Научная статья на тему 'О РОЛИ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

О РОЛИ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1962
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КРИЗИС УНИВЕРСИТЕТА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / MODERN UNIVERSITY / UNIVERSITY ROLE / HIGHER EDUCATION / PHILOSOPHY OF EDUCATION / UNIVERSITY CRISIS / GLOBALIZATION / DIGITALIZATION OF EDUCATION / HIGHER EDUCATION TRANSFORMATION / UNIVERSITY / ONLINE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Наталья Борисовна

Предметом исследования данной работы является роль университета в современном обществе. Автор определяет ключевые характеристики и основные тенденции развития вуза в контексте трансформации социума. Статья представляет собой этап исследовательской работы, цель которой - сформировать подход к построению парадигмы современного российского университета, пригодной для решения задач текущей образовательной среды, а также для проектирования ее будущего. Проведен анализ тенденций развития системы высшего образования, обозначены кризисные явления в образовательном пространстве современного университета. В статье поддерживается идея о том, что наука становится непосредственной производительной силой общества, а университет является важной общественной институцией, в которой развивается фундаментальная наука, готовятся научные открытия и создаются предпосылки для динамичного развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF UNIVERSITIES IN MODERN SOCIETY

The subject of this study is the role of universities in modern society. In the paper, the author defines the key characteristics and main development trends of universities in the context of the modern transformation of society. The work represents the stage of the research the purpose of which is to form an approach to building the paradigm of a modern Russian university suitable for solving problems of the current university environment and for designing its future. The author analyzed the development trends of the higher education system, identified crisis phenomena in the educational space of a modern university. The author supports the idea that science becomes the direct productive force of society, and the university is an important public institution where fundamental science develops, scientific discoveries are formed and prerequisites for the rapid development of society are created.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 378.4"312"

Павлова Наталья Борисовна

ассистент кафедры философии Пермского государственного национального исследовательского университета

О РОЛИ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Pavlova Natalya Borisovna

Assistant Professor, Philosophy Department, Perm State National Research University

THE ROLE OF UNIVERSITIES IN MODERN SOCIETY

Аннотация:

Предметом исследования данной работы является роль университета в современном обществе. Автор определяет ключевые характеристики и основные тенденции развития вуза в контексте трансформации социума. Статья представляет собой этап исследовательской работы, цель которой - сформировать подход к построению парадигмы современного российского университета, пригодной для решения задач текущей образовательной среды, а также для проектирования ее будущего. Проведен анализ тенденций развития системы высшего образования, обозначены кризисные явления в образовательном пространстве современного университета. В статье поддерживается идея о том, что наука становится непосредственной производительной силой общества, а университет является важной общественной институцией, в которой развивается фундаментальная наука, готовятся научные открытия и создаются предпосылки для динамичного развития общества.

Ключевые слова:

современный университет, роль университета, высшее образование, философия образования, кризис университета, глобализация, цифровиза-ция образования, трансформация высшего образования, университет, онлайн-образование.

Summary:

The subject of this study is the role of universities in modern society. In the paper, the author defines the key characteristics and main development trends of universities in the context of the modern transformation of society. The work represents the stage of the research the purpose of which is to form an approach to building the paradigm of a modern Russian university suitable for solving problems of the current university environment and for designing its future. The author analyzed the development trends of the higher education system, identified crisis phenomena in the educational space of a modern university. The author supports the idea that science becomes the direct productive force of society, and the university is an important public institution where fundamental science develops, scientific discoveries are formed and prerequisites for the rapid development of society are created.

Keywords:

modern university, university role, higher education, philosophy of education, university crisis, globalization, digitalization of education, higher education transformation, university, online education.

Потребность в модернизации системы высшего образования сегодня активно обсуждается научным сообществом. На повестке дня стоят вопросы организационного, экономического и сущностного характера: о роли университета, значимости высшего образования, принципах устройства системы профильной подготовки.

В последние десятилетия университеты переживают процесс реформирования. Начало эпохи изменений однозначно связывается с Болонским процессом (2000 г.), а также с внедрением новых механизмов финансирования в организационную структуру вузов. Сегодня университеты находятся в еще более непростой ситуации. Причин тому несколько:

1. Глобализация образования: формирование единого мирового образовательного процесса с общими стандартами. Американский футуролог К. Керр предложил идею виртуального университета (мультиверситета), который способен заместить традиционные университеты. Это будет «город интеллекта» - сообщество, объединившее интеллектуальные ресурсы различных стран. Как следствие, роль университета, заключающаяся в воспроизводстве национального субъекта, при таком подходе утрачивается.

