И ршшиим
_II р и в с ж ь е
№5(125) июнь, 2014
Консилиум
Я В РАЗДЕЛЕ
■ ОФТАЛЬМОЛОГИЯ
• СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
• ВОЗМОЖНОСТИ ДИЕТОТЕРАПИИ ПИЩЕВОЙ АЛЛЕРГИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
• КЛИНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕСТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕПАРАТОВ У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ОБОСТРЕНИЕМ ХРОНИЧЕСКОГО ТОНЗИЛЛИТА И ОСТРЫМ ФАРИНГИТОМ
• ОЦЕНКА КЛИНИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПЕРЕНОСИМОСТИ СМЕСИ KABRITA®1 GOLD
■ УРОЛОГИЯ
• ГИПЕРАКТИВНЫЙ МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ
С.А. ЧЕКАЛОВА, В.А. ВОРОБЬЕВА, Е.С. БОГОМОЛОВА, Е.А. АЗОВА, О.Б. ОВСЯННИКОВА, А.И. МИРОНОВА, Нижегородская государственная медицинская академия
Современный взгляд на проблему школьной адаптации
Новый век в России начался с существенного пересмотра отношения к своему здоровью. Охрана здоровья детей и обеспечение их нормального развития считается одним из ведущих приоритетных направлений государственной политики в организации здравоохранения (Куинджи Н.Н., 2000; Онищенко ГГ., 2004; Скворцова В.И., 2009; Баранов АА., 2012). Однако сегодня активное внедрение новых педагогических технологий приводит к интенсификации учебного процесса, что часто гигиенически не оправдано (Макарова В.И., 1997; Федотова Л.А., 1999; Степанова МИ., 2000; Кучма В.Р., 2009). Учащиеся постоянно испытывают состояние нейроэмоцио-нального напряжения на фоне значительного сокращения продолжительности сна, двигательной активности, времени пребывания на свежем воздухе. Все это снижает общую резистентность организма и способствует формированию школьной дезадаптации с нарастанием функциональных отклонений и хронических заболеваний.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ Уже с первых дней обучения в новом коллективе ребенку приходится адаптироваться. Определяющий фактор хорошей социальной адаптации - это умение жить в условиях совместной деятельности (игровой, учебной, трудовой), в условиях постоянно меняющихся требований социальной среды. Наиболее важными моментами в процессе адаптации являются периоды кардинальной смены деятельности ребенка: начало школьного обучения, переход в среднее звено (5-е классы), переход к профильному обучению (9-10 классы), период завершения обучения и выбора будущей профессии.
Т.В. Дорожевец (1995) рассматривает школьную адаптацию в трех сферах: академической, социальной и личностной. Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни: положительное отношение к требованиям учителя, принятие ритма учебной деятельности, достаточная познавательная активность на уроках и т. д. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде хороших взаимоотношений с одноклассниками, умения решать межличностные проблемы и т. д. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребёнком самого себя как представителя новой социальной общности («Я - школьник») и выражается в виде адекватной самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др. УРОВНИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Поступление в школу является наиболее важным и ответственным моментом в процессе адаптации. АЛ. Венгер (2010) выделяет три уровня адаптации у первоклассников: высокий, средний и низкий. Высокий уровень адаптации характеризуется положительным отношением ребенка к школе. Он легко воспринимает учебный материал, прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Учащийся всегда готовится к урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение. При среднем уровне адаптации также отмечается положительное отношение ребенка к школе. Он понимает учебный
КОНСИЛИУМ. ПЕДИАТРИЯ
№5(125) июнь, 2014
РШШ1ШМ В
II р н в с л ж ь е_
материал, но только при наглядном и подробном изложении учителем, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий лишь при контроле со стороны взрослого. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками. При низком уровне адаптации первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, негативен, часто находится в подавленном настроении. Самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, требуются постоянный контроль и систематическое напоминание со стороны взрослого. Для поддержания работоспособности необходимы удлиненные паузы для отдыха. Близких друзей не имеет, общественные поручения если и выполняет, то с неохотой. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ Процесс физиологической адаптации ребенка к школе протекает в несколько этапов. На первом этапе - ориентировочном - в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (две-три недели), и организм тратит практически все «свои запасы». Затем формируется «неустойчивое приспособление», когда находятся оптимальные варианты реакции на постороннее воздействие. На следующем этапе (период относительно устойчивого приспособления) определяются наиболее подходящие варианты реагирования организма на нагрузку с наименьшим напряжением всех систем. Острая фаза периода адаптации длительностью около месяца сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе ребёнка. При легкой адаптации поведение нормализуется в течение 10-15 дней; при адаптации средней тяжести - в течение месяца, при тяжелой - от трех до шести месяцев. Подострая фаза периода адаптации длится 3-5 месяцев и характеризуется нормализацией поведенческих характеристик школьника: сдвиги уменьшаются
и регистрируются лишь по отдельным соматическим и психологическим параметрам. Наиболее важными являются следующие параметры школьной адаптации (Бадьина Н.П., 2007): соматический статус и функциональное состояние нервной системы; успешность обучения по учебной программе; сформи-рованность познавательных процессов; эмоциональное состояние и личностные особенности ребенка; социометрический статус; степень психологического комфорта школьника в семье. Анализ литературных источников показывает, что в течение первых двух месяцев обучения к школе адаптируется 5-10% детей, 30-50% первоклассников адаптируются к концу первого полугодия, 10-15% учащихся не могут адаптироваться и к концу первого года обучения. Критерием и условием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности (как способность к восстановлению) на должном уровне психологического и физического здоровья.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ
Выраженность нарушений соматического здоровья в значительной степени определяет уровень социально-психологической дезадаптации детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения, что вносит весомый вклад в структуру нервно-психической заболеваемости. При этом у 85% детей, имеющих тяжелые формы соматических заболеваний, отмечаются выраженные нарушения социально-психологической адаптации, вплоть до тотальных форм дезадаптации (неэффективность учебной деятельности, неуспешность социальных контактов, затруднения в усвоении школьных норм поведения, высокое эмоционально-стрессовое напряжение).
Под школьной дезадаптацией понимают нарушения приспособления личности к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами
(Вроно М.Ш., 1984). А.А. Северный, Н.М. Иовчук (1995) предложили следующее определение школьной дезадаптации: «невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует». Анализ литературных источников позволяет выделить следующие факторы, способствующие возникновению школьной дезадаптации: природно-биологические (резидуально-органи-ческая патология ЦНС, неблагоприятный соматический статус, задержка психо-речевого развития, когнитивные расстройства и др.) и социально-психологические (семейная педагогическая запущенность ребенка, психическая депривация, изначально личностные качества ребенка в виде эгоцентризма, аутичноподобного поведения, агрессивности, неадекватное педагогическое взаимодействие, чрезмерная перегруженность школьной программы и т. д.).
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В настоящее время рассматривается четыре основных компонента школьной дезадаптации (Вострокнутов Н.В., 1995, Чутко Л.С., 2012): когнитивный (неуспешность обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка; хроническая неуспеваемость, недостаточность знаний и навыков); личностный (нарушение отношения к обучению, учителям); поведенческий (трудно корригируемые нарушения поведения -патохарактерологические реакции, антидисциплинарное поведение, школьный вандализм, девиантное поведение); психоневрологический (в виде синдрома дефицита внимания и гиперактивноси, тиков, астенических нарушений и т. д.). На физиологическом уровне дезадаптация проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, импульсивности, неконтролируемом двигательном беспокойстве либо заторможенности, нарушениях аппетита, сна,
■ ршшиим
_II р и в с ж ь е
№5(125) июнь, 2014
КОНСИЛИУМ. ПЕДИАТРИЯ
Пантокальиин
Гопантеновая кислота 250 мг, 500 мг
^(лОСЮЩЬ С Ж .//MiAfaf/r,
Уб езопасно корректирует нарушения развития у детей1
Эффективно улучшает память и внимание1
Повышает работоспособность и способность к обучению2
Список литературы
1. Тумашенко А.В. Эффективность Пантокальцина в лечении синдрома дефицита внимания
с гиперактивностью у детей и подростков// Consilium Medicum. Педиатрия. 2006. №2. С. 56-58.
2. Инструкция по медицинскому применению.
