130
Высшее образование в России • № 3, 2006
роится» в действительную иерархию по качеству подготовки ими выпускников, которое они могут себе позволить. В первые вузы будет большой конкурс, в другие -меньше, в какие-то никто не пойдет, и вопрос с их существованием решится сам собой. Сама практика, сама жизнь определит
те вузы, которые способны решать стоящие перед ними и перед страной задачи, а абитуриенты увидят процент успешных выпускников каждого вуза и решат, куда им в таком случае поступать в соответствии со своими способностями, степенью подготовки и уровнем притязаний.
С. БАЛМАЕВА, доцент, Современный ЖурНЭЛИСТГ
декан факультета телерадио- унИВеРСЭЛЬНОСТЬ журналистики *
и ответственность
За последние пятнадцать лет в России очень быстрыми темпами сформировалась медиаиндустрия. Динамика её развития выше, чем в других отраслях рыночной экономики.
Екатеринбург на карте России может быть отмечен как точка особой «медиа-эпидемии». При полуторамиллионном населении в городе 16 вещательных телеканалов, 19 радиостанций, более 400 зарегистрированных изданий, несколько крупных медиахолдингов. За пределами Москвы и С.-Петербурга такой «плотности медиа на душу населения» нет ни в одном регионе. Возможно, в дальнейшем конкурентная борьба приведет к сокращению числа крупных «игроков», но быстрое развитие перспективных Интернет-проектов и кабельных сетей, видоизменив карту медиареальности Екатеринбурга, не уменьшит «плотность медиа». Высокая конкуренция между СМИ, быстрое развитие пресс-служб и информационных агентств определяют ситуацию на кадровом рынке: рынку необходимы люди, обладающие журналистским образованием.
Какие журналисты нужны?
Информационная эпоха определяет не только темп развития медиаиндустрии, но и быструю трансформацию требований к профессии.
■ Современный журналист по сути -универсальный журналист. Цифровые технологии в обработке медиа-контента, конвергенция каналов доставки информации для аудитории предполагают способность журналиста в равной степени умело работать и с текстом, и со звуком, и с видео. Добавим к этому современное требование - «мыслить глобально, действовать локально», постоянную ротацию кадров (а следовательно, непредсказуемость профессиональной карьеры), переход журналистов из одного медиапроекта в другой, и мы по-
Юбилей
131
лучим труднейшую задачу формирования универсального журналиста за четыре года бакалаврского образования.
■ Современный журналист вынужден решать творческие задачи в условиях сжатого реального времени. Жизнь редакций всегда была похожа на работу пожарной команды, но такая компрессия времени, которая присуща современным медиа, даже в середине ХХ века казалась бы невозможной. В конкурентной среде СМИ Екатеринбурга выживают лишь те, кто способен выдерживать информационные перегрузки и опережать будущее. На мой вопрос, адресованный работодателям: «Каким должен быть выпускник?», - я получила ответ: «Через неделю адаптации в новом для него информационном поле и в новом коллективе он должен выдавать на dead-line качественный информационный продукт. Учить нет времени».
■ Умение взять на себя ответственность «здесь и сейчас». Сама природа журналистской профессии предполагает высокую степень ответственности за качество информации, но в прежние годы редакции были организованы по принципу управленческой пирамиды, и тяжесть принятия решений зависела от места в иерархии. Сейчас же редакции - команды союзников, работающих иногда над несколькими параллельно идущими проектами. Здесь каждому выпадает тяжелая работа принятия решений, инфантильным и самовлюбленным нет места. Какой же должна быть система обучения, чтобы за годы студенчества из семнадцатилетних абитуриентов, как правило имеющих очень скудный социальный опыт, выросли ответственные профессионалы?
Проектные технологии в структуре журналистского образования
Непрерывные контакты с работодателями, анализ опыта российских, европейских и американских факультетов журналистики определили главное направление развития нашего факультета: нужно при-
близить процесс образования к условиям реального производства.
■ Практики-профессионалы пришли в оборудованные цифровой техникой аудио-и видеостудии университета: с третьего семестра теоретическое знание технологии должно превратиться в устойчивый навык. Так создается возможность для каждого студента пройти путь от собственного замысла до его воплощения. На старших курсах сформированная ранее «технологическая свобода» позволяет самостоятельно решать творческие задачи, экспериментируя в создании пилотного выпуска новостной программы (на третьем курсе - это радионовости, на четвертом - телевизионные). Только выпуск готового конечного продукта является условием академической отчетности. Конечно, выпуск программы в «эфире университета» не равен выпуску в реальном эфире, но стандарты качества журналистской работы можно обсуждать без ссылок на её «студенческий» характер. В итоге самые удачные новостные сюжеты уходят в реальный эфир: например, в эфир радиостанции «Свобода» (бюро в Екатеринбурге), в эфир телекомпаний нашего города. Возможность услышать (увидеть) свой сюжет в реальном эфире -очень мощный стимул, заставляющий студентов часами просиживать в студии, шлифуя свой «информационный продукт» не ради зачета или гонорара (хотя гонорары за готовый продукт студенты получают), а для профессионального самоутверждения.
