Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И ЕГО МИССИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И ЕГО МИССИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / высшее образование / система образования / университет / образовательный процесс / государственная образовательная политика / социальный институт / человеческий капитал / интеллектуальный капитал / интеллектуальный потенциал / образовательный потенциал. / education / higher education / education system / university / educational process / state educational policy / social institution / human capital / intellectual capital / intellectual potential / educational potential.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Колесина К.Ю., Самыгин П.С.

Актуальность исследования основных проблем и перспектив развития современного университета в России и зарубежных странах обусловлена тем обстоятельством, что университеты в настоящее время играют важную роль в социально-экономическом, политическом и культурном развитии различных национальных государств, осуществляя подготовку высококвалифицированных специалистов и осуществляя научные исследования, необходимые для прогрессивного поступательного развития общества. Современные университеты функционируют как центры образовательной, научной и культурной жизни в соответствующих странах: университеты способны оказывать существенное воздействие на формирование общественного мнения, осуществлять политическое прогнозирование, проводить исследования фундаментального характера. Как отмечается в статье, на современном этапе наиболее передовые университеты ориентированы на активную исследовательскую деятельность в области индустрии и предпринимательства, что осуществляется параллельно с основной деятельностью, связанной с подготовкой квалифицированных кадров для различных профессиональных областей. Университеты призваны не просто готовить лиц, владеющих теми или иными профессиями, но специалистов, имеющих высокую компетенцию в различных сферах профессиональной деятельности, готовых к постоянному повышению своего профессионализма, имеющих ярко выраженное стремление к карьерному успеху и т.д. Работа со студентами в университете должна включать, наряду с передачей определенных знаний, воспитание у них потребности к постоянному, непрерывному обучению и самообразованию, воспитание конкурентоспособной личности, отличающейся умением реагировать на постоянные изменения внешней среды, добиваться успеха в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN UNIVERSITY AND ITS MISSION IN THE EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA AND ABROAD

The relevance of the study of the main problems and prospects for the development of a modern university in Russia and foreign countries is due to the fact that universities currently play an important role in the socio-economic, political and cultural development of various national states, training highly qualified specialists and carrying out scientific research necessary for the progressive progressive development of society. Modern universities function as centers of educational, scientific and cultural life in their respective countries: universities are able to have a significant impact on the formation of public opinion, carry out political forecasting, and conduct fundamental research. As noted in the article, at the present stage, the most advanced universities are focused on active research activities in the field of industry and entrepreneurship, which is carried out in parallel with the main activities related to the training of qualified personnel for various professional fields. Universities are designed not just to train people who possess certain professions, but specialists with high competence in various fields of professional activity, who are ready to constantly improve their professionalism, who have a pronounced desire for career success, etc. Working with students at the university should include, along with the transfer of certain knowledge, fostering their need for constant, continuous learning and self-education, fostering a competitive personality characterized by the ability to respond to constant changes in the external environment, and achieve success in professional activities.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И ЕГО МИССИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2658-7335-2024-2-8 УДК 378

© ®

Attribution

сс by

современный университет и его миссия в системе образования в россии и зарубежных странах

Колесина К.Ю.1, Самыгин П.С.2

1 Южный федеральный университет, 2Ростовский государственный экономический университет

Аннотация. Актуальность исследования основных проблем и перспектив развития современного университета в России и зарубежных странах обусловлена тем обстоятельством, что университеты в настоящее время играют важную роль в социально-экономическом, политическом и культурном развитии различных национальных государств, осуществляя подготовку высококвалифицированных специалистов и осуществляя научные исследования, необходимые для прогрессивного поступательного развития общества. Современные университеты функционируют как центры образовательной, научной и культурной жизни в соответствующих странах: университеты способны оказывать существенное воздействие на формирование общественного мнения, осуществлять политическое прогнозирование, проводить исследования фундаментального характера. Как отмечается в статье, на современном этапе наиболее передовые университеты ориентированы на активную исследовательскую деятельность в области индустрии и предпринимательства, что осуществляется параллельно с основной деятельностью, связанной с подготовкой квалифицированных кадров для различных профессиональных областей. Университеты призваны не просто готовить лиц, владеющих теми или иными профессиями, но специалистов, имеющих высокую компетенцию в различных сферах профессиональной деятельности, готовых к постоянному повышению своего профессионализма, имеющих ярко выраженное стремление к карьерному успеху и т.д. Работа со студентами в университете должна включать, наряду с передачей определенных знаний, воспитание у них потребности к постоянному, непрерывному обучению и самообразованию, воспитание конкурентоспособной личности, отличающейся умением реагировать на постоянные изменения внешней среды, добиваться успеха в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: образование, высшее образование, система образования, университет, образовательный процесс, государственная образовательная политика, социальный институт, человеческий капитал, интеллектуальный капитал, интеллектуальный потенциал, образовательный потенциал.

