УДК 069(470:001.895)
О. Е. Черкаева
Современный музейный ландшафт и новые тенденции музейной деятельности
Музеи современной России представляют собой один из самых важных социокультурных институтов. Внимание к музею со стороны общества обусловлено различными факторами, среди которых многообразие музеев и их активная деятельность. Музейный ландшафт страны формируется благодаря созданию музеев разными категориями собственников, но все созданные ими музеи можно разделить на государственные и негосударственные. Профессионализации музейной деятельности способствует образование ассоциаций и объединений музеев и музейных работников. Новые темы, отвечающие запросам общества, представлены нередко в специально созданных музеях. Новые формы работы с музейной аудиторией и привлечение новых категорий посетителей, ориентированность на конкретную целевую аудиторию, поиски и эксперименты в области экспозиционных решений, активная выставочная деятельность, внедрение в музейную практику новых информационных технологий - вся эта деятельность направлена на доступность и открытость музея и хранимого им наследия для российских граждан.
Ключевые слова: музеи России, музейный ландшафт, государственные музеи, негосударственные музеи, ассоциации музеев, доступность музея
Olga E. Cherkaeva Modern museum landscape and new trends of museum activity
Museums of modern Russia are among the most important sociocultural institutions. Attention to the museum from the society is due to different factors including the diversity of museums and their effective activities. The museum landscape of the country is formed thanks to the creation of museums by different categories of owners. All museums can be divided into two large groups, state and non-state ones. The formation of museums and museum workers associations contributes to the professionalization of museum activities. New topics responsive to needs and demands from society are often presented in specially created museums. The modern Russian museums strive for accessibility and openness of the heritage that they conserve for Russian citizens. This factor determines the current trends of museum activity: new forms of work with the museum audience and attracting new categories of visitors, focus on a specific target audience, research and experiments in the field of exhibition solutions, effective exhibition activities, introduction of new information technologies in the museum practice.
Key words: museums of Russia, museum landscape, state museums, non-state museums, associations of museums, accessibility of a museum DOI 10.30725/2619-0303-2019-4-131-136
Музеи России, являясь одной из самых важных современных социокультурных институций, находятся в центре общественной жизни и привлекают посетителей разного возраста. Посещение музея стало одной из важнейших составляющих проведения свободного времени для работающего населения страны (кратковременных выходных или спланированного индивидуально/организованного туристической компанией продолжительного отпуска) и для других категорий посетителей, в зависимости от конкретной возрастной группы и степени включенности в активную социальную жизнь.
Музей функционирует в современном социуме, конкурируя с различными культурными, образовательными и развлекательны-
ми институциями, сохраняя при этом свою устойчивую позицию и высокий социальный статус.
Характеризуя многообразие музеев России и их общественную значимость, следует остановиться на проблеме музейной статистики. Точное количество музеев в стране неизвестно - по приблизительным данным и представлениям музеологов, в России около 6 тыс. музеев. Отсутствие точных статистических данных о количестве музеев в Российской Федерации обусловлено комплексом причин. Во-первых, музеи имеют различную подчиненность, соответственно, собственниками музеев выступают разные владельцы; во-вторых, музеи целого ряда организаций конкретных ведомств не имеют
самостоятельного юридического статуса, являясь лишь отделами этих организаций, и поэтому не фигурируют в качестве музеев в статистической отчетности; в-третьих, музеями называют себя учреждения, которые по своей сути ими не являются.
Наиболее полная статистика по музеям страны представлена на сайте Министерства культуры Российской Федерации - в настоящее время в списке указан 2731 музей [1]. Это группа государственных музеев. Среди них - федеральные музеи, непосредственно подведомственные Министерству культуры РФ и предоставляющие статистическую отчетность в Министерство, а также музеи, данные о которых поступают в Министерство культуры РФ из региональных органов управления культурой (министерств, департаментов, комитетов, управлений). Примечательно, что в Государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации не указывается даже общее количество музеев, представленных на сайте Министерства. В докладе Министерство оперирует сопоставимой статистикой лишь по федеральным музеям - она выверена и соотносима по разным параметрам, что дает возможность корректно использовать ее для аналитики музейной работы [2, с. 14].
