Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
психофизическое развитие / лица с нарушением слуха / здоровьесберегающая среда / комплекс физкультурно-оздоровительной работы / двигательная активность / спортивные достижения. / psychophysical development / hearing-impaired people / health-protecting environment / a set of physical culture and health-improving activities / physical activity / sports achievements.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Речицкая Е.Г., Мешковский Е.Н.

В данной статье рассмотрены особенности психофизического развития детей с нарушением слуха, а также компенсаторные пути реализации комплекса здоровьесберегающих видов физкультурно-оздоровительной работы. Представлены варианты их применения и успешные примеры направленной комплексной реабилитационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Речицкая Е.Г., Мешковский Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF ORGANISING PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITIES FOR CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT

The article considers special features of psychophysical development of hearing-impaired children, as well as compensatory ways of implementing a set of physical culture and health-improving activities. Their application and successful examples of targeted comprehensive rehabilitation work are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

Речицкая Е.Г.,

профессор, кандидат педагогических наук Московского педагогического государственного университета

Москва, Россия Мешковский Е.Н. магистр Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета

Москва, Россия

SPECIAL FEATURES OF ORGANISING PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITIES FOR CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT

Rechitskaya E.,

professor, candidate pedagogical sciences of the Moscow State Pedagogical University

Moscow, Russia Meshkovsky E.

master's student ofInstitute of Physical Culture, Sports and Health of the Moscow State Pedagogical University

Moscow, Russia

Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности психофизического развития детей с нарушением слуха, а также компенсаторные пути реализации комплекса здоровьесберегающих видов физкультурно -оздоровительной работы. Представлены варианты их применения и успешные примеры направленной комплексной реабилитационной работы.

Abstract

The article considers special features of psychophysical development of hearing-impaired children, as well as compensatory ways of implementing a set of physical culture and health-improving activities. Their application and successful examples of targeted comprehensive rehabilitation work are described.

Ключевые слова: психофизическое развитие; лица с нарушением слуха; здоровьесберегающая среда; комплекс физкультурно-оздоровительной работы; двигательная активность; спортивные достижения.

Keywords: psychophysical development; hearing-impaired people; health-protecting environment; a set of physical culture and health-improving activities; physical activity; sports achievements.

Проблемой физического воспитания детей с нарушениями слуха дошкольного, младшего и старшего школьного возраста и изучением особенностей их двигательной сферы в разные годы занимались: Н.Г.Байкина, Н.С.Бессарабов А.И.Дьячков,

A.И.Картавцева, А.А.Коржова. А.О.Костанян,

B.А.Кручинин, В.А.Рябичев, Л.М.Семенова, Б.В.Сермеев, Г.В.Трофимова и др. В работах отмечается отставание детей с нарушением слуха, особенно глухих, в физическом развитии от слышащих сверстников.

Особенно страдают из-за нарушения слуха такие качества, как равновесие (отстает от нормы в 35 раз), координация и точность движений (отставание на 15-20%); скоростно-силовые качества и антропометрические показатели физического развития отличаются в незначительной степени. Отмечается также неустойчивость вегетативной системы, большая утомляемость. Основные причины недоразвития двигательных качеств связаны с неблагоприятными факторами пренатального, натального и постнатального развития; недоразвитием кинестетического контроля над выполняемыми дей-

ствиями и отсутствием слухового контроля, с гиподинамией, ограниченной словесной регуляцией действий.

Заметим, что, например, именно на координационные способности в большей степени влияют перечисленные причины, так как они управляются на дефектной основе сенсорных систем, которые играют роль в управлении движениями. Опираясь на практический опыт, отметим, что на освоение сложнокоординационных навыков у детей с нарушением слуха тратят больше времени и , как правило, они имеют меньший результат по точности и времени движений, уступают в статическом и динамическом равновесии по сравнению со слышащими детьми. Нарушение слухового восприятия отражается и на развитии двигательной памяти детей, имеющих нарушения слуха, которая значительно снижена по сравнению со слышащими, и отмечаются также проблемы в развитии произвольного внимания и т.д. Возвращаясь к координационным способностям, заметим, что именно они являются базой для успешного формирования и совершенствования физических качеств.