Abstract. The relevance of the study of the main problems and prospects for the development of a modern university in Russia and foreign countries is due to the fact that universities currently play an important role in the socio-economic, political and cultural development of various national states, training highly qualified specialists and carrying out scientific research necessary for the progressive progressive development of society. Modern universities function as centers of educational, scientific and cultural life in their respective countries: universities are able to have a significant impact on the formation of public opinion, carry out political forecasting, and conduct fundamental research. As noted in the article, at the present stage, the most advanced universities are focused on active research activities in the field of industry and entrepreneurship, which is carried out in parallel with the main activities related to the training of qualified personnel for various professional fields. Universities are designed not just to train people who possess certain professions, but specialists with high competence in various fields of professional activity, who are ready to constantly improve their professionalism, who have a pronounced desire for career success, etc. Working with students at the university should include, along with the transfer of certain knowledge, fostering their need for constant, continuous

THE MODERN UNIVERSITY AND ITS MISSION IN THE EDUCATION SYSTEM IN RUSSIA AND ABROAD

Karina Yu. Kolesina1, Peter S. Samygin

Southern Federal University, 2 Rostov State University of Economics

2

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

learning and self-education, fostering a competitive personality characterized by the ability to respond to constant changes in the external environment, and achieve success in professional activities.

Keywords: education, higher education, education system, university, educational process, state educational policy, social institution, human capital, intellectual capital, intellectual potential, educational potential.

Введение. Современная система высшего образования развитых стран мира характеризуется изменениями, связанными, в первую очередь, с повышением роли университетов, которые, наряду с традиционными, образовательной и научной функциями, осуществляют деятельность экономического характера, включающую разработку различных инновационных технологий, создание бизнес-проектов, управление интеллектуальной собственностью с целью получения прибыли. Университеты принимают активное участие в экономическом и политическом развитии современных государств, оказывают воздействие на функционирование гражданского общества, предоставляя различным субъектам необходимые им знания, навыки и идеи, осуществляя исследования фундаментального характера, которые необходимы любой стране для ее эффективного и поступательного развития. Современный университет, как отмечает А.О. Карпов, принимает на себя миссию социального и экономического развития страны [1, с. 60-61].

На трансформацию университетов в настоящее время оказывают влияние различные факторы; данная трансформация затрагивает все основные функции, реализуемые университетами, что позволяет вести речь о появлении новых моделей современных университетов, несмотря на сохранение классических образцов данных образовательных учреждений. При этом, как отмечается в специальных исследованиях, в течение двадцатого столетия в развитых государствах мира осуществлялся поиск новой модели университета, которая характеризовалась определенными отличиями от классической модели, доминировавшей в западноевропейских странах на протяжении нескольких веков [2, с. 173-174]. В начало нового тысячелетия перед университетами были поставлены новые задачи, связанные с вызовами информационного постиндустриального общества, а также глобализационными процессами. В настоящее время в научно-педагогическом сообществе продолжаются дискуссии, касающиеся миссии университетов в ближайшем будущем. Данные обстоятельства обуславливают необходимость рассмотрения основных подходов к реформированию университетов, представлений об их миссии в системе современного образования. Изучение процессов трансформации университета как социального института позволяет выявить основные векторы его развития, проанализировать функции современного университета, определить перспективные направления его реформирования.

