Научная статья на тему 'Современный вексельный рынок в Российской Федерации'

Современный вексельный рынок в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2690
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов В. В.

Цель работы. обобщение некоторых теоретических и практических аспектов вексельного обращения и опыта, который приобрела Россия за годы реформ. В ходе предварительного исследования вексельного рынка России был сформулирован ряд вопросов, имевших цель глубже прояснить ситуацию, выявить недостатки, провести аналогии с рынками экономически развитых стран, очертить возможные пути развития вексельного рынка, определить факторы, влияющие на его объемы, лидерство разных видов векселей, эффект воздействия на рынок со стороны государства, отечественную и зарубежную практику их переучета. Данные вопросы были заданы специалистам по вексельному рынку, работающим в финансовых компаниях. Ряд ответов, отражающих различные точки зрения, обобщен и структурирован по тематическим группам, а также дополнен материалами из различных информационных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный вексельный рынок в Российской Федерации»

ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В.В. Соколов

СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Цель работы — обобщение некоторых теоретических и практических аспектов вексельного обращения и опыта, который приобрела Россия за годы реформ. В ходе предварительного исследования вексельного рынка России был сформулирован ряд вопросов, имевших цель глубже прояснить ситуацию, выявить недостатки, провести аналогии с рынками экономически развитых стран, очертить возможные пути развития вексельного рынка, определить факторы, влияющие на его объемы, лидерство разных видов векселей, эффект воздействия на рынок со стороны государства, отечественную и зарубежную практику их переучета. Данные вопросы были заданы специалистам по вексельному рынку, работающим в финансовых компаниях. Ряд ответов, отражающих различные точки зрения, обобщен и структурирован по тематическим группам, а также дополнен материалами из различных информационных источников.

Состояние вексельного рынка и его перспективы. Расцвет рынка векселей связывают, в первую очередь, с перекосами кредитно-денежной политики, проводимой государством. Сегодня растет монетизация экономики, соответственно потребность в векселе как инструменте расчета должна бы падать, но в условиях краха фондового рынка, произошедшей девальвации и затем эмиссионной подпитки объем обращающихся на рынке векселей не в состоянии удовлетворить спрос. Так, на 15 ноября 1999 г. во внебиржевой вексельной системе информационного агентства «Финмаркет» по векселям Сбербанка находилось 280 предложений на покупку и лишь 32 на продажу.

Рост капитализации банковской системы отстает от роста свободных средств на корреспондентских счетах. Избыток денежной массы, отсутствие возможностей для ее прибыльного использования, низкие ставки межбанковских кредитов, заставляют обращать внимание на практически единственный сегодня рынок, обеспечивающий приемлемые уровни риска и доходности - рынок векселей.

Одно из направлений развития вексельного рынка - векселя корпораций. Высокие учетные ставки не создают спроса на вексельном рынке со стороны предприятий реального сектора. В этой ситуации предприятия, в частности крупнейшие корпорации, начинают развивать собственные вексельные программы.

Еще одним немаловажным фактором, влияющим на рынок, является крупная взаимная задолженность предприятий. По некоторым оценкам, она достигает 4 трлн. руб. Поэтому вексель остается одним из привлекательных средств по реструктуризации задолженностей. Что касается переоформления банковских задолженностей, то этот процесс связывают с деятельностью Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Вексель, как бесспорное обязательство, оплачиваемое «живыми» деньгами, - идеальный инструмент для реструктуризации банковских пассивов. АРКО планирует предпринять решительные меры по управлению пассивами крупных региональных банков, привлечь крупные инвестиции, и вексель должен найти широкое применение в механизмах реструктуризации банковских долгов, т. е. вексель будет востребован в первую очередь именно крупными региональными банками.

Не оставляет сомнений и тот факт, что рынок векселей качественно улучшится. Часть сегодняшних векселей - товарные, органов государственной власти, необеспеченные, призванные для решения текущей нехватки оборотных средств - уйдет с рынка как инструмент переходного периода, вызванный проблемами кредитноденежной сферы. Дополнительным стимулирующим фактором стал выпуск в обращение корпоративных обязательств крупнейших российских корпораций. Это побудило эмитентов видоизменить свои вексельные программы, придав большую роль формированию имиджа первоклассных заемщиков. Рост числа участников, улучшение инфраструктуры делают вексельный рынок более надежным, качественно привлекательным.

Встречается мнение, что рынок векселей недостаточно перспективен. В подтверждение некоторые специалисты оценивают документы по рынку ценных бумаг, разрабатываемые в подкомитетах Госдумы, как сдерживающие развитие вексельного рынка. В этих документах предусматривается использование этого инструмента только на неорганизованном рынке. Поскольку вексель - инструмент не эмиссионный, штучный, небиржевой, постольку в условиях нормального банковского кредита он не получает большого распространения.

Важнейшую роль на рынке векселей сыграл кризис 1998 г., после которого фондовый рынок практически не работал. Вексель стал основным, по сути, единственным рублевым инструментом с высокой ликвидностью. В связи с расширением и развитием фондового рынка, появлением новых инструментов - акций, облигаций, в том числе банковских - доля векселей должна уменьшиться, но в хозяйственном обороте их рынок будет развиваться.

Для анализа тенденций, которые присутствуют на вексельном рынке сегодня, обратимся к дополнительным источникам и рассмотрим работу с векселями банков, органов государственной власти и корпораций.

Банковские операции с векселями. В связи с тем что внебанковский вексельный рынок трудно подвергнуть какому-либо анализу и учету, о тенденциях его развития можно судить в основном по банковским операциям. Проследим динамику вексельных операций и проведем компаративный анализ с другими операциями кредитных организаций с 1 января 1996 г. по 1 июня 2000 г. (табл. 1) [1].

