УДК 069(470.5)
Т. Б. Михайлова
Современный уральский музейный ландшафт
В работе прослежены этапы формирования современного уральского музейного ландшафта. Выявлены факторы, повлиявшие на реформирование и реструктуризацию музейной сети, создание новых (государственных и негосударственных) музеев, музеефикацию индустриального наследия. Рассмотрены концепции создания и структура корпоративных музеев, экспозиционно-вы-ставочная деятельность общественных, культурных и художественных центров. Автор обращает внимание на то, что расширению границ музейного мира способствовали процессы глобализации, переосмысление событий XX в., актуальные музеологические тенденции, развитие внутреннего туризма.
Ключевые слова: уральский музейный ландшафт, музейный комплекс, корпоративный музей, церковный и монастырский музей, музеефикация индустриального наследия, глобализация, туризм
Tatiana B. Mikhailova Modern museum landscape of the Urals
In the paper the stages of formation of modern museum landscape in the Urals are traced. Factors are shown that influenced the change and restructuring of museum network, creating of new (state and private) museums, museification of industrial heritage. The concepts of creating and structure of corporative museums, exhibition activity of popular, cultural and art centers are analyzed. The author pays attention to the fact that the expansion of borders of museum world was affected by the process of globalization, rethinking of the XX century events, actual museological tendencies, development of domestic tourism.
Keywords: Urals'museum landscape, museum complex, corporative museum, church and monastery museum, museification of industrial heritage, globalization, tourism DOI 10.30725/2619-0303-2023-2-49-53
Музейная сфера - одна из наиболее важных областей социокультурной жизни современного общества. Благодаря «неизмеримому» эффекту, признаваемому всеми специалистами, музеи активно влияют на изменение качества жизни, формирование культурной идентичности, развитие плюрализма и толерантной атмосферы в обществе. Поэтому внимание и интерес к музею со стороны общества неуклонно растут, расширяя границы музейного ландшафта.
Отечественный музейный ландшафт формируется государственными и негосударственными музеями и представляет собой уникальный элемент культурного поля, включающий в себя культурные ценности и нематериальные объекты историко-культурного наследия.
Уральский музейный ландшафт - многообразный, общественно значимый и неповторимый компонент региональной культурной среды, созданный музейной сетью областей, входящих в Уральский федеральный округ (Свердловской, Челябинской, Курганской, Тюменской). Его формиро-
вание прошло несколько этапов, связанных с реформированием российской культуры и изменениями в области законодательства. Предметом данной статьи выступают уральские государственные и негосударственные музеи, созданные в конце XX - начале XXI в. Целью настоящего исследования является выявление факторов, повлиявших на формирование современного уральского музейного ландшафта.
Широкий круг источников позволил изучить и систематизировать информацию о музейной сети региона. Особый интерес представляют исследования музейных специалистов, связанные с изучением деятельности уральских музеев, историей их создания [1]. Сведения о музеях содержатся и в альбомах, каталогах, монографиях, материалах конференций, периодических изданиях, а также в туристических и краеведческих справочниках и путеводителях отдельных областей [2]. Кроме того, большой объем материала можно найти на общероссийских онлайн-ресурсах - сайтах Министерства культуры Российской Феде-
рации, Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, порталах «Музеи России» [3], «Культура.РФ» [4], а также на интернет-сайтах самих музеев, на их страницах в социальных сетях. В зависимости от возможностей конкретного музея на его сайте практически всегда опубликованы историческая справка о музее, обзор музейных коллекций, виды экспозиционных залов, виртуальные экскурсии, научные издания и т. д.
Современные гуманитарные исследования показали влияние процессов глобализации и урбанизации на развитие музейной сферы, переживающей с конца XX в. серьезные трансформации. Развиваясь, музеи постепенно утрачивают образ «храма искусства и науки» и все больше становятся местом, «обладающим высокой силой информационного и эмоционального воздействия» [5, с. 119].