Результаты. Начало процесса формирования университета как социального института было положено еще в период средневековья, однако

вплоть до начала-середины XIX столетия европейские и другие университеты функционировали исключительно как учебные заведения, в то время как деятельность научно-исследовательского характера в них не осуществлялась. В это время происходило складывание так называемых классических моделей университетов: в специальных исследованиях, в частности, выделяют несколько таких моделей. К одной из них принято относить германскую (гумбольдтовскую) университетскую модель. Это модель исследовательского университета, которая характеризуется неразрывной связью научно-исследовательской и учебной деятельности, являющихся важнейшими компонентами университетской среды. Здесь предусматривается необходимость приобретения студентами передового опыта научной деятельности с учетом достижений современной науки (в качестве критерия эффективности работ ы п р о ф е ссорского состава также учитывались результаты их исследовательской деятельно-ст и ) .

Другой классической университетской моделью является британская модель интернатного типа, главной особенность которой является активное взаимодействие преподавателей со студентами. Здесь, наряду с посещением традиционных лекционных и семинарских занятий, предусмотрены занятия индивидуального характера со специально прикрепленными к студентам наставниками или тьюторами.

В настоящее время университеты переживают период трансформации, что сопровождается формированием новых университетских моделей. Эксперты, в частности, выделяют пять основных моделей университетов, которые функционируют в настоящее время и будут востребованы в будущем.

Среди них выделяются, в частности, «элитные университеты (the elite university)» [3, с. 22], характеризующиеся наличием известного бренда глобального уровня, богатой историей, которая может насчитывать несколько столетий, профессоров, являющихся учеными мирового масштаба; «массовые университеты (the mass university)» [3, c. 22] - учебные заведения, ориентированные преимущественно на выходцев из среднего класса, и предоставляющие образование высокого уровня, позволяющее в последующем устроиться на работу в крупную компании; «нишевые университеты (the niche university) -вузы с узкой специализацией, занимающие лидирующие позиции в отдельных научных областях и сумевшие занять устойчивую позицию в системе разделения интеллектуального труда в мире» [3, с. 22].

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Отдельное место занимают так называемые «местные университеты (the local university)» [3, c. 22], имеющие важное значение в функционировании отдельного города или региона и оказывающие существенное воздействие на региональную или местную экономику (такие вузы, как правило, осуществляют подготовку квалифицированных специалистов или занимаются научно-исследовательской деятельностью, востребованной соответствующими компаниями или органами власти).

В настоящее время в качестве новой формы высшего образования выделяют механизм «пожизненного» обучения (the lifelong learning mechanisms): здесь предусматривается возможность для обучающихся «изучать различные учебные модули и дисциплины как в рамках образовательных организациях, так и в специальных компаниях (при этом отсутствует необходимость в посещении какого-либо одного университета)» [3, с. 23].

Необходимо отметить, что образ современного университета нашел отражение в трудах ряда зарубежных ученых, являющихся теоретиками постиндустриального общества.

Среди них видное место занимают Д. Белл, О. Тоффлер, К. Керр и другие исследователи. Университет будущего, с точки зрения Д. Белла, отличают особая роль знания теоретического характера, ориентация на разработку высокоинтеллектуальных технологий: университет в постиндустриальном обществе должен, таким образом, соответствовать базовым характеристикам последнего. В деятельности университета акцент должен делаться на научно-исследовательскую деятельность, творчество, отказ от представлений о существовании каких-либо непререкаемых истин (такие представления, по мысли Д. Белла, сужают возможности для развития интеллектуального потенциала обучающихся в ходе образовательного процесса) [4].

В США еще в 1960-е годы возникла идея «муль-тиверситета» (разработчиком этой концепции выступил К. Керр, бывший президентом Калифорнийского университета. Под мультиверсите-том К. Керр понимал учебное заведение, в состав которого входит большое количество различных кампусов и различных подразделений автономного характера. Наличие такой структуры не означает отмены самой идеи университета, выступающего в качестве организации, которая дает обучающимся образование универсального и многогранного характера [5].