Таблица 1

Некоторые показатели активных операций с векселями в операциях кредитных организаций

Дата Учтено векселей, млн. руб. Вложено в долговые обязательства и акции, млн. руб. Соотношение объемов вложений в векселя и в основные ценные бумаги, % Объем предоставленных кредитов, млн. руб. Соотношение векселей и кредитов, %

01.01.96 11703 68140 17,2 214246 5,5

01.01.97 29694 160658 18,5 261636 11,3

01.01.98 41156 192359 21,4 276076 14,9

01.01.99 61595 211692 29,1 421567 14,6

01.11.99 75969 237354 32,0 516714 14,7

01.12.99 81697 245714 33,2 554921 14,7

01.01.00 65823 253038 26,0 596812 11,0

01.02.00 72030 279503 25,8 604179 11,9

01.03.00 74278 277879 26,7 631431 11,8

01.04.00 76580 281771 27,2 646187 11,9

01.05.00 81287 287305 28,3 666606 12,2

01.06.00 87746 291460 30,1 674031 13,0

Соотношение объемов вложений в основные ценные бумаги и в векселя сохраняет стабильность и колеблется в 1999-2000 г. вокруг 28%. Наибольшее его значение относится к периоду конца 1998 - 2000 г., что соответствует дефициту государственных и иных ценных бумаг после кризиса. С начала 2000 г. наблюдается незначительное падение, связанное с оживлением фондового рынка: на долю векселей повлияли рост государственных заимствований, облигационные программы крупнейших монополий, увеличивающаяся денежная форма расчетов. В июне этого же года снова обозначился рост вложений в векселя, что, по-видимому, объясняется деятельностью АРКО по реструктуризации банковской системы. Вексель по-прежнему остается привлекательным для вложения средств, что вызвано, судя по всему, недостатком других инструментов и уже традиционной векселеориенти-рованностью российского фондового рынка. В то же время в доле переучтенных векселей по сравнению с денежными кредитами, выдаваемыми банками, до 1 января 2000 г. наблюдался рост. Затем последовало довольно значительное падение, что можно объяснить погашением части векселей, приуроченных к концу года и к увеличению вложений средств в другие ценные бумаги. В период с декабря 1 999 г. по январь 2000 г. соотношение вложений в векселя и в основные ценные бумаги упало, тем не менее вексельный рынок постепенно отыгрывает свои позиции, что подтверждается не только ростом соотношения векселей и основных ценных бумаг, денежных кредитов.

Доля активных операций банков с векселями уменьшается с 5,93% (1 января 1999 г.) и 5,98% (1 июля 1999 г.) до 5% (1 июня 2000 г.), тогда как в Германии она составляет 1 ,32%, а в других экономически развитых странах 2-3%.

К началу 1 999 г. наиболее привлекательными для переучета являлись векселя ОАО «Газпром», Газпромбанка, Сбербанка, Сбинбанка. К середине года диапазон активно торгуемых векселей расширился за счет появления обязательств ОАО «Тюменская нефтяная компания», Гута-банка, Альфа-банка и некоторых других векселедателей. Но банковские векселя занимают небольшую нишу, так как Банк России довольно жестко связывает объем выпуска с собственным капиталом.

Проанализируем пассивные операции с векселями кредитных организаций (табл. 2).

Таблица 2

Пассивные операции с векселями

Дата Векселя

рублевые, млн. руб. % к общей сумме валютные в пересчете на рубли, млн. руб. % к общей сумме всего, млн. руб.

01.07.96 20242

01.07.97 24713 71,4 9909 28,6 34622

01.07.98 24917 68,8 11322 31,2 36239

01.07.99 51187 68,3 23794 31,7 74981

01.12.99 58948 65,3 31271 34,7 90219

01.06.00 70211 65,4 37170 34,6 107381

Пассивные операции с векселями демонстрируют некоторое падение за последний год интереса к рублевым векселям, а также повышение объема эмиссии валютных. Возможно, это связано с инфляционными ожиданиями и сдерживанием курса со стороны ЦБ. Немаловажный факт - падение доходности при вложении в рублевые инструменты. Сбербанк России, например, объявил процентную ставку

по привлекаемым депозитам ниже уровня инфляции. Еще один фактор - трудность прогнозирования курса рубля к доллару на длительное время при существовании в то же время тенденции к дальнейшему ослаблению рубля. Вероятно, этим и вызван спрос инвесторов на валютные векселя: доходность по ним сегодня выше, и от инфляции они защищены.

Проанализируем долю собственных векселей в пассивах кредитных организаций.

Пассивы, млн. руб. Векселя, млн. руб. %

01.02.98 690924 34823 5,0

01.07.98 752749 36239 4,8

01.06.99 1348838 64564 4,8

01.05.00 1 860284 110445 5,9

За 2000 г. доля пассивных операций возросла довольно значительно: более чем на 1%. Это вызвано стремлением кредитных организаций обеспечить существующий сегодня спрос на ценные бумаги. Выше отмечалось, что сегодня банки не могут полностью удовлетворить спрос инвесторов. Вероятно, эта цифра будет возрастать и далее.

К сегодняшним особенностям вексельного рынка можно отнести преобладание у кредитных организаций пассивных операций над активными. Такого в странах с нормальной рыночной экономикой не наблюдается. Как правило, пассивные операции с векселями за рубежом не практикуются. Из развитых стран, где присутствуют пассивные операции с собственными векселями, можно назвать лишь Германию. В основном имеют хождение так называемые банковские тратты - выписанные на имя банка и акцептованные им векселя корпораций. Пассивные операции с векселями в Германии составляют 1 ,07%.