2. Экономоцентричность образования: выстраивание образовательного плана в соответствии с требованиями и задачами рынка и государства. Это противоречие отражено в задаче, которая стоит перед современным вузом: формировать узкого специалиста, а не всесторонне развитую личность. Цель университета - «выпуск некого социального продукта, обладающего определенными характеристиками. Однако конкретные условия этого "инженерного задания" (...) скрываются за абстрактным образом высококвалифицированного, мобильного специалиста, обладающего определенными общими и специальными знаниями» [1, с. 39].

3. Цифровизация образования: интеграция в образовательные процессы цифровых технологий и выстраивание процессов обучения в интерактивной сетевой среде. Например, появление

цифровых платформ образования, которые позволяют преодолеть территориальные ограничения и сделать обучение в лучших университетах мира доступным для студентов из любых стран.

4. Консьюмеризация образования: редукция взаимоотношений «университет - студент» и приведение их к формату «производитель - потребитель». Продуктом вузов по всему миру становится базовое высшее образование.

5. Менеджеризация образования: интеграция элементов корпоративного менеджмента в систему управления университетом. Например, появление продукт-менеджеров - владельцев образовательных программ. Их цель - обеспечить востребованность учебной программы со стороны потребителей (студентов и предприятия). Для оценки эффективности работы преподавателей вводятся KPI.

Актуальность вопроса о роли университета в современном обществе вызвана «крахом национально-культурной миссии, которая раньше обеспечивала его смысл существования» [2, с. 12]. По утверждению Ю. Хабермаса, «институционализация сохраняет свою способность функционировать до тех пор, пока она воплощает в жизнь сопутствующую ей идею» [3, с. 112].

Обозначенные тенденции обуславливают изменение значимости высшего образования и роли университета в обществе. Так, высшее образование больше не является единственным «окном в жизнь». Развитие интернет-технологий, появление платформ для дистанционного образования обусловили возникновение онлайн-школ и онлайн-университетов. Крупнейшие онлайн-универ-ситеты России - «Нетология» и Skillbox - предлагают освоить востребованные профессии дистанционно. Как правило, это программы обучения ИТ-направленности. Студент овладевает «ремеслом» за год, а по желанию может завершить программу экстерном - за несколько месяцев.

Меняется модель обучения в университете. Оборот рынка онлайн-образования в последние годы ежегодно растет на 60% [4]. В России крупные компании, холдинги, транснациональные корпорации создают собственные проекты: «Школа данных Яндекса», «Яндекс. Учебник», «Корпоративный университет Сбербанка», «Университет Coca-Cola» и множество других. Современные бизнесмены предпочитают создавать собственные образовательные проекты: например, Рубен Варданян финансирует экосистемные кластерные проекты: «Сколково», UWC; Вадим Мошкович поддерживает проект-школу «Летово»; «Севергрупп» вложилась в «Нетологию».

Ответ на вопрос о роли современного университета предполагает определение сущности системы высшего образования и набора функций, содержание которых конкретно исторично: образовательные стандарты программы, педагогические методы, технические средства, правила доступности образования и т.д. Такой концепт, разработанный с учетом стратегических целей и тактических задач общества, позволит решить ряд острых вопросов системы высшего образования и выступит теоретическим базисом модернизации университета.

За последние 40 лет появилось несколько «ярких» концепций, описывающих характеристики общества. Они определяют современный этап как «постиндустриальный» (Д. Белл), «информационный», «информациональный» (М. Кастельс), «новый индустриальный» (Дж. Гэлбрейт), «постэкономический» (Вл. Иноземцев), «общество третьей волны» (Э. Тоф-флер), «постфордистский» (Д. Гартман), «цифровой», «Индустрии 4.0» (К. Шваб) [5, с. 346].

Стремительность, динамика, интенсивность, скорость - наиболее распространенные понятия, используемые для описания современного общества. В качестве основных характеристик социально-экономической реальности, в которой существует современный университет, зафиксируем следующие:

1. Стремительные изменения производственной сферы: внедрение в процесс производства информационных технологий для его автоматизации, цифровой оптимизации и цифровой трансформации.

2. Генерация больших объемов данных, внедрение технологий искусственного интеллекта в управление производственными процессами, роботизация, создание «цифровых двойников» предприятий.

3. Быстрое развитие цифровых технологий и внедрение их во все сферы жизни общества.