Из отечественных концепций развития университетского образования особый интерес представляет модель университета, предложенная В.С. Ефимовым. С точки зрения данного автора, «в основе самой идеи университета будущего должен находиться принцип когнитивности» [3, с. 24]. В.С. Ефимов выделяет «четыре стадии развития идеи университета как таковой» [3, с. 25]:

1. Университет 1.0 (данная стадия характерна дл я периода средневековья): здесь университет функционировал как «корпорация интеллектуалов», осуществлявшая воспроизводство представителей данного сообщества и особые формы деятельности интеллектуального характера;

2. Университет 2.0 (хронологически эта стадия соответствует индустриальному этапу): в отличие от первого типа, здесь, наряду с функцией воспроизводства интеллектуального потенциала, присутствовала ориентация на применение знаний к нуждам развития промышленности (индустрии), ее производственного и управленческого аспектов;

3. Университет 3.0 (данная модель университета формируется на стадии постиндустриального развития общества): на этой стадии университет «расслаивается» на ряд типов, включающих исследовательский, инновационно-технологический, а также сервисные и социальные университеты;

4. Университет 4.0 (фактически, это университет будущего): «такой университет призван обеспечить производство и практическое применение интеллекта в различных его формах» [3 , с . 26]. В.С. Ефимов выделяет, в частности, «сетевой и коллективный интеллект; гибридный человеко-машинный интеллект; массовый интеллект в форме «мыслящей среды» [3, с. 27].

Несмотря на то, что рассматриваемая модель 4.0 представляет собой концепт университета, который должен сформироваться в будущем, многие его черты уже получили практическую реализацию в реальных образовательных учреждениях высшего образования.

В специальных исследованиях, посвященных миссии современных университетов, выделяется ряд их функций, из которых основными являются обучающая, исследовательская, профессиональная, социокультурная и воспитательная [6, с. 85-86].

Обучающая функция является традиционной функцией университета: изначально, начиная со стадии классического университета, эта функция включала передачу и присвоение новых знаний. В современных университетах она также предусматривает формирование новых, инновационных типов мышления, формирование особой академической среды, конструирование специальных образовательных сервисов, а также распространение знаний в глобальном масштабе. Так, ведущие университеты предлагают свои услуги по получению качественного образования по всему миру: с этой целью разрабатываются различные образовательные программы, ориен-т и р о в анные на широкий контингент обучающихся. В этой ситуации одной из главных задач российских университетов является сохранение и дал ьн ей шее развитие своего потенциала, занятие конкурентоспособных позиций на мировом рынке услуг в сфере высшего образования.

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Другой важной функцией современного университета является исследовательская функции: наиболее передовые вузы в настоящее время стремятся к активной научно-исследовательской деятельности, затрагивающей наиболее актуальную проблематику.

Необходимо отметить, что представление о университете как центре, в рамках которого концентрируется исследовательская деятельность, отражено в трудах многих ученых, среди которых можно выделить К. Ясперса, считавшей главной целью таких исследований стремление к истине.

Как уже отмечалось выше, в традициях немецкой высшей школы принято рассматривать научную составляющую в качестве центрального компонента в структуре университета.

Ведущие мировые университеты принимают активное участие в решении глобальных проблем средствами науки: речь идет о проблемах экологии, медицины, культуры, социальной сферы и т.д. Основной акцент здесь делается на исследованиях междисциплинарного характера, что позволяет получить инновационные результаты, пути решения тех или иных проблем посредством аккумулирования методов и приемов из различных научных дисциплин и отраслей знания.

В решениях различных исследовательских задач современные университеты активно объединяют свои усилия, осуществляя научные проекты на международном уровне (это достигается за счет международного сотрудничества, обмена актуальной научной информацией и исследовательскими данными).

Необходимо отметить, что современные университеты реализуют функцию подготовки интеллектуальной элиты общества, развивая интеллектуальный потенциал студентов, их способность к осуществлению научно-исследовательской деятельности: рассматриваемая функция нашла отражение в Великой Хартией университетов, предусматривающей единство собственно образовательного процесса и деятельности научно-исследовательского характера в университете современного типа [7, с. 186].

Современные университеты способны становится центрами социально-экономического развития региона, а накопленные ими знания могут активно применяться в различных отраслях экономики соответствующих регионов.