Вызывает интерес структура учтенных векселей кредитными организациями в зависимости от эмитента. Данные о них в разрезе выпускающих их органов власти, банков, нерезидентов представлены в табл. 3.

Таблица 3

Суммы учтенных векселей

Дата Всего вексе- лей, млн. руб. Векселя органов федеральной власти и авалированные ими Векселя органов власти субъектов РФ, местных органов и авалированные ими Векселя банков Векселя нерезидентов Прочие векселя

млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %

01.06.00 87756 809 0,9 226 0,3 7333 8,4 11646 13,3 67743 77,2

01.01.00 65823 709 1,1 165 0,3 3024 4,6 10777 16,4 51148 77,7

01.06.99 74185 208 0,3 379 0,5 3194 4,3 22955 30,9 47451 64,0

01.06.98 49289 1172 2,4 420 0,9 3148 6,4 5603 11,4 38947 79,0

Согласно закону от 11 марта 1997 г. «О переводном и простом векселе» (№ 48-ФЗ) РФ, субъекты РФ, городские, поселковые и другие местные органы имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом, в связи с этим векселя органов государственной власти постепенно должны сойти на нет. Однако учет векселей органов федеральной власти за последний год возрос (табл. 3). Объяснением этому может служить внешнеэкономическое благоприятствование и, как следствие, увеличение надежности подобного рода бумаг, их хорошая доходность. В то же время

векселя органов власти субъектов РФ хотя далеко не в той степени, как векселя федеральных органов власти, подкреплены высокими доходами, демонстрируют тенденцию к росту. Векселя нерезидентов уменьшились, а прочие, в которые входят корпоративные, увеличили свою долю.

Несомненно, сегодня банки - самые активные участники вексельного рынка и как покупатели, и как эмитенты. Аналог сегодняшнему вексельному рынку России можно найти разве что в Германии. Во всем остальном мире пассивные операции банков заключаются в работе с собственными акцептами. Однако с середины 80-х годов объем сегмента банковских акцептов постоянно сокращается, что связано с возрастанием выпуска коммерческих бумаг, еврокоммерческих бумаг и банковских акцептов. Но данный сегмент, по мнению З.А. Загаловой [2], сохраняет свои позиции на уровне последних лет, а именно 5-10% в объеме кредитования общей торговли, потому что с помощью банковского акцепта обеспечивается следующее: гибкость, связанная с индивидуальным подходом к заемщикам по конкретной сделке - по сумме и по срокам; формирование процентной ставки на льготных условиях для заемщика с целью поощрения для дальнейшего сотрудничества, а не зарабатывания на этом денег; экономия на затратах и времени, так как оформление банковского акцепта не требует государственной регистрации; предпочтение со стороны партнеров работать друг с другом посредством банковского акцепта; ликвидность, которая гарантируется не только капиталом корпораций, но и банка.

В ближайшее время высокая доля банковских векселей в практике России сохранится и, возможно, даже увеличится. В более отдаленной перспективе роль векселя внутри страны будет уменьшаться по мере развития внутреннего рынка государственных облигаций и корпоративных ценных бумаг, а с ростом экспорта и улучшения общего состояния экономики приблизится к существующей в развитых странах, т. е. к роли банковских акцептов.

Доля активных операций с векселями также будет отражать ситуацию с рынком акций-облигаций и инвестиционной привлекательностью производства и других альтернативных областей, зависящих от общего состояния экономики. Эта доля, как и для пассивных операций, в отдаленной перспективе будет сокращаться и достигнет 2-3% общего объема активных операций.

Векселя органов федеральной власти и субъектов РФ. Данный сегмент векселей после принятия вышеуказанного закона от 11 марта 1997 г. должен постепенно сойти на нет. Общая тенденция как для органов федеральной власти, так и субъектов РФ демонстрирует снижение в общей доле учитываемых векселей. Данные агентства РБК по состоянию на 19 августа 1999 г. показывают, что на вторичном рынке присутствуют векселя Минфина и местных администраций на суммы 134 и 5,1 млн. руб., что составляет соответственно 0,97 и 0,03% всех представленных на нем векселей, и эта доля продолжает снижаться.

Наиболее отдаленный срок имеют векселя агропромышленного комплекса, срок погашения которых - 2005 г., поэтому не без основания можно считать, что данный сегмент рынка векселей федеральных органов власти постепенно будет заменен другими долговыми обязательствами, если государство не предпримет дополнительные шаги в этом направлении.

В соответствии с тенденциями, сложившимися за рубежом, можно сказать, что рынок муниципальных векселей будет постепенно сокращаться вплоть до полной замены их облигациями как бумагами, отвечающими тем гарантиям и надежности, которые должно олицетворять государство.

Однако муниципальные векселя продолжают выпускаться. По словам Л. Латыниной, одни регионы переименовывают их в «региональные налоговые освобож-

дения», другие выпускают векселя предприятий, обеспеченные задолженностью бюджета перед ними, третьи фактически придают статус региональных векселям крупнейших предприятий. Например, в Волгоградской области единственные векселя, принимаемые в бюджет, - векселя АО «Северсталь», при этом единственным субъектом, имеющим право рассчитываться с бюджетом этими векселями, оказалось само АО «Северсталь» [3].

Тем не менее подобные негативные случаи - лишь временные моменты, отголосок переходного периода. В практике зарубежных стран муниципальные векселя не выпускаются. Из отечественного опыта их выпуска можно сделать вывод о том, что их выпуск не предвидится не только в ближайшее время, но и в будущем.

Корпоративные векселя. Работа с ними - область, олицетворяющая собой коммерческий кредит в действии. Можно отметить целый ряд тенденций, определяющих развитие рынка корпоративных векселей в прошлом и настоящем [2].

