Научная статья на тему 'Современный взгляд на формирование компетентностных моделей обучающихся'

Современный взгляд на формирование компетентностных моделей обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОДУКЦИЯ (УСЛУГА) / ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ / ВЕЛИЧИНА ЗАТРАТ / АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ / ECONOMIC ACTIVITY OF THE ENTERPRISE / PRODUCTION (SERVICE) / STOCK OF ORDERS / AMOUNT OF COSTS / MANAGEMENT MACHINE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОТНОШЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / COMPETENCE / SKILL / ATTITUDE / EDUCATIONAL PROCESS / LEARNING RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Питюков В. Ю., Тищенко С. М.

Анализируются подходы зарубежных и отечественных ученых к формированию компе-тентностных моделей обучающихся. Предлагается оригинальный взгляд на эту про-блему, основанный на формировании системы ценных отношений к себе как к субъекту деятельности, субъекту профессиональных отношений и субъекту личностного, со-циального и профессионального развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the approaches of foreign and domestic scientists to the development of competence models of students. An original view on this issue based on the formation of a system of value relations to oneself as a subject of activity, the subject of professional relations and the subject of personal, social and professional developmen

Текст научной работы на тему «Современный взгляд на формирование компетентностных моделей обучающихся»

УДК 378.1

В.Ю. ПИТЮКОВ, С.М. ТИЩЕНКО

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье анализируются подходы зарубежных и отечественных ученых к формированию компетентностных моделей обучающихся. Предлагается оригинальный взгляд на эту проблему, основанный на формировании системы ценных отношений к себе как к субъекту деятельности, субъекту профессиональных отношений и субъекту личностного, социального и профессионального развития.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, отношение, образовательный процесс, результаты обучения.

The article analyzes the approaches of foreign and domestic scientists to the development of competence models of students. An original view on this issue based on the formation of a system of value relations to oneself as a subject of activity, the subject of professional relations and the subject of personal, social and professional development.

Keywords: competence, skill, attitude, educational process, learning results.

Присоединение России к Болонскому процессу вызвало необходимость принятия западной образовательной терминологии, что, в свою очередь, вызвало ряд трудностей, поскольку в российской категориальной системе педагогики для оценки результатов обучения традиционно использовалась триада: «знания - умения - навыки».

Рассматривая западную модель построения образовательного процесса необходимо отметить, что если в европейской школе при оценке результатов обучения особый акцент делается на практических умениях выпускников и их готовности самореализоваться в профессиональной деятельности, при этом категории компетенции и компетентностный подход являются естественными в образовательном процессе, то в России словосочетание «общекультурные и профессиональные компетенции» вошло в понятийный аппарат отечественной педагогики относительно недавно, но в настоящее время Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения выстроены уже с учетом международных и европейских тенденций развития высшего образования.

В этой связи следует отметить повышение научного интереса к проблеме компетентностного подхода, определения сущности и содержания общекультурных и профессиональных компетенции, их количественного и

© Питюков В.Ю., Тищенко С.М., 2017

качественного состава, оценки результатов обучения и готовности специалиста к осуществлению определенного вида деятельности.

Большой вклад в разработку проблемы компетентности внесли отечественные исследователи Л.П. Алексеева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л. А. Петровская, А.В. Хуторской и др.

Так, по мнению Э.Ф. Зеера [5] компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент, использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций. Соответственно ученый подчеркивает, что компетентность всегда проявляется в реальной профессиональной деятельности выпускника, во время которой он демонстрирует насколько успешно овладел профессиональными знаниями и умеет их применять на практике при решении встающих перед ним задач, мобилизуя весь имеющийся у него арсенал.

В.В. Сериков [10] видит в компетентности «способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире», т.е. компетентность способствует личному росту, помогает выбирать будущие цели и способствует их достижению. Такое определение, по нашему мнению, в большей степени относится к определению общего образования, связывая с компетентность с выбором выпускником своего жизненного пути.

Профессор В.Н. Введенский утверждает, что компетентность проявляется «не только в решении узкопрофессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает, понимает мир за пределами своей профессии» [4]. Ученый подчеркивает, что понятие «компетентность» не стоит ограничивать рамками лишь профессиональной деятельности, оно намного шире, а компетентный человек имеет широкий кругозор, позволяющий ему решать самые разнообразные задачи и проблемы, возникающие как в социальном взаимодействии, так и в профессиональной сфере.