Происходящая смена «музейной парадигмы», нарастающая информатизация и виртуализация, изменение духовной вертикали человека и появление нового вида наследия такого как «диссонантное» или «трудное» [6], другие факторы способствовали созданию новых видов музеев. Подтверждением этому служит неуклонный рост количества музеев, учреждений музейного типа, совокупность которых составляет музейный ландшафт, ставший неотъемлемой частью современной культурной среды.
Формирование современного уральского музейного ландшафта началось в конце XX в. и прошло несколько этапов своего развития. Хронологические рамки начального этапа охватывают 1990-е гг., который характеризуется глубокими сдвигами во всех сферах социальной жизни и человеческой деятельности. Необратимым изменениям был подвержен и процесс культурного развития, сохраняющий многовекторный характер.
В музейном деле произошедшие перемены были связаны прежде всего с переосмыслением функционального содержания музеев, приоритетным направлением которого стал диалог с обществом и отдельными социальными (этническими) группами, а созданные интегрированные и экомузеи при активном участии местного населения объединили в единое целое окружающую среду и местную культуру. Идеи музеефика-ции позволили расширить границы классического музея до просторов города (села).
Еще одной тенденцией, характерной для этого периода, стало появление частных, монастырских и корпоративных музеев - узкопрофильных, специализированных музеев, посвященных какой-либо одной теме либо отрасли человеческой деятельности, природному или бытовому явлению. Этот факт объясняется стремлением противостоять унификации и стандартизации, которые несет с собой глобализация.
Среди многих негосударственных музеев наибольшего многообразия достигли частные. Первый частный музей в Свердловской области «Невьянская икона», представляющий крупнейшую на Урале частную коллекцию иконописи невьянских мастерских, был открыт в Екатеринбурге в 1999 г. В следующем, 2000 г. в екатеринбургском здании гостиницы «Большой Урал» (архитектурный памятник федерального значения) открылся Уральский минералогический музей, созданный на основе коллекции В. А. Пелепенко. Дом-музей Григория Распутина был создан на его родине в селе Покровском (Тюменская обл.). В основе экспозиции - мемориальные предметы семьи Распутиных, сохранившиеся у жителей села, архивные документы и фотографии. В 2013 г. в здании екатеринбургского небоскреба «Высоцкий» открылся мемориальный музей, посвященный творчеству В. Высоцкого. Самым ценным экспонатом музея является последнее стихотворение поэта, известное по первой строке «И снизу лед, и сверху. Маюсь между...», написанное 11 июня 1980 г. за полтора месяца до смерти и посвященное своей жене Марине Влади. Этому документу присвоена категория «Культурная ценность Российской Федерации».
Значимую группу негосударственных музеев представляют церковные и монастырские музеи, посвященные истории Русской православной церкви и отдельным периодам российской истории. Эту группу музеев можно отнести к музеям памяти, где сохраняется историческая память о трагических событиях пребывания в ссылке и гибели семьи императора Николая II, великих князей и великой княгини Елизаветы Федоровны. В этой связи стоит отметить Экспо-зиционно-выставочный центр монастыря святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма. Монастырь стал одним из первых, где была увековечена память о Царской семье. 23 сентября 2006 г. в Экспо-зиционно-выставочном центре состоялась
презентация постоянной экспозиции, а 15 марта 2007 г. архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием было совершено освящение и официальное открытие монастырского музея.
Наряду с монастырским музеем, экспозиция, посвященная царской семье, была создана и в музейном комплексе резиденции Патриарха или Патриаршем подворье. Здесь, в уральской резиденции главы Русской православной церкви, в 2018 г. прошло первое в истории выездное заседание Священного Синода в Екатеринбурге. В настоящее время на Патриаршем подворье работают музеи святой царской семьи и истории патриаршества на Руси.
Еще один монастырский музей, открывшийся в 2012 г. в Свято-Успенском Далма-товском мужском монастыре, вызывает несомненный интерес как у паломников и посетителей монастыря, так и у любителей истории Южного Зауралья и страны в целом. Музейная экспозиция освещает социально-экономическое развитие дореволюционной России, историю обители и основные этапы жизни выдающегося выпускника Долматовского духовного училища, уроженца Зауралья, известного начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина).