Поскольку все российские предприятия имеют тесные связи с естественными монополиями, отсутствие альтернативы в выборе сотрудничества вынуждает их соглашаться с навязанными им условиями хозяйствования и принимать в качестве оплаты своих услуг векселя. Согласие продавцов на предоставление коммерческого кредита вызвано отнюдь не условиями рыночных взаимоотношений. Вексель в этом случае не выступает как источник коммерческого кредита, а выполняет функцию расчета [2].

Неотъемлемая особенность рынка корпоративных векселей - его искаженный товарный вид. Вексель по определению - безусловное денежное обязательство. Если в его основе лежит что-то другое, это - уже не вексель, а нечто, лежащее вне законодательного контроля государства. Несомненно, товарные векселя выполняют и положительную функцию, но ее следовало бы законодательно оформить, чтобы избежать негласных нарушений законов. От того что государство пустило развитие вексельных суррогатов на самотек, страдают и предприятия, вынужденные работать с ними, и государственный бюджет, недобирающий налоги, и темпы развития промышленного производства.

Обращение большинства корпоративных векселей носит замкнутый характер, поскольку они используются как средство взаиморасчетов среди ограниченного круга предприятий. Примерами являются вексельные схемы тепло-, энерго-, водоснабжения [4]. В таких схемах векселя обращаются внутри регионального рынка, а на выход их за его пределы наложен запрет.

Многие векселя имеют дополнительные условия: положения об обращении, гарантийные письма, разбивку по статьям под отпуск того или иного вида продукции векселедателя, что противоречит абстрактности и безусловности векселя как долгового обязательства.

Еще одна немаловажная особенность - их эмиссия зачастую поручается дочерним предприятиям. По их векселям корпорация платить не обязана, но в то же время она может контролировать, какую продукцию и по какой цене отпускать и стоит ли платить за нее вообще. Так, в частности, поступали АО «Северсталь» (Вексельный центр «Северсталь»), предприятия электроэнергетики (Акцептный дом ЕЭС, ЭЦ «Сибирьэнерго» и др.) Нередко выпуск векселей указанных векселедателей имел неконтролируемый, несистемный характер, что негативно отразилось на становлении цивилизованного рынка векселей.

В последнее время в связи с наметившимися тенденциями роста экономики увеличивается денежная составляющая в вексельных операциях. Это вызвано многими причинами [5]: экономической целесообразностью, требованиями кредиторов, контрольных органов, соображениями формирования имиджа.

Это особенно характерно для энергетического комплекса. Согласно распоряжению РАО «ЕЭС России», доля денежной составляющей при оплате за электричество должна возрасти в первом квартале 2000 г. с 40 до 60-65%. К тем руководителям, которые не смогут обеспечить поступления такой доли со своих облэнерго, будут применяться решительные административные меры, вплоть до увольнения. Аналогична ситуация и с другими корпоративными векселями.

Наглядное представление о состоянии рынка корпоративных векселей дают показатели долевого распределения векселей корпораций различных отраслей (табл. 4) [6].

Таблица 4

Структура сегмента корпоративных векселей, представленных на вторичном внебиржевом вексельном рынке по состоянию на 1 9 августа 1 999 г.

Отрасль эмитента векселей Объем, тыс. руб. Удельный вес

в объеме корпоративных векселей в структуре вексельного рынка в целом

Электроэнергетика 3336293 32,11 24,24

Железнодорожный транспорт 757915 7,29 5,51

Нефтегазовый комплекс 2217411 21,34 6,11

Металлургия 585174 5,63 4,26

Жилищно-коммунальное хозяйство 3202450 30,83 23,29

Алмазодобыча 157500 1,52 1,12

Производство конечной товарной продукции 132600 1,28 0,96

Всего, корпоративные векселя 10389343 100,00 75,49

Объем внебиржевого вексельного рынка 13762173 - 100,00

Как видно из табл. 4, корпоративные векселя занимают 75,49% внебиржевого рынка. Рост мировых цен на энергоносители существенно повышает инвестиционную привлекательность компаний нефтегазового комплекса, что ведет к повышению интереса к векселям этих компаний. Наибольшую долю занимают векселя добывающих отраслей (60,6%) и предприятий сферы услуг (железнодорожный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство) - 38,12%. Что касается предприятий по производству конечной продукции, по показателям которых судят о развитости экономики, их удельный вес в корпоративных векселях минимален - 1,28%.

Зарубежные страны сегодня оказывают сильное влияние на состояние экономики России, в частности, посредством высоких цен на сырье. Благотворность текущей ситуации в России состоит в том, что сейчас наблюдается пик ценовой вершины практически всех сырьевых рынков. Рекордные цены на нефть, близкие к рекордным на газ, металлы, целлюлозу, обеспечивают «незаслуженное благоденствие» России [7].

Немаловажное влияние на сегмент векселей оказывает недавно зародившийся в РФ рынок коммерческих бумаг (корпоративных облигаций). За 1999 г. успешно разместили свои облигационные выпуски Газпром, ЛУКойл, Тюменская НК и ряд других крупных компаний. Еще в начале 80-х годов рынок коммерческих бумаг существовал только в США, Канаде и Австралии. В следующее десятилетие такие рынки появились во многих странах. В Европе рынок коммерческих бумаг стал бурно развиваться в последние 1 0-1 5 лет. Вытесняя классический вексель из внутреннего оборота, он приобретает все большее значение во внутриторговых операциях, становится новым воплощением коммерческого кредита.