Современное общество объективно нуждается в различных технологиях, способны обеспечить его устойчивое поступательное развитие в условиях глобализации и информатизации: данное обстоятельство обуславливает необходимость активного включения университетов в инновационную деятельность.

Профессиональная функция университетов приобретает актуальность еще в XX столетии, что

было обусловлено активным развитием в этот период рыночных отношений и промышленного производства.

Выше мы уже писали о том, что в настоящее время целый ряд современных университетов и, в первую очередь, университетов Северной Америки выстраиваются не только как образовательные, но и как предпринимательские структуры, обладающие способностью к осуществлению соответствующей деятельности, направленной на извлечение прибыли (эти вузы проводят прикладные исследования в области бизнеса, активно сотрудничая с государственными и негосударственными организациями, заинтересованными в различных научных разработках).

Социально-культурная функция университета связана с сохранением и трансляцией в рамках университетской среды различных культурных ценностей и наследия общемировой, национальной и региональной культуры, культурных норм, эталонов и образцов поведения. Известный испанский ученый Х. Ортега-и-Гассет писал и целесообразности осуществления современными вузами социокультурной функции еще в середине XX столетия. По мнению данного ученого, университетское образование не должно ограничиваться исключительно профессиональной функцией, поскольку в этом случае высшее образование может превратиться в деятельность, направленную на подготовку «сведущих невежд». В то же время, университет должен осуществлять подготовку не только профессионалов в определенных областях, но и культурных людей. Это предусматривает, наряду с преподаванием соответствующих культурологических и иных общегуманитарных дисциплин, активную культурную деятельность и сотрудничество в данной сфере, осуществление образовательного процесса с опорой на исторические традиции и культурные ценности, развитие моральных и духовных ценностей.

В России, как следует из Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», данная политика реализуется, в том числе, в рамках системы образования, в сфере работы с молодежью [8].

Заключение. На современном этапе наиболее передовые университеты ориентированы на активную исследовательскую деятельность в области индустрии и предпринимательства, что осуществляется параллельно с основной деятельностью, связанной с подготовкой квалифицированных кадров для различных профессиональных областей. Университеты призваны не просто готовить специалистов, владеющих теми или иными профессиями, но специалистов, имеющих высокую компетенцию в различных сферах профессиональной деятельности, готовых к постоянному повышению своего профессионализма, имеющих ярко выраженное стремление к карьерному успеху и т.д.

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

В тексте университетской доктрины «Новые университеты для новой России», подчеркивается, что университеты «должны прежде всего обеспечивать страну высококвалифицированными кадрами, соответствующими запросам рынка труда и современному уровню знаний, особенно в стратегически значимых областях» [9, с.3]. Здесь также говорится о необходимости активизировать научно-исследовательскую деятельность российскими образовательными учреждениями высшего образования»: университет должны генерировать инновационные идеи для отечественной экономики, государственного и общественного развития.

Наряду с этим, к числу наиболее актуальных целей деятельности современных университетов было отнесено «укрепление позиции русского языка как государственного и как языка межнационального общения», а также «сохранение национальных языков и культур народов Российской Федерации» [9, с. 4].

Университеты должны, в первую очередь, осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров для экономики страны, развивать интеллектуальный потенциал для нужд научно-технологического роста, а также обеспечивать общество с целью его эффективного развития необходимыми ему «современно мыслящими,

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

укоренёнными в национальной системе духовных ценностей и социально ответственными молодыми гражданами» [9, с. 6].

С социально-культурной функцией университетов тесно связана и воспитательная функция, включающая «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (см. ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации) [10, с. 2].

Следует отметить, что в задачу университетов также входит воспитательная деятельность, связанная с формированием у студентов лидерских качеств, включающих способность брать на себя ответственность, принимать значимых решения в сложных практических ситуациях. Работа со студентами должна включать, наряду с передачей определенных знаний, воспитание у них потребности к постоянному, непрерывному обучению и самообразованию, воспитание конкурентоспособной личности, отличающейся умением реагировать на постоянные изменения внешней среды, добиваться успеха в профессиональной деятельности.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Карпов А.О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии / А.О. Карпов // Вопросы экономики. 2017. № 3.