Неотъемлемой частью музейного ландшафта стали общественные, культурные и художественные центры, которые наряду с основными видами осуществляют экспозиционную и выставочную деятельность. Так, Уральский филиал Государственного центра современного искусства (далее -ГЦСИ) появился в Екатеринбурге в 1999 г. с целью внедрить современное искусство в общественное пространство города. Кроме того, он является инициатором проведения различных акций, фестивалей, биеннале. В 2007 г. ГЦСИ стоял у истоков первой Ночи музеев в Екатеринбурге в рамках общеевропейской акции, проходившей по инициативе 1СОМ (Международного совета музеев). В 2010 г. прошла первая Уральская индустриальная биеннале современного искусства, участниками которой стали более 100 производственных, выставочных, театральных, образовательных и бизнес-площадок Екатеринбурга и Уральского региона. Биеннале, выросшая из программы ГЦСИ «Уральские заводы: индустрия смыслов», в настоящее время является самым масштабным проектом филиала.
В 2015 г. в екатеринбургском Ельцин Центре был открыт музей Бориса Ельцина, положивший начало систематическому изучению, сохранению и популяризации исторического наследия российских президентов.
Уральский музейный ландшафт активно формируют и корпоративные музеи. До недавнего времени практически на всех предприятиях в разных отраслях народного хозяйства были созданы ведомственные музеи. Многие из них сохранились и до настоящего времени.
В настоящее время корпоративные музеи стремятся стать презентационной площадкой или коммерчески выгодным проектом, работающим на укрепление имиджа, продвижение продукции или услуг. В 2005 г. по инициативе руководства ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» был создан один из крупнейших в стране музеев военной и гражданской техники (г. Верхняя Пышма, Свердловская обл.), не связанный с основным производственным комплексом.
На нескольких экспозиционно-выста-вочных площадках музейного комплекса разместились Музей военной техники, Музей автомобильной техники, Музей авиации «Крылья Победы», выставочный центр «Парадный расчет» и планетарий. Экспозиции военной и гражданской техники дополнены коллекционным показом отечественных наград и воинских регалий, макетов огнестрельного оружия, униформы, снаряжения, знаков отличия российских вооруженных сил с XVIII в. и до наших дней. На интерактивной площадке музея размещены игровые тренажеры и симулято-ры, 3D-интерактивный кинозал, лазерный тир [7].
Начиная со второй половины XX в. и по настоящее время на Урале происходит процесс музеефикации [8, с. 390] законсервированных шахт и рудников, заводов и фабрик, превращая памятники индустриального наследия в музейные объекты. Ярким тому примером является музеефицированный завод им. В. В. Куйбышева (г. Нижний Тагил, Свердловская обл.), вошедший в 1989 г. в состав Музея истории развития техники черной металлургии. В дальнейшем первый в России музей-завод стал структурным подразделением Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» - Эко-инду-стриальным парком «Старый демидовский завод».
В музейное собрание вошли объекты промышленной архитектуры XVNI-XIX вв.: доменные и мартеновские печи, мостовой кран, водонапорная башня, механические цеха, водяные лари и водяная турбина 1892 г., приводившая в движение прокатный стан; заводская техника КК-^ вв.; подвижной железнодорожный состав, курсирующий по заводской узкоколейной железной дороге.
В 1990-е гг. на основе музеефицирован-ных индустриальных объектов сотрудники музея-заповедника совместно со Свердловской архитектурно-художественной академией (ныне - Уральский государственный архитектурно-художественный университет) создали масштабный проект «Индустриально-ландшафтного «Демидов-парка» [9], объединившего музей-завод с ландшафтным комплексом на Лисьей горе, Меднорудян-ским карьером (памятник горно-шахтного производства), районами «старого города», индустриальным парком и городским прудом. Такая форма сохранения и музейного использования индустриальных объектов в органичном сочетании с окружающей средой является наиболее эффективной и научно-обоснованной моделью сохранения и презентации историко-культурного наследия, а спроектированные музейно-парковые зоны стали привлекательными рекреационными центрами.