В Докладе ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» (1997) компетенция определяется как: «... своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова., социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» [2]. В докладе подчеркивается, что реализация компетенций происходит в социуме (обществе), и от того насколько успешно они были освоены обучающимся в процессе профессиональной подготовки, будет зависеть уровень его коммуникабельности и эффективность взаимодействия с другими субъектами.

По мнению О.Е. Лебедева [7], высказанном в ходе педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода: «компетентность -представляет собой способность действовать в ситуации неопределённости», следовательно, чем выше уровень развития компетенций человека, тем более подготовленным он является к импровизации, к встречи с непредвиденными ситуациями, возникающими перед ним.

В исследованиях Л.М. Митина отмечается, что «компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности» [8]. В этом определении автор смещает акцент с результата, выраженного в знаниях, умениях и навыках, на процессуальную сторону взаимодействия человека с другими людьми в ходе совершения им разнообразных видов деятельности, и особо подчеркивает аспект личностного развития, в котором человек выступает по отношению к себе в качестве ключевой фигуры, субъекта саморазвития.

Другой исследователь В.А. Адольф утверждает, что «компетентность -это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» [1]. Анализируя предложенное определение, автор основной акцент делает на личности, затрагивая при этом организационный компонент, который не должен ограничивать личность в ее развитии, а напротив, способствовать нахождению индивидуальных и индивидуализированных подходов к каждой личности, включенной в учебно-воспитательный процесс, реализуемый образовательной организацией.

А.М. Новиков отмечает, что компетентность - это «самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основываясь на приобретенных учебном и жизненном опыте» [9]. Здесь усматривается явная взаимосвязь между способностями и опытом, их взаимном влиянии друг на друга, результатом которого выступает новый качественный результат, выражающийся в компетентности.

Компетентность по А.В. Хуторскому - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [11], поэтому в своих научных трудах автор рассматривает данное научное явление в контексте личностно-ориентированного обучения. По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты» [3]. Тем самым ученый смещает акцент на компонентный состав компетенции, трактуя ее в новых категориях, отличных от привычных знаний и умений.

М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях» [12], следовательно, обучающийся постоянно совершенствует приобретенные им знания, умения и навыки, не останавливаясь на достигнутом результате.

Следует отметить, что одной из целей компетентностного подхода является соотнесение профессионального образования с потребностями рынка труда, при этом многие ученые критикуют данный подход, связывая его с подготовкой специалистов только к решению определенных профессиональных задач, в зависимости от тех ключевых компетенций, которые необходимы им в профессиональной деятельности.

Особого внимания в этой связи заслуживают исследования И.А. Зимней, производящей следующее толкование понятия компетенции «... это актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональная характеристика человека, его личностное качество» [6]. Основой этого интегративного качества выступают знания, умения, навыки, опыт, ценности и склонности личности к социально-профессиональной деятельности.

Введение в научный оборот новой категории потребовало создания адекватной классификации компетенций. К настоящему времени наибольшее распространение получила классификация, предложенная И.А. Зимней, согласно которой все компетенции разделяются на три основные группы -ключевые, профессиональные и социальные [6].

Каждая из этих групп, безусловно, может иметь внутреннюю типологизацию, выстроенную в соответствии с избираемым исследователем соответствующим сущностным признаком. Так, например, если основываться на отношенческом подходе и рассматривать отношение как связь субъекта с объектом, избирательно им устанавливаемую, можно обозначить три группы профессиональных компетенций:

компетенции, относящиеся к себе как к субъекту деятельности;

компетенции, относящиеся к себе как к субъекту профессиональных отношений;

компетенции, относящиеся к себе как субъекту личностного и социально-профессионального развития.

Внутри каждой группы выделяются частные и относительно легко диагностируемые показатели (представленные совокупностью знаний, умений, ценностей и т.п.), знание которых лежит в основе разработки содержания деятельности (программы) по их формирования и развитию у обучающихся.

Литература и электронные ресурсы

1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998. 310 с.

2. Байденко В.И. Болонский процесс: курс лекций. М.: Логос, 2004. С. 40.

3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

4. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51-55.

5. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3 (33). С. 18-30.

6. Зимняя И.А. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа - вуз - послевузовское образование) // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения»: материалы XVI науч.-метод. конф. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 66-67.

7. Лебедева О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-1.

8. Митина Л.М. Психология профессионального развития. М.: Флинта: Московский психолого-педагогический институт, 1998. 200 с.

9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИН-ТЕГ., 2007. 663 с.

10. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Волгоград. гос. пед. ун-т, 1994. 152 с.

11. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

12. Чошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы // Педагогика. 2000. № 10. С. 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.