Научная статья на тему 'Союз России и Белоруссии: проблемы и перспективы'

Союз России и Белоруссии: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1219
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Союз России и Белоруссии: проблемы и перспективы»

УДК 327

СОЮЗ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ЮЛ. Красов,

кандидат философских наук, профессор кафедры философии и политологии, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2006. № 13(2)

Белорусская республика занимала в СССР особое положение, специфика которого в полной мере стала заметна с началом перестройки. Инициированная М. С. Горбачевым демократизация, которая замысли валась как попытка мягкой трансформации советской идеологии, кроме всего прочего, дала возможность людям в массовом порядке сравнить собственный уровень жизни с западным. В отличие от других союзных республик уровень жизни в Белоруссии не был столь разительно отличен от западного.

Белоруссия располагает высококвалифицированной рабочей силой, развитой обрабатывающей промышленностью и современным потенциалом в области электроники и высоких технологий. К тому же (как транзитная территория для российских поставок энергоносителей на Запад и для западного товарного экспорта - на Восток) она является важным связую -щим звеном между Евросоюзом и Россией: более 60% их взаимной торговли осуществляется через Белоруссию.

В то же время в отличие от Украины в Белоруссии невозможно в прин-ципе возникновение «классического национализма», а тем более русофобии. Белорусский национализм, что важно, не смог опереться на белорус -ский язык. Вследствие как высоких человеческих потерь в ходе Второй мировой войны, когда погиб каждый третий белорус, так и послевоенного вы -сокого уровня жизни в Белоруссии оказалась высокая удельная доля русскоговорящего населения. В первом случае речь шла о людях, приехавших со всего Советского Союза восстанавливать республику, во втором - об этнических белорусах, большую часть своей жизни проработавших в других республиках СССР, но к пенсии возвратившихся на родину. Кроме того, союзная ориентированность белорусской экономики также способствовала вытеснению белорусского языка русским. Родной язык население Белоруссии в целом знало, но в качестве разговорного языка, особенно в крупных городах, к моменту перестройки практически не использовало.

В силу данных обстоятельств в стране не могла сформироваться ус -тойчивая националистическая оппозиция масштаба «оранжевой» на Украине. Этим же предопределились как взлет, так и последующий крах институализированной в виде Белорусского Народного фронта (БНФ) националистической альтернативы.

С другой стороны, в большей части белорусского общества динамично формировался запрос на идею союзного с Россией государства. Именно на волне подобных настроений на президентских выборах в июле 1994 г. победил один из бывших лидеров Народного фронта А.Г Лукашенко.

Поэтому понятно, почему в Минске в отличие от Киева не говорят о скорой перспективе вступления Белоруссии в Евросоюз. Наоборот, А.Г. Лукашенко выступает за применение интеграционной модели ЕС для запланированно-го союзного государства России и Белоруссии, создания сообщества равноправных суверенных государств. На ялтинской встрече (2003 г.) лидеров России, Белоруссии, Украины и Казахстана он высказался - в открытой полемике с Украиной - за возможно более тесную интеграцию этих стран в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Причем А.Г Лукашенко заявил, что Бе -лоруссия готова к выполнению своих договорных обязательств лишь в том случае, если будут исключены концепции «разных скоростей и разных уров -ней», только на условиях которых Украина согласилась на участие в ЕЭП. В противном случае, полагает белорусский президент, и это экономическое объединение постигнет та же участь, что и все более расползающееся СНГ1.

Разумеется, приоритетным направлением внешней политики руководства Белоруссии является ориентация на создание союзного государства с Россией: на это настроено абсолютное большинство населения, это является и стержнем всей предвыборной программы А.Г Лукашенко. Понятно, что отказ от линии на союз стопроцентно означал бы для него потерю власти. Интеграция России и Белоруссии, хотя и с огромными сложностя -ми, идет практически с весны 1996 г., когда был подписан Договор об

образовании сообщества. В мае 1997 г. подписан устав союза Белоруссии и России, в декабре 1998 г - Декларация «О дальнейшем единении Республики Беларусь и Российской Федерации». Согласно этим документам Белоруссия имеет равный голос с Россией, создаются союзные органы, решения которых обязательны для исполнения каждой из стран. Далее предполагаются введение единой валюты, общей конституции единого государства и другие интеграционные процессы.

Интеграция двух бывших советских республик может дать им огромные преимущества экономического, социального, культурологического и, разумеется, геополитического плана, «если, - как справедливо заявляет Н.А. Нартов, - антиславянские силы не развалят этот п роцесс»2.