К основным факторам, повлиявшим на формирование следующего этапа (2000-е гг.) уральского музейного ландшафта, можно отнести внутренний туризм и создание национальных туристических проектов.
Роль музеев в развитии внутреннего туризма огромна. Музеи являются важнейшими партнерами индустрии туризма и нередко становятся туристскими центрами, формируя культурное пространство и культурные традиции того или иного населенного пункта.
В свою очередь технологии туризма изменяют состояние музеев. С целью придания уникальной самобытности музеи обновляют экспозиции, повышают комфортность зданий, благоустраивают территории автостоянок и рекреационных зон, подбирают профессиональные кадры для работы с туристами, создают оригинальные туристско-экскурсионные маршруты и новые музеи.
Так, в рамках национального туристического проекта «Императорский маршрут», разработанного Елисаветинско-Сергиев-ским просветительским обществом совмест-
но с Министерством культуры Российской Федерации, открылись музеи в Тобольске и Алапаевске, освещающие пребывание в ссылке перед трагической гибелью семьи императора Николая II, великих князей и великой княгини Елизаветы Федоровны [10].
Экспозиции разместились в музеефи-цированных объектах - доме тобольского генерал-губернатора и Напольной школе в городе Алапаевске, ставших впоследствии филиалами Тобольского историко-архи-тектурного музея-заповедника и Свердловского областного краеведческого музея им. О. Е. Клера. В музейных экспозициях представлен уникальный предметный ряд, включающий в себя мемориальные предметы, принадлежавшие царственным особам, редкие документы и фотографии.
Музей появился и в тюменском Историко-культурном центре «Царская пристань», также вошедшем в Императорский маршрут. Центр является мемориальным комплексом, открытом на памятном месте, где семья императора Николая II пересела с поезда на теплоход «Русь», отправляясь в Тобольскую ссылку.
В новом тысячелетии не только индустрия туризма повлияла на формирование уральского музейного ландшафта. Реформирование и реструктуризация музейной сети была связана и с негативными последствиями глобального экономического кризиса 2008-2009 гг., охватившего практически все динамично развивавшиеся страны и регионы, в том числе и Российскую Федерацию.
По мнению О. С. Сапанжа, общемировая концепция глобализации повлияла на музейную оптимизацию, которая в свою очередь привела к объединению небольших учреждений в более крупные для повышения эффективности деятельности и формированию единого культурного пространства [11, с. 27].
Беспрецедентным случаем в истории развития музейного дела в Уральском федеральном округе стало реформирование музейной сети в Тюменской области. Реорганизации подверглись сельские и районные музеи, ставшие структурными подразделениями культурно-досуговых центров и социально-творческих объединений. В 2008 г. были объединены Тюменский областной краеведческий музей им. Ивана Яковлевича Словцова и Тюменский областной музей изобразительных искусств в Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова. В 2015 г. к последнему был при-
соединен Центр прикладного творчества и ремесел.
В 2016 г. музейный комплекс был реорганизован по форме слияния с Тобольским историко-архитектурный музеем-заповедником и Ялуторовским музейным комплексом в Тюменское музейно-просветительское объединение. В следующем 2017 г. в него вошел открывшийся в Тюмени мультимедийный исторический парк «Россия - моя история». А после съемок художественного фильма «Тобол» в 2019 г. объединению был передан кинематографический городок «Посад сибирских старожилов», состоящий из декораций к фильму, построенных у подножья Чувашского мыса в Тобольске.
