Научная статья на тему 'Современный урок в контексте реализации ФГОС'

Современный урок в контексте реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6166
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / САМООЦЕНИВАНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / SYSTEMICALLY-ACTIVE APPROACH / COMPETENCE / SELF-ASSESSMENT / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Лариса Анатольевна

современный мир характеризуется огромным количеством информации. Поэтому одной из главных задач современной школы является не только дать прочные знания, но и научить ребенка добывать нужную информацию. Решить эту задачу возможно через организацию современного урока, используя системно-деятельностный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный урок в контексте реализации ФГОС»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Современный урок в контексте реализации ФГОС Дроздова Л.А.

Дроздова Лариса Анатольевна /Drozdova Larisa Anatolevna - заместитель директора по учебной работе муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 16, г.Воркута

Аннотация: современный мир характеризуется огромным количеством информации. Поэтому одной из главных задач современной школы является не только дать прочные знания, но и научить ребенка добывать нужную информацию. Решить эту задачу возможно через организацию современного урока, используя системно-деятельностный подход.

Abstract: the modern world is characterized by a huge amount of information. Therefore, one of the main tasks of the modern school is not only to provide a solid knowledge of how to teach a child to extract the desired information. To solve this problem is possible through the organization of a modern lesson, using a system-activity approach.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, компетенция, самооценивание, универсальные учебные действия.

Keywords: systemically-active approach, competence, self-assessment, universal learning activities.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить»,

А. Дистерверг

За последние двадцать лет произошло много изменений в самых различных областях жизни. Неизмеримо возрос и продолжает возрастать поток информации, который обрушивается на современное поколение. Жизнь требует того, чтобы человек уже с раннего возраста обладал определенными умениями планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Возможно ли, чтобы образование в настоящее время оставалось неизменным, традиционным? Правильно ли, что хорошее обучение то, которое нацелено только на прочные знания?

Ребенку, готовясь к взрослой жизни, необходимо научиться отбирать из массы предложений наиболее значимые, соответствующие решению той или иной задачи, он должен уметь разобраться в достоверности полученной информации, ему необходимо использовать полученную информацию для достижения своих целей. Конечно, уровень образования сейчас играет существенную роль, но наряду с этим работодатель выдвигает к работникам требования о наличии определенного уровня квалификации, то есть владения определенными компетенциями, необходимыми для выполнения данного вида деятельности.

Кто же, как не школа, разовьет способности школьника, научит его адаптироваться в различных жизненных ситуациях, подготовит его к реалиям современной жизни и поможет реализовать себя в новых социально-экономических условиях.

В связи с этим существенным образом меняется подход к процессу обучения. Уже недостаточно, чтобы ребенок получил и запомнил определенный объем знаний умений и навыков. Информации стало настолько много, что это просто невозможно сделать в тот промежуток времени, который отведен на процесс обучения. Поэтому главной задачей системы образования является научить ребят учиться. А что это значит?

Обратимся к словарю В. Даля. «Учить» - значит наставлять, обучать, научать, преподавать что, передавать знанье, уменье свое другому. Слово «учиться» в современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой толкуется как «усваивать какие-либо знания, умения, навыки». Согласуя значения этих двух слов, мы получаем, что фраза «учить учиться» - означает не просто получение знаний в готовом виде, а именно приобретение умения самостоятельно добывать их.

Главной формой получения таких умений был и остается урок. Меняются цели и содержание образования, появляются новые инновационные средства и технологии обучения, свершаются реформы системы образования (сколько их было только за последние 30 лет!), урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Главными субъектами урока во все времена были и остаются учитель и ученик. И никакая компьютеризация и дистанционное обучение этого не изменят. Ведущим в этом тандеме является, конечно же, учитель. Именно от его творческого потенциала, компетентности, профессионализма, его понимания потребностей современной жизни и условий достижения успеха в деятельности своих учеников зависит результат урока. И здесь возникает одно из основных противоречий. С одной стороны, многолетний опыт учителя помогает ему решать поставленные задачи, используя разнообразные педагогические методы, приемы и средства обучения, которыми он владеет в полной мере, с другой стороны - осложняет, заставляя его действовать традиционным, привычным, отработанным годами алгоритмом, что предопределяет репродуктивный характер деятельности учащихся. Справиться с этим противоречием сможет только педагог, обладающий определенными качествами, а именно, способностью легко отказываться от несоответствующих ситуации

и задаче способов поведения, приемов мышления, средств деятельности и вырабатывать, принимать новые оригинальные подходы к разрешению проблемных ситуаций при неизменных принципах педагогической деятельности.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Чтобы использовать его на все 100% необходимо, чтобы урок был интересен всем - и учителю и ученику. Этим требованиям должен отвечать современный урок. На самом деле в этих требованиях нет ничего нового по сути. Если мы внимательно почитаем труды основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского, то найдем там слова, точно отражающие особенности современного урока. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», - писал в своих трудах К.Д. Ушинский. «Следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания... дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души». Эти слова как нельзя лучше отображают сущность современного урока и систему организации образования в условиях внедрения ФГОС.

