; занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях интегрированнго типа, в спортивных секциях. Цель все форм организации -рвасширение двигательной активности детей, приобщение к спортивной деятельности, интересному досугу, формирование здорового образа жизни. Содержание занятий должно учитывать реабилитационный потенциал и обеспечивать психофизическую реабилитацию.

Вследствие направленной комплексной адаптивной реабилитационной работы лица с нарушением слуха могут достигать больших успехов в спортивной деятельности [1]. Студенты с нарушением слуха, которые обучались в Московском педагогическом государственном университете (кафедра сурдопедагогики), участвовали в Сурдлим-пийских играх в Тайване (серебряные медали получили Я.Герасимова - бадмингтон и О.Лотина -боулинг - в командном зачете), в мировых и европейских спортивных соревнованиях, имеют звания мастеров спорта, заслуженных тренеров (Зенина Е., работает тренером сборной России по плаванию). П. Крысанов, слабослышащий с ДЦП в студенческой жизни занимался бегом в оздоровительном комплексе. По окончании МПГУ участвовал в восхождении на Килиманджаро в рамках благотворительной акции в 2019 году. У Павла есть важные достижения: им побеждено 23 шоссейных марафонов и трейловых забегов (35 км в степях Казахстана, 52 км по бездорожью в Суздале). В настоящее время студенты с нарушением слуха, окончившие бакалавриат по профилю Сурдопедагогика, успешно обучаются в магистратуре в Институте физической культуры, спорта и здоровья МПГУ. В частности, Е. Мешковский - по профилю «Управление развитием физкультурно-спортивных организаций и образовательных организаций спортивной направленности». Он имеет уже диплом фитнес-тренера. А.Кулаков, мастер спорта по настольному теннису, работает преподавателем физической культуры в МПГУ.

Отдельное внимание следует уделить детям после кохлерной имплантации. Компенсировав потерю слуха в раннем возрасте посредством операции по установке специального электронного устройства («кохлеарного импланта»), которое

улавливает звуки и преобразует их в электрические импульсы, направляемые во внутреннее ухо, что позволяет слышать как обычный человек, ребёнок прошедший полный комплекс реабилитационных мероприятий, может обучаться в массовой школе. Ребёнок, который не достиг определённого уровня слухоречевого развития может обучаться в специальной коррекционной школе совместно с глухими и слабослышащими детьми, которые носят слуховые аппараты. Отметим, что для всех детей, которые используют кохлеарный имплант (КИ) и слуховые аппараты (СА) важно соблюдать меры по сохранности электронных устройств: специальные повязки, шлемы, специальные водонепронецаемые чехлы (для кохлеарного импланта) и т.д. После активных занятий спортом важно отнестись с ответственностью к своим «помощникам» и просушить в специальном аксессуаре. Важно знать, что для лиц с нарушениями слуха подходят все неконтактные виды спорта.

Таким образом, целенаправленно организованная коррекционно-компенсаторная деятельность дает позитивные результаты. Эффективность психофизического развития достигается за счет решения комплекса задач на уроках физической культуры: образовательных, оздоровительных, воспитательных, коррекции и компенсации двигательной сферы детей, имеющих проблемы со здоровьем, и создания комфортной здоровьесберегающей среды в образовательной организации в целом.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья Материалы научно-практической конференции с международным участием/ Под ред. Е.Г.Речицкой. М.: МПГУ, 2017. -- 195 с.

2. Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слухаб учебное пособие для студентов вузов В 2-х частях. Изд. 2-е исправл. и дополн. / Под ред. Е.Г.Речицкой. М.: Издательство ВЛАДОС, -- 575 с.

3. Современные подходы и технологии специальной педагогики. Сборник научных статей/ Под ред. Е.Г.Речицкой и В.В.Линькова. М.: МПГУ. 2020.-272 с.

4. Речицкая Е.Г., Хедхуд Н. Комплексный подход в создании здоровьесберегающей среды в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха. «Наука и школа», 2014, №3. С.59-64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.