Экономическая эффективность ряда промышленных производств в Белоруссии выше, чем в России. Это подчеркивает прагматический аспект объединения. В лесоперерабатывающей отрасли предприятия Белоруссии имеют показатели рентабельности в 2 раза выше, чем в России. Урожайность картофеля и сахарной свеклы также выше на 40 - 50%. Огромный потенциал вза -имного сотрудничества заложен в оставшихся без российского сырья нефтехимическом и нефтеперерабатывающем комплексах Белоруссии. Очень важна также совместная эксплуатация такого монополи ста, как завод большегрузных автомобилей в Жодино. В целом дееспособный союз, функционирующий на основе принятого устава, позволит России добиться 25%-ного прироста в экономике за счет использования потенциала Белоруссии, начиненной производством, почти не уступающим по своему уровню высокоразвитым странам Запада. Ожидаемый эффект для Белоруссии - 40%-ный прирост в экономике ежегодно.

75 - 80% российского транзита на Запад идет через Белоруссию. В отличие от других путей (через Украину, Прибалтику) с перевозками, перекачками и прочим при проводке через Белоруссию у России практически нет проблем - хищений сырой нефти и нефтепродуктов из продуктопроводов и терминалов, пропаж контейнеров и автопоездов и т.п.

Высок также и геополитический потенциал объединения. Белорусский «коридор» фактически обеспечивает надежную коммуникацию огромного евразийского пространства от Тихого океана до Атлантики через стратегический терминал Бреста. Появляется вместе с тем хорошая возможность обеспечить рокадой Гродно - Су-валки - Калининград надежную связь с российским анклавом в Прибалтике в обход ненадежных прибалтийских путей. Другая сторона военного аспекта этого объединения выводит Россию из-под действия потенциальной угрозы создания второго «санитарного» кордона вдоль ее западных границ. В реализации этой идеи - Балтийско-Черноморского «союза» - особенно заинтересована, кроме прибалтийских государств, Турция. В этом случае глубоко эшелонированный кордон - в первой линии -государства Атлантического союза, а во второй - центрально-европейские государства - надежно изолирует Россию от Западной и Центральной Европы.

Появляется возможность надежной совместной охраны воздушно-космического пространства и государственных границ двух стран, особенно усиления контроля территории, сопредельной с Украиной, обустройства и оборудования по периметру границы с Латвией, Литвой. Очень существенную роль призван сыграть в реа-

9

лизации этих задач построенный на западе Белоруссии (взамен разрушенного в Латвии) мощнейший, самый современный российский комплекс РЛС.

Однако, к сожалению, интеграционный процесс идет непросто и нескоро. Этому мешают как объективные, так и субъективные причины и факторы. С точки зрения объективных обстоятельств процесс интеграции затруднен слабо коррели рующимися экономическими и финансовыми системами, сложившимися в России и Белоруссии. Но, пожалуй, главным препятствием на пути ускоренной интеграции является субъективный фактор. Слишком много сил (и на Западе, и на Востоке, как, впрочем, и внутри союзных стран) не заинтересованы в создании этого интегрированного сообщества. Прежде всего речь идет о вмешательстве Запада, которому, безусловно, не нужна никакая интеграция славянских и славяно-тюркских народов, тем более под эгидой России. Западные средства массово й информации, особенно в США, с подами Госдепа США создают вокруг Белоруссии атмосферу, способствующую и стимулирующую экономическое и дипломатическое удушение республики.

Очень симптоматичен в этом смысле пассаж из американской газеты «Вашингтон пост»: «Договор, подписанный в Москве, поставил перед Западом вопрос, не станет ли Белоруссия российским сателлитом. Было бы непростительной ошибкой Запада отдать Белоруссию России ».

Интеграционные процессы на пространстве СНГ, особенно в его славянских регионах, это в перспективе угроза для доминирования Запада и гегемонии США в современном мире. Поэтому все ресурсы атлантистов брошены на недопущение такого хода исторического развития.

Однако «успехи западных демократий» по дестабилизации ситуации в Белоруссии пока несопоставимы с результатами операций США и ОБСЕ на Украине. Геополитическая ситуация в Белоруссии принципиально отличается от украинской. За исключением небольшой части западных белорусов подавляющее большинство ее населения, бесспорно, принадлежит русскому пространству: это русские люди, если брать культурно-религиозный, этнический аспекты. Об этом, в частности, напомнил В.В. Путин, отвечая на вопрос белорусской девушки на встрече с представителями движения «Наши»: не забывая о национальных особенностях белорусов, мы все-таки должны понимать, что являемся одной большой единой нацией.

Ускорению процесса двусторонней интеграции мешают и факторы внутреннего порядка. Этому конечно же препятствует (пусть и не очень влиятельная) прозападная белорусская оппозиция. Но всячески тормозит этот процесс и российская так называемая либеральная, проамериканская «элита внешнего управления».

В то же время сам А.Г. Лукашенко и правящая белорусская элита явно не желают терять свои «суверенные возможности» и при формальном сохранении независимости опасаются фактического поглощения Белоруссии Россией в силу экономической зависимости. Поэтому скорее всего и Таможенный союз, заключенный в январе 1995 г., и последующие договоры о союзном государстве для элит были не более чем развитием изначальной формулы российско-белорусских отношений - «ресурсы в обмен на лояльность», а за весь период существования союза Россия - Белоруссия вопросы реальной интеграции не выходили за рамки пиар-проекта.