Проведенная экспериментальная работа (Е.Г.Речицкая, Н.Хедхуд) в младших классах показала, что у слабослышащих детей наблюдается недостаточность знаний о здоровом образе жизни, проявляющаяся в их фрагментарности, а также в характеристике своего здоровья. Имеет место слабое понимание культуры здорового образа жизни, отсутствует ценностное отношение к его сохранению, не сформированы установки и жизненные потребности в своем физическом развитии, социальном и психологическом благополучии.

Вместе с тем многие особенности физического развития успешно корригируются в процессе целенаправленной коррекционной работы.

При проектировании программ по формированию деятельности здоровьесбережения большое внимание должно уделяться воспитанию физической культуры обучающихся с нарушением слуха с учетом специфики социокультурной среды образовательной организации. психофизиологическими особенностями и потребностями обучающихся и их родителей; а также возможностями и традициями образовательной организации. При этом имеется ввиду:

• реализация права на создание здоровьесбе-регающей и здоровьеформирующей образовательно-воспитательной среды, развитие двигательной активности для физического и психологического здоровья школьника, формирование устойчивых представлений о здоровом образе жизни, возможность выстраивать личную стратегию здоровьсберегающего поведения, формирование ценности здоровья обучающихся в гендерном аспекте и с учетом структуры и степени выраженности нарушения здоровья;

• реализация активного взаимодействия со слышащими сверстниками в разных видах спортивно-оздоровительной деятельности, расширение образовательного пространства, выход за пределы образовательной организаци, разработка и внедрение моделей развития инфраструктуры физической подготовки и физической культуры в образовательных организациях;

• совершенствование методического и информационного обеспечения системы физкультурных мероприятий для обучающихся и работников образовательных организаций;

• достижение обеспечения образовательных организаций квалифицированными педагогическими кадрами в области физической культуры и физической подготовки.

Формирование знаний о здоровом образе жизни в процессе учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, будет наиболее эффективным при обеспечении комплексного подхода и реализации следующих условий [4]:

• применении здоровьесберегающей деятельности и развитии интереса и навыков бережного отношения к своему здоровью (знания о состоянии собственного здоровья, полезности физических упражнений, двигательной активности в школе и дома, стремление к активному ведению здорового образа жизни);

• понимании педагогами и учителями-де-фектологами роли и значения здоровьесберегаю-щей деятельности и ее использованию в процессе учебной и внеурочных видах деятельности;

• реализации взаимодействия педагогических, медицинских работников, педагогов физической культуры, учащихся и их родителей в целях планомерного сохранения и укрепления здоровья учащихся и создания комфортного эмоционально -психологического климата в классе и в образовательной организации в целом.

Важно спроектировать комплекс здоровьесбе-регающих форм, методов и средств, направленных на формирование знаний о здоровом образе жизни и ценностного отношения к здоровью; обеспечить создание комфортной здоровьесберегающей среды в образовательной организации. В воспитание физической культуры входит осознание ценности здорового образа жизни, повышение двигательной активности, осведомленности в разных областях физической культуры, развитие навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности [2,4].

Большое значение в этом плане имеет физкультурно-оздоровительная работа. Физкультурно-оздоровительная работа с обучающимися с нарушением слуха осуществляется по нескольким направлениям в режиме учебного дня и внеурочной деятельности: уроки физической культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки, музыкально-ритмические занятия, занятия физкультурой на открытом воздухе, подвижные игры и развлечения на прогулках, игры на переменах. Занятия должны быть направлены на коррекцию и формирование жизненно важных двигательных навыков, на развитие координационного базиса, нарушенных двигательных функций. Содержание занятий должно учитывать реабилитационный потенциал и обеспечивать психофизическую реабилитацию.