ПАНКТОКАЛЬЦИН. Торговое название препарата: Пантокальцин® (Pantocalcin). Регистрационный номер: P.N 001397/01. Международное непатентованное название (МНН): гопантеновая кислота. Лекарственная форма: таблетки белого цвета. Состав: Активное вещество: кальция гопантенат (гопантеновая кислота или кальциевая соль гопантеноаой кислоты]-0,25 г [250 мг] или 0,5 г(500 мг]. Фарма-котерапевтическая группа: ноотропное средства. Код ATX: [NQ6BX]. Фармакологические свойства: Фармакодинамика: нейрометаболическое, нейропротекторное, нейротрофическое. Фармакокинетика: всасывается в желудочно-кишечном тракте. Время достижения максимальной концентрации в плазме крови составляет 1 час. Проникает через гематоэнцефалический барьер. Не метабол из ируется. Выводится в неизмененном виде в течение 48 часов (67,5% от принятой дозы - с мочой, 28,5%-с калом]. Показания к применению: когнитивные нарушения при органических поражениях головного мозга и невротических расстройствах; в составе комплексной терапии цереброваскулярной недостаточности, вызванной атеросклеротическими изменениями сосудов головного мозга, сенильной деменции (начальной формы], резидуальных органических поражений мозга у лиц зрелого возраста и пожилых; психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности (для улучшения концентрации внимания и запоминания]; церебральная органическая недостаточность у больных шизофренией [в комбинации с нейролептиками, антидепрессантами]; экстрапирамидные гипер-кинеэы убольныхс наследственными заболеваниями нервной системы (в том числе хорея Гентингтона, гепатоцеребральная дистрофия, болезнь Паркинсона); последствия перенесенных нейроинфекций и черепно-мозговых травм (в составе комплексной терапии); экстрапирамидный нейролептический синдром [гиперкинетический и акинетический], в качестве корректора побочного действия нейролептиков и с профилактической целью одновременно как "терапия прикрытия"; эпилепсия с замедлением психических процессов (в комбинации с противосудорожными препаратами); расстройства мочеиспускания: энурез, дневное недержание мочи, поллакиурия, императивные позывы; детям при умственной отсталости, детском церебральном параличе, заикании, эпилепсии. Способ применения и дозы: Внутрь, через 15-30 минут после еды. Разовая доза для взрослых составляет 0,5-1 г, для детей -0,25-0,5 г, суточная доза для взрослых-1,5-3 г, для детей-0,75-3 г. Продолжительность лечебного курса: от 1 до 4 месяцев, вотдельных случаях-до 6 месяцев. Через 3-6 месяцев возможно проведение повторного курса лечения. Детям при умственной недостаточности по 0,5 г 4-6 раз в день, ежедневно в течение 3 месяцев, при задержке речевого развития - по 0,5 г 3-4 раза в день в течение 2-3 месяцев. При нейролептическом синдроме взрослым по 0,5-1 гЗ раза в день, детям - 0,25-0,5 г 3-4 раза в день. Длительность курса лечения -1-3 месяца. При эпилепсии: детям по 0,25-0,5 г 3-4 раза вдень, взрослым по 0,5-1 г 3-4 раза в день ежедневно в течение длительного времени (до 6 месяцев]. При гипер-кинезах [тиках] детям по 0,25-0,5 г 3-6 раз в день ежедневно в течение 1 -4 месяцев, взрослым - по 1,5-3 г в день ежедневно в течение 1-5 месяцев. При расстройствах мочеиспускания взрослым по 0,5-1 г 2-3 раза в день (суточная доза 2-3 г], детям - по 0,25-0,5 г (суточная доза 25-50 мг/кг]. Длительность курса лечения - от 2 недель до 3 месяцев [зависит от выраженности расстройств и терапевтического эффекта). При последствиях нейроинфекций и черепно-мозговых травм по 0,25 г 3-4 раза в день. Для восстановления работоспособности при повышенных нагрузках и астенических состояниях по 0,25 г 3 раза в день. Побочное действие: аллергические реакции. Взаимодействие с другими ЛС: пролонгирует действие Барбитуратов, усиливает действие /1С, стимулирующих ЦНС, антиконвульсантов, прокаина.
ОАО «Валента Фармацевтика»
119530, Москва, ул. Генерала Дорохова, д. 18, корп. 2 тел. (495] 933-60-80, 933-12-68 | факс [495] 933-60-81 moscowofficeravalentapharm.com I www.valentapharm.com
Регистрационное удостоверение МЗ РФ № РМ 001397/01 от 07.09.2007
Перед назначением ознакомьтесь с полным текстом инструкции по медицинскому применению. Для получения дополнительной информации о препарате обращайтесь в ОАО «Валента Фармацевтика».
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
№5(125) июнь, 2014
РЕМШ1ШМ
привслжье
[КОНСИЛИУМ. ПЕДИАТРИЯ]
речи (заикание). Нередко наблюдаются головные боли и боли в животе, различные навязчивые движения и действия, энурез, синдром дефицита внимания и гиперактивности. На познавательном и социально-психологическом уровне признаками дезадаптации являются неуспешность обучения; негативное отношение к школе (вплоть до отказа посещать её), к учителям и одноклассникам; учебная и игровая пассивность; агрессивность; повышенная тревожность; частая смена настроения; повышенная конфликтность и др.