В России в силу слабого развития коммерческого кредита эту нишу отчасти занял банковский. В связи с этим в литературе часто встречается мнение, что вексель -

инструмент устаревший, не нужный современной экономике и по мере ее развития исчезнет совсем. С этим трудно согласиться. Обращаясь к примерам западных экономик можно увидеть, что происходит переплетение, сближение банковского и коммерческого кредитования, выливающегося в форму банковских акцептов. При этом, как упоминалось, коммерческое кредитование - процесс взаимовыгодный и для покупателя, и для продавца. Процентная ставка формируется, исходя из стремления не получения прибыли, а поиска более удобных и продолжительных форм сотрудничества.

Как отмечают Э. Зернин и В. Николкин [8], корпоративный рынок имеет серьезные благоприятные предпосылки для развития, поскольку, с одной стороны, эмиссия векселей корпорациями не имеет ограничений, как у банков, а с другой -вексельные заимствования являются потенциально более дешевым источником привлечения средств, так как предприятия получают возможность привлекать ресурсы непосредственно с финансового рынка, минуя посредников в лице банков.

Факторы, тормозящие развитие вексельного рынка. Сегодня состояние вексельного рынка соответствует тем объективным законодательным и общеэкономическим предпосылкам, которые сложились в стране. В этих рамках рынок развиваться не может - нет условий для заема векселей. По оценкам специалистов, сегодня в тесных цепочках «предприятие - банк» находится до 60% предприятий. По данным Бюллетеня банковской статистики[1], средства на счетах БР кредитных организаций по состоянию на 1 мая 2000 г. составляли —210 млрд. руб., что равно почти всей денежной массе в обращении (299 млрд. руб.), и возросли за год более чем вдвое. В условиях переизбытка рублевых средств трудно говорить о развитии вексельного рынка. Банковское кредитование расширяется и осуществляется под вполне приемлемый процент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодняшний рост использования векселей связан, в первую очередь, с последствиями кризиса 1 998 г. Отсутствие рынка государственных облигаций заставило крупнейшие предприятия обратиться к рынку векселей. Это - временное явление, тем более, что с оживлением рынка государственных облигаций и акций среднедневные объемы торгов стали падать.

Появление новых компаний и новых банков позитивно повлияло на инфраструктуру вексельного рынка. Но, по мнению многих специалистов и журнала «Рынок ценных бумаг», она по-прежнему оставляет желать лучшего: векселя приходится проверять, так как возможны подделки и дефекты формы, ошибки в цепочке индоссаментов и т. п. До сих пор не существует торговой системы. У участников пользуется популярностью «Российская внебиржевая сеть», но это сугубо информационная сеть, не предоставляющая никаких гарантий.

Также немаловажным фактором, тормозящим развитие вексельного рынка, является низкое качество заемщиков и как следствие слабое взаимное доверие предприятий, связанных торговыми цепочками. Для примера, сегодняшняя общая взаимозадолженность в экономике оценивается 4 трлн. руб. Повысить доверие могло бы повышение прозрачности рынка, особенно в направлении работы конкретного предприятия с векселями. При оценке риска вложений средств в векселя того или иного предприятия был бы полезен анализ его кредитной истории. Сейчас нет возможности получения правдивой информации о предприятии и его кредитных операциях. Надежных эмитентов векселей можно пересчитать по пальцам: это в основном крупнейшие банки и монополии. Чтобы заслужить доверие и зарекомендовать себя на кредитном рынке, обычному коммерческому предприятию нужны длительное время и большие затраты, а для получения кредитов на сегодняшний день есть более дешевые источники.

Еще одним традиционным инструментом государства для селективной экономической политики с целью поощрения отдельных отраслей является переучет векселей. Он также сыграл бы немаловажную роль в улучшении ситуации на вексельном рынке, способствуя появлению новых надежных эмитентов, приданию большей ликвидности и надежности векселям предприятий, традиционно страдающих от недостатка денег и бартерных схем - промышленности и сельского хозяйства, вексель в которых занимает до 10-15%.

Названными недостатками вексельного рынка сдерживается активность многих операторов, в том числе с иностранным участием.

Лидерство различньх видов векселей. По мнению специалистов вексельного рынка, сейчас лидируют простые корпоративные векселя, в то время как за рубежом преимущественно распространены акцептованные банковской системой корпоративные тратты. При сложившихся сегодняшних отношениях немаловажны аспекты применения векселей в России и за рубежом. Обратимся к зарубежному опыту.

Вексельный рынок Китая начал формироваться в 1995 г. с принятия Закона КНР о векселях. Высокая степень регулируемости экономики и социалистический принцип ведения хозяйства, характерные для этой страны, обусловливают осторожный подход к реформированию кредитно-денежной сферы, вызванный стремлением не допустить отрыва от обеспечения потребностей материального производства. В связи с этим в экономике преобладают не простые, а переводные векселя, которые выдаются предприятиями реального сектора экономики и акцептуются банковской системой. Таким образом, обеспечиваются дополнительные гарантии по векселям.

Основными эмитентами векселей являются корпорации реального сектора экономики. При этом ликвидность и надежность рынка поддерживается банковскими акцептами. Среди инвесторов в векселя также преобладают корпорации, получающие векселя в оплату товаров и услуг [9].

Таким образом, Китай, как и Россия, имеет внутреннюю направленность вексельного рынка. Существенное его отличие состоит в том, что контролирующим органом является банковская система. Преобладающее влияние банковской системы по сравнению с небанковскими кредитно-денежными институтами - такова специфика экономики Китая. Коммерческие банки обеспечивают непосредственный контроль за качеством векселей, обращающихся на рынке, а Народный Банк Китая - на макроуровне - за деятельностью других банков и небанковскими кредитно-денежными институтами. Ведущее положение на вексельном рынке, на протяжении 90-х годов сохранялось за государственными специализированными банками, которые предоставляли 78,6% (1996 г.) всех кредитов банковской сферы. В целом на кредитование оборотных средств направляется примерно 70% банковских кредитов. Объем акцепта векселей в 1996 г. составил 354 млрд. юаней, что сопоставимо с находящимися в обращении казначейскими облигациями (350 млрд. юаней) и лишь незначительно меньше совокупности корпоративных и банковских облигаций (410 млрд. юаней).