Каждый урок - это не только расширение кругозора учащихся, но и развитие его личности: речи, культуры спора, ответа, личностных особенностей. Современному человеку не достаточно быть только эрудитом, он должен уметь использовать свои знания для решения новых проблем. Поэтому современный урок должен быть основан на жизненных ситуациях, видении перспективных условий для решения задач, которые нам предлагает решать общество.

Решение всех этих задач как нельзя лучше обеспечивает системно -деятельностный подход в процессе обучения. Проведение семинаров по проблематике внедрения и использования системно-деятельностного подхода показало, что педагоги не до конца понимают суть этого подхода. Традиционные методы преподавания учебных предметов преобладают в их работе. Им очень сложно перестроиться на новые направления в организации учебной деятельности. Эта перестройка должна произойти в сознании педагогов. В этом, конечно, помогает курсовая переподготовка учителей. Но этого явно недостаточно. Педагог сам должен осознать и проникнуться пониманием системно-деятельностного подхода. Постараемся разобраться в значении этих слов. Согласно словарю С.И. Ожегова, одним из значений слова «система» является то, что стало нормальным, обычным, регулярным. В словаре Д.Н. Ушакова этому слову дается следующее объяснение: «Система - это порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи». Слово «деятельность» в психологическом словаре трактуется как «активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности». Энциклопедический словарь добавляет: «Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс». Очевидно, что системно-деятельностный подход подразумевает выстраивание совместной деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока таким образом, чтобы цель урока стала личной целью ученика, чтобы ученик сам, используя различные средства, планировал свою деятельность и чтобы результат урока стал значимым для самого ученика. Ученик должен научиться понимать, что его успех (или неуспех) зависит от него самого, его готовности прилагать личные усилия для результатов в различных сферах деятельности и в общении и что этого понимания можно достичь только посредством самостоятельной оценки ситуации и собственного выбора линии поведения.

Системно-деятельностный подход способствует развитию личности ребенка на основе универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), достижению личностных, предметных и метапредметных результатов. Он выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и нужно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя - создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться - того, что тормозит развитие. Внешние стимулы (оценка, поощрение, наказание) при этом теряют свою значимость и уступают место внутренним стимулам (познавательный интерес, творчество, потребность в качественном образовании).

В современном уроке важны технологии обучения, обеспечивающие формирование у учащихся универсальных учебных действий, достижения метапредметных результатов. Их огромное множество:

• технологии личностно ориентированного обучения;

• технология дифференцированного обучения;

• технология проблемного обучения;

• технология диалогового обучения;

• технология рефлексивного обучения;

• Педагогика сотрудничества;

• Проектные технологии;

• Игровые технологии;

• ИКТ-технологии;

• Дальтон-технологии;

• Когнитивная технология;

• Витагенное обучение;

• Кейс-технологии и другие.

Для включения ребенка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

• связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

• планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

• привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

• оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Современный урок в контексте реализации ФГОС должен отвечать следующим требованиям:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• учитель должен подвести учащихся к самостоятельному определению цели и задач урока, чтобы это стало их собственной целью;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, используя групповые формы работы, работу в парах, микрогруппах;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• проводится самооценивание и взаимооценивание результатов учащимися;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• учитель создает благоприятный психологический микроклимат, предупреждает гиподинамию путем разнообразных форм коллективной деятельности, способствует эмоциональному благополучию школьников;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей, их возрастные особенности;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи, рефлексия;

• урок должен быть добрым.

Организовать такой урок - очень сложная задача. Поэтому главным ресурсом, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования является УЧИТЕЛЬ, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка. И его главным союзником в деле формирования универсальных учебных действий учащихся должен стать сам УЧЕНИК.

Плюсы и минусы традиционного урока (две команды) Нападающие - защитники (образцы выступлений)

плюсы минусы

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.

Наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания».

На коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно -плохо быть не может. Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.

Главные ориентиры традиционного урока - коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ -троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок - это:

• урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

• урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

• урок, содержащий разные виды деятельности.

• урок, на котором ученику должно быть комфортно.

• урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

• современный урок развивает у детей креативное мышление.

• современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

• урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

«Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него»,

С.И. Гессен.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»,

Джон Дьюи.

Основные типы уроков

Урок изучения нового - это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний - это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний - это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний - это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний - это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками[4].

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь.

2. [Электронный ресурс]. http://www.vedu.ru/bigencdic/.(Дата обращения 25.08.2014).

3. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова, М., 2000.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образование т науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения. Дидактические требования к современному уроку).

5. Ефремова Т.Ф. «Современный толковый словарь русского языка», в 3 т. АСТ, Астрель, Харвест, 2006

6. Лукъянова М.И. Современный урок и требования ФГОС // Народное образование 2012. №8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.