Поскольку Государственный доклад за 2018 г. появится лишь в конце 2019 г., имеет смысл обратиться к другому документу Министерства культуры для характеристики федеральных музеев и их деятельности в 2018 г. В непосредственном ведении Министерства культуры РФ находится сейчас 64 федеральных музея [3, с. 28], которые финансируются из федерального бюджета, их собственником и учредителем выступает Российская Федерация. Среди федеральных музеев - крупнейшие национальные музеи, известные на весь мир, такие как Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Исторический музей, Политехнический музей и др. По сути, это музеи особого (национального) значения и масштаба. Многие из них имеют свои филиалы: так, в 2018 г. филиалом Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. стал музей «Ставка Сталина» в г. Ржеве (Тверская область). В настоящее время федеральные музеи имеют 33 филиала [3, с. 28].
Все остальные музеи в России, количество которых можно указать лишь весьма приблизительно - негосударственные. В этой группе важную роль играют сейчас частные музеи - среди них количественно преобладают небольшие по масштабу музеи
в населенных пунктах, расположенных по известным туристическим маршрутам (Музей советского автопрома в г. Иваново, музей «Русский самовар» в Касимове и т. д.). Крупные частные музеи открылись в столичных городах: Музей русского импрессионизма, Музей Русской иконы, Музей русского реалистического искусства, Музей техники Вадима Задорожного, Музей Отечественной военной истории (все в Москве или ближайшем Подмосковье), Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) и др. В настоящее время на портале «Культура.РФ» зарегистрировано 170 частных музеев [2, с. 16]. Частные музеи, как и другие негосударственные музеи, находятся в фокусе внимания профессионального музейного сообщества - один из номеров журнала «Музей» (№ 2) за 2019 г. был посвящен теме «Частные инициативы: между обществом и государством».
Активно увеличивается группа церковных музеев. Интересно, что музеи, принадлежащие церкви, посвящены не только церковной истории, но и определенным периодам российской истории или ее отдельным событиям. В 2018 г. на Бутовском полигоне открылся Музей памяти пострадавших (храм Новомучеников и исповедников российских), создается музей героя Куликовской битвы Дмитрия Донского с панорамой Куликовской битвы (храм святого благоверного князя Дмитрия Донского) (оба в Москве); в 2014 г. открылся музей-диорама «Великое Стояние на реке Угре» (мужской монастырь Свято-Тихонова пустынь, Калужская область) и т. д.
Монастырские музеи играют ведущую роль не только среди церковных музеев, но и в музейном ландшафте страны в целом, что в значительной степени определяется двумя основополагающими факторами. Первый из них - соответствующее финансирование, второй - участие в их создании профессиональных ученых-археологов (Подземный музей в Зачатьевском монастыре, Москва) и опытных музейщиков (Музейный церковный комплекс «Музей Патриарха Никона. Центр по изучению духовной культуры Московского государства XVII - первой половины XVIII вв.»).
Еще одну значимую группу негосударственных музеев, динамично развивающуюся в XXI в., представляют собой корпоративные музеи. В декабре 2018 г. в г. Ханты-Мансийске состоялась IV Международная конференция «Корпоративные музеи сегодня» [4].
Для консолидации деятельности столь разных по принадлежности и профилю музеев в музейном сообществе созданы (или продолжают функционировать) организации, координирующие общие вопросы музейной жизни в масштабе страны: Союз музеев, ИКОМ России, а также «специализированные» объединения музейных работников, формирующиеся либо по профильной принадлежности музеев (Ассоциация музыкальных музеев России, Ассоциация литературных музеев, Ассоциация музеев памяти и т. д.), либо по региональному принципу (например, Ассоциация музеев России состоит из музеев Центрального региона России). Создание организаций, объединяющих музейщиков, способствуют профессионализации музейного сообщества, повышению статуса и формированию позитивного имиджа музея.
Интерес к музею со стороны посетителя вызван в значительной степени новыми темами, для представления которых нередко создаются новые музеи. В них отражена тематика, не представленная ранее по идеологическим причинам в музеях советского времени. Можно выделить две основные группы новых музеев: 1) музеи современного искусства; 2) музеи современной истории, посвященные теме политических репрессий.