4. Развитие фундаментальных и прикладных наук.

5. Возникновение класса технократов (технологических специалистов и профессионалов).

Попытка глубокого понимания процессов современного университета, а также определение перспектив его развития требуют исследования истории высшего образования в дискурсе его «идеи», которая эволюционирует вместе с развитием вузов, отражая требования соответствующих эпох к их деятельности, а также некую вневременную сущность университета. Категория «идея университета», впервые введенная в научный обиход В. Гумбольдтом, сегодня используется для определения совокупности задач, функций, ценности конкретно-исторического типа университета и направлений его развития.

Рассмотрим этот вопрос в парадигме концепции высшего образования, где исторические типы университетов представлены как «Университет 1.0», «Университет 2.0», «Университет 3.0». Это доклассический, классический и постклассический университеты или университеты феодализма, индустриального капитализма и современного капиталистического общества. Миссия до-классического университета - трансляция знаний, классического - обучение и исследование, в постклассическом университете к двум последним миссиям добавляется третья - социальная или социально-экономическая.

«Университет 1.0» автономен и сравнительно изолирован от решения утилитарных задач, его цель - передать знания. Индустриальная эпоха требует большей включенности «Университета 2.0» в решение производственных задач: «обеспечение подготовки профессионалов в конкретных областях, способных исполнителей, обладающих определенными знаниями и навыками» [6, с. 51].

Концепция «Университета 3.0» формируется в середине ХХ века. Для него актуально решение вопроса о соотношении общекультурного, либерального и узкопрофессионального, утилитарного знания. Взгляды на то, что представляет собой третья миссия университета, различны. Согласно Д. Беллу современный университет должен стать важнейшим социальным институтом общества [7, с. 790].

М. Мархл и А. Паусист в статье «Методология оценки третьей миссии университетов» полагают, что вуз на современном этапе представляет «совокупность специфических услуг, основанных на действиях и возможностях, служащих для блага общества» [8, с. 2].

Б. Кларк создает концепцию предпринимательского университета, предполагающую в качестве «третьей» миссии университета - подготовку специалистов в соответствии с потребностями общества, коммерциализацию образовательных продуктов, формирование предпринимательской культуры сотрудников и студентов [9].

В рамках этой концепции «Университет 3.0» - исследовательский центр с функциями передачи знаний, выстраивающий деятельность в соответствии с запросами общества. Эти изменения предполагают формирование новой институциональной университетской среды, в том числе интеграцию в процесс управления вузом идеологии, техник, практик, свойственных частному сектору экономики. Перед менеджментом университетов стоят задачи создания востребованных образовательных продуктов, поиска источников негосударственного финансирования. «Создаются новые концепции управления вузом: "новый государственный менеджмент" (New Public Management NPM) и сетевое управление (Network Governance NG). В рамках первой модели предполагается, что вузы должны конкурировать в борьбе за студента, а студент - "покупать" образование, ориентируясь на экономические показатели дохода и положение выпускников вуза, его рейтинг, а также исходя из цены, которую он способен или считает возможным заплатить за предлагаемую образовательную услугу. Научные исследования в вузах этой модели позиционируются как инструмент их конкурентоспособности и часть системы рыночных отношений» [10, с. 58].

В работе «Университет в руинах» Б. Ридингс отмечает, что идея современного университета формируется как ответ на необходимость выживать в условиях быстрых перемен, возрастающей прагматики, распространения на все сферы жизни правил рынка, стремительной социальной дифференциации общества. Университеты ориентированы на производство субъекта, готового к созданию прибавочной стоимости в любой стране мира, безотносительно к ее национальной и культурной специфике. По мнению Б. Ридингса, современный вуз «становится транснациональной бюрократической корпорацией, либо связанной с транснациональными инстанциями управления, такими как ЕС, либо функционирующей независимо по аналогии с транснациональной компанией» [11, с. 17].

Полагаем, что ориентированность системы высшего образования, прежде всего, на подготовку специалистов для решения актуальных задач экономики и ответа на вызовы производственной системы является узкой и ситуативной и не учитывает особенность современного этапа развития общества, которая заключается в том, что это фундаментальная наука и образование задают производству направление развития, а не наоборот. Согласно теоретикам постиндустриального общества наука (прежде всего, фундаментальная) становится главным ресурсом развития общества. Исключительная роль научного знания, становящаяся по известному предсказанию К. Маркса «непосредственной производительной силой», на наш взгляд, свидетельствует о необходимости ориентации университетского образования на фундаментальность.