Таким образом, нарастающая информатизация, виртуализация и интенсивные процессы глобализации положили начало как трансформации классического публичного музея, так и основных направлений его деятельности, что привело к расширению понятия «музейное дело». Неуклонный рост количества государственных и негосударственных музеев, учреждений музейного типа, культурных и общественных центров расширил границы музейного мира. Их появление стало примером осмысления тяжелых событий XX в., актуальных музео-логических тенденций, успешного коммерческого начинания или нестандартного бизнес-проекта. Наряду с модернизацией уже существующих музеев, они явились ответом на вызовы времени, интересы и потребности музейной аудитории, сформировав тем самым современный музейный ландшафт.
Список литературы
1. Хранители памяти: Из истории уральских музеев / Департ. культуры Правительства Свердл. обл. Екатеринбург: Банк культ. информ., 1998. 11 с.
2. Музеи Свердловской области: справочник. Екатеринбург: Квадрат, 2006. 200 с.
3. Музеи России: [портал]. URL: http://www. museum.ru/ (дата обращения: 10.02.2023).
4. Культура.РФ: [портал]. URL: https://www. culture.ru/museums/institutes/location-russia (дата обращения: 10.02.2023).
5. Мастеница Е. Н. Музей в условиях глобализации // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015, № 4 (25). С. 118-122.
6. Самовер Н. В. «Трудное» наследие как Всемирное: Россия в контексте международного опыта // Журнал Института наследия: [сетевое изд.]. 2018.
№ 3 (14) URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/241. html (дата обращения: 10.02.2023).
7. Музейный комплекс УГМК военной и гражданской техники: [сайт]. URL: http://mkugmk.ru/ru/ visitors/interaktivnaya-ploshchadka-muzeya/ (дата обращения: 10.02.2023).
8. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. Москва: Прогресс: Рипол классик, 2001. Т. 1. 414 с.
9. Индустриально-ландшафтный Демидов-парк: материалы проекта преобразования городской среды на базе сохранения индустриального наследия / Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозводской Урал». Нижний Тагил, 2020. 120 с.
10. Императорский маршрут: [сайт]. URL: https:// императорскиймаршрут.рф (дата обращения: 10.02.2023).
11. Сапанжа О. С. Основы музейной коммуникации: учеб. пособие. Санкт-Петербург, 2007. 114 с.
References
1. Keepers of memory: From the history of the Ural museums / Dep. Culture of the Government of Sverdlov region Yekaterinburg: Bank cultural inform., 1998. 11 (in Russ.).
2. Museums of the Sverdlovsk region: a ref. bk. Ekaterinburg: Square, 2006. 200 (in Russ.).
3. Museums of Russia: [portal]. URL: http://www. museum.ru/ (accessed: Febr.10.2023) (in Russ.).
4. Culture.RF: [portal]. URL: https://www.culture. ru/museums/institutes/location-russia (accessed: Febr.10.2023) (in Russ.).
5. Mastenitsa E. N. Museum in the context of globalization. Bulletin of the Saint-Petersburg State Univ. of Culture and Arts. 2015. 4 (25), 118-122 (in Russ.).
6. Samover N. V. "Difficult" Heritage as a World Heritage: Russia in the Context of International Experience. Journal of the Heritage Institute: [network ed.]. 2018. 3 (14). URL: http://nasledie-journal.ru/ru/ journals/241.html (accessed: Febr.10.2023) (in Russ.).
7. Museum complex of UMMC military and civilian equipment: [website]. URL: http://mkugmk. ru/ru/visitors/interaktivnaya-ploshchadka-muzeya/ (accessed: Febr.10.2023) (in Russ.).
8. Russian Museum Encyclopedia: in 2 vols. Moscow: Progress: Ripol Classic, 2001. 1, 414 (in Russ.).
9. Industrial-landscape Demidov-Park: materials of the project for the transformation of the urban environment based on the preservation of industrial heritage / Nizhny Tagil Museum-Reserve "Gornozvodskoy Ural". Nizhny Tagil, 2020. 120 (in Russ.).
10. Imperial route: [website]. URL: https://imperial route.rf (accessed: Febr.10.2023) (in Russ.).
11. Sapanzha O. S. Fundamentals of museum communication: textbook. Saint-Petersburg, 2007. 114 (in Russ.).