Вексельный рынок Китая находится на стадии формирования. Хотя он ограничен по количеству участников и организаций, его обслуживающих, но с момента заложения правовых основ был дан неплохой старт для его развития [4].

Вексельный рынок Японии представлен следующими составляющими: векселя коммерческих банков, корпоративные, акцептованные банками и казначейские.

Обращаются преимущественно корпоративные тратты, акцептованные банковской системой. Этот рынок стал формироваться относительно недавно - в середине 80-х годов. Акцептованные банками тратты - в основном дисконтные краткосроч-

ные векселя, погашаемые по истечении срока акцептовавшим их банком. Эти инструменты имеют минимальный уровень риска, так как платеж по ним гарантируется не только выпустившей их компанией, но акцептовавшим их банком. Индивидуальные инвесторы не могут участвовать на вексельном рынке, им предоставлено право покупки сберегательных сертификатов.

Преобладает на рынке влияние (в прямой и опосредованной формах) коммерческих банков.

Сегмент банковских векселей ориентирован на решение проблем избытка (или дефицита) денежных ресурсов путем эмиссии. Векселя банков представляют собой краткосрочный финансовый инструмент со сроком обращения от недели до года.

Немаловажная черта, помимо направленности вексельного рынка не только на внутренние операции, - удержание господствующих позиций в выпуске этих бумаг в США [10].

На вексельном рынке США самыми большими по объему сегментами являются казначейские векселя (рыночные и нерыночные) и векселя корпораций. Рыночные казначейские векселя эмитируются правительством США сроком 3, 6 и 12 мес. Это -самые популярные инструменты денежного рынка. Большая часть таких векселей обращается на вторичном рынке и имеет очень узкую маржу, не более 2-4 п., т. е всего 200-400 долл. на 1 млн. долл. векселей. Нерыночные векселя предлагаются для других государств. Сроки и ставки различны по каждому выпуску.

Наиболее широко распространены на вексельном рынке США получившие название банковских акцептов переводные векселя корпораций, выписанные на банки и акцептованные ими. Они применяются в основном при внешнеторговых операциях, но могут быть использованы и при внутренних поставках, однако их значение в последнем случае невелико [11].

Преобладание переводных векселей корпораций, акцептованных банками, которые имеют направленность на внешнеторговые операции, является общим для вексельных рынков всех западных рыночных стран. Эти векселя имеют небольшой дисконт и не являются активным инструментом денежного рынка. Второе место разделяют в зависимости от страны казначейские векселя и векселя банков. В Англии и США, например, более широкое распространение получили казначейские векселя, эмитируемые правительствами для краткосрочных заимствований. Во Франции и Германии второй по объему рынок - это банковские векселя. В Германии доля пассивов, приходящаяся на собственные векселя, в общем количестве эмитированных векселей и акцептов за последние 1 0 лет составила в среднем 70%.

Государственное регулирование вексельного рынка. Вмешательство государства на вексельном рынке малоэффективно, кроме того, оно охватывает практически только те банки и события, на которые нельзя не обратить внимания. Контроль осуществляется номинально. Существует практика подгона коэффициентов с помощью фиктивных сделок с дружественным банком. Усиление контроля положительно сказалось бы на рынке как дополнительная гарантия надежности проводимых операций.

Дополнительный анализ регулирования рынка в России и за рубежом позволил отметить ряд важных деталей. Сам рынок регулирует риски невозврата средств путем доходности на ценные бумаги. Немаловажным фактом является и самоорганизация участников рынка ценных бумаг. Заботу о состоянии целесообразно переложить с «плеч» государства на самих участников, которые лучше разбираются в текущем состоянии дел. По этому пути, похоже, и пошло государство в лице Центрального банка (ЦБ) России, создавая Ассоциацию участников вексельного рынка - АУВЕР. Таким образом, систему контроля над рынком ценных бумаг можно

представить следующим образом: первый уровень - ЦБ, второй уровень - саморегулирующиеся организации (СРО), в том числе и АУВЕР.

Путь, избранный ЦБ России, находит свои параллели с западным опытом [12]. В США двухуровневая система регулирования рынка ценных бумаг сложилась еще в 30-х годах: первый уровень - это Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ), второй - саморегулирующиеся организации (фондовые биржи, Национальная ассоциация фондовых дилеров - NASDAQ и т. д.). Согласно закону США «О ценных бумагах» (1933 г.), не требуется регистрировать государственные ценные бумаги; ценные бумаги, используемые в текущих операциях; ценные бумаги, выпущенные со сроком до 270 дней.

Регулирование рынка векселей со стороны государства состоит, главным образом, в контроле за финансовым состоянием его участников - банков и небанковских финансовых компаний. Коммерческие банки США подвергаются жесточайшему контролю со стороны Федеральной резервной системы (ФРС). Это вызвано тем обстоятельством, что ФРС в случае банкротства банка обязана выплатить каждому пострадавшему сумму в размере 100 тыс. долл. [13]. Так же посредством переучета ФРС происходил контроль векселей. Однако эта практика была прекращена в 1984 г. С тех пор вмешательство ФРС проявляется лишь в виде номинального контроля.