Для детей с нарушением слуха необходима постановка следующих задач: развитие вестибулярной устойчивости, различных движений, преодоление шаркающей походки, способности выполнять движения по словесной инструкции [2]. На уроках физической культуры необходимо создавать условия для развития речи. При этом организация речевой деятельности должна быть согласована с двигательной деятельностью. Для взаимосвязи речи и движений должно иметь место проговаривание различных типов движений и терминов-названий упражнений типа, кувырок, наклон, прыжок, наклон, приставной шаг и др. Закрепление смысловой связи понятий и движений возможно в формате перед началом выполнения упражнений, в процессе (ноги на ширине плеч, наклон вправо) одновременно с показом соответствующих действий.

Вследствие направленной комплексной реабилитационной работы лица с нарушением слуха могут достигать больших успехов в спортивной деятельности [1]. Студенты с нарушением слуха, которые обучались в Московском педагогическом

государственном университете (кафедра сурдопедагогики), участвовали в Сурдлимпийских играх в Тайване (серебряные медали получили Я.Герасимова - бадмингтон и О.Лотина - боулинг), в мировых и европейских спортивных соревнованиях, имеют звания мастеров спорта, мастеров спорта международного класса (Зенина Е., работает тренером сборной России по плаванию). П. Крысанов, слабослышащий с ДЦП в студенческой жизни занимался бегом в оздоровительном комплексе. По окончании МПГУ участвовал в восхождении на Килиманджаро в рамках благотворительной акции в 2019 году. У Павла есть важные достижения: им побеждено 23 шоссейных марафонов и трейловых забегов (35 км в степях Казахстана, 52 км по бездорожью в Суздале). В настоящее время студенты с нарушением слуха, окончившие бакалавриат по профилю Сурдопедагогика, успешно обучаются в магистратуре в Институте физической культуры, спорта и здоровья МПГУ. В частности, Е. Мешков-ский - по профилю «Управление развитием физкультурно-оздоровительных организаций и образовательных организаций спортивной направленности». Он имеет уже диплом фитнес-тренера. А.Кулаков, мастер спорта по настольному теннису, работает преподавателем физической культуры в МПГУ.

Отдельное внимание следует уделить детям после кохлерной имплантации. Компенсировав потерю слуха в раннем возрасте посредством операции по установке специального электронного устройства («кохлеарного импланта»), которое улавливает звуки и преобразует их в электрические импульсы, направляемые во внутреннее ухо, что позволяет слышать как обычный человек, ребёнок прошедший полный комплекс реабилитационных мероприятий, может обучаться в массовой школе. Ребёнок, который не достиг определённого уровня слухоречевого развития может обучаться в специальной коррекционной школе совместно с глухими и слабослышащими детьми, которые носят слухо-

вые аппараты. Отметим, что для всех детей, которые используют кохлеарный имплант (КИ) и слуховые аппараты (СА) важно соблюдать меры по сохранности электронных устройств: специальные повязки, шлемы, специальные водонепронецаемые чехлы (для кохлеарного импланта) и т.д. После активных занятий спортом важно отнестись с ответственностью к своим «помощникам» и просушить в специальном аксессуаре. Важно знать, что для лиц с нарушениями слуха подходят все неконтактные виды спорта.

Таким образом, целенаправленно организованная коррекционно-компенсаторная деятельность дает позитивные результаты. Эффективность психофизического развития достигается за счет решения комплекса задач на уроках физической культуры: образовательных, оздоровительных, воспитательных, коррекции и компенсации двигательной сферы детей, имеющих проблемы со здоровьем, и создания комфортной здоровьесберегающей среды в образовательной организации в целом.

Список литературы

1. Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья Материалы научно-практической конференции с международным участием/ Под ред. Е.Г.Речицкой. М.: МПГУ, 2017. -- 195 с.

2. Педагогические технологии воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слухаб учебное пособие для студентов вузов В 2-х частях. Изд. 2-е исправл. и дополн. / Под ред. Е.Г.Речицкой. М.: Издательство ВЛАДОС, -- 575 с.

3. Современные подходы и технологии специальной педагогики. Сборник научных статей/ Под ред. Е.Г.Речицкой и В.В.Линькова. М.: МПГУ. 2020.-272 с.

4. Речицкая Е.Г., Хедхуд Н. Комплексный подход в создании здоровьесберегающей среды в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха. «Наука и школа», 2014, №3. С.59-64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.