С приходом к власти В.В. Путина были предприняты попытки хоть как-то трансформировать союзное про -странство и перевести его в более рациональную плоскость - от проекта единой валюты летом 2003 г. до «под -мочившего» в сентябре 2003 г. двусторонние отношения «газового вопроса». Однако результаты этих инициатив оказались практически равны нулю.

«Союзная» активность В.В. Путина была выстроена в целом разумно и, с этой точки зрения, даже имела шанс реализоваться. Выстроена она была вокруг при -обретения Газпромом контрольного пакета Белтранс-газа, на самом деле являющегося ключом к крупной промышленности Белоруссии: приобрети Газпром «трубу», все крупные предприятия Республики Беларусь оказались бы в значительной степени выведены из -под контроля исполнительной власти Белоруссии. Далее вполне логичным выглядело бы введение единой валюты, и тогда уже можно было бы говорить о возникновении как минимум Единого экономического про -странства. Однако полный неучет «фактора Лукашен -ко» не позволил реализовать эту схему, что вызвало раздражение российского президента, выразившееся в сентенции о «котлетах и мухах».

Белорусский президент в очередной раз доказал, что он не стремился к полной и безоговорочной интеграции с Россией, как, впрочем, и с Евросоюзом. Эту позицию он четко обозначил, выступая на совещании в Витебске 18 июня 20 02 г.: «Беларусь не будет ни севе -ро-западной окраиной (Российской Федерации), ни северо-восточной окраиной (ЕС)»4.

Сегодня в силу этого обстоятельства, а также в связи с ситуацией, складывающейся в мире, сменой интеграционных приоритетов на постсоветском пространстве проблема международно-правового оформления союза Российской Федерации и Белоруссии объективно отодвигается для России на второй план. Похоже, что Рос-

сия готова предложить Белоруссии (взамен союза двух стран) особые партнерско-братские двусторонние отношения в рамках ЕвразЭС. Однако корректировка позиции России по вопросу ее союзнических отношений вызвала разочарование и даже раздражение офици -ального Минска, а в правительственных СМИ это было расценено как «антисоюзное кодирование», предательство интересов двух братских народов и т.д.

В сентябре 2005 г. российская делегация вновь посетила Минск. Во время этого визита была достигнута договоренность об образовании союзных органов законодательной и исполнительной властей. Таким об -разом, процесс строительства союзного государства продолжается, то угасая, то интенсифицируясь уже более 10 лет.

Избрание в марте 2006 г. на третий президентский срок А.Г. Лукашенко, позиционирующего себя как инициатора и последовательного сторонника союзного государства, явно свидетельствует о массовой поддержке населения Белоруссии линии на сближение с Рос -сией. Ни у кого не вызывает сомнения, что абсолютное большинство россиян также живут ожиданием серьезно го прогресса в деле создания такого государственного образования.

Это вселяет некоторую надежду если не на прорыв, то на серьезные подвижки в вопросе практической реализации всех договоренностей по формированию дееспособного российско-белорусского союза как качественно нового геополитического актора на про -странстве СНГ

1 См.: ИТАР - ТАСС. 19.09.2003 г.

2 Нартов Н.А. Геополитика: Учебник. М ., 1 999. С. 1 50 - 151.

3 Цит. по: Конобеев В. ЕС - Россия - Беларусь: императи-

вы взаимодействия. Взгляд из Минска // МЭ и МО. 2003. № 5. С. 111.

УДК 316.34/35

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ*

Н.Ю. Митюрина,

кандидат психологических наук, СЮИ МВД РФ

Н.М. Романова,

кандидат социологических наук, доцент кафедры психологии, СГУ

Т.В. Романцевич,

СГУ

ВЕСТНИК. 2006. № 13(2)

Следствием неблагоприятных социально-психологических изменений начала 1990-х гг., обусловленных социально-экономическими трансформациями российского общества, стала феминизация преступности. Ее индикатором является рост доли женщин в большинстве преступлений, традиционно «мужских», - терроризма, захвата заложников, похищения человека, бандитизма, незаконного оборота оружия. Схожие процессы наблюдаются в настоящее время и в странах Западной Европы.

В настоящее время криминализация женщин идет интенсивными темпами. Доля женщин в общей численности преступности составляет: в 1988 г. - 14,7%; в 1999 г.-15,2%; в 2000 г.- 16,3%; в 2001 г. - 17%; в 2 002 г. - 17,8%. Начиная с 200 3 г. в преступности женщин наблюдаются периоды спада, перемежающиеся с периодами подъема: в 2 003 г. - 16,6%; в 2 004 г. -13,4%; в 2005 г. - 13,8%. В настоящее время в тюрьмах и колониях России содержится 5% женщин от всего количества заключенных.

* Работа выполнена при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006 -2008 гг.)» (проект РНП.2.1.3.4868).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.