Небанковские финансово-коммерческие институты контролируются специально созданным государственным органом КЦББ на основе «Закона об обращении ценных бумаг» (1934 г.), согласно которому все профессиональные участники обязаны быть зарегистрированными в КЦББ. Начиная с 1984 г. предъявляются довольно жесткие требования к уставному капиталу: он должен быть не меньше 250 тыс. долл. Это вызвано желанием обезопасить работу на рынке и усилить степень ответственности. КЦББ состоит из 11 функциональных управлений, 6 отделов и 9 региональных управлений. Крупнейшими управлениями являются управление корпоративными финансами, контролирующее финансовые документы компаний, основная задача которого - поддержание стандартов раскрытия информации и управление по регулированию рынка, инспектирующее финансовые компании в тесном сотрудничестве с региональными управлениями.

Так же активно на рынке ценных бумаг действуют и СРО, на которые возлагаются обязанности по контролю за исполнением законодательства, причем во многих случаях контроль СРО является более жестким и эффективным, чем государственных органов. Например, КЦББ имеет право исключить фирму из членства в СРО, если подтвержден факт злоупотреблений или иных нарушений, представленных СРО. Исключение из СРО практически лишает возможности работать на рынке ценных бумаг. Что касается информационной обеспеченности, то закон о ценных бумагах запрещает передачу ложной информации и другие мошеннические действия при операциях с ценными бумагами. Немаловажной СРО на рынке ценных бумаг является Корпорация по защите инвесторов, призванная обезопасить инвесторов от банкротства профессиональных участников путем обеспечения информационной открытости.

В Великобритании, как и в США, основными эмитентами являются государство и предприятия при поддержке коммерческих банков. Основной контроль над рынком ценных бумаг принадлежит Банку Англии (БА). Он регулирует ликвидность коммерческих банков при проведении ими финансовых операций, в том числе и по объему выдаваемых ими акцептов. Под его контролем находится и сегмент казначейских векселей. Коммерческие банки активно проводят переучетные операции, и, таким образом, под сильным контролем БА находятся практически все участники рынка векселей. БА является также агентом правительства при размещении государственных ценных бумаг, в том числе и казначейских векселей, и отвечает за автоматизированную систему торговли ими [14].

Закон о финансовых услугах (1986 г.) организовал Совет по ценным бумагам и инвестициям, подчиняющийся Министерству финансов, и передал ему контроль над рынком ценных бумаг. Однако он не проводит каких-либо контролирующих действий, а предпочитает делегировать свои полномочия специализированным организациям, в том числе биржам и СРО. Для успешной работы на вторичном рынке необходимо быть членом какой-либо СРО. Правила, разрабатываемые СРО, обязательны для исполнения всеми профессиональными участниками. Каждое финансовое учреждение имеет в своем штате специалиста, занимающегося внутренним контролем, и подчиняется непосредственно руководителю фирмы и одновременно контролируется со стороны СРО. При обнаружении недостаточного качества проводимых им работ, не говоря уж о злоупотреблениях, его могут лишить статуса.

Особое место занимает регулирование вексельного рынка Германии. Контроль над рынком полностью возложен на государство, саморегулирующиеся организации отсутствуют. Важнейшими профессиональными участниками вексельного рынка являются банки, ключевая роль в его регулировании принадлежит Немецкому Федеральному Банку, остальные финансовые участники контролируются Федеральной резервной палатой и специальными органами земель.

Операции переучета со стороны государства. На сегодня в России операции переучета векселей регламентируют два нормативных акта: Письмо ЦБ РФ от 4 октября 1994 г. (№ 183-94) «О временных основных положениях по переучету векселей предприятий Банком России» и Положение ЦБ РФ от 30 декабря 1 998 г. (№ 65-П) «О проведении переучетных операций Банком России».

Заявления о получении статуса учетных банков подали около 50 коммерческих банков, 11 из которых этот статус уже получили. Но переучетных операций со стороны ЦБ не последовало. Специалисты главной причиной отсутствия переучета считают состояние экономики и низкую законопослушность. По поводу переучета председатель правления Банка России А.А. Козлов заметил: «У нас принято решение, что векселя в нынешней форме в отсутствие нормальной инфраструктуры, правил работы, торговли, информации и т. д. мы переучитывать не будем». Участ-

ники рынка ценных бумаг обрисовали возможность злоупотреблений при возможном сегодняшнем введении переучета следующим образом: банк договаривается с каким-то «карманным» или зависимым предприятием, переучитывает его векселя, затем учитывает их в ЦБ. Вся операция заключается в перекладывании денег из правого кармана в левый, да еще во взятии средств у государства по льготным ставкам.

Переучет векселей предприятий-экспортеров имел бы смысл просто формальной операции. Недостатка в деньгах они и так не испытывают. В то же время распространение операций переучета на всю экономику преждевременно. Да и сама операция переучета предприятий-экспортеров, по мнению некоторых специалистов, являлась не более чем лоббированием финансовых кругов. Сроки межбанковского кредита после августа 1998 г. были короткими, а сами кредиты дорогими (6080%). Появилась необходимость в деньгах - тогда и проявили организации интерес к переучету своих векселей. По мере стабилизации финансовой сферы этот вопрос постепенно ушел в тень. В то же время в подтверждение возможности ограниченного переучета со стороны ЦБ следует привести пример успешного переучета со стороны коммерческих банков.

За рубежом давно уже сформированы и опробованы различные схемы переучета. Общим в них является контроль государства и возможный переучет со стороны центральных банков как условие поддержки и банка, и отраслей экономики. Существуют несколько моделей переучета - все они жизнеспособны и играют большую позитивную роль.