Мы очень благодарны практикам, пришедшим преподавать. Без их жестких требований нам не удалось бы «переплавить мотивы»: ведь не секрет, что у студентов первого курса желание учиться на факультете телерадиожурналистики вызвано не только интересом к профессии, но и жаждой известности, престижного общения. Но к старшим курсам наши студенты уже хорошо понимают ценность образования (к третьему курсу остается примерно 60% выдержавших экзаменационные сессии) и сложность журналистского труда. Работа
132
Высшее образование в России • № 3, 2006
студентов над проектом, их способность в сжатые сроки получить конечный результат, увидеть оценку своего труда и развернутую экспертизу преподавателя-практи-ка формируют новое понимание профессии и осознанный мотив на обучение. К нашим старшекурсникам с охотой приходят преподавать руководители медиаструктур, не скрывая своего прагматического интереса: сначала выбрать перспективных людей для прохождения практики, а потом оставить их работать. Эта часть «невозвращенцев» после летней практики обычно переходит на заочное обучение, и мы не знаем в итоге, то ли нужно радоваться этому, то ли сожалеть. Хорошо, что наши студенты нашли работу и их умения уже сейчас востребованы рынком; плохо, что мы не успеваем развить их исследовательские навыки. Ведь именно на выпускном курсе сосредоточены дисциплины узкой специализации и ведется кропотливая работа с научными руководителями дипломов. Мы считаем, что нашей целью является работа не только на перспективы медиарынка, но и на перспективы медиаисследований.
■ Работа студенческого «медиахолдинга». На факультете действуют три средства информации: газета «В курсе», «Свободное радио» и телевизионная программа «Хочешь - смотри». Это внеучебные проекты, которые ведут активные студенты разных курсов, своего рода испытательный полигон, «плавильный тигль» творческих и управленческих навыков. Здесь каждое новое поколение устраивает медиареволюцию: газета за девять лет три раза меняла формат издания и название; «Свободное радио» то свободно развивается, то переживает «кризис свободы». Эти проекты живут за счет энергии лидеров и энтузиазма новобранцев. Как показывает наш небольшой девятилетний опыт, лидеры этих студенческих проектов - теперь успешные журналисты.
■ Уже накопленный опыт работы в проектах позволил нам начать новый общеуниверситетский телевизионный проект для молодежи города в партнерстве с телекомпанией «4-й канал» и факультетом журналистики Уральского государственного университета - еженедельную город-
Юбилей
133
скую телевизионную программу «Студго-родО’К». Старт в большом эфире намечен на февраль 2006 г., но команда студентов всех факультетов Гуманитарного университета уже подготовила несколько пилотных выпусков. За шесть месяцев через редакцию прошли три волны энтузиастов, и лидеры за это время сами вынуждены были стать тренерами.
■ Переход к проектным методам в сфере образования - сложный процесс, но очень перспективный и увлекательный. Благодаря им мы получаем возможность создать психологически комфортную интеллектуальную среду и вызвать азарт у студентов к самостоятельной работе. Во многом этому способствовали грантовые проекты, которые нам удалось выиграть и привлечь на факультет как внешнее финансирование, так и новых интересных партнеров:
□ грант Комиссии в поддержку демократии посольства США для студенческой электронной газеты «Журналистское сообщество в Интернет»;
□ грант Российского фонда правовых реформ ($15 000 для производства телеви-
зионных программ по правовому образованию населения);
□ грант фонда «Открытое общество» в партнерстве с Ассоциацией телерадиовещателей Урала ($14 000 для проведения тренингов с журналистами телерадиокомпаний малых городов Урала);
□ грант в партнерстве с Ассоциацией независимых региональных издателей для программы профессиональной переподготовки «Деловая журналистика».
В работе над каждым из проектов формируется сплоченный коллектив из тренеров и студентов, призванный решать задачи разного уровня сложности: от описания «ядра» целевой аудитории до выбора оптимальной игровой технологии тренингов; от написания бизнес-плана до программы продвижения проекта; от разработки тематических заданий до оптимизации графика работы съемочных бригад. По завершении проектов на факультете остаются методические материалы и отшлифованные «живые» тренинговые технологии. Но самый важный результат - уверенность студентов в собственных силах и способность принять на себя ответственность «здесь и сейчас».
А. ПУЧКОВ, доцент Е. БАТЮТА, зам. декана факультета социальной психологии
Простое и здравое на первый взгляд утверждение, что образовательная услуга должна следовать за спросом, не совсем верно, если иметь в виду эластичность любого спроса. Перепроизводства специалистов избежать не удастся, поэтому процесс образования должен давать больше знаний, чемпредусмотрено непосредственно для будущей специальности, создавая тем самым условия для адаптации человека к изменившимся условиям. Понятие
Факультет социальной психологии -образование для жизни
«адаптация» как составляющая цели образования отражает желание приблизить образование к реальной жизни.
Не отрицая значение классического образования для поддержания и передачи традиционных абсолютных ценностей, мы должны помнить, что образование, которое дается молодым людям сегодня, служит показателем того, какое будущее ожидает страну. Если мы хотим, чтобы оно было успешным, необходимо воспитывать в новом поко-