Симптомы школьной дезадаптации могут отмечаться у абсолютно здоровых детей, а также сочетаться с различными нервно-психическими заболеваниями. При этом школьная дезадаптация не распространяется на нарушения учебной деятельности, вызванные задержкой психо-речевого развития, грубыми органическими расстройствами нервной системы, физическими дефектами, нарушениями органов чувств.
В подтверждение выраженности проявлений школьной дезадаптации в современных социально-экономических условиях мы провели тестирование 3597 учащихся Нижнего Новгорода (46,2% мальчиков и 53,8% девочек), из них ученики младших классов составили 31,2%, средних -49,6% и старших - 19,2%.
Анализ полученных данных показал, что дискомфорт самочувствия выявлен у 95,2% школьников с превалированием девочек (96,5%). При этом большинство детей отмечали от 3 до 7 жалоб. С возрастом выявлено достоверное нарастание доли учащихся с нарушением самочувствия: 94,6%, 95,1% и 96,5% соответственно на первой, второй и третьей ступени обучения (р=0,005).
Жалобы на нарушения самочувствия, связанные с деятельностью нервной системы, выявлены у 87% детей, сердечнососудистой системы - у 24,5%, органов пищеварения - 57,7%, дыхательной системы - 59,9%, аллергические проявления отмечают 33,7% детей. Отмечено достоверное нарастание количества жалоб на нервную систему с возрастом
(84,5%, 87,7% и 89,4% в младших, средних и старших классах, р=0,0002).
При общей характеристике жалоб обращает внимание превалирование двигательной расторможенности (39,2%), навязчивых движений (38,6%), различных невротических расстройств в виде колебания настроения, страхов (45,6%), абдоминалгий (42,1%), диспепсических проявлений (17,8%), нарушений стула (18%), проявлений экссуда-тивного диатеза (23,6%) среди учащихся младших классов. В средних классах чаще встречались головные боли (57,1%), церебрастенический синдром (60,2%), нередко отмечались навязчивые движения различного характера (34,3%), кардиалгии (21%) и абдоминалгии (44,7%). Наряду с этим у старшеклассников достоверно преобладали головные боли различного характера (61,5%), церебрастенический синдром в виде повышенной слабости, утомляемости (67,9%), нарушения сна в виде инсом-ний, парасомний (30,3%), головокружения (23,1%) и обморочные состояния (6,4%), кардиалгии (31,6%) и повышение АД (16,4%), абдоминалгии (47,8%), боли в пояснице (24,6%). Более 50% школьников имели частый насморк (более 4 раз в году), более 30% - частый кашель (более 4 раз в году), что позволяло рассматривать вопрос об отнесении этих детей в группу часто болеющих лиц. В целом, дети, страдающие заболеваниями нервной системы, имели достоверно большее количество нарушений самочувствия различного характера. Однако нередко жалобы носили функциональный характер, возникая преимущественно на фоне повышенных физических нагрузок или психоэмоционального перенапряжения, что следует рассматривать как проявление школьной дезадаптации.
ЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Лечение школьной дезадаптации по современным канонам должно быть комплексным и основываться на психолого-педагогической коррекции с использованием методик биологической обратной связи наряду с назначением лекарственных препаратов (ноотропные
средства (пантокальцин, энцефабол и др.), анксиолитики (адаптол, ноофен и др.), комплексы витаминов с микроэлементами (витрум, дуовит и др.). Среди ноотропных средств препаратом выбора для эффективной коррекции психоэмоциональных перегрузок является отечественный препарат «Пантокальцин»® (гопантеновая кислота), который безопасно действует с первых месяцев жизни. Это ноотропный препарат смешанного типа с широким спектром клинических показаний, обладающий целым рядом свойств, определяющих его особое место среди других лекарственных средств. Механизм действия обусловлен прямым влиянием препарата на ГАМКв-рецептор-канальный комплекс. Пантокальцин® обладает нейрометаболическими, ней-ропротективными и нейротрофически-ми свойствами, повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах. Клинически прием Пантокальцина® уменьшает проявления гиперактивности, оказывает активирующее влияние на работоспособность и умственную деятельность, улучшает концентрацию внимания и запоминание, что способствует повышению способности к обучению и расширяет адаптационные возможности ребенка.
Таким образом, сегодня проблема школьной адаптации остается весьма актуальной. В современных условиях работа с такими детьми должна носить межведомственный и междисциплинарный характер, опираясь не только на медицинских работников, но и на семью и психолого-педагогический коллектив. Наиболее эффективным способом оздоровительно-реабилитационной работы в условиях инноваций школьного обучения является создание психолого-медико-педагогических центров на базе общеобразовательного учреждения, деятельность которых позволит в значительной степени снизить выраженность появлений школьной дезадаптации и общую заболеваемость учащихся.