На вексельном рынке Южной Кореи существуют специализированные организации: Национальная кооперативная федерации рыболовства, Национальная кооперативная животноводческая корпорация и др. Эти организации выполняют в некоторой степени функции саморегулирования и занимаются переучетом векселей. Предоставление кредитов под обеспечение корпоративных векселей варьируется в зависимости от рейтинга их эмитента и направления использования. Под обеспечение внешнеторговых операций предоставляются кредиты в размере 30% залоговой стоимости этих векселей; под векселя предприятий малого и среднего бизнеса - 50%; под векселя предприятий сельского хозяйства и рыболовства, учтенные Национальной кооперативной федерацией рыболовства - 50%; под векселя предприятий животноводства, учтенные Национальной кооперативной животноводческой корпорацией - в размере 40% [15].

Переучет векселей в Англии осуществляется специализированными учреждениями - учетными домами. Это кредитные организации, которые имеют статус специализированных банков. Наиболее значимы из них: «Gennard and National PLC»; «Cater Allen Ltd»; «Union Discount»; «Alexander Discount PLC» и др. Они приобретают векселя и другие ценные бумаги, получая доход из курсовой разницы. Учетные дома приобретают ценные бумаги на собственные средства, а также берут займы у комбанков и других финансовых посредников. Большая часть этих средств предоставляется на краткосрочной основе, что может привести к недостатку средств у учетных домов. В связи с этим Банк Англии предоставляет привилегии этим учреждениям в виде выдачи займов посредством переучета векселей как одного из методов рефинансирования экономики страны.

Удельный вес переучтенных векселей в послевоенный период изменялся в зависимости от состояния рыночной коньюктуры. В 70-80-е годы значение учета возрастало, и в начале 90-х годов доля переводных векселей в активах учетных домов доходила до 40% [12].

Активно проводят операции переучета коммерческие банки Германии. Доля переучета, как и в остальных развитых странах, в последние десятилетия падает. В Германии эта доля составляла 7,27% в 1970 г., а в 1999 г. -

1,32%. Схема переучета в Германии выглядит следующим образом. Авалированный корпоративный соло-вексель, либо переводной, акцептованный зарубежным банком, предлагается фирме - билль-брокеру (консультанту по вопросам приобретения ценных бумаг), работающей с определенным местным банком. Билль-брокер определяет рейтинг банка-авалиста и рекомендует (или не рекомендует) своему банку учесть этот вексель.

Во всех схемах переучета, используемых за рубежом, общим является одно -отлаженная инфраструктура вексельного рынка с большим числом участников и низким риском. Структура отлажена настолько хорошо, что государство в любой момент может прибегнуть к этому эффективному рычагу воздействия на экономику.

Несмотря на сегодняшнюю невозможность начать операции переучета, Банк России предпринимает попытки начать работу по стимулированию развития промышленного производства через залог, в том числе и векселей. Это попытка нашла свое воплощение в положении «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» от 3 октября 2000 г. (№ 122-П), согласно которому при кредитовании банков предполагается принимать в обеспечение кредитов Банка России залог (в виде заклада) векселей, прав

требований по кредитным договорам финансово устойчивых предприятий и организаций, отвечающих установленным Банком России требованиям. Процентная ставка, предоставляемая БР, составляет 0,5 ставки рефинансирования, что должно стимулировать коммерческие банки к активному проведению подобной операции, так как это очень важно сегодня в условиях роста промышленного производства.

Будет ли льготное кредитование со стороны ЦБ стимулом для расширения кредитования со стороны коммерческих банков с учетом небольшого количества предприятий, способных платить по своим долгам? Банкам предлагается расширить свои кредитные операции и взять все риски по ним на себя. При избытке ликвидности на счетах банков найдет ли поддержку с их стороны эта инициатива ЦБ?

Необходимо добавить, что залоговые операции будут производиться с банками и предприятиями, финансовое положение которых существенно ограничено. Будет ли им столь необходимо подобное кредитование, тем более что срок подобных кредитов, выдаваемых БР, не более 6 мес.?

Несомненно одно: предпринимается попытка создания механизма, позволяющего стимулировать отрасли народного хозяйства в зависимости от потребностей экономики, а также развития рыночных инструментов, что не может не вызвать положительного отклика.

Литература

1. Бюллетень банковской статистики 1998-2000 года. М.: ЦБ РФ.

2. Загалова А.З. Современные вексельные рынки: Зарубежная и Российская практика. Изд-во СевероОсетинского ГУ, 2000.

3. Латынина Л. Бюджетный федерализм // Эксперт, 1998, № 1.

4. Хасанов Ш. Неплатежи — взгляд изнутри // Рынок ценных бумаг. 1998. № 23-24.

5. Николкин В. Вексельный рынок — уверенное становление // Рынок ценных бумаг. 2000. № 7.

6. Рынок векселей // Финансовая неделя. 1999. № 27.

7. Быков П. Сам себе режиссер // Эксперт. 2000. 18 сентября.

8. Зернин Э., Николкин В. Вексельный рынок в посткризисный пер-иод //Рынок ценных бумаг. 1999. № 23.

9. Дциньжун шибао. Пекин. 1996. 1 февраля.

10. Ноздрев Н. Денежный рынок Японии: Структура и перспективы развития // Финансовый бизнес. 1994. № 4.

11. Federal Reserve Bulletin. Wash. 1990-1997.

12. Ходов Л.Г. Регулирование рынка ценных бумаг в США и Великобритании // Внешнеэкономический бюллетень. 1 998. № 7.

13. Ибрагимова Л.Ф. К вопросу о государственном регулировании деятельности кредитных организаий на финансовых рынках // Деньги и кредит. 1997. № 12.

14. Рубцов Б.Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. М., 1 996.

15. Москвина Л.А. Функции банка Кореи // Банковские услуги. 1996. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.