К настоящему моменту музеи современного искусства прошли два этапа своего развития. Музеи первого этапа отличаются от музеев второго. На каждом из этапов отражаются, во-первых, различное отношение общества к современному искусству; во-вторых, различное содержание понятия «современное искусство». Возникшие в 1990-е гг. музеи отвечали запросам общества на удовлетворение интереса к тем направлениям искусства, которые находились под запретом. Повышенное внимание к неофициальному искусству было вполне закономерно после долгих лет господства социалистического реализма. Однако сейчас большой популярностью в обществе пользуется и реалистическое искусство. Так, в 2011 г. был создан частный Институт русского реалистического искусства, цель которого - представить и пропагандировать национальную реалистическую школу XX в. На постоянной экспозиции музейно-выставочного комплекса Института представлено более 400 произведений реалистического искусства [5, с. 3], а в специально отведенном пространстве устраиваются масштабные выставки по теме.
Еще одна группа музеев, возникшая в 1990-е годы и посвященная запретной
ранее теме, - это музеи современной истории, отражающие тему политических репрессий. Причем в настоящее время «старые» музеи переживают реэкспозиции, но одновременно с этим появляются новые музеи. Так в 2018 г. была проведена реэкспозиция в Музее истории ГУЛАГа (основан в 2001 г., в новом здании с 2015 г.), и создан новый музей под названием Музей памяти пострадавших [6] (оба в Москве).
Значимое место занимают в музейном ландшафте страны «музеи одной темы» или специальные музеи. Чаще всего они связаны с темами, погружающими в контекст русской культуры (музеи русского валенка, русского платка и шали, Музей водки в Угличе). Их нельзя назвать новыми, но в XXI в. они выдвинулись на первый план и создаются, как сказано выше, в основном, по частной инициативе. Как правило, такие музеи возникают в городах и поселениях, входящих в туристические маршруты и ориентируются на привлечение внимания туристов.
Независимо от принадлежности тому или иному собственнику, масштаба, профиля, темы, для всех музеев России характерны общие черты. Они обусловлены одной целью - обеспечить доступность музея населению страны и зарубежным гостям, приобщить их к объектам национального наследия. В этом контексте активно применяется понятие «открытый музей», служащее синонимом понятию «доступный музей».
Один из действенных способов в достижении этой цели - активная выставочная деятельность. Так федеральные музеи, подведомственные Министерству культуры РФ, провели в 2017 г. 3558 выставок (внутренних и внешних), в том числе - 257 зарубежных выставок; в 2018 г. - 3647 выставок, из которых 274 выставки за рубежом [3, с. 29]. Выставки позволяют не только пропагандировать национальное наследие, но и отработать новые методы и технологии создания постоянной музейной экспозиции. В 2017 г. новые разделы постоянных экспозиций созданы в таких известных музеях, как Музей современной истории России, Музей декоративно-прикладного искусства, Бородинский военно-исторический музей-заповедник. Совершенно новая экспозиции Центрального музея кино открылась в 2017 г. (музей основан в 1989 г., но не имел собственного здания) на территории ВДНХ, где сейчас формируется настоящий музейный кластер. В течение нескольких лет здесь функционирует экспозиция Политехниче-
ского музея (основное здание музея в центре Москвы на реконструкции), в 2018 г. открыта масштабная экспозиция центра «Космонавтика и авиация», посвященная истории отечественной космической отрасли. Формирование мощного музейного блока в северной части города - важное явление в культурной жизни Москвы, так как традиционно большинство известных музеев находится в центре города. Однако новые музеи открываются не только в столице - важным событием последних лет стало создание музейного комплекса «Куликово поле» в Тульской области (около 300 км от Москвы). Музей посвящен важнейшему событию русской истории - первой победе русских войск над татаро-монголами в 1380 г., которая рассматривается как отправная точка развития российской государственности.
Для привлечения посетителей в российских музеях появляются формы работы, нехарактерные ранее для отечественной практики: некоторые музеи функционируют в режиме временных выставок. Отсутствие в музее постоянной экспозиции уже не вызывает удивления у российского посетителя, постепенно привыкшего к сменным выставкам. Такие формы работы используют музеи современного искусства (Государственный центр современного искусства, Московский музей современного искусства, Музей Анатолия Зверева (советский художник-авангардист), Музей современного искусства «Гараж» и др.).
Совсем недавно в Российских музеях появились новые методы в представлении экспонатов, а именно приемы сценографии в построении экспозиции. Театральность, зрелищность, создание особой среды, в которую погружается посетитель в музее, позволяют говорить об особой драматургии экспозиции. В этом случае важнейшая роль в музейной экспозиции, так же как в театре и кино, отводится свету. Ведущим музеем в развитии обозначенных тенденций можно считать Музей Анатолия Зверева. Другой пример - Музей истории ГУЛАГа. Здесь посетитель благодаря приемам сценографии оказывается в отделенном от окружающего мира пространстве. Рассказы репрессированных озвучивают самые известные актеры российского театра и кино, ставшие символом отечественной культуры (Ч. Хамато-ва, Л. Ахеджакова, И. Чурикова и др.) [7]. Звук, свет, продуманный сценарий экспозиционного построения, аудиозаписи воспоми-
наний - все вместе оказывает на посетителя сильное эмоциональное воздействие.
Еще один путь, которым идут российские музеи для повышения своей доступности -ориентированность на конкретные группы посетителей. Одна из таких групп - инвалиды. С 2017 г. в России реализуется проект «Инклюзивный музей», который был инициирован ИКОМ России. Партнерами проекта стали известные музеи и благотворительные фонды. В 2017 г. целевой аудиторией проекта были дети с особенностями ментального развития, в 2018 г. - глухие и слабослышащие посетители. Цель проекта - распространение лучших музейных практик социализации и творческой реабилитации людей с инвалидностью музейными средствами. В результате реализации проекта состоялись обучающие семинары для музейных работников, изданы методические рекомендации, обобщающие интересный и полезный опыт с целью его трансляции [8].
В фокусе внимания российских музеев в последние годы оказались такие категории посетителей, как люди «третьего возраста» и подростки. В музеи их привлекают разными способами - от бесплатных билетов и организации бесплатных экскурсий до создания специальных программ. В ГМИИ им. А. С. Пушкина с 2014 г. реализуются так называемые «Программы для третьего возраста», разработанные президентом музея И. А. Антоновой, ежегодно предлагающей людям пенсионного возраста новые авторские циклы. Первый из них - «Искусство - диалоги в пространстве и времени» - наряду с лекциями включал семинары-дискуссии по экспозиции музея, где слушатели выполняли самостоятельное описание-анализ произведения искусства по теме занятия [9].
Подростки всегда были традиционной группой в российских музеях: для них читались циклы лекций, организовывались кружки. Однако сегодня наблюдается тенденция более активного вовлечения их в музейную жизнь, акцент смещен с их пассивного восприятия информации на взаимодействие с ними в пространстве музея. Интересно отметить, что даже в классических художественных музеях (Третьяковская галерея, Русский музей и т. д.) целый ряд программ для подростков связан с современным искусством, что объясняется интересом к нему общества.
Заметным явлением в музейной жизни России XXI в. стало волонтерское движение. Трудно назвать более или менее крупный
музей, где не работали бы волонтеры, однако безусловным лидером в этой области является Эрмитаж - программа «Волонтеры Государственного Эрмитажа» реализуется с 2003 г., когда отмечался 300-летний юбилей Санкт-Петербурга.
Идея «открытости» музея связана, безусловно, и с информатизацией музейной деятельности и использованием в музее новых информационных технологий. Что касается представления музеев в сети Интернет, здесь нужно отметить два уровня - общероссийские ресурсы и ресурсы отдельных музеев. Важным достижением самых последних лет стало активное наполнение единого онлайн-ресурса для российских музеев - Государственного каталога Музейного фонда Российской федерации [10]. Большой объем информации о музеях России, важной как для профессионалов, так и для всех интересующихся культурным наследием граждан, представлен на сайте Министерства культуры РФ, на портале «Культура.РФ» и др.
Второй уровень представления музеев в сети интернет-сайты отдельных музеев и их странички в социальных сетях. В зависимости от возможностей конкретного музея на его сайте, наряду с актуальной информацией для посетителей, можно найти коллекции музеев, виды экспозиционных залов, аудиогиды по нему, виртуальные экскурсии, мобильные приложения, научные издания музея в формате pdf (каталоги выставок и коллекций, материалы конференций и т. д.); практически всегда представлена история музея. Отдавая предпочтение в области развития цифровых технологий самым известным российским музеям (например, в ГМИИ им. А. С. Пушкина работает даже специальная IT-лаборатория, созданная для профессионального межмузейного обсуждения цифрового развития в музейной деятельности), отметим и высокий уровень развития информационно-коммуникативных технологий в регионах. Например, в фондах Музея Природы и Человека в Ханты-Мансийске более 100 тыс. объектов, из которых оцифрована уже 1/5 часть. На сайте музея можно видеть 3D-объекты, панорамы и т. д.; с использованием новых технологий построена современная экспозиция музея [11].
Завершая обзор музеев России и их деятельности, следует отметить, что развитие музейного ландшафта страны, а также новые формы и методы музейной рабо-
ты связаны, с одной стороны, с запросами и интересами современного социума, с другой - с осознанной для музеев необходимостью сохранять свой высокий статус в условиях конкуренции с другими социокультурными институциями.
Список литературы
1. Музеи. Статистическая информация // Портал открытых данных Министерства культуры РФ: сайт. URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_mus eum#a:eyJ0YWIiOiJidWlsZF90YWJsZSJ9 (дата обращения: 22.10.2019).
2. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2017 году / М-во культуры РФ. Москва, 2018. 84 с. URL: https://www.mkrf.ru/activi-ties/reports/report2017/ (дата обращения: 22.10.2019).
3. Доклад об основных направлениях и результатах деятельности Министерства культуры Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год. Москва, 2019. 69 с. URL: https://www.mkrf.ru/activities/reports/ index.php (дата обращения: 22.10.2019).
4. Халикова Д. IV Международная конференция ИКОМ России «Корпоративные музеи сегодня» // Музей. 2019. № 4. С. 22-27.
5. Институт русского реалистического искусства: путеводитель по постоянной экспозиции. Москва: Ин-т рус. реалист. искусства, 2016. 76 с.
6 Гарькавый И. Музей памяти новомучеников и исповедников, пострадавших на Бутовском полигоне // Музей. 2019. № 1. С. 21-22.
7. Музей истории ГУЛАГа: сайт. URL: https://gmig.ru/ exposition/ (дата обращения: 22.10.2019).
8. Проект «Инклюзивный музей»: сайт. URL: http:// icom-russia.com/data/proekty/proekt-inklyuzivnyy-muzey/ (дата обращения: 22.10.2019).
9. Программы для третьего возраста: сайт / Гос. музей изобразит. искусств. URL: https://www.pushkinmu-seum.art/visitors/excursions/third_age/index.php?lang=ru (дата обращения: 22.10.2019).
10. Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации: сайт / М-во культуры РФ. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/ (дата обращения: 22.10.2019).
11. Музей Природы и Человека: сайт. URL: http:// www.ugramuseum.ru/ (дата обращения: 22.10.2019).
References
1. Museums. Statistical information. Open data Portal of Ministry of culture of Russian Federation: site. URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_ museum#a:eyJ0YWIi0iJidWlsZF90YWJsZSJ9 (accessed: 0ct.28.2019) (in Russ.).
2. State report on state of culture in Russian Federation in 2017 / Min. of culture of Russian Federation. Moscow,
O. E. HepKaeBa
2018. 84. URL: https://www.mkrf.ru/activities/reports/ report2017/ (accessed: 0ct.28.2019) (in Russ.).
3. Report on main directions and results of activities of Russian Ministry of culture in 2018 and tasks for 2019 / Min. of culture of Russian Federation. Moscow, 2019. 69. URL: https://www.mkrf.ru/activities/reports/index.php (accessed: 0ct.28.2019) (in Russ.).
4. Khalikova D. IV international conference ICOM of Russia «Corporate museums today». Museum. 2019. 4, 22-27 (in Russ.).
5. Institute of Russian realistic art. Guide to permanent exhibition. Moscow: Inst. of Russ. realistic art, 2016. 76 (in Russ.).
6. Garkavy I. Museum of memory of new martyrs and Confessors, victims of Butovo range. Museum. 2019. 1, 21-22 (in Russ.).
7. Museum of Gulag history: site. URL: https://gmig.ru/ exposition/ (accessed: 0ct.28.2019) (in Russ.).
8. Project «Inclusive Museum»: site. URL: http://icom-russia.com/data/proekty/proekt-inklyuzivnyy-muzey/ (accessed: 0ct.28.2019) (in Russ.).
9. Programs for third age: site / Pushkins State Museum of fine arts. URL: https://www.pushkinmuseum.art/visitors/excur-sions/third_age/index.php?lang=ru (accessed: 0ct.28.2019) (in Russ.).
10. State catalogue of Museum Fund of Russian Federation: site / Min. of culture of Russian Federation. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/ (accessed: 0ct.28.2019) (in Russ.).
11. Museum of Nature and Man: site. URL: http://www. ugramuseum.ru/ru (accessed: 0ct.28.2019) (in Russ.)
136
BecmHUK CmrMK№ 4 (41) deKa6pb • 2019