Современная эпоха требует от человека не «узкой специализации», а, скорее, универсальных знаний, позволяющих ему сохранять и раскрывать творческую сущность в разнообразных сферах. Эта идея базируется не только на гуманистических, но и на экономических предпосылках: «драйверами» современной экономики являются наукоемкие сферы, именно там создаются

«прорывные» продукты, капиталоемкие, которые способны вывести общество на новый этап развития. Полагаем, что маркетизация науки и сугубо утилитарное представление о роли образования противоречат задачам современного общества. Обучение в университете призвано не только помочь человеку стать профессионалом «прямо сейчас», но и быть готовым к самообразовательной деятельности в быстро меняющемся мире. Стратегия развития высшего образования должна учитывать, что цель его - создание нового типа реальности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование личности выпускника. Именно поэтому университетское образование должно сохранить ориентированность на фундаментальную науку. В современной парадигме университеты - центры производства знаний, а научные открытия - сырье, которое адаптируется к использованию на производстве. Мы согласны с тезисом С. Коллини, который утверждал: «Возможно, университеты действительно вносят вклад в экономическое благосостояние и готовят квалифицированных специалистов в таких-то областях. Но представлять это в виде главной экономической цели - все равно что заводить и воспитывать детей из желания предоставить экономике "компетентную рабочую силу"» [12, с. 47].

История высшего образования демонстрирует, что университет выполняет ряд важных для развития общества функций (готовит кадры, транслирует научные открытия, обеспечивающие рывок в сфере производства и др.), но его влияние всегда шире обозначенных рамок. Во-первых, важная роль университета заключается в формировании всесторонне развитой личности. Образование должно быть «человекоразмерным», а университет - создавать обучающую среду, где в полной мере реализуется подход антропоцентричности. Во-вторых, результат научных открытий и образовательной деятельности не может быть оценен исключительно в экономических категориях. Безусловно, положения теоретической физики или фундаментальной математики применяются в организации производственного процесса, обеспечивают его развитие, но сводить значимость этих открытий исключительно к влиянию на рост ВВП некорректно. Одна из ключевых задач университета - поиск истины, получение знаний (экспертных, специализированных, теоретических) посредством исследований и передача их результатов обществу. Знания, научные открытия и технологические разработки интегрируются в производственный процесс, становясь «непосредственной производительной силой общества». «Ключевая особенность современного этапа развития общества состоит в том, что фундаментальная наука и образование диктуют предпринимателям направления развития производства» [13]. Задачи университета как генеральной институции системы высшего образования всегда шире задач, поставленных перед ним государством. Роль университета - в глубоком изучении действительности, формировании фундаментального знания, передаче совокупности знаний поколениям. Результаты деятельности университетов важны для общества в целом, их сложно измерить в денежных единицах, поэтому идеология реформ высшей школы не должна базироваться только на экономическом (утилитарном) фундаменте, законах целесообразности, окупаемости, востребованности, эффективности и результативности высшего образования в интересах экономики.

Ссылки:

1. Сыромятников О.И. Российский университет в изменяющейся социальной реальности // Вестник Пермского университета. 2007. № 6 (11). С. 37-43.

2. Ридингс Б. Университет в руинах. М., 2009. 304 с.

3. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. 256 с.

4. Рынок онлайн-образования ежегодно растет на 60% - исследование Яндекс. Кассы и Нетологии [Электронный ресурс] // Яндекс. Деньги. и^: Ь|Пр8://топеу.уап<^ех.ги/раде?^=529525 (дата обращения: 09.06.2020).

5. Павлова Н.Б. К вопросу об оценке качества образовательных услуг // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 13. С. 346-349.

6. Балмасова Т.А. «Третья миссия» университета новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. № 8-9. С. 48-55.

7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М., 2004. 944 с.

8. Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век : научный электронный журнал. 2013. Выпуск 1. С. 1-13. https://doi.org/10.15393/j5.art.2013.1949.

9. Кларк Б. Создание предпринимательских университетов. Организационные направления трансформации. М., 2019. 240 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1997-4.

10. Карпов А.О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 58-76. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-3-58-76.

11. Ридингс Б. Указ. соч. С. 17

12. Колини С. Зачем нужны университеты? М., 2016. 264 с.

13. Орлов В.В. Университетское образование в постиндустриальном обществе // Вестник Пермского университета. № 6 (11). 2007. С. 32-37.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.