2. Касаткин П.И. Философия современного университета: теоретико-аксиологический аспект / П.И. Касаткин // Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being. 2017. Т. 6. Вып. 4A.

3. Ефимов В.С. Университет в ситуации постиндустриального перехода: глобальные тренды и вызовы развития. Университет 4.0 / В.С. Ефимов // Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами. VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Д. Белл; Пер. с англ. М. : Academia, 1999.

5. Kerr C.A. The uses of the University. Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 1982. Vol. IX.

6. Емельянова И.Н. Функции современных университетов: сравнительный анализ миссий отечественных и зарубежных вузов / И.Н. Емельянова, Л.М. Волосникова // Университетское управление. 2018. Т. 22. № 1.

7. Панькова Н.М. Миссия университета в современных концепциях высшего университетского образования / Н.М. Панькова // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 312. № 6.

8. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 09 ноября 2022 г. // СПС «Консультант Плюс»: законодательство РФ. URL : http://www.consultant.ru>document/cons_doc_LAW_430906 (дата обращения 15.05.2024).

9. Новые университеты для новой России (университетская доктрина). URL : http://sr.27.ru>media/attac hments2014/11/23/new (дата обращения 16.05.2024).

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

10. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ: ред. от 04.08.2023 // СПС КонсультантПлюс : законодательство РФ. URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online (дата обращения 17.05.2024).

1. Karpov A.O. Modern University as a driver of economic growth: models and missions / A.O. Karpov // Economic issues. 2017. № 3.

2. Kasatkin P.I. Philosophy of a modern university: theoretical and axiological aspect / P.I. Kasatkin // Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being. 2017. Vol. 6. Iss. 4A.

3. Efimov V.S. University in the situation of post-industrial transition: global trends and development challenges. University 4.0 / V.S. Efimov // A modern university between global challenges and local tasks. VII International Conference of the Russian Association of Higher Education Researchers. M. : Publishing House of the Higher School of Economics, 2016.

4. Bell D. The Coming post-industrial Society: The experience of social forecasting / D. Bell; Transl. from english. M. : Academia, 1999.

5. Kerr C.A. The uses of the University. Cambridge, Mass. : Harvard University Press, 1982. Vol. IX.

6. Yemelyanova I.N. The functions of modern universities: a comparative analysis of the missions of domestic and foreign universities / I.N. Yemelyanova, L.M. Volosnikova // University management. 2018. Vol. 22. № 1.

7. Pankova N.M. The mission of the University in modern concepts of higher university education / N.M. Pankova // Proceedings of Tomsk Polytechnic University. 2008. Vol. 312. № 6.

8. On the approval of the Foundations of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values: decree of the President of the Russian Federation dated November 09, 2022 // SPS «ConsultantPlus»: legislation of the Russian Federation. URL : http://www.consultant.rudocument/ cons_doc_LAW_430906 (date of application 05/15/2024).

9. New Universities for a new Russia (university doctrine). URL : http://sr.27.rumedia/attachments/2014/11/23/ new (date of application 05/16/2024).

10. On Education in the Russian Federation: Federal Law № 273-FZ of 12/29/2012: ed. from 08/04/2023 // SPS «ConsultantPlus»: the legislation of the Russian Federation. URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (date of application 05/17/2024).

References:

Информация об авторах

Колесина Карина Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор,

профессор кафедры английской филологии, Южный федеральный университет

Karina Yu. Kolesina

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Professor of the Department of English Philology, Southern Federal University ORCID 0000-0002-3915-7246 karina379@yandex.ru

ORCID 0000-0002-3915-7246 karina379@yandex.ru

Петр Сергеевич Самыгин

доктор социологических наук, доцент,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профессор кафедры

теории и истории государства и права,

Ростовский государственный

экономический университет

ORCID 0000-0002-6690-0277

samygin78@yandex.ru

Peter S. Samygin

Doctor of Sociology, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Rostov State University of Economics

ORCID 0000-0002-6690-